Научная статья на тему 'Теоретический статус Антропного Принципа и его следствия'

Теоретический статус Антропного Принципа и его следствия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров Владимир Кузьмич

Изложены происхождение и история эволюции слабого и сильного антропного принципа. современный статус антропного принципа приобрел теоретико-познавательное значение для естествознания и религии. Обсуждены некоторые следствия, вытекающие из логического применения антропного принципа к фундаментальным проблемам естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический статус Антропного Принципа и его следствия»

тиков в образе "одержимых" раскольников и сектантов и т.п., является средством борьбы с конкурентами, вторая -стремится реабилитировать представителей культов в глазах окружающих и выполняет функцию саморекламы. В каждом из этих случаев присутствует момент манипуляции понятием "фанатизм".

Литература

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь- Репр. -Т. 69. -М.:Терра, 1993 - С. 291.

2. Денисов С.Ф. Антропология Возрождения и особенности становления эпохи модерна // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998.-№3 - С.56.

3. Там же. -С. 58.

4. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения/Сост. Б.И. Пуришев. - М.: Просвещение, 1976. - С. 217.

5. Стендаль Красное и черное. - М., 1983. - С. 197.

6. Там же. - С. 197.

7. Там же.-С. 201.

8. Толстой Л.Н. Отец Сергий//Толстой Л. Н. Повести и рассказы. -М.: Худ. лит., 1986. - С. 510.

В. К. ФЕДОРОВ

Омский государственный технический университет

УДК 572

Создание гелиоцентрической системы мироздания привело к тому, что планета Земля больше не рассматривалась как центр Вселенной. Дальнейшее развитие классических астрономии, астрофизики и космологии все более и более вытесняли Человека с центральных позиций: Солнце - это лишь одна из многих миллиардов звезд, Галактика Млечный Путь - одна из многих других галактик, даже Вселенная в некоторых теориях есть своего рода «частичный» Космос среди других Космосов, параллельных миров и т.д. Таким образом, децентрализация нашего Мира достигла своего предела, сходного с абсурдом.

Однако в настоящее время полученные новейшие научные результаты трактуются большим числом научных работников так, что биологическая Жизнь -> Человек Разум неожиданно снова занимает центральное положение во Вселенной. Разум оказывается гораздо более тесно связанным с общекосмическими условиями, чем это ранее предполагалось, и все менее очевидным становится взгляд на Разум как на продукт Случая. Многие процессы во Вселенной представляются направленными на возникновение и поддержание Разума.

Предпосылки и закономерности возникновения Разума во Вселенной можно свести к единому принципу, называемому Антропным Принципом. Антропный Принцип впервые был сформулирован американским физиком Р. Дик-ке: физическая Вселенная, которую мы наблюдаем, пред-

9. Там же. -С. 510.

10. Там же. - С. 511.

11. Там же. - С. 515.

12. БиблерВ.С. Поэтика культуры. -М. Прогресс, 1991. -С. 166.

13. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. - Л., 1970. -С. 294.

14. Орлов М. Беседа с сектантами о таинстве Причащения //Омские Епархиальные Ведомости. - 1902. - № 6 (15 апр ). - С. 21.

15. Тальберг Н. История русской церкви. - Б.м.: Изд-во Свято-Успенского монастыря, 1994. - С. 432.

16. Там же. - С. 448.

17. Библия: Слово Бога или человека? - Brooklin, New York, U.S.A., 1998. - С. 183.

18. КопыловаЕ. Возродись во мне Бог: Десять дней в духовной семинарии адвентистов // Огонек. -1991. - № 4 (янв.). - С. 31.

КУЗНЕЦОВА Марина Николаевна, ассистент кафедры "Дизайн, реклама и технология полиграфического производства", аспирантка.

ставляет собой структуру, допускающую наше присутствие как наблюдателей.

Формулировка Антропного Принципа Д. Берроу более подробна: наблюдаемые значения всех физических величин и мировых констант не произвольны. Они принимают значения, которые лежат в таких пределах, чтобы могла возникнуть Жизнь на основе углерода и обеспечить такой возраст Вселенной, чтобы это произошло.

Анализ основных свойств Вселенной привел к формулировке слабого и сильного Антропного Принципа в космологии. Формулировка слабого Антропного Принципа: Вселенная такова, какова она есть, для того, чтобы на определенном этапе ее развития могло появиться мыслящее существо. Формулировка сильного Антропного Принципа: Вселенная в целом и Разум в частности отождествляются со следствием реализации «замысла» некой надприродной причины-Творцом.

Иными словами, как слабый так и сильный Антропный принцип указывает на то, что для правильного анализа состояния наблюдаемой Вселенной недостаточно знать только фундаментальные физические законы; принципиально важно учитывать существование самого наблюдателя.

Формулировка Антропного Принципа с диалектической точки зрения вполне естественна. Классическая Космология полностью исключила наблюдателя из вырабаты-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СТАТУС АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА И ЕГО СЛЕДСТВИЯ

ИЗЛОЖЕНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ СЛАБОГО И СИЛЬНОГО АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА ПРИОБРЕЛ ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И РЕЛИГИИ.

ОБСУЖДЕНЫ НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ЛОГИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА К ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

ваемыхею понятий и принципов. Так возникли представления о бесконечной и однородной Вселенной. Неклассическая космология, связанная с открытием расширения Вселенной разделяет идею активного наблюдателя, и Ан-тропный Принцип представляет конкретную форму реализации активного наблюдателя.

Существование Разума (мыслящей Жизни) связано со свойствами Вселенной. Общепринятая стандартная модель Космологии, согласно которой Вселенная начала свою эволюцию 16-20 млрд. лет назад, - Большой Взрыв чрезвычайно плотной и горячей материи (начальная сингулярность с объемом не более 1 мм3). С физической точки зрения, такое «начало - сотворение» Вселенной не понято, более того, не предпринимались даже попытки теоретического осмысления.

Полагают, однако, что уже по истечению 10"6 секунд дальнейшее ее развитие может быть объяснено с помощью известных законов природы.

Через 100 секунд после «начала» температура составляла 30-109 °К. Через 300000 лет температура снизилась до 4000 "К, возникают нейтральные атомы водорода, мир становится прозрачным, так как излучение уже не поглощается тотчас же горячей плазмой. Таковы истоки так называемого космического реликтового излучения.

Примерно через миллиард лет образуются галактики, первые звезды и тяжелые химические элементы. Процесс образования звезд и тяжелых элементов удовлетворительно объясняется моделью Большого Взрыва. Процесс образования Галактик модель Большого Взрыва не объясняет, и это затруднение носит принципиальный характер.

Возраст нашей Солнечной системы 4,5 миллиарда лет. Таков же возраст самых старых лунных пород. Самые старые породы на Земле насчитывают около 4 млрд. лет. Примерно с этого времени отсчитывают начало Жизни на Земле. Простейшие одноклеточные существа были, по-видимому, на Земле уже 3,5 млрд. лет назад. За этим последовало возникновение более сложных форм Жизни. Отчетливое понимание возникновения и развития Жизни отсутствует из-за многочисленных пробелов в биологической науке [1].

Такова краткая история Вселенной. В пользу стандартной модели говорят некоторые экспериментальные факты и данные. Тем не менее надо отдавать себе отчет в том, что стандартная модель базируется на очень далеко идущих исходных предположениях, где главный атрибут - абсолютный хаос начального расширения, и содержит еще много открытых вопросов.

Логика Антропного Принципа приводит к выводу, что конструкция Вселенной и законы, управляющие ее развитием, должны быть таковы, что Вселенная непременно когда-нибудь породит наблюдателя. Тогда нетрудно заключить, что имеет место комплементарность категории Разума (Сознания) и Материи - Разум и Материя возникают совместно и это необходимое фундаментальное свойство Вселенной. Разум является орудием преобразования Вселенной [2].

С другой стороны, Антропный Принцип несовместим с теоретической моделью «Большого Взрыва и хаотического расширения Вселенной». Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не может в принципе объяснить наличие вращения всех объектов Вселенной, спиральную структуру подавляющего числа Галактик, долгосрочное нарушение второго закона термодинамики во всем объеме Вселенной, когда хаотичное состояние переходит в упорядоченное, причем появляются структуры одного и того же типа.

Гипотеза автора, совместимая сАнтропным Принципом, заключается втом, что'начало творения Вселенной произошло при распаДе вращающегося Большого Нейтронного Тела (БНТ). Последовательный распад вращающегося БНТ и его осколков удовлетворительно объясняет

процесс расширения Вселенной, ядерную и атомную структуру вещества, зарядовую симметрию, отсутствие антивещества, вращение объектов (звезды, планеты) и систем (звездные системы, Галактики, скопления Галактик), возникновение спиральных, именно спиральных, структур Галактик, второй закон термодинамики (переход от более упорядоченного состояния к менее упорядоченному состоянию).

Ключевые фазы и энергетические характеристики распада БНТ, когда часть нейтронов превращается в протоны, электроны, антинейтрино, когда из осколков распада совместно возникают ядра водорода, и ядра более тяжелых элементов, а затем и атомы, когда при истечении вещества из распадающихся БНТ и его осколков образуются спиральные рукава будущих Галактик и т.д. в этой статье не рассматриваются. Не исключено, что следствия модели Большого Взрыва и модели распада БНТ, начиная с некоторого этапа развития Вселенной, будут совпадать. Например, наличие космического реликтового излучения может следовать как из одной теоретической модели, так и из другой.

Механизм формирования БНТ и его распад («зародыш» Вселенной) предусмотрен Разумом предшествующего цикла развития Вселенной. Теперь пришел черед Разуму Человечества конструировать Бытие Вселенной, включая тот будущий «зародыш» будущего Разума, который примет эстафету от Разума Человечества. Залогом этого служит Антропный Принцип развития Вселенной [3].

Очевидно, что Антропный Принцип заставляет под новым углом зрения взглянуть на решение фундаментальных проблем естествознания. Принцип методического атеизма наилучшим образом отвечает задачам естествознания. В естественнонаучных теориях Творец не должен использоваться как каузальный фактор или для заполнения пробелов в понимании и объяснении природных явлений. В то же время каждый ученый должен отдавать себе отчет в том, что хотя и можно формулировать законы природы и подтверждать их справедливость во времени, но невозможно обосновать их постоянство в будущем и гарантировать его.

Но упомянутый методический принцип может оказаться неуместным в рассматриваемых основополагающих и пограничных проблемах, когда вопрос о Творце становится неизбежным. Почему Вселенная возникла именно в том виде, который допускает зарождение Жизни и Разума? Возможный ответ заключается в следующем: потому, что Разум предшествующего цикла развития Вселенной, выступая в роли Творца, сконструировал, спланировал БНТ и предусмотрел и осуществил распад БНТ, где как в зародыше с заданным генетическим механизмом-кодом заложена эволюция Материи и Разума, где они комплементарны, как в оплодотворенном яйце. Аналогично, Разум Человечества, либо иная мыслящая Жизнь, если Разум человечества окажется побочной ветвью развития, выступит в роли Творца для последующего цикла развития Вселенной.

Тонкие согласованности законов природы и физических констант, обнаруженные Д. Хойлом, П.Девисом, Б. Картером, А.Сэйдейджем и др. в микромире, макромире и мегамире и наличие которых является необходимым условием возникновения Жизни, можно рассматривать как весьма примечательное указание на существование Творца, впрочем, и неизменность законов природы можно трактовать как проявление воли Творца [4].

Сценарий возникновения Вселенной, основанный на гипотезе автора, в большей степени соответствует Ан-тропному Принципу, нежели сценарий возникновения Вселенной, основанный на стандартной модели «Большого Взрыва». Возникновение Жизни и Разума в первом сценарии более вероятно, чем во втором сценарии.

Человек в строго логическом смысле не может доказать существование Творца. Природа Творца не может

II 3 м

X

X

Ь

ы а

4Е 2

в «

х к и X о

быть выявлена путем каких-либо научных открытий, т.е. Творец не существует в материальном виде Субстанции, Тела или Излучения, но следствия деятельности Творца вполне материальны.

Творец был активен не только в «начале», в конце концов Творец завершит и этот Мир, приведет его к определенной цели - состоянию. Необходимо подчеркнуть, что Разум человечества несет атрибуты Творца, приняв эстафету от Разума предыдущего цикла развития Вселенной и передав в конце концов эстафету Разуму последующего цикла развития Вселенной. Итак, Разум передает идею Творца и сущность Творца, тем самым определив конечную цель и конечный результат всей деятельности Человечества.

В заключение хотелось бы отметить, что Антропный Принцип может явиться символом Научной Религии для его приверженцев среди ученых всех стран мира. Конечно. Научная Религия, основанная на Антропном Принципе, не совпадает во всех деталях с традиционными мировыми религиями. Но важно то, что диалектическое

развитие Религии и Науки вопреки всем историческим испытаниям и противоречиям в конце концов привело к соединению их в Антропном Принципе.

Литература

1. Чернавский Д.С. Проблема происхождения жизни и мышления сточки зрения современной физики. //УФН. -т. 170. - №2,- 2000.- с. 68.

2. Федоров В. К. Хаос и неопределенность в нелинейных системах. Н Омский научный вестник. - 1998. - Вып. 3, июнь. - с. 12.

3. ФедоровВ.К. Материя, Разум, Бог.//Омскийнаучный вестник. 2001. - Вып. 4, декабрь. - с.21.

4. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? II Вопросы философии. -1995. - №2. - с. 37.

ФЕДОРОВ Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий.

п д АЛЕКСЕЕВ ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОГО

Омский государственный технический университет

УДК 536.75

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭНТРОПИИ (ПМОГО)_

В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ И.Р. ПРИГОЖИНА [1], ОСНОВАННОЙ НА ЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ, ПОКАЗАНА ВАЖНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОГО АВТОРОМ ПМОПЭ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРИ АНАЛИЗЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТИЧНО ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

ПМОПЭ бып впервые предложен на первой международной научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин» , проходившей в ОмГТУ в 1995 г. [2]. Однако, возникшие объективные причины помешали автору подготовить статью к публикации. Теперь такая возможность предоставилась.

Будем исходить из того, что принцип - это новый, более общий взгляд на известные и общепризнанные опытные факты. Такое опредепение понятия принципа отвечает большинству хорошо известных частных принципов физики, химии, биологии и многих других областей естествознания и практики [1-4],

Как правило, в термодинамике используются два подхода - энергетический и энтропийный [3,4], основывающиеся на первом и втором началах термодинамики [3,4,5].

Наивысшую сложность и трудность при осознании гпо-бальных подходов представляет проблема соотношения объективности и антропности понятий: качество энергии, работа, прирост энтропии (5Э), переход порядок беспорядок - достойная философских размышлений I и специального анализа. При этом нельзя также не прини-| мать во внимание Заповеди и Наставления Священного | Писания, ибо разум изначально заряжен целесообразностью. Однако, подлинная цель (смысл для интеллекту-I ально и духовно развитой личности) неизвестна и нахо-I дится в пространстве тераинкогнито .

I. Свойства энергии и энтропии.

Производство энтропии в стационарных и равновесных состояниях и процессах

Энергия в физике определяется как общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Абсолютная величина энергии Вселенной сохраняется, но может переходить из одной формы в другую. В термодинамике закон сохранения энергии (ЗСЭ) называется первым началом термодинамики. Для механических процессов ЗСЭ бал установлен Г.В. Лейбницем (1666 г.), для немеханических явлений превращения -Ю.Р. Майером (1845 г), Д.П. Джоулем (1847-1850 гг.), и Гельмгольцем (1847г.). Несмотря на возможные кратковременные отклонения в туннельных квантовых процессах и флуктуациях, в среднем ЗСЭ нигде и никогда не нарушается. Важным свойством энергии является ее способность рассеиваться (инфлировать) при совершении работы. Принято говорить, что качество энергии в естественных самопроизвольных и несамопроизвольных процессах в целом понижается: потенциальная энергия превращается в направленную кинетическую энергию, а последняя, претерпевая разнообразные взаимодействия, и совершая работу, в среднем необратимо хаотизируется (трение, износ, теплообмен, излучение, диффузия, конвекция и др.).

Чтобы количественно описать процесс инфляции энергии в обратимых и необратимых процессах, имеющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.