УДК 796
Педагогические науки
Пескова Юлия Денисовна, студент факультета спорта и безопасности
жизнедеятельности Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Нижний Тагил
Неймышев Алексей Викторович, канд.пед.наук, доцент, декан факультета
спорта и безопасности жизнедеятельности Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Нижний Тагил
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОСНОВ РАЗМИНКИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Аннотация: многие начинающие спортсмены относятся к разминке поверхностно, что является начальной проблемой в любом виде спорта. Это именно та часть, о которой стоит говорить постоянно. В этой работе мы затронули и разобрать более подробно несколько вопросов, касающихся важности применения разминки в любой части тренировки, разобрать процесс, влияние, зачем и для чего вообще она нужна, особенно для школьников, которые касаются спорта, только на уроках физической культуры. В ходе разминочных упражнений повышается температура вашего организма, кровотечение учащается, сердце начинает бить быстрее, а мышцы становиться более вязкими, более эластичными. Разогретые мышцы повреждаются гораздо реже, нежели те, что неподготовлены. Разминка так же влияет и на психологическое состояние, настрой и мотивацию человека, они предупреждаю чрезмерную заторможенность.
Ключевые слова: спортивные соревнования, разминка, физическая культура.
Abstract: many novice athletes treat warm-up superficially, which is an initial problem in any sport. This is exactly the part that is worth talking about all the time. In this work, we touched upon and analyze in more detail several issues related to the importance of using warm-up in any part of training, analyze the process, influence, why and why it is needed at all, especially for students who relate to sports, only in physical education classes. During warm-up exercises, your body temperature increases, bleeding becomes more frequent, the heart starts beating faster, and the muscles become more viscous, more elastic. Warmed-up muscles are damaged much less often than those that are not prepared. Warm-up also affects the psychological state, mood and motivation of a person, they prevent excessive inhibition.
Keywords: sports competitions, warm-up, physical culture.
Каждый начинающий спортсмен, так или иначе, задавался вопросом: «Как разминка влияет на процесс тренировки?» или «Зачем нужно проводить дополнительные усилия перед основной тренировкой?» Всё очень просто. Давайте представим такую ситуацию, Вы решили сходить в магазин, но перед тем, как пойти вам нужно произвести несколько необходимых действий, без которых ваш поход в магазин не удастся, это: взять сумку, положить туда список продуктов, положить кошелек с деньгами, одеться, взять ключи и т. г без всего это вы просто не сможете не куда выйти, верно?
Так же и с разминкой. Вы не сможете грамотно и продуктивно для организма выполнять те или иные упражнения. Вы будите чувствовать сонливость, усталость, тяжесть и при всём этом потратите время, не добившись желаемого результата, хоть, сколько вы будете выполнять подходов. Разминка - это короткие тренировки, проводимые перед основными, для того, чтобы ваш организм смог как следует разогреться и прийти в норму перед предстоящей нагрузкой. Это необходимо, как и для начинающего спортсмена, так и для обычного школьника. Многие учащиеся школ не уделяют особого внимания разминке, чаще из-за это и случаются травмы, ушибы и т. г.
Часто бывает так, что спортсмены от волнения начинают тормозить, за счёт чего теряют свою внимательность и сосредоточенность. За счёт разминки они в силах контролировать свой дальнейший план действий и не терять сосредоточенности.
Основные аспекты разминки. В зависимости от вида спорта, аспекты разминки так же бывают разными. Многие думают, что везде действует система одной и той же разминки. На самом деле, любая разминка должна опираться только на ту часть тела, которая фиксируется больше всего в данном виде спорта. Например, в спортивном беге, основными разминочными упражнениями считаются именно беговые - упражнения, делающие акцент на ноги, т.к в беге по больше части задействованы именно они. Или в плаванье, где задействованные руки в тандеме с ногами, тогда разминка больше будет акцентироваться на руки и ноги [1].
На чём вообще основывается главное, составляющее хорошей разминки? Дело в том, что физиологический эффект разминочных упражнений обусловлен тем, что наш опорно-двигательный аппарат наделен долей инертности, и находясь долгое время в расслабленном состоянии, может не сразу начать функционировать и из-за это могу возникать проблемы с мышцами, суставами, вызывать болевые и неприятные ощущения и организму потребуется гораздо больше времени на восстановление, чем с разминочными упражнениями.
Как всё-таки организовать правильно разминку перед основной тренировкой? Многие тренера и учёные считаю, что разминка должна состоять из двух основных частей - общей и специальной[2].
Общая направленная на улучшение метаболизма и производительности организма в целом. То есть, чтобы провести хорошую тренировку и главное -безопасную, нужно за действовать все функции нашего организма, например, чтобы завести машину и поехать на ней, нужно выполнить несколько определенных функций, так же и с нашим организмом. И так, данном этапе происходить прогрев всего тела и мышц. Она состоит из ходьбы, бега трусцой, комплекса общеукрепляющих упражнений и т.г.
При подготовке к соревнованиям или другим спортивным мероприятиям, необходимо связать разминку так, чтобы она соответствовала особенностям нервной и физиологической системе спортсмена, а также задействовала те группы мышц, которые будет фиксироваться на данном этапе. Например, при высокой возбудимости, следует включить в разминку спортсмена упражнения умеренной интенсивности, упражнения для дыхания, задействовать и ещё раз размять определенные группы мышц и т.г. [3].
А если состояние спортсмена подавленное, то стоит наоборот увеличить интенсивность, увеличить число повторов, ускорить темп. Это нужно для того, чтобы его «взбодрить», «встряхнуть» чтобы человек немного перевозбудился, чтобы его работа на соревновании была более интенсивной и успешной.
Что касается интенсивности и продолжительности разминки, большинство тренеров и спортсменов утверждают, что это связанно с длительностью и спецификой запланированных основных упражнений. То есть, эффективность разминки зависит от её интенсивности, в то время как на темп разминки, влияет сама продолжительность. Чем больше вы повышаете темп разминки, тем выше вероятность того, что основные тренировки на 90% будут более продуктивными [4].
Разминка - это как гигиеническое ухаживание за своим телом и организмом, все знают, что эта этим важно и нужно следить, но многие всё ровно этим пренебрегают. Приведу пример одного масштабного исследования:
Норвежские спортивные врачи организовали массовое исследование, собрав несколько категорий групп людей, тех, что делают разминку перед тренировкой, и тех, что не делают. Через определенное количество времени ученные посчитали статистику, что те спортсмены, что делали разминку, показали в несколько раз меньше травматических результатов, чем те, что разминку не делали.
Что происходит с организмом во время разминки:
- усиливаетется частота сердцебиение, больше количества крови начинает циркулировать по нашему телу. В этом случае, наша система мускулатуры
начинает интенсивнее снабжаться кислородом и другими питательными веществами.
- повышается кровяное артериальное давление, кровь постепенно начинает течь быстрее по сосудам
- учащается дыхание, повышается легочная вентиляция, благодаря чему производиться быстрый кислородный обмен.
Происходящие изменения и как таковые влияния можно перечислять бесконечно, но суть везде, в принципе, одна и та же.
Если говорить конкретно о наблюдении, то можно сделать вывод, что по большей части разминка в Российских общеобразовательных заведениях сильно отличается, допустим, от системы проведения разминки в зарубежных школах.
Например, если взять те же уроки физкультуры в США, и сравнить их с уроками физкультуры в России - то это просто небо и земля. Спорт в Америке является национальным видом, а все школы - резервы для национальных сборных. В России, если говорить о секциях или клубах, то тут, если честно мало что вообще можно сказать, так как не во всех школах есть уклон на те или иные виды спорта, а про разминку и занятия я вообще могу промолчать. В других странах, как принято, к каждым урокам подходят очень серьезно и углубленно, и не важно первый это класс или одиннадцатый. Я не хочу так подробно критиковать занятия в российских школах, потому что везде есть свои плюсы, соответственно, и минусы, но суть, которую я хочу донести заключается в том, что вся процедура урока проходит менее интенсивно, нежели чем в той же Америке.
По присутствовав определенное количество раз на занятиях в школах, и чуть больше вникнув в систему преподавания, и основной системы действий на уроках физической культуры и работы, в принципе с живыми людьми, можно сказать, что школьная система примитивна, и нужно развивать ее наклон чуть более углубленнее, что бы дети могли не просто выполнять примитивные упражнения, которые рано или поздно им наскучат, например, добавить некого
креатина. Во многих школах, как в Американских, нет отдельных бассейнов, отдельных залов по теннису, волейболу, баскетболу и т.г - потому что все происходит только в одном. Например, в программу физической культуры можно добавить посещение бассейнов или фитнес залов, или экскурсии по вузам спортивном направления, посещения спортивных чемпионатов и т.г. [5].
Если взять, например, какую-либо отдельную секцию, например, по волейболу и сравнить ее со школьной программой - то это просто небо и земля. По сути, во всех школах должны в учебной программе быть прописаны все основы преподавания по тем или иным видам спорта, не то, что бы прям углубленное изучение - а основы. И это не есть хорошо, потому что перед тем, как ребенок закончит школу и пойдет учиться уже в высшее учебное заведение, он по сути, уже должен будет знать определенные основы, потому что там его им обучать не будут, в том то и заключается основная проблема образовательной системы в России, что в вузах он будет проходить ту или иную программу уже более углубленно, нежели в школах. А если он этих основ знать не будет, то ему пройдется осваивать их по пути, а это довольно-таки трудно, тем более если он не заниматься спортом.
Были созданы из движения, поэтому мы просто напросто не можем без него жить, движение и активный образ жизни нужен каждому человеку, как дыхание. Если человек прекращает движение, он начинает деградировать, и превращать свою жизни в жалкое существование. Движение - это то, что заставляет нас самосовершенствоваться, прогрессировать свои результаты и умения. Спорт - это прогрессия, что пульсирует внутри нас, слово кровь по венам, это то, без чего человек просто не может сосуществовать.
Библиографический список:
1. Сутормин А.С. Разминка как начальный этап учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах, школьниках занимающихся ушу. https://cyberleninka.ru/article/n/razminka-kak-nachalnyy-etap-
uchebno-trenirovochnogo-protsessa-v-sportivno-ozdorovitelnyh-gruppah-dlya-doshkolnikov-zanimayuschihsya/viewer.
2. Ермакова Е.Г. Формы, виды, задачи разминки на занятиях физической культурой. Роль разминки при сдаче зачетных нормативов. https: //cyberleninka.m/artide/n/formy-vidy-zadacM-razminki-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy-rol-razminki-pri-sdache-zachetnyh-normativov/viewer.
3. Хадиева Р.Т, Семенюк Н. В, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. Разминка, как важный элемент физической культуры спортсмена. https: //cyberleninka.ru/article/n/razmmka-kak-vazhnyy-element-fizicheskoy-kultury-sportsmena/viewer.
4. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры: учебное пособие / В. С. Рубин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-4976-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136171 (дата обращения: 28.10.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Соколовская, С. В. Психология физической культуры и спорта: учебное пособие / С. В. Соколовская. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-4564-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142352 (дата обращения: 28.10.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.