Научная статья на тему 'Теоретический подход к цифровизации: обзор зарубежной литературы и новые направления исследования'

Теоретический подход к цифровизации: обзор зарубежной литературы и новые направления исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ЛИТЕРАТУРА / DIGITALIZATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / BUSINESS MODEL / INDUSTRY 4.0 / INTERNET OF THINGS / LITERATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данеева Ю.О.

Цифровизация произвела революцию в способе ведения бизнеса за счет использования технологий Интернета вещей (Internet of things IoT), интенсивного обмена данными и прогнозной аналитики. Однако использование цифровых технологий не является достаточным; чтобы получить прибыль от цифровизации, требуется введение инноваций в бизнес-модели. В исследовательской литературе все еще остается много пробелов в анализе того, как компании могут использовать цифровизацию для преобразования их бизнес-моделей. В частности, проблемы, связанные с созданием стоимости и со сбором и предоставлением данных для последующего анализа другими участниками цифровизации. Целью статьи является обоснование важности исследования цифровизации с точки зрения теории и предложение определения цифровизации, а также изучение ее влияния на бизнес и, в особенности, на бизнес-модели. Методы исследования включают в себя анализ литературы из международной базы данных, ее синтез и анализ. Таким образом, в данной статье рассматривается сравнительно новая развивающаяся область исследования цифровизации посредством обзора литературы и обеспечения ее синтеза. Это вносит вклад через создание структуры, которая устанавливает направление для будущих исследований, связывая цифровизацию и инновации бизнес-моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACH TO DIGITALIZATION: REVIEW OF LITERATURE AND DIRECTIONS OF RESEARCH

Digitalization has revolutionized the way you do business by leveraging Internet of things (IoT) technology, intensive data sharing, and predictive analytics. However, the use of digital technology is not sufficient; to profit from digitalization, the introduction of innovation in the business model is required. There are still many gaps in the research literature in analyzing how companies can use digitalization to transform their business models. In particular, problems associated with the creation of value and with the collection and provision of data for subsequent analysis by other participants in digitalization. The purpose of the article is to substantiate the importance of the study of digitalization in terms of theory and to propose the definition of digitalization, as well as to study its impact on the business and, in particular, on the business model. Research methods include analysis of literature from an international database, its synthesis and analysis. Thus, this article discusses a relatively new developing area of the study of digitalization by reviewing the literature and ensuring its synthesis. This contributes through the creation of a framework that sets the direction for future research, linking digitalization and business model innovation.

Текст научной работы на тему «Теоретический подход к цифровизации: обзор зарубежной литературы и новые направления исследования»

УДК: 338.22:01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Данеева Ю.О., аспирант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: umgana@mail.ru Научный руководитель: Данеев О,В., доцент, к.э.н.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: ovdaneev@mail.ru

Аннотация. Цифровизация произвела революцию в способе ведения бизнеса за счет использования технологий Интернета вещей (Internet of things - IoT), интенсивного обмена данными и прогнозной аналитики. Однако использование цифровых технологий не является достаточным; чтобы получить прибыль от цифровизации, требуется введение инноваций в бизнес-модели. В исследовательской литературе все еще остается много пробелов в анализе того, как компании могут использовать цифровизацию для преобразования их бизнес-моделей. В частности, проблемы, связанные с созданием стоимости и со сбором и предоставлением данных для последующего анализа другими участниками цифровизации. Целью статьи является обоснование важности исследования цифровизации с точки зрения теории и предложение определения цифровизации, а также изучение ее влияния на бизнес и, в особенности, на бизнес-модели. Методы исследования включают в себя анализ литературы из международной базы данных, ее синтез и анализ. Таким образом, в данной статье рассматривается сравнительно новая развивающаяся область исследования цифровизации посредством обзора литературы и обеспечения ее синтеза. Это вносит вклад через создание структуры, которая устанавливает направление для будущих исследований, связывая цифровизацию и инновации бизнес-моделей.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, бизнес-модель, Индустрия 4.0, Интернет вещей, литература

THEORETICAL APPROACH TO DIGITALIZATION: REVIEW OF LITERATURE AND DIRECTIONS OF RESEARCH

Daneeva Y. O., postgraduate

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: umgana@mail.ru Scientific supervisor: Daneev O.V., PhD, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Email: ovdaneev@mail.ru

Abstract. Digitalization has revolutionized the way you do business by leveraging Internet of things (IoT) technology, intensive data sharing, and predictive analytics. However, the use of digital technology is not sufficient; to profit from digitalization, the introduction of innovation in the business model is required. There are still many gaps in the research literature in analyzing how companies can use digitalization to transform their business models. In particular, problems associated with the creation of value and with the collection and provision of data for subsequent analysis by other participants in digitalization. The purpose of the article is to substantiate the importance of the study of digitalization in terms of theory and to propose the definition of digitalization, as well as to study its impact on the business and, in particular, on the business model. Research methods include analysis of literature from an international database, its synthesis and analysis. Thus, this article discusses a relatively new developing area of the study of digitalization by reviewing the literature and ensuring its synthesis. This contributes through the creation of a framework that sets the direction for future research, linking digitalization and business model innovation.

Key words: digitalization, digital technologies, business model, Industry 4.0, Internet of things, literature.

1. ВВЕДЕНИЕ

Отрасли экономики вступают в четвертую промышленную революцию (Индустрия 4.0) через использование цифровизации, которая за последнее время произвела революцию в ведении бизнеса. Мы являемся свидетелями

новой эры, когда с использованием технологий Интернета вещей (^Х), интенсивного обмен данными и прогнозной аналитики индустрия становится все более «умной». Это приносит различные преимущества, в том числе: автоматизация и оптимизация процессов

повышают производительность и прибыльность за счет экономии затрат, ускорения производства и значительного сокращения ошибок. Большинство экспертов из индустрии считают эту трансформацию позитивной; согласно последним исследовательским отчетам BCG и PwC, ожидается, что Индустрия 4.0 повысит эффективность на 15-20% и обеспечит более 20% выручки в течение следующих пяти лет. Эти цифры показывают, что использование цифровых технологий составляет значительный потенциал для инновации бизнес-моделей, одновременно предоставляя новые возможности получения прибыли и создания ценностей.

Н. Фосс и Т. Саэби в своем исследовании «Пятнадцать лет исследований бизнес-моделей инноваций» определяют бизнес-модели инноваций как: «разработанные, новаторские, нетривиальные изменения ключевых элементов бизнес-модели компании и / или архитектуры, связывающей эти элементы». Тем не менее, мы находим все больше свидетельств того, что большинство действующих компаний в разных отраслях недостаточно подготовлены, чтобы извлечь полную выгоду от применения цифровых технологий [7,4]. В литературе описаны многочисленные проблемы бизнес-моделей, относящиеся к использованию инноваций. Кроме того, новым требованием со стороны цифровых технологии является обеспечение постоянного совершенствования, чтобы не отставать от конкурентов и обеспечить долгосрочную ценность для клиентов [10,11].

Таким образом, получение выгоды от цифровизации напрямую связано с инновациями бизнес-моделей. Тем не менее, литература в этой области все еще зарождается, и остается много пробелов в исследованиях. Вследствие этого, мы провели обзор литературы, чтобы определить основные темы исследований и предложить направления для будущих исследований. Таким образом, цель статьи состоит в том, чтобы предложить программу исследований для продвижения академической дискуссии о том, как промышленные компании могут

использовать цифровизацию для инновации бизнес-моделей.

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ

Для углубления понимания цифровизации настоящее исследование включает систематический обзор литературы с особым акцентом на исследования, связанные с цифровизацией и цифровыми технологиями. Поиск литературы проводился по базе данных Scopus, одной из крупнейших междисплинарных баз данных рецензируемой литературы. Для осуществления поиска было использовано несколько ключевых слов, таких как Индустрия 4.0 и Интернет вещей. Статьи, полученные в результате первоначального поиска, были уточнены с помощью трех шагов, описанных ниже.

Шаг 1: Нахождение подходящих публикаций и применение практического скрининга. Первый шаг начинается с настройки определенных практических критериев отбора, чтобы гарантировать, что в обзор включены только качественные публикации. Поэтому для первого поиска доклады с конференций, рабочие доклады, комментарии и рецензии на книги были исключены, чтобы сосредоточиться на публикациях в научных журналах и главах в книгах. Никаких других качественных критериев для фильтрации не использовалось (например, рейтинг журнала). Действительно, публикации о цифровизации не так широко представлены в журналах с высоким рейтингом, учитывая стремительное развитие данной темы. Ключевые слова для поиска литературы были выбраны таким образом, чтобы охватить цифровизацию и тесно связанные с ней темы: «цифровизация», «Интернет вещей», «Индустрия 4.0». Выбранные ключевые слова должны были встречаться в заголовке, аннотации или ключевых словах. В результате этого поиска было найдено 196 статей, которые являются актуальными для целей анализа.

Шаг 2: Критерий теоретического скрининга. Так как фокусом исследования является применение цифровизации в бизнесе, то с помощью проведения анализа аннотаций статей были выбраны только те,

которые соответствовали данному критерию и освещали экономические аспекты цифровизации. После второго раунда скрининга была оставлена 91 статья.

Шаг 3. Анализ первоначально исключенной литературы. Литература, исключенная на первом шаге, была проанализирована с точки зрения вклада в понимание цифровизации и соотнесения ее с экономикой или бизнес-моделями. Таким образом, было добавлено еще 15 статей.

С помощью анализа данных по литературе было выявлено, что с 2012 по 2018 год количество статей резко увеличилось: из 106 статей 45 было опубликовано в 2018 году, что в три раза больше, чем в 2016. Статьи были опубликованы в 73 различных журналах, показывая актуальность данной темы для широкого круга дисциплин. Мы также можем заключить, что количество литературы по этой теме продолжит расти через

междисциплинарные исследования.

Мы находим, что новая литература по цифровизации и бизнес-моделям довольно широко опирается на различные теоретические аспекты. Таблица 1, показывает, что изученные темы основаны на теоретических аспектах и разделены на темы: цифровизация, компоненты бизнес-модели, а также ключевые ссылки. Очевидно, что исследователями используются несколько теоретических подходов, чтобы понять и объяснить явления, основанные на цифровизации и бизнес-моделях.

В соответствии с другими аналогичными обзорными исследованиями [8], мы находим свидетельства низкого уровня зрелости в применении теоретических подходов при попытке понять, как цифровизация влияет на бизнес. Доминирующим подходом в исследованиях данной темы является ресурсный поход (ЯВУ), который часто используется, чтобы подчеркнуть роль ресурсов и возможностей компании в поддержании ее конкурентного преимущества [3]. В существующих исследованиях обсуждается необходимость создания новых возможностей [5,3], инвестиций и

развития навыков [6], совместного создания ценностей с клиентами [9] и больших данных в качестве интеллектуального и экономического ресурса [2], чтобы обеспечить последующее использование цифровизации для бизнеса.

В существующей литературе преобладают аргументы о потенциале цифровизации и цифровых технологий, позволяющих внедрять инновации в бизнес-модели [7]. Однако мы находим свидетельства, что соответствующие бизнес-модели имеют решающее значение для получения выгод от цифровых технологий в экономическом, экологическом и социальном плане. Действительно, появление цифровых технологий и приложений, таких как Интернет вещей (1оТ), Индустрия 4.0, искусственный интеллект, автоматизация, удаленный мониторинг, умные контракты, большие данные и облачные технологии предлагает множество возможностей развития бизнеса.

В Таблице 1 показано, сколько статей использовало каждую концепцию, включенную в обзор литературы, либо в названии, либо в аннотации. Тем не менее, это разнообразие технологий и их приложений делает концептуально сложным определение цифровизации. Опираясь на предыдущие определения (см. Таблицу 2) и наше понимание области, мы определяем цифровизацию как «использование цифровых технологий для инноваций в бизнесе и обеспечения новых денежных потоков и возможностей для создания принципиально новых ценностей». В основе этого определения лежит мнение, что цифровизация - это гораздо больше, чем просто применение различных цифровых технологий.

Таблица 1. Использование различных концепций,

касающихся цифровизации, в рецензируемых статьях

Ключевое Количество

слово статей

Интернет 44

вещей

Цифровизация 20

Индустрия 4.0 17

Оцифровка 8

Удаленный 2

контроль

Из обзора литературы были выявлены три основные функции цифровизации, которые обеспечивают создание возможностей и новых ценностей в бизнесе [1,5,2]. Первая функция -это сбор операционных данных с помощью датчиков, которые могут обнаруживать и собирать информацию с минимальным

вмешательством человека. Во-вторых, возможность всеобщего соединения

обеспечивает эффективный обмен данными между цифровыми устройствами через сети беспроводной связи. В-третьих, аналитика - это способность преобразовывать имеющиеся данные в ценные идеи и действия. Таблица 2. Определения цифровизации

Ссылка Определение

Словарь Гарднера, 2018 Цифровизация - это использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей получения прибыли и создания ценности; это процесс перехода к цифровому бизнесу.

Гоббл, 2018 Оцифровка - это прямой процесс преобразования аналоговой информации в цифровую. Цифровизация означает использование цифровых технологий и, возможно, оцифрованной информации для создания и сбора ценностей новыми способами.

I-scoop.eu, 2018 Цифровизация означает превращение взаимодействий, коммуникаций, бизнес-функций и бизнес-моделей в цифровые, которые часто сводятся к сочетанию цифрового и физического, как в многоканальном обслуживании клиентов, интегрированном маркетинге или интеллектуальном производстве с сочетанием автономных, полуавтономных, и ручные операции

Лус Мартин-Пенья, 2018 Индустрия 4.0 поощряется внедрением цифровых технологий, которые стимулируют специализацию цепочки создания стоимости, а также взаимодействие между участниками. Индустрия 4.0 провозглашает повышение операционной эффективности и разработку новых продуктов, услуг и бизнес-моделей.

MIT Sloan Management review, 2018 Цифровизация - это инновация бизнес-моделей и процессов, использующих цифровые возможности.

Рачингер, 2018 Оцифровка (то есть процесс преобразования аналоговых данных в цифровые наборы данных) является основой для цифровизации, которая определяется как использование цифровых возможностей. Цифровизация с помощью сочетания различных технологий (например, облачные технологии, датчики, большие данные, 3D -печать) открывает новые возможности и предлагает потенциал для создания принципиально новых продуктов, услуг и бизнес-моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В совокупности, обзор литературы позволяет сделать несколько выводов, которые представляют важные последствия для исследований. В частности, мы выделяем три теоретических последствия, которые могут помочь в формировании будущей исследовательской программы по изучению цифровизации и бизнеса.

Во-первых, исследователи в основном сосредотачивали свое внимание на перспективах цифровизации и подробно изучали, как наилучшим образом извлечь выгоду из цифровых технологий [7]. Тем не менее, обзор литературы показывает, что исследования, связанные с цифровизацией, широко разбросаны

по тематикам и существует необходимость проводить различие между цифровыми технологиями как таковыми и цифровизацией. Следовательно, отправная точка для новых исследований будет заключаться в том, чтобы установить общепринятое определение цифровизации, которое в настоящее время отсутствует. В этой статье мы предлагаем, чтобы цифровизацией называлось использование цифровых технологий для инноваций в бизнесе и обеспечения новых денежных потоков и возможностей для создания ценности. Это ставит акцент на цифровизации как на «средстве для достижения цели, а не на самоцели», т. е. обеспечение того, как извлечь выгоду из цифровизации с помощью инноваций бизнеса,

является центральным в критической дискуссии о цифровизации.

Во-вторых, бизнесу требуется внедрить такие бизнес-модели, которые позволят участвовать в глобальных поставках и трансформируют операционную деятельность с учетом международного аспекта. Чтобы успешно использовать преимущества цифровизации компаниям необходимо отдавать предпочтение масштабируемым платформам, которые используют принцип модульности для достижения эффективности [3,4]. Цифровые возможности позволяют непрерывно

совершенствовать рутинные процедуры, связанные с информационными потоками, сервисными операциями и мониторингом. Это дает результат в меньшем количестве задержек и более качественном обслуживании клиентов, что имеет решающее значение для сферы услуг [9].

В-третьих, новые бизнес-модели вызывают необходимость пересмотра ролей и обязанностей во многих индустриях. Среди исследователей сложилось общее мнение, что экосистема индустрии, оперирующая извне отношению к компании, станет гораздо более важной и существенно повлияет на создание ценностей, поскольку международные связи становятся более интенсивными, их участники зависят друг от друга все больше, будучи широко распределенными географически.

Это стимулирует более тесное сотрудничество компаний также в разрезе работы с данными - сбора, хранения и обмена, что повысит информационную прозрачность и даст возможности для взаимодействия между компаниями и совместного анализа данных. Эта потребность в активизации сотрудничества особенно полезна для молодых фирм, поскольку их будущее зависит от партнерских отношений. Вполне возможно, что существующим игрокам будет трудно сохранить свои сильные позиции в цепочке поставок, когда они столкнуться с другими игроками, работающими, например, над разработкой программного обеспечения, которое усилит их позиции в цепочке поставок. Поэтому каждая компания должна определить, какие партнеры будут ей необходимы для создания ценностей и как должно выглядеть это партнерство.

Партнерство между фирмами и сотрудничество с клиентами обеспечивается цифровыми технологиями. Такой совместный рабочий процесс представляет различные сложности, поскольку приводит к неоднозначности распределения ролей между участниками. Поэтому для решения неясных

задач требуются разные стратегии реагирования и разработка рабочих требований. Будут развиваться как вертикальные, так и горизонтальные отраслевые партнерские отношения, и инновационные центры и партнерства с общественными организациями будут приобретать все большее значение при цифровизации.

Направления для будущих исследований о цифровизации в бизнесе могут включать в себя:

• Как можно разрешить проблему цифрового парадокса, когда компании не всегда могут извлечь выгоду из инвестиций в цифровые технологии? Цифровые технологии являются дорогостоящими решениями, и не каждая бизнес-модель может гарантировать положительный результат.

• Как обеспечить доступ к большому количеству данных, собираемых компаниями, которые необходимы для развития цифровых технологий, если неясно, как компании будут получать выгоду от того, что поделятся этими данными? В этом направлении существуют большие возможности исследования, как предоставить участникам бизнес-экосистемы доступ к этим данным и при этом выстроить процесс оплаты за пользование данными.

• Как правильно поделить риски и доход между участниками бизнес-экосистемы? Какие финансовые аспекты должны быть предусмотрены при партнерстве и совместном создании ценностей, чтобы избежать оппортунистического поведения?

В заключение, данная статья была посвящена обзору литературы и продвижению новых направлений в изучении проблем цифровизации в бизнесе. Обзор литературы ясно демонстрирует, что эти темы находятся на пути быстрого роста как в академических кругах, так и на практике. Тем не менее, большая часть текущих исследований раздроблена по дисциплинам, в значительной степени относится к практике и лишена концептуальной ясности. Наша цель состояла в том, чтобы обосновать важность понимания цифровизации и ее последствий для бизнеса. Мы надеемся, что будущие исследователи откликнутся на призыв к обширным исследованиям по этим темам и их взаимосвязям и тем самым будут способствовать развитию новых идей, как теоретических, так и практических.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Cenamor, J.; Sjodin, D.R.; Parida, V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization. Int. J. Prod. Econ. 2017, 192, 54-65.

2. Cheah, S.; Wang, S. Big data-driven business model innovation by traditional industries in the Chinese economy. J. Chin. Econ. Foreign Trade Stud. 2017, 10, 229-251.

3. Foss, N.J.; Saebi, T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? J. Manag. 2017, 43, 200-227.

4. Hasselblatt, M.; Huikkola, T.; Kohtamaki, M.; Nickell, D. Modeling manufacturer's capabilities for the Internet of Things. J. Bus. Ind. Mark. 2018, 33, 822-836.

5. Kuula, S.; Haapasalo, H.; Tolonen, A. Cost-efficient co-creation of knowledge intensive business services. Serv. Bus. 2018, 12, 779-808.

6. Lenka, S.; Parida, V.; Wincent, J. Digitalization capabilities as enablers of value co-creation in servitizing firms. Psychol. Mark. 2017, 34, 92-100.20

7. Parida, V.; Sjodin, D.R.; Lenka, S.; Wincent, J. Developing global service innovation capabilities: How global manufacturers address the challenges of market heterogeneity. Res.-Technol. Manag. 2015, 58, 35-44.

8. Porter, M.E.; Heppelmann, J.E. How smart, connected products are transforming companies. Harv. Bus. Rev. 2015, 93, 96-114.

9. Rabetino, R.; Harmsen, W.; Kohtamaki, M.; Sihvonen, J. Structuring servitization-related research. Int. J. Oper. Prod. Manag. 2018, 38, 350-371.

10. Sjodin, D.R.; Parida, V.; Kohtamaki, M. Capability configurations for advanced service offerings in manufacturing firms: Using fuzzy set qualitative comparative analysis. J. Bus. Res. 2016, 69.

11. Sjodin, D.R.; Parida, V.; Lindstrom, J. Barriers and conditions of open operation: A customer perspective on value co-creation for integrated product-service solutions. Int. J. Technol. Mark. 2017, 12, 90-111.

12. Story, V.M.; Raddats, C.; Burton, J.; Zolkiewski, J.; Baines, T. Capabilities for advanced services: A multi-actor perspective. Ind. Mark. Manag. 2017, 60, 54-68.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.