Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / предприятие / цифровая трансформация / бизнес-процессы / экономика / digitalisation / enterprise / digital transformation / business processes / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Е. Тропынина, К.А. Островская

В статье анализируются теоретические подходы к процессам цифровизации и цифровой трансформации на уровне предприятия. Подчеркивается разница между анализируемыми понятиями. В исследовании рассмотрена пирамида цифровой трансформации и описаны основные этапы цифровизации бизнес-процессов. Авторами сделан вывод о том, что предприятие, решившееся на цифровую трансформацию, должно не только создать подходящую организационную структуру, определить способы продвижения цифровых технологий и методы развития соответствующих навыков и компетенций сотрудников, но и скорректировать общекорпоративную культуру, которая также должна способствовать внедрению цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACH TO THE PROCESSES OF DIGITALISATION AND DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

The article analyses theoretical approaches to the processes of digitalisation and digital transformation at the enterprise level. The difference between the analysed concepts is underlined. The pyramid of digital transformation is considered and the main stages of digitalisation of business processes are described. The authors conclude that an enterprise that has decided on digital transformation should not only create a suitable organisational structure, determine ways of promoting digital technologies and methods of developing appropriate skills and competencies of employees, but also adjust the general corporate culture, which should also contribute to the introduction of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Н.Е. Тропынина, канд. экон. наук, доцент К.А. Островская, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-200-204

Аннотация. В статье анализируются теоретические подходы к процессам цифрови-зации и цифровой трансформации на уровне предприятия. Подчеркивается разница между анализируемыми понятиями. В исследовании рассмотрена пирамида цифровой трансформации и описаны основные этапы цифровизации бизнес-процессов. Авторами сделан вывод о том, что предприятие, решившееся на цифровую трансформацию, должно не только создать подходящую организационную структуру, определить способы продвижения цифровых технологий и методы развития соответствующих навыков и компетенций сотрудников, но и скорректировать общекорпоративную культуру, которая также должна способствовать внедрению цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровизация, предприятие, цифровая трансформация, бизнес-процессы, экономика.

В современном мире, под влиянием различных факторов экономическая сфера претерпевает множество изменений, проявляются разнообразные процессы и колебания как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Зачастую, многие отрасли, предприятия и иные субъекты экономики сталкиваются с проблемой адаптации к постоянно развивающемуся цифровому миру. К тому же, в условиях кризисов и при возникающих угрозах экономической стабильности задача ускорения темпов цифровизации приобретает наибольшее значение на всех уровнях.

В настоящее время все страны, в том числе и Россия, существуют и развиваются под влиянием масштабных преобразований, которые основаны на широком использовании цифровых технологий. Их появление в обществе во многом изменило традиционные отрасли, а также повлияло на возникновение совершенно новых бизнес-моделей. Трансформация происходит с такой скоростью, что компании, работающие в любой отрасли, не могут чувствовать себя полностью уверенно и гарантировать, что их текущее положение будет оставаться устойчивым и не изменится с течением времени.

По этой причине руководству предприятий нужно постоянно изучать возможности, которые предоставляют современные информационные технологии. Это необходимо для того, чтобы суметь овладеть ими и эффективно интегрировать в бизнес-процессы организации, вплоть до коренной трансформации, с целью для повышения эффективности работы предприятия.

Цифровая революция, которую в основном связывают со стремительным развитием компьютерных технологий и появлением Интернета, поспособствовала последующей цифровой трансформации всех систем общества, или же его «цифровизации». Первое упоминание о данном термине произошло в конце 20-го века. Тем, кто первоначально использовал данный термин, был американский учёный Николас Негропонте, который являлся экспертом по информационным технологиям в Массачусетском технологическом университете. В 1995 году он опубликовал книгу о перспективах перехода к цифровому обществу. Тогда, под цифровизацией учёный понимал создание так называемой «цифровой жизни», в которой люди и машины смогут достигнуть полного взаимопонимания. Иначе говоря, компьютеры и другие цифровые устройства станут неотъем-

лемой частью жизни общества и сумеют проникнуть в абсолютно все сферы [1].

Со временем термин «цифровизация» стал популярным и приобрёл множество различных трактовок [2;3;4]. Отметим, что независимо от масштаба технологических изменений, цифровизация включает в себя использование комплексных данных и цифровых решений в функциональных областях. К ним могут относится digital-маркетинг, CRM- системы, цифровое производство, цифровая логистика и многое другое.

Одним из важных аспектов цифровиза-ции является тот факт, что при её проведении зачастую сохраняется традиционная бизнес-модель. При этом, в отдельные ее элементы внедряются цифровые решения с целью оптимизации и снижения затрат, увеличения объема производимой продукции и улучшения ее качества, расширения рекламных возможностей и инструментов, повышения клиентского опыта и т.д. В то

же время предприятие может не менять свою стратегию и не включать цифровые составляющие в продукт или услугу. Переход организации к цифровизации определённых аспектов своей деятельности всегда требует проведение предварительной оценки и анализа текущей ситуации, то есть определить, насколько компания готова и сумеет ли она адаптироваться к применению цифровых технологий. Для этого, нужно выяснить будут ли в результате изменений затронуты основные процессы компании, смогут ли сотрудники использовать потенциальные цифровые преимущества, не возникнут ли проблемы, связанные с управлением предприятием и так далее. Также, необходимо оценить влияние цифровизации на основных клиентов, партнёров и конкурентов организации. Ключевая разница между понятиями цифровизации и цифровой трансформации продемонстрирована на рисунке 1.

Рис. 1. Этапы цифровизации бизнес-процессов [3].

В настоящее время существуют два взаимосвязанных типа цифровых предприятий: компании, что были изначально созданы для цифровой бизнес-среды, и традиционные организации, которые перешли в цифровую форму, при этом изменив

привычную бизнес-модель. Роландом Бергером (Roland Berger) разработана пирамида цифровой трансформации [5]. Цифровая трансформация в виде трехуровневой пирамиды представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Пирамида цифровой трансформации [5]

Первый уровень: стратегия «бизнес-модели». Бизнес-стратегия в среде, которая наполнена различными цифровыми технологиями. На данном уровне решается как изначальная бизнес-модель будет трансфороваться в новую, определяются дополнительные услуги ,которые могут быть предоставлены с использованием цифровых технологий, добавочная ценность, которую обеспечит цифровой компонент продукта/ услуги и так далее.

Второй уровень: реализация. Определятся, как будет реализовываться операционная модель бизнеса, организовываться производственный цикл, и какое в итоге ценностное предложение предприятие отправит клиенту.

Третий уровень: технологии. Выбираются технологии, которые обеспечат процесс цифровой трансформации и дальнейшую работу предприятия. Однако, само их внедрение не равно цифровой трансформации, поскольку они выступают в качестве вспомогательных элементов изменений.

На данный момент, для успешной цифровой трансформации предприятию необходимо принять решения в рамках шести

основных стратегических блоков. Рассмотрим их более подробно.

1. Стратегия и инновации. Решения могут включать как использование прорывных инноваций, так и новые решения, например относительно способов приобретения продукта клиентами, использования конкурентных преимуществ и др;

2. Клиентский опыт. Необходимо провести углублённый анализ существующих и потенциальных покупателей для нахождения более точного (подходящего) подхода в работе с клиентами. Основное внимание в управлении взаимоотношениями с потребителями уделяется способности осуществлять сбор и обработку больших объемов информации с помощью цифровых технологий, формируя индивидуальный маркетинг;

3. Автоматизация процессов - позволяет предприятию расширить масштабы деятельности без резкого увеличения затрат, и реализует возможность выявления новых источников дохода. Цифровизация влияет на все сферы, включая как внутренние бизнес-процессы, так и внешние взаимоотношения, предопределяющие положение предприятия на рынке;

4. Организация структура и корпоративная культура. Необходимо преобразовать организационную структуру предприятия и адаптировать корпоративной культуру к новым цифровых реалиям. Успех деятельности предприятия зависит от наличия необходимых навыков у сотрудников, их отношения к производящим изменениям, а также способности и желания высшего менеджмента к реализации цифровых проектов;

5. Технологии. При наличии необходимых базовых условий для использования цифровых технологий происходит внедрение программ, ориентированых на клиента, и базовых систем, которые поддерживают качественное управление данными. Однако, необходимо учесть, что внедрение новых технологий предполагает и появление таких рисков как потеря ликвидности, риски, связанные с облачным хранением концифенциальной информации, и кибер-преступленими т.д.;

6. Данные и аналитика. Это новые цифровые активы предприятия. Благодаря таким направлениям как интернет-вещей и другим технологическим решениям, аналитика данных, особенно в режиме реаль-

ного времени открывает новые возможности для роста и развития бизнеса.

Исследования различных специалистов говорят о том, что цифровые технологии -это лишь часть цифровой трансформации. Не менее важную роль играет формирование и развитие цифровой культуры. Для определения уровня подготовки к цифровой трансформации проводится оценка цифровой зрелости предприятия, которая представляет собой многоуровневое исследование организации, позволяющее оценить потенциал её роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации [3]. Данный инструмент может стать универсальным подходом к разработке цифровой стратегии предприятия на основе конкретных данных, а не предположений.

Таким образом, предприятие, решившееся на цифровую трансформацию, должно не только создать подходящую организационную структуру, определить способы продвижения цифровых технологий и методы развития соответствующих навыков и компетенций сотрудников, но и скорректировать общекорпоративную культуру, которая также должна способствовать

внедрению цифровых технологий.

Библиографический список

1. Ценностные ориентации эпохи цифровизации: монография / Н.Ю. Бородулина, Е.Ю. Воякина, О.А. Гливенкова [и др.]; под редакцией Л.Г. Поповой. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2022. - 228 c.

2. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2020. - Т. 36. Вып. 3. - С. 390-420.

3. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.

4. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: доклад НИУ ВШЭ: к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2022 г. / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский [и др.]; редакционная группа: Т.С. Зинина, П.Б. Рудник; Высшая школа экономики - национальный исследовательский университет. - Москва, 2022.

5. The Digital Transformation Pyramid: A Business-driven Approach for Corporate Initiatives. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thedigitaltransformationpeople.com/channel s/the-case-for-digital -transformation/digital-transformation-pyramid-business-driven-approach-corporate-initiatives/.

THEORETICAL APPROACH TO THE PROCESSES OF DIGITALISATION AND DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

N.E. Tropynina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.A. Ostrovskaya, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Technology and Design (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article analyses theoretical approaches to the processes of digitalisation and digital transformation at the enterprise level. The difference between the analysed concepts is underlined. The pyramid of digital transformation is considered and the main stages of digitalisation of business processes are described. The authors conclude that an enterprise that has decided on digital transformation should not only create a suitable organisational structure, determine ways of promoting digital technologies and methods of developing appropriate skills and competencies of employees, but also adjust the general corporate culture, which should also contribute to the introduction of digital technologies.

Keywords: digitalisation, enterprise, digital transformation, business processes, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.