Научная статья на тему 'Теоретический подход к системе количественных и качественных показателей оценки конкурентоспособности предприятий гостиничной индустрии'

Теоретический подход к системе количественных и качественных показателей оценки конкурентоспособности предприятий гостиничной индустрии Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
48
11
Поделиться
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / COMPETITIVENESS / HOTEL COMPLEX / HOSPITALITY INDUSTRY / QUALITY INDICATORS / QUANTITATIVE INDICES

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Семенова Людмила Валерьевна

Современная гостиничная индустрия характеризуется высокой степенью конкуренции ее субъектов. Это обусловливается как относительной стандартизированностью предлагаемого туристам гостиничного продукта, так и соперничеством отелей на занимаемых ими рынках. Улучшить отраслевое положение возможно за счет комплексного подхода к изучению количественных и качественных показателей конкурентоспособности предприятий. В статье представлен анализ основных показателей конкурентоспособности предприятий гостиничной сферы: качественных, маркетинговых и количественных, а также представлена оценка уровня их влияния на туристическую привлекательность туристской дестинации как на ведущих мировых рынках, так и на рынке основных туристических направления Российской Федерации. Отдельно представлены показатели развития индустрии гостеприимства Калининградской области.

Похожие темы научных работ по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию , автор научной работы — Семенова Людмила Валерьевна,

THEORETICAL APPROACH TO THE SYSTEM OF QUANTITATIVE AND QUALITY INDICATORS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF THE HOTEL INDUSTRY

Modern the hotel industry is characterized by high extent of the competition of her subjects. It is caused as a relative standartizirovannost of the hotel product offered tourists, and rivalry of hotels in the markets occupied by them. It is possible to improve the industry provision due to an integrated approach to studying of quantitative and quality indicators of competitiveness of the enterprises. The analysis of key indicators of competitiveness of the enterprises of the hotel sphere is presented in article: qualitative, marketing and quantitative and also assessment of level of their influence on tourist appeal of a tourist destination both in the leading world markets, and in the market of the main tourist the directions of the Russian Federation is presented. Indicators of development of the industry of hospitality of the Kaliningrad region are separately presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Теоретический подход к системе количественных и качественных показателей оценки конкурентоспособности предприятий гостиничной индустрии»

УДК 338.48

001:10.24411/2414-3863-2018-10105

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Семенова Людмила Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института рекреации, туризма и физической культуры, LSemenova@kantiana.ru

ФГАУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» Калининград, Российская Федерация

Аннотация: Современная гостиничная индустрия характеризуется высокой степенью конкуренции ее субъектов. Это обусловливается как относительной стандартизированностью предлагаемого туристам гостиничного продукта, так и соперничеством отелей на занимаемых ими рынках. Улучшить отраслевое положение возможно за счет комплексного подхода к изучению количественных и качественных показателей конкурентоспособности предприятий. В статье представлен анализ основных показателей конкурентоспособности предприятий гостиничной сферы: качественных, маркетинговых и количественных, а также представлена оценка уровня их влияния на туристическую привлекательность туристской дестинации как на ведущих мировых рынках, так и на рынке основных туристических направления Российской Федерации. Отдельно представлены показатели развития индустрии гостеприимства Калининградской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, гостиничный комплекс, индустрия гостеприимства, качественные показатели, количественные показатели.

В условиях развития современных экономических отношений любой продукт, независимо от рынка должен быть конкурентоспособным. Для индустрии гостеприимства конкурентоспособность услуги - это степень способности удовлетворить комплекс потребностей и тем самым ее привлекательности для покупателя. К общепринятым факторам, определяющим конкурентоспособность гостиничный услуги как правило относят цену (соотношение цены с ценами основных конкурентов), качество (степень соответствия гостиницы уровню ее классификации, профессионализм персонала, безопасность услуг и пр.), организация обслуживания, а также комплекс маркетинга гостиницы (бренд, каналы сбыта и их эффективность).

Теоретическим базисом разработанного подхода к оценке уровня конкурентоспособности отрасли является М. Портер [1], определяющий ее, как «...способность открытых для международной конкуренции компаний, отраслей и регионов страны обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, то есть качество жизни населения». Ж.-Ж. Ламбен, Т. Л. Азоев, В. Д. Андрианов трактуют понятие «конкурентоспособность отрасли» как совокупность потребительских,

качественных и ценовых характеристик, способных определить его успех на внутреннем и на внешнем рынках [2; 3].

Ученые (Р.А. Фатхутдинов, Л.П. Дашкова, Н.К. Моисеева и др.), рассматривающие теоретические подходы к вопросам оценки конкурентоспособности услуги отмечают, что она обусловлена как качественными так и количественными (стоимостными, экономическими) факторами. По их мнению, качественные показатели конкурентоспособности услуги гостиничной сферы характеризуют свойства услуги с точки зрения возможности удовлетворения определенной потребности клиента. Количественные же (экономические) критерии определяют стоимость потребления гостиничной услуги, так называемые затраты потребителя, необходимые для того, чтобы воспользоваться предоставляемой услугой. Совокупность указанных выше элементов, по нашему мнению, являются определяющим уровень конкурентоспособности субъектов индустрии гостеприимства показателем.

Резюмируя представленное выше необходимо отметить, что сама дефиниция «конкурентоспособность» - носит универсальный характер, применяемый не только в отношении товаров или услуг в целом, но и в отношении отдельных предприятий, отраслей. Одновременно, конкурентоспособность - одно из важных свойств отрасли, определяющее перспективы развития как всего комплекса, так и предприятия, представляющие ее структурные элементы. Именно проблема изучения качественных и количественных показателей ее оценки в индустрии гостеприимства определило актуальность нашего исследования.

Исследование ключевых вопросов разработки и адаптации количественных и качественных показателей оценки конкурентоспособности индустрии гостеприимства выполнено при помощи следующих источников информации:

- Tourism Market Trends UNWTO;

- The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Calendar indicators markets forecasts;

- материалы научных конференций;

- научных публикаций по проблемам конкурентоспособности гостиничных услуг и специфики маркетинга услуг на различных территориальных рынках.

В ходе изучения проблем количественной и качественной оценки конкурентоспособности индустрии гостеприимства были использованы кабинетные методы исследования, применяемые для оценки современного состояния индустрии гостеприимства и уровня ее конкурентоспособности, а также для выявления особенностей использования различных качественных и количественных показателей при оценке

конкурентоспособности отрасли. Кроме этого при рассмотрении особенностей применения различных методов оценки конкурентоспособности для обработки используемых при описании и анализе информации данных применялись общенаучные методы познания, включающие теоретические исследования (анализ, синтез, агрегирование) и эмпирические (наблюдение, сравнение), а также метод системного подхода.

Основные показатели конкурентоспособности услуг гостиничной индустрии

Конкурентоспособность индустрии гостеприимства предполагает эффективность работы отдельных субъектов гостиничного рынка, которые оцениваются не только при помощи традиционных критериев, но и критериев, присущих только данной отрасли. В целом конкурентоспособность обусловливается наличием у них технических, экономических и организационных условий для предложения конкурентоспособной услуги, способной удовлетворить потребности гостя. Графически, показатели конкурентоспособности гостиничной услуги представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Группировка показателей конкурентоспособности гостиничной слуги

Максимально важными параметрами уровня качественной оценки конкурентоспособности гостиничных услуг являются нижеперечисленные:

- коммуникабельность;

- компетентность;

- обходительность;

- доверительность;

- отзывчивость;

- осязаемость;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- понимание / знание клиента [4, с. 19-20].

Необходимо отметить, что качественная потребительская оценка услуг гостиничной индустрии основывается на том, что для каждого параметра качественной оценки существуют две условные величины — покупательская ожидаемая и реальная. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги и при совпадении фактических параметров с ожидаемыми величинами качество гостиничных услуг признается удовлетворительным.

Количественные показатели представляют оценку цены потребления, т. е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребностей, куда входят:

- цена услуги;

- цена обслуживания.

Влияние количественных и качественных показателей на развитие гостиничной индустрии

Успешное развитие экономики предполагает совокупное влияние качественных и количественных показателей на деятельности как всей индустрии, так и отдельных его субъектов. Например, туристическая привлекательность городов (качественная характеристика) обусловливает и их финансовую успешность, что является количественным показателем. Это хорошо видно из данных таблицы 1. Однако необходимо сразу отметить, что не всем городам туристы приносят значительный финансовых доход (табл. 1).

Таблица 1

Города с самым большим уровнем расходов международных туристов [5]

Рейтинг Город Траты туристов, млрд. дол 2016/2017 году, %

2016 2017(прогноз)

1 Дубай 28,50 31,40 +10,2

2 Нью-Йорк 17,02 17,28 +1,5

3 Лондон 16,09 15,35 -4,6

4 Сингапур 15,69 15,74 +0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Бангкок 14,08 15,61 + 10,9

6 Париж 12,03 12,62 + 4,9

7 Токио 11,28 11,70 +3,7

8 Тайпей 9,91 10,59 + 6,9

9 Сеул 9,38 9,55 + 1,8

10 Барселона 8,90 9,51 + 6,9

Такие же тенденции прослеживаются и на рынке индустрии гостеприимства Российской Федерации. Например, по статистике 2014-2016 гг., наиболее популярными объектами городского туризма стали исторические города центральной России и города-миллионеры, на популярность которых оказало влияние выгодное географическое положение, близость к столице, развитость города как курорта, популярность и повсеместное продвижение бренда «Золотое Кольцо» и др. На рисунке представлено изменение динамики привлекательности городов в 2014 и в 2016 году.

600000 500000 400000 300000 200000 100000 о

• 2016 2014

Рис. 2 Показатели привлекательности городов РФ по поисковым запросам в 2014 и в 2016 году [составлено автором на основе: 6; 7]

Для формирования представленного рейтинга привлекательности городов (рис. 2) были за основу взяты запросы на интернет-порталах об основных городах и их достопримечательностях городе. За основу рейтинга была взята статистика двух поисковых запросов в Яндексе за 2016 год «достопримечательности... » и «Что посмотреть в. ». Именно такие словосочетания вводят чаще всего туристы, имеющие в планах посещение того или иного города. Необходимо отметить, что из представленного рейтинга были исключены города Москва и Санкт-Петербург, как безоговорочные лидеры среди российских и зарубежных туристов, а также города Крымского полуострова.

Таким образом можно сделать вывод, что как качественные так и количественные показатели оказывают влияние на туристическую привлекательность, что несомненно оказывает положительный эффект и на развитие гостиничной индустрии вышеуказанных территорий городов. Ниже рассмотрим влияние вышеуказанных показателей на конкурентоспособности гостиничной индустрии Калининградской области.

=

ч

Влияние количественных и качественных факторов на развитие гостиничной индустрии Калининградской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность отрасли — способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия для роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли. Для гостиничной индустрии Калининградской области это также является ярко выраженным фактом, позволяющим достаточно динамично развиваться как на международном, так и на российском туристическом рынке. В представленных ниже иллюстрациях подтверждается основной тезис авторов, о том, что качественные характеристики, определяющие уровень конкурентоспособности (имидж, качество оказанных услуг и пр.) непосредственно влияют на уровень загрузки отелей и их финансовую успешность (количественный показатель). Представленные рейтинг был составлен на основе отзывов самостоятельных туристов. Экспертами было проанализировано более 175 млн отзывов и рекомендаций туристов, с более чем 200 порталов для бронирования отелей. Необходимо отметить, что при отборе в рейтинге учитывались города с количеством отелей не менее 130 отелей, для каждого из которых было написано не менее 60 отзывов.

Таблица 2

Международный рейтинг привлекательности отелей, 2017 г. [8]

Рейтинг Направление Индекс

1 Гёреме, Турция 86.821

2 Матера, Италия 86.724

3 Руст, Германия 86.476

4 Лицзян, Китай 85,6

5 Белград, Сербия 85.599

6 Сан-Джиминьяно, Италия 85.547

7 Загреб, Хорватия 85.187

8 Килларни, Ирландия 85.039

9 Калининград, Россия 84.946

10 Грамаду, Бразилия 84.922

12 Казань, Россия 84,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Краснодар, Россия 83.289

49 Новосибирск, Россия 83.158

400000-^ 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

2010 2011 2012 2013 2014

2015

2016

Рис. 3 Динамика потока туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, чел.

Таким образом, можно отметить, что актуальность исследования влияния количественных и качественных показателей конкурентоспособности в гостиничном бизнесе ярко выражена как на международном рынке, так и на российском или региональных рынках.

Исследования, проводимые в настоящее врем в области изучения подходов к оценке качественных и количественных показателей конкурентоспособности позволяют сделать вывод о несомненной их значимости реализации как в целом для индустрии туризма, так и для гостиничной сферы.

Предложенный автором статьи подход отличается новизной и обобщает опыт структуризации и изучения различных качественных и количественных подходов к вопросам конкурентоспособности отрасли, направленных на создание эффективной инфраструктуры, продукта, призванного удовлетворить потребности потребителей услуг гостиничной индустрии. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о перспективности использования такого комплексного подхода, необходимого при разработке стратегии развития индустрии гостеприимства несмотря на ее сложность при реализации. Статья может представлять интерес для специалистов федеральных и региональных управлений индустрии гостеприимства и туризма, а также для всех интересующихся теоретическими и практическими вопросами конкурентоспособности гостиничного комплекса.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993. 620 с.

2. Азоев Т. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М. : Новости, 2000. 254 с.

3. Андрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. № 2. С. 3-9.

4. Семенова Л. В., Корнеевец В. С., Драгилева И. И. Маркетинг гостиничного предприятия : учебное пособие. М. : Дашков и К, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mastercard Global Destination Cities Index 2017. URL: https://newsroom.mastercard.com/digital-press-kits/mastercard-global-destination-cities-index-2017/ (дата обращения: 21.11.2017 г.).

6. Рейтинг популярности городов в 2014 году. URL: http://towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/rejting-populyarnosti-rossijskix-gorodov-za-2014-god.html (дата обращения: 01.11.2017 г.).

7. Самые популярные города России (Топ-50 за 2016 год). URL: http://towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/samye-populyarnye-goroda-rossii-top-50-za-2016-god.html (дата обращения: 01.11.2017 г.)

8. URL: Trivago.com (дата обращения: 20.11.2017).

THEORETICAL APPROACH TO THE SYSTEM OF QUANTITATIVE AND QUALITY INDICATORS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES

OF THE HOTEL INDUSTRY

Lyudmila V. Semеnova

Candidate of Economic Sciences, associate professor

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation

Annotation: Modern the hotel industry is characterized by high extent of the competition of her subjects. It is caused as a relative standartizirovannost of the hotel product offered tourists, and rivalry of hotels in the markets occupied by them. It is possible to improve the industry provision due to an integrated approach to studying of quantitative and quality indicators of competitiveness of the enterprises. The analysis of key indicators of competitiveness of the enterprises of the hotel sphere is presented in article: qualitative, marketing and quantitative and also assessment of level of their influence on tourist appeal of a tourist destination both in the

leading world markets, and in the market of the main tourist the directions of the Russian Federation is presented. Indicators of development of the industry of hospitality of the Kaliningrad region are separately presented.

Keywords: competitiveness, hotel complex, hospitality industry, quality indicators, quantitative indices.

1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnyye preimushchestva stran. M., 1993. 620 s.

2. Azoyev T. L., Chelenkov A. P. Konkurentnyye preimushchestva firmy. M. : Novosti, 2000. 254 s.

3. Andrianov V. D. Konkurentosposobnost' Rossii v mirovoy ekonomike // Marketing. 1999. № 2. S. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Semenova L. V., Korneyevets V. S., Dragileva I. I. Marketing gostinichnogo predpriyatiya: uchebnoye posobiye. M. : Dashkov i K, 2015.

5. Mastercard Global Destination Cities Index 2017. URL: https://newsroom.mastercard.com/digital-press-kits/mastercard-global-destination-cities-index-2017/ (data obrashcheniya: 21.11.2017 g.).

6. Reyting populyarnykh gorodov v 2014 godu. URL: http://towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/rejting-populyarnosti-rossijskix-gorodov-za-2014-god.html (data obrashcheniya: 01.11.2017 g.).

7. Samye populyarnyye goroda Rossii (Top-50 za 2016 god). URL: http://towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/samye-populyarnye-goroda-rossii-top-50-za-2016-god.html (data obrashcheniya: 01.11.2017 g.)

8. URL: Trivago.com (data obrashcheniya: 20.11.2017).