Теоретическое наследие экономиста М. И. Туган-Барановского
Е. А. Козлова*
Аннотация. Статья посвящена творческому наследию классика русской экономической мысли М. И. Туган-Барановского. Автор рассматривает его заслуги: новую трактовку рынков, творческое объяснение периодичности кризисов, их роли в развитии народного хозяйства. Подчеркивается, что М. И. Туган-Барановский по достоинству оценен современниками как создатель современной инвестиционной теории циклов. Его заслуга состоит также в том, что он исследовал общие тенденции развития капитализма в России, одним из первых провел сравнительный анализ русской и западной экономики, обратил внимание на роль среднего класса. Автор приходит к выводу, что наследие видного экономиста М. И. Туган-Барановского как популяризатора русской экономической мысли на Западе имеет особое значение.
Ключевые слова: городское хозяйство; капитал; конъюнктура; наемный труд; прогнозирование; промышленные кризисы; теория рынков; фабрика.
Михаил Иванович Туган-Барановский — крупнейший русский экономист конца Х1Х-начала XX в. Он родился в 1865 г. В возрасте 23 лет закончил курс Харьковского университета сразу по двум факультетам — естественному и юридическому, но сферой его деятельности стала политическая экономия.
В молодости он разделял идеи легальных марксистов. До конца своих дней Туган-Барановский сохранил приверженность социалистическому идеалу, но ортодоксальным марксистом никогда не был, оставаясь самостоятельным и оригинальным исследователем.
Одной из первых его работ была книга «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшее влияние на народную жизнь»1. В этой работе исследовался
целый ряд фундаментальных проблем, связанных с цикличностью развития капиталистической экономики. Эта книга впоследствии была переведена на немецкий, французский, английский, японский языки и принесла русскому ученому широкую мировую известность.
М. И. Туган-Барановсий на основе критического анализа предшествующих теорий рынка и широкого пласта статистических данных дал оригинальную трактовку проблемы реализации в условиях расширенного воспроизводства и предложил новое объяснение периодичности кризисов. Он пришел к выводу, что в товарном хозяйстве непрерывное, поступательное развитие производства возможно, но только при соблюдении определенной пропорциональности общественного производства. Однако так как организация производства в масштабе
* Козлова Екатерина Александровна— старший преподаватель кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета. E-mail: manevitch.vitaly@yandex.ru.
1 См.: Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. СПб.,1894.
общества отсутствует и каждый предприниматель работает на неизвестный рынок, должная пропорциональность при капитализме автоматически не достигается. Именно это обстоятельство и является непосредственной причиной промышленных кризисов.
Механизм циклического развития капиталистического хозяйства был представлен Ту-ган-Барановским следующим образом. В поисках прибыльного приложения денежный капитал оказывает постоянное давление на производство, и как только он туда проникает, начинается цепная реакция — расширение какой-либо одной отрасли требует расширения смежных отраслей. Таким образом, оживление охватывает постепенно все народное хозяйство, причем в первую очередь отрасли, производящие средства производства, так как любое расширение производства требует увеличения основного капитала.
Постепенно, по мере оживления всего народного хозяйства, ранее свободные денежные капиталы усиленно привлекаются в производственную сферу через кредитную систему и превращаются из потенциальной силы в действительную, повышая спрос и создавая положительную конъюнктуру. Но как только расходование свободного капитала превысит скорость его накопления, резерв накопленного капитала, созданный в период застоя, будет исчерпан и увеличение спроса прекратится. Это, в свою очередь, вызовет биржевой кризис и нарушение функционирования кредитной системы.
По мере окончания строительства новых предприятий израсходованный денежный капитал из элемента формирования спроса превращается в элемент формирования предложения. Теперь предложение начинает опережать спрос, рыночная конъюнктура резко ухудшается, товарные цены падают настолько, что не могут покрыть издержек производства.
Туган-Барановский пришел к выводу, что стихийный характер капиталистического производства проявляется в том, что пропорциональность производства постоянно нарушается. Пути преодоления
диспропорциональности он видел в прогнозировании конъюнктуры.
Туган-Барановский по праву считается создателем современной инвестиционной теории циклов. Критикуя ограниченность существовавших до него теорий рынка и кризисов, объяснявших кризисы нарушениями либо в сфере денежного обращения и кредита, либо в области потребления (теория «недопотребления» Сисмонди и концепции русских народников), либо с нарушениями в области производства. Туган-Барановс-кий дал синтетическое истолкование этих процессов, взяв за основу идею о связи промышленных колебаний с периодическим созданием нового основного капитала. Этот подход получил дальнейшее развитие во многих странах: в Германии в трудах А. Шпитго-фа, в Австрии — в трудах И. А. Шумпетера, во Франции — Ж. Лескюра и А. Афталиона; в Швеции — Г. Касселя и К. Векселя.
В 1951 г. Э. Хансен, признанный лидер американского неокейнсианства, писал: «Первой современной научной работой, целиком посвященной промышленным циклам, была, как справедливо заметил Шпитгоф, работа Туган-Барановского... Его теория ворвалась в науку как свежий морской ветер. Он правильно указал на главную особенность цикла -колебание размеров инвестиций. Это суждение знаменует собой поворотный пункт в теории экономического цикла»2.
Таким образом, Туган-Барановский создал оригинальную теорию хозяйственной конъюнктуры, на основе которой оказалось возможным делать научные прогнозы социально-экономического развития.
В основу изучения конъюнктуры им был положен статистический метод. Исходя из анализа фактической истории кризисов в классической стране капитализма — Англии, Туган-Барановский выявил ряд признаков (цена железа, высота учетной ставки процента), которые характеризуют каждую фазу промышленного цикла; регулирование позволяет не ограничиваться прогнозированием конъюнктуры, но и воздействовать на
2 Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства. Т. 2, М.: Экономика, 1997. С. 21-22.
нее. Таким образом, был сделан первый шаг по пути экономического прогнозирования, составляющего в наши дни основу государственной экономической политики.
Наряду с анализом текущей конъюнктуры и прогнозированием ее перспектив, Ту-ган-Барановский исследовал общие тенденции развития капитализма в России. В книге «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898)3в учебнике «Основы политической экономии» (1900)4, ряде статей он излагал свою точку на особенности российской экономической истории.
Туган-Барановский исследовал и обобщил глубокие отличия условий русского хозяйственного развития от западноевропейского. Прежде всего, это отсутствие в России стадии городского хозяйства. Московское государство совершенно не знало того социального слоя, который сыграл важнейшую роль в истории Европы — слоя свободных ремесленников. Именно ремесленным цехам, городскому хозяйству в целом Запад обязан своей высокоразвитой докапиталистической промышленной культурой.
Далее, Туган-Барановский отмечал, что именно западный город, созданная им организация мелких промышленников, на почве которой возникла вся цивилизация и культура Запада, сыграли решающую роль в завоевании свободы от феодалов и крушении абсолютной монархии. «У нас не веял этот воздух промышленного города,— и потому не было почвы для свободы»5.
С этими особенностями Туган-Барановс-кий связывает многие экономические и социальные процессы начала XX в. Это относится прежде всего к специфике развития капитализма. В России не было никакой другой промышленной культуры, кроме капиталистической, не было зажиточного и многочисленного слоя мелких предпринимателей. С недостатком средней и мелкой промышленной
буржуазии связана высокая концентрация производства, являвшаяся предпосылкой высокого уровня монополизации экономики.
Туган-Барановский был одним из первых аналитиков, обративших внимание на особую роль среднего класса в процессе формирования и развития капитализма. Отсутствие исторически сложившейся промышленной культуры и среднего промышленного класса, вековое господство принудительного труда обусловили глубокое отличие российского хозяйственного развития от западноевропейского. По мере роста промышленности в Российской империи в XVIII — начале XIX в.,— замечает Туган-Барановский,— происходит не переход от подневольного труда к вольному найму, а наоборот, усиливается зависимость работников. Положение рабочих ухудшалось прямо пропорционально развитию русской фабрики. Поскольку на заводах имелись одновременно и свободные и подневольные работники, фабриканты упорно стремились «уравнять в правах эти две категории трудящихся, лишив свободы всех разом. Это им удалось в 1736 году, когда вышел соответствующий высочайший указ»6.
В XIX в. стали возникать фабрики, создаваемые разбогатевшими крепостными. Эти крестьянские фабрики, по мнению Туган-Ба-рановского, являлись уже органическим продуктом народной жизни. «Условия русской промышленности созрели уже не только для торгового капитализма. Крепостная фабрика, по ходу промышленной эволюции, отживала свое время; ее место заступила новая, капиталистическая фабрика, основанная на свободном договоре предпринимателя-капиталиста с рабочим»7.
Проанализировав специфику развития крупной промышленности в России, Туган-Барановский пришел к выводу, что, несмотря на ряд сдерживающих факторов, страна входит в мировой капиталистический рынок,
3 См.: Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Харьков: Пролетарий, 1926.
4 См.: Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998.
5 Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998. С. 130.
6 См. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Харьков: Пролетарий, 1926.
7 Туган-Барановский М. И. Очерк развития мануфактурной промышленности в России // Приложение к журналу «Вестник мануфактурной промышленности». М, 1912. С. 9.
и этот процесс сопровождается ускорением технического прогресса и укреплением экономической свободы и права. Вместе с тем, капитализм не может завоевать господствующие позиции во всех отраслях хозяйства, особенно в сельском хозяйстве.
Признавая огромные достижения капитализма, экономическую эффективность рыночного хозяйства, Туган-Барановский в то же время утверждает, что «в капиталистической системе хозяйства заложено внутреннее противоречие, которое с железной (хотя и не экономической) необходимостью должно привести к ее превращению в высшую форму. Противоречие это заключается в том, что капитализм делает из рабочего человека простое хозяйственное средство и в то же время ведет к распространению правовых воззрений, признающих всякую человеческую личность без различия высочайшей ценностью в себе. Иными словами, это есть противоречие основного хозяйственного принципа капитализма с основной этической нормой»8.
Этой высшей, по сравнению с капитализмом, формой Туган-Барановский считал социализм, но понимал он социализм отнюдь не догматически. Социализм в понимании Тугана-Барановского — это «надисторическии
идеал человечества», и поэтому каждая эпоха придает этому идеалу свой неповторимый облик.
XX в. привнес в образ социализма две характерные черты — идею верховной ценности человеческой личности и понимание того, что новое общество должно хозяйствовать таким образом, чтобы дать максимальный импульс развитию производительных сил.
Михаилу Ивановичу Туган-Барановско-му не пришлось стать свидетелем того, какие формы приобретало строительство нового общества в России: в январе 1919 г. в возрасте 54 лет он скоропостижно скончался.
О значение теоретического вклада М. И. Туган-Барановского в отечественную и мировую науку удачно сказал выдающийся российский экономист И. Д. Кондратьев: «Михаил Иванович Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на востоке, в России. Он стал не только в уровень с научно-экономической мыслью передовых стран, но он содействовал прогрессу ее, и в силу этого он больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд с европейской»9.
Литература
1. Кондратьев Н. Д. М. И. Туган-Барановский.— Пг.: Колос, 1923.— 125 с.
2. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии.— М.: РОССПЭН, 1998.— 663 с.
3. Туган-Барановский М. И. Очерк развития мануфактурной промышленности в России // Приложение к журналу «Вестник мануфактурной промышленности».— М., 1912.— 23 с.
4. Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. СПб., 1894.— 512 с.
5. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Харьков: Пролетарий, 1926.— 448 с.
6. Туган-Барановский М. И. Теоретические основы марксизма.— М.: УРСС, 2003.— 218 с.
7. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства.— М.: Экономика, 1997. Т. 2.— 431 с.
8 Туган-Барановский М. И. Теоретические основы марксизма. М: УРСС, 2003. 193 с.
9 Кондратьев Н. Д. М. И. Туган-Барановский. Пг.: Колос, 1923. С. 7, 18.