Научная статья на тему 'Теоретический аспект проблемы психического здоровья личности'

Теоретический аспект проблемы психического здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2338
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВАЛЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманец Инна Анатольевна

Проблема психического здоровья считается одной из наиболее сложных проблем современной науки, рассматриваемых в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако при всей важности изучения проблемы психического здоровья личности не так просто дать ему исчерпывающее определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический аспект проблемы психического здоровья личности»

ПсиологачЕскае ннуки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

И.А. Уманец

THEORETICAL ASPECT OF PERSONALITY PSYCHOLOGICAL HEALTH PROBLEM

Umanets I.A.

The problem of psychological health is considered to be the most complicated one among the problems of contemporary science, studied by foreign and Russian researchers. However, it is still not easy to give an exhaustive definition of the personality psychological health.

Проблема психического здоровья считается одной из наиболее сложных проблем современной науки, рассматриваемых в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако при всей важности изучения проблемы психического здоровья личности не так просто дать ему исчерпывающее определение.

Ключевые слова: психическое, психологическое здоровье, личность, социальная активность, валеология.

УДК 159.9

Проблема здоровья человека в настоящее время является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем в медицине, теоретической и прикладной психологии, психиатрии (А.Адлер, В. Франкл, К. Роджерс, Ф. Перлз, К.Г. Юнг, З. Фрейд,

A. Маслоу, В. Райх, Н. Сарториус, Р. Мэй,

B.М. Бехтерев, И.В. Дубровина, Б.С. Бра-тусь, Г.С. Никифоров, В.Н. Мясищев,

C.С. Корсаков, А.В. Шувалов, А.М. Прихожан, В. С. Пахальян, О. С. Васильева и др.). По своей практической значимости здоровье человека считается одной из сложнейших проблем современной науки.

Например, в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» «здоровье» обозначает «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1, с.128).

В «Кратком словаре по социологии» здоровье человека - это проявление жизненных сил, всесторонняя социальная активность и гармоничное развитие личности.

Академик В.П. Казначеев определяет «здоровье индивида» как динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В настоящее время широко развивается наука валеология, один из основателей которой Т.Ф. Акбашев (1996 г.) называет здоровье характеристикой запаса жизненных

сил человека, которое задается природои и реализуется или не реализуется человеком (2, с. 75).

Знакомство с научной литературой показало, что проблема собственно психологического и психического здоровья также не остается без внимания многих исследователей и практиков в психологической науке. Сложность проблемы заключается в том, что зачастую ученые не разграничивают понятия «психологическое» и «психическое» здоровье.

Рассмотрим понятие «психологическое здоровье» в трудах зарубежных и отечественных ученых.

Так, представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм изучая человеческую природу, связывали ее с высокой степенью самоактуализации личности (3, с. 34). Они составили психологический портрет здорового человека. По их мнению, это человек, ориентированный на гармонизацию отношений с собственной внутренней сущностью (Маслоу А., Роджерс К.); преданность некоторому делу, любимой работе, склонный ко всему подходить творчески (Маслоу А., Фромм Э.); стремящейся к созданию конструктивных, подлинных взаимоотношений с окружающими (Роджерс К., Шостром Э.).

Представитель психоаналитического направления К.Г. Юнг обозначал психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида (4, с. 2122).

Несколько иначе подходит к рассмотрению психологического здоровья в контексте развития зрелой личности представитель экзистенциальной психологии Виктор Франкл. Он пишет: «У каждого времени свои неврозы.... Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько стра-

дает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты.

В. Франкл убежден, что жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может и должен быть найден. В поисках смысла жизни человека направляет его совесть, определяемая как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации». Совесть для В. Франкла тождественна «внутреннему голосу», направляющему человека по пути к достижению здоровья.

Рассматривая точки зрения ученых, ориентированных на разные психологические направления, следует признать, что их теории сходятся в том, что «психологическое здоровье» необходимо рассматривать с точки зрения полноты, богатства развития личности в социальных условиях.

Проблема здоровья рассматривается и в отечественной психологической науке. Так, Г.С. Никифоров в своей работе «Психология здоровья» говорит о «душевном здоровье» (имея в виду «психологическое здоровье») как характеристике человека, которая определяет его способность справляться со сложными (главным образом неблагоприятными) обстоятельствами своей жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Продолжая свою мысль, ученый говорит, что душевное здоровье - это прежде всего гармония человека с самим собой. Излагая концепцию душевного здоровья, Г.С. Никифоров опирался на разработанную Б.Г. Ананьевым теорию индивидуальности, где индивидуальность, по Ананьеву, это относительно замкнутая система, «встроенная» в открытую систему взаимодействия человека с миром. Здесь «образуется взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» - ядро человеческой личности» (5, с.176). Именно согласованность мотивов, целей и ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматри-

вается как условие проявления душевного здоровья.

В учебном пособии «Психологическое здоровье и защитные механизмы» авторы Л.Д. Демина, И.А. Ральникова употребляют термины «психологическое здоровье» и «психическое здоровье» как синонимы. Они приходят к мнению, что психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующей все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Отсюда, психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой (6, с. 65).

В. Пахальян обращает внимание на то, что психологическое здоровье является в такой же степени вопросом структуры и динамики личности, как невроз или любой другой путь развития. Он полагает, что структуру здоровой личности можно рассматривать, скорее, как процесс непрерывных изменений, нежели как сложившуюся фиксированную систему. «Как общий принцип, личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии, в которой побудительная, регулятивная, понятийная и стилистическая функции сливаются в единое целое» (7, с.19-20).

Ряд отечественных ученых обращаются к категории «здоровье» в связи с проводимой в России модернизацией образования.

В частности, Михайлина М.Ю. выделяет основные характеристики (параметры) здоровья, которые определяют целесообразность инновационных процессов в образовании и позволяют рассматривать их как социокультурный феномен.

К числу таких характеристик она относит:

1) приспособленность к социальному и природному окружению - возможность не только приспособиться к имеющимся условиям, но и активно преобразовывать их;

2) нормальность - соответствие определенным социальным и культурным нормам (социокультурная характеристика здоровья, общая для представителей данного социума);

3) стрессоустойчивость и стабильность человека в процессе активного взаимодействия с окружающей средой;

4) гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению (умение устанавливать продуктивные социальные отношения, разрешать конфликты, принимать адекватные социальные роли и т.д.) (7, с. 26-27).

В свою очередь понятие «психологическое здоровье» напрямую связано с понятием «психическое здоровье».

Понятие «психическое здоровье» фигурирует в концепциях множества ученых, начиная с древних времен (Алкмеон, Цицерон, стоики и др.).

Несмотря на множество определений, понятие «психическое здоровье» долгие годы рассматривалось чаще всего как альтернатива состоянию психического нездоровья, нарушений психики. Так как сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последнее десятилетие на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменением в психическом состоянии. В одних случаях психическое состояние становится главной причиной заболевания, в других случаях оно является как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни.

В ряде работ «психическое здоровье» соотносится также с переживаниями психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Однако следует подчеркнуть, что в конце двадцатого столетия представления о психическом здоровье в мировой практике в значительной степени основаны на данных о том, что практически в каждом человеке и, несомненно, в каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала (8, с. 63).

Начало другого подхода к пониманию психического здоровья было положено З. Фрейдом. Он напрямую связывал происхождение невротических расстройств с необходимостью подчиняться законам и принципам, лежащим в самом основании любой культуры. З. Фрейд говорил, что организация общества такова, что каждый отдельный ее представитель вынужден смириться с невозможностью полного и безболезненного удовлетворения всех своих биологических потребностей. Необходимость отказаться от удовлетворений, подчиняясь требованиям реальности, приводит к нарастанию внутри-психического напряжения, разрядка которого может принимать деструктивные и болезненные формы. Согласно З. Фрейду, структура личности, которая формируется как продукт социальной детерминации, изначально предполагает внутриличностный конфликт, т.к. включает непримиримо противоборствующие инстанции: инстинктивное, подчиненное «принципу удовольствия» Оно и воплощающие социальные нормы и требования, выполняющие функции цензуры Сверх-Я. Такая душевная организация приводит к закреплению патогенного механизма вытеснения и подавления: все, что может нарушить социальные нормы или противоречит им, вытесняется в бессознательное, которое становится резервуаром блокированной либидонозной энергии. Не находя другого выхода, энергия либидо может прорываться в сферу сознательной активности, принимая форму всевозможных душевных аномалий и симптомов. Таким образом, в концепции З. Фрейда конфликт биологического и социального в человеке оборачивается утратой душевного здоровья и благополучия (8, с. 114-115).

Продолжая точку зрения З. Фрейда, К. Хорни, разработав свою социально-культурную теорию неврозов, говорила, что, «когда мы сосредотачиваем внимание на сложившихся к данному моменту проблемах невротика, мы осознаем, что неврозы порождаются не только переживаниями отдельного человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем». Укорененная в человеке глубо-

кая неудовлетворенность окружающей социальной средой с ее нормами, ограничениями, санкциями и запретами порождает острый внутриличностный конфликт, источник всевозможных отклонений и болезней (8, с. 119).

Представители гуманистической психологии и ее отдельных направлений исходили из того, что центральным объектом исследования должна выступать здоровая личность. Психически здоровой личности естественно присущи позитивные силы: потребность в доброте, дружелюбии и самоактуализации, в способности к здоровой адаптивности и ориентация на самого себя (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз).

Э. Фромм проповедуя ценность позитивной свободы (приоритета принципа бытия над принципом обладания в мотивах и поступках людей), создал образ «нового Человека» с продуктивным характером (Фромм Э., 1992). Г. Олпорт составил образ психически зрелой личности (Олпорт Г.).

Представители психоаналитического психодинамического направления в психологии еще раньше, чем гуманистически ориентированные психологи, обратили свое внимание на психическое здоровье личности. Так, З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек - это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки зрения В. Райха, невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии, следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии (9, с. 23).

Термин «психическое здоровье» впервые был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) сказано, что психически здоровым следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное бла-

гополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и духовной деятельности. Это определение является наиболее альтернативным и чаще всего используется в научных исследованиях, однако, по мнению некоторых ученых ( И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Г.С. Никифоров, Г.А. Цукерман и др.), оно нуждается в уточнении.

В ряде работ современных отечественных исследователей представлено целостное видение сущности того, что обозначается как психическое здоровье (Братусь Б.С., Дубровина И.В., Григорьева С.И., Демина Л.Д., Слободчиков В.И., Исаев Е.И., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., и др.).

По мнению Слободчикова В.И., Исаева Е.И., основу психического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Само понятие «норма» в данном случае - это указание на возможности высших достижений для данного возраста (10, с. 92). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития (11, с.18).

Согласно Пахальян В., Дубровиной И.В., психическое здоровье «есть собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата...», «... критерием психического здоровья является феномен психического равновесия, включает гармонию взаимодействия различных сфер личности - эмоциональной, волевой, познавательной. Нарушение одной из сфер приводят к личностной деградациям, дест-рукциям, социальной и персональной дезадаптации» (7, с. 22). Сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В.Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психологических процессов. Причем, у неуравновешенного, неустойчивого человека фактически

нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т.е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и активности его внешним условиям.

Г.С. Никифоров, анализируя психическое здоровье, уделял особое значение его критериям и говорил о том, что психически здоровой личности принадлежит гармоничность, консолидированность, уравновешенность, а также такие составляющие ее направленности, как духовность, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности (5, с. 56).

Согласно Б.С. Братусю, психическое здоровье следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья -личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности (7, с. 23).

Опираясь на системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, Г.С. Никифоров), мы пришли к выводу, что «психическое здоровье» представляет собой целостное образование, включающее в себя следующие иерархические уровни (снизу вверх): уровень психофизиологического (морфо-функционального) здоровья; уровень индивидуально-психологического здоровья, включающий в себя развитие лично-стно-эмоциональной и познавательной сфер и уровень социально-психологического здоровья, включающий в себя развитие личности в с социальной среде. Мы считаем, что гармоничное развитие этих уровней приво-

дит к адекватному развитию психического здоровья личности.

Таким образом, «психическое здоровье» - полноценное развитие человека на всех уровнях его психического развития.

В результате проведенного анализа можно прийти к следующим выводам:

1. Проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки.

2. «Психологическое здоровье» необходимо рассматривать с точки зрения полноты, богатства развития личности в социальных условиях.

3. «Психическое здоровье» - полноценное развитие человека на всех уровнях его психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. 1. - Л., 1986.

2. Озеров В. П. Основы здоровой жизнедеятельности: Учебное пособие / В.П. Озеров. -М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики - СПб.: Евразия, 1997.

4. Шувалов А.В. Психологическое здоровье детей //Школа духовности. - 2002. - № 2.

5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006.

6. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности, 2000.

7. Пахальян В. Развитие и психическое здоровье. - СПб., 2006.

8. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

9. Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1998. - С. 270.

10. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.

11. Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. - 1989. -№ 11-12; 1990. - № 1-2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека - М.: Школа-Пресс, 1995.

Об авторе

Уманец Инна Анатольевна, соискатель Ставропольского государственного университета, сфера научных интересов: проблемы психического здоровья личности. nessa1981@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.