Научная статья на тему 'Теоретическое изучение проблемы нарушений голоса у детей младшего школьного возраста'

Теоретическое изучение проблемы нарушений голоса у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голос / тембр / сила / голосовые нарушения / диагностика

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна, Пантюхина Ольга Владимировна

В данной статье представлены теоретические аспекты нарушений голоса у детей младшего школьного возраста, основные характеристики голоса и классификация голосовых нарушений. Рассмотрены основные причины и факторы, влияющие на развитие голосовых нарушений в данной возрастной категории. В исследовании представлен обзор литературных источников и научных статей, посвященных данной проблеме, основное внимание уделено видам нарушений голоса, характерным для детей младшего школьного возраста, таким как задержка речевого и физического развития, поражение речевого аппарата и другие факторы, способствующие развитию нарушений голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна, Пантюхина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое изучение проблемы нарушений голоса у детей младшего школьного возраста»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-512-516

Теоретическое изучение проблемы нарушений голоса у детей младшего школьного возраста

Башмакова Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Пантюхина Ольга Владимировна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в данной статье представлены теоретические аспекты нарушений голоса у детей младшего школьного возраста, основные характеристики голоса и классификация голосовых нарушений. Рассмотрены основные причины и факторы, влияющие на развитие голосовых нарушений в данной возрастной категории. В исследовании представлен обзор литературных источников и научных статей, посвященных данной проблеме, основное внимание уделено видам нарушений голоса, характерным для детей младшего школьного возраста, таким как задержка речевого и физического развития, поражение речевого аппарата и другие факторы, способствующие развитию нарушений голоса. Ключевые слова: голос, тембр, сила, голосовые нарушения, диагностика.

Введение. Голос - важный инструмент общения и выражения эмоций. У некоторых детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения голоса, из-за которых им трудно общаться и социализироваться. Голосовые нарушения у детей могут проявляться по-разному, например, охриплостью голоса, слабостью. Они могут быть вызваны физическими, психологическими, социальными причинами. Поэтому для дальнейшей разработки эффективных методов и приемов их коррекции важно теоретическое изучение этих нарушений. Изучение

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

нарушений голоса у детей младшего школьного возраста является актуальной исследовательской задачей, поскольку способствует разработке эффективных методов коррекции, нормализации и развития голосового потенциала у детей.

Теоретические основы. Нарушение голоса - это отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса у детей существенно влияют на их общее и речевое развитие. Степень негативного влияния голосовых нарушений на формирование личности и возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины голосовой дисфункции.

В механизме голосовообразования активно участвуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Гортань-голосообра-зующий орган. Индивидуальную окраску и характерное звучание голосу придают верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полость носа и околоносовые пазухи.

Рассмотрим основные характеристики голоса:

1) высота обусловлена частотой колебаний голосовых связок и является основным средством передачи эмоционально-смысловой выразительности речи;

2) громкость, зависит от степени смыкания и амплитуды колебаний голосовых связок;

3) тембр определяется формой колебаний голосовых связок и наличием дополнительных тонов, добавляемых к основному тону. Определенное сочетание тонов создает индивидуальный колорит голоса. Тембр голоса меняется с возрастом человека;

4) Диапазон варьируется от 4-5 тонн - у взрослых, у детей - 2-3 тонны.

Первыми признаками нарушения голоса могут быть небольшая осиплость

голоса, вызванная незначительным нарушением функции гортани, и быстрое ее утомление. Однако если вовремя не устранить эти недостатки, это может приводить к необратимым изменениям в гортани и, как следствие, усугубляет голосовой дефект.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Нарушение голоса может быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов дефекта речи (нарушение речи при дизартрии, ринолалии, тугоухости и глухоте).

Выделяют функциональные и органические нарушения голоса. Функциональные нарушения часто связаны с временными изменениями в гортани, поэтому во время занятий голос часто нормализуется.

При органических нарушениях наблюдаются изменения в гортани, голосовых связках и верхней трубе. В ходе занятий логопед восстанавливает коммуникативную функцию голоса, однако качество голоса (сила, тембр, высота) может отличаться от нормы. [1]

Проблема ранней диагностики, выяснения этиологии и лечения нарушений голоса у детей актуальна уже длительное время. Голосовые нарушения усложняют процесс взаимодействия с другими детьми, обучения, влияют на общее развитие детей, их психическое состояние. В ряде случаев нарушения голосового аппарата, которое возникли в детстве, могут перейти в хроническую форму. С. Василенко (1982) установила, что у 11,7% детей в возрасте от 5 до 17 лет имеются различные патологии голосового аппарата.

А. Б. Морозов и соавторы, изучив распространенность хронических заболеваний ЛОР-органов среди детей в 1983-1984 годах в городе Клин Московской области, отмечают, что численность случаев увеличивается с возрастом, у детей до трех лет это показатель составляет 168,5 на 1000, а у подростков 11-14 лет -234,1 на 1000.

По данным Г. Д. Михайловой (1987), нарушения голоса диагностируются преимущественно у детей дошкольных учреждений и обусловлены высокой голосовой нагрузкой, вызванной негативными психоэмоциональными факторами и недостаточной профилактической работой воспитателей.

По данным Wilson (1990), в США 6% школьников в возрасте от 5 до 18 лет имеют разную степень дисфонии, 3% из которых сообщают о проблемах с общением, связанных с нарушением голоса.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Марколи (цит. по Корнуту, 1971), обследовав 1870 детей начальной школы, обнаружил охриплость голоса в 50% случаев. Т. Касаи (1977) зарегистрировал 2,3% нарушений голосования в 1973 г. и 1,7% в 1974 г. в результате проверки 89 760 детей детского сада и средней школы в Окаяме. Преобладание дис-фонии у детей отмечено в возрасте 10 лет.

Французский фониатр М. Лекок и школьный врач Ф. Драп (1996) отмечают, что из 259 учащихся начальной школы 10% страдают дисфонией.

Большинство исследователей говорят, что нарушения голоса встречаются в пределах от 6 до 9%, т. е. у 60-90 детей из тысячи (Д. К. Уилсон, 1990), около 3% из которых сообщают о проблемах во взаимоотношениях, связанных с нарушениями голоса.

Левидов И. И. (1939), обследовав 580 детей младшего школьного возраста (8-12 лет) Из них у 12% были острые, подострые и хронические ларингиты, у 2% - узелки голосовых связок, у 15% - заболевания нервно-мышечного аппарата гортани.

И. Супачек (1970) отмечает, что гиперкинетическая дисфония часто диагностируется в детском возрасте. Согласно Vol. Касаи (1977), у 65% детей с охрипшим голосом можно заметить отек или покраснение слизистой оболочки, а у 35% - узелки или шишки на свободном крае голосовых связок.

Т. И. Гаращенко и Е. Ю. Радциг (2002) неоднократно выполняли фиброла-рингоскопию гортани более чем 650 детям, начиная с трехлетнего возраста, с жалобами на периодическое нарушение голосовой функции. Лишь около 30% имели органическую патологию, а у остальных - различные функциональные дисфонии (гипотонический, гипертонический и смешанный типы).

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что нарушения голосового аппарата у детей может проявляться в отсутствии голоса (афония) или в изменении тембра голоса (дисфония). Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

1) степени охриплости голоса, связанной с нарушениями дыхания;

2) гипер- и гипоназальность;

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

3) изменение интенсивности звука (слишком громкий или тихий голос);

4) нарушение высоты звука;

5) изменение просодики, связанное с нарушениями ударения, темпа, мелодии.

Нередко приходится иметь дело с сочетанием нескольких симптомов, которые выявляются при различных видах дизартрии, ринолалии, заикании.

К тому же, в отоларингологической практике диагностируются нарушения голоса, связанные с анатомо-физиологическими нарушениями голосового аппарата, которые условно можно разделить на функциональные: психогенная афония, гипотоническая, гипертоническая, мутационная дисфония и органические: узелки, рубцевание гортани, парезы и параличи, ларингиты, фарингиты, гормональные нарушения голоса.

Библиографический список

1. Филичева Т.Б., Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.), М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.

2. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с., (Библиотека логопеда)

3. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной, М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Волкова Л.С. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.