Научная статья на тему 'Теоретический аспект гендерного образования: этап становления и развития'

Теоретический аспект гендерного образования: этап становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / INNOVATIVE EXPERIENCE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГЕНДЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS IN GENDER PERSPECTIVE IN EDUCATION / GENDER PERSPECTIVE IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Юлия Николаевна

Рассматривается актуальная проблема развития гендерного образования в системе современного школьного образования. Анализируются научные подходы к определению сущности гендерного образования, определению его места в системе школьного образования, раскрывается опыт инновационных школ по реализации идей гендерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspect of gender perspective in education, the stage of formation and development

The present article considers the problem of development of gender perspective in modern school education. The work analyzes the scientific approaches to defining the essence of gender perspective in education; also the article analyzes the definition of place in the school system; considers experience of innovative schools realizing the gender perspective in education.

Текст научной работы на тему «Теоретический аспект гендерного образования: этап становления и развития»

9. Методические рекомендации Минобрнауки России ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2011. - 17 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dagminobr.ru/storage/files/2011/03-296.pdf Дата доступа: 21.02.20l6.

10. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2011. - №9. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-sovremennoy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike Дата доступа: 25.07.2016.

11. Рындина Ю.В., Дериглазов С.С. Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание // Молодой ученый. - 2015. - №9.1. - С. 82-85.

12. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.

13. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.

14. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 12-18.

15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . Дата доступа: 28.02.2016.

17. Bakoban, R.A. and Aljarallah, S.A. (2015). Extracurricular activities and their effect on the student's grade point average: Statistical study. Educational Research and Reviews, 10(20), 2737-2744.

18. Council of Europe. (2001). Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge, U.K: Press Syndicate of the University of Cambridge.

19. Ek van J. Threshold Level 1990 / J. van Ek, J.L.M. Trim. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.

20. FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR THE PRIMARY GENERAL EDUCATION. (2009). 1st ed. [ebook] [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dof-edu.ru/en/materials/russian-federal-state-educational-standards, p.39. Available at: http://www.dof-edu.ru/images/primary%20education%20standard.pdf Дата доступа: 17.01.2016.

21. Larzén, E. (2005). In pursuit of an intercultural dimension in EFL-teaching: exploring cognitions among Finland-Swedish comprehensive school teachers.

22. Mahoney, J.L., Larson, R.W., Eccles, J.S., & Lord, H. (2005). Organized activities as developmental contexts for children and adolescents. In J.L. Mahoney, J.L. Larson, & J.S. Eccles (Eds.). Organized activities as context of development: Extracurricular activities, after-school and community programs (pp. 3-22). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

23. Massoni, E. (2011). Positive effects of extracurricular activities on students. ESSAI, 9 (1), 27.

24. Miller, B.M. (2003). Critical hours: Afterschool programs and educational success. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nmefoundation.org/getmedia/08b6e87b-69ff-4865-b44e-ad42f2596381/Critical-Hours?ext=.pdf Дата доступа: 14.04.2016.

25. Morrissey, K. (2005). The relationship between out-of-school activities and positive youth development: An investigation of the influences of communities and family. Adolescence, 40, 67-85.

26. Robert F. Whiteley and George Richard. Timetabling and extracurricular activities: a study of teachers' attitudes towards preparation time Management in Education. January, 2012, 26: 6-12, doi:10.1177/0892020611426894

27. Schuepbach, M. (2015) Effects of extracurricular activities and their quality on primary school-age students' achievement in mathematics in Switzerland, School Effectiveness and School Improvement, 26:2, 279-295, DOI: 10.1080/09243453.2014.929153

28. V.A. Ivaniushina & D.A. Aleksandrov (2015) Socialization Through Informal Education: The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren, Russian Education & Society, 57:4, 189-213, DOI: 10.1080/10609393.2015.1068553

Педагогика

УДК: 37.02

директор школы Мальцева Юлия Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа (с. Каринское)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема развития тендерного образования в системе современного школьного образования. Анализируются научные подходы к определению сущности тендерного образования, определению его места в системе школьного образования, раскрывается опыт инновационных школ по реализации идей тендерного образования.

Ключевые слова: тендерное образование, инновационный опыт, содержание, формы учебно-воспитательного процесса в тендерном образовании.

Annotation. The present article considers the problem of development of gender perspective in modern school education. The work analyzes the scientific approaches to defining the essence of gender perspective in education; also the article analyzes the definition of place in the school system; considers experience of innovative schools realizing the gender perspective in education.

Keywords: gender perspective in education, innovative experience, content, forms of educational process in gender perspective in education.

Введение. Для современного этапа развития школьного образования характерно появление тендерного образования, позволяющего учитывать полоролевые особенности мальчиков и девочек в современном образовании, в основе всего этого лежат лучшие прогрессивные традиции всего предшествующего периода развития педагогической мысли. В данном контексте феномен «гендерное образование» не может рассматриваться как порождение педагогической теории и практики XX-XXI веков, а требует осмысленного исследования исторического опыта. Являясь уникальным явлением в системе образования, гендерное образование недостаточно изучено с точки зрения как сущностных характеристик, так и определения его места и роли в современном образовательном процессе школы.

Изложение основного материала статьи. Для лучшего осмысления данного понятия обратимся к терминологическому рассмотрению его сущности и содержательных характеристик. Анализ ряда педагогических словарей под редакцией С.М. Вишняковой, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова позволяет констатировать, что определение исследуемого понятия не включено в перечень актуальной лексики [1, 2].

В то же время следует отметить, что в философском словаре под редакцией В.Г. Кузнецова предприняты попытки раскрыть содержание рассматриваемого феномена. Во-первых, раскрывается этимология понятия. Тендер (от англ. - gender - род) - термин, применяющийся для обозначения отличия «социального пола» от биологического пола. Во-вторых, в словаре обозначено время внедрения этого понятия - 1975 г. По мнению автора вышеназванного словаря «гендер» введён в научный оборот Гейл Рубин [3, с. 101].

Следует подчеркнуть, что в педагогических исследованиях содержится несколько иная информация о времени возникновении понятия «гендер». По мнению С.А. Коробкова, термин «гендер» введен в научную литературу в 60-е годы американским педагогом Дж. Скоттом, с тем чтобы показать различия в социально-ролевом поведении женщин и мужчин [4, с. 69].

В исследовании Н.П. Аникеева называется иная дата появления термина «гендер» - 1968 год. Учёный подчёркивает, что психолог Р. Столлер предпринимает попытку определения различий «пол» и «гендер» [5, с. 16].

Как видим, существует разные точки зрения даже о времени введения в научный оборот понятия «гендер». Это происходит потому, что рассматриваемое понятие является очень сложным и динамичным понятием. Согласимся с позицией Л.И. Столярчук, объясняющей многие противоречия тем, что понятие «гендер» является новым направлением для педагогики современного этапа [6, с. 62].

И.А. Кириллова, приводит в качестве аргумента следующие факты: недостаточную включенность российских педагогов в тендерные исследования [7, с. 73]. Этим объясняется и отсутствие в современной педагогической науке целостной концепции по тендерной проблематике.

В современном издании большой психологической энциклопедии представлено видение понятия «гендер» в психологическом аспекте.

Понятие «гендер» рассматривается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой даётся определение понятиям «мужчина» и «женщина» [8, с. 106].

В этом же словаре толкуются и такие понятия, как «гендерная роль», «гендерное различие» [8, с. 106]. Эти понятия мы рассматриваем как сопряжённые с понятием «гендер».

Вышеприведённые материалы из философского и психологического словарей свидетельствуют о том, что в науке формируется философско-психологическое осмысление путей развития тендерного образования как феномена социальной теории и практики.

В нашем понимании гендерное образование представляет собой процесс создания условий, механизмов и технологий обучения и воспитания учащихся на основе учёта их половых различий. Такая трактовка требует коренных изменений содержания, методов и форм организации образовательного процесса, изменение самого типа школы, где образовательный процесс будет строиться на основе тендерного подхода, целью которого является коррекция тендерных стереотипов в пользу проявления и развития личностных склонностей индивида, формирования у него идентичности.

Период коренной трансформации всех сфер общественной жизни привёл к изменениям в образовании. В конце XX и начале XXI столетия в России появляется множество новых школ. A.M. Саранов и Т.С. Перекрёстова называют их нетрадиционными учебными заведениями. Это Вальдорфские школы, адаптивная школа Е.А. Ямбурга, «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили и др. [9, с. 32-33]. К новым школам, имеющим концептуальные установки, содержание, формы, методы, технологии учебно-воспитательной работы, относятся и школы тендерного образования.

В стране создаются дифференцированные учебные заведения и учреждения дополнительного образования, разграниченные по половому признаку: женские гимназии, мужские лицеи, средние профессиональные учреждения, ориентированные на женские и мужские профессии (школы домохозяек, военные колледжи), школы дополнительного образования для девочек, мальчиков, женские и мужские клубные объединения. Они ставят цель - помочь молодым людям получить специальность и овладеть половыми ролями, которые им предстоит выполнять в жизни.

Анализ показывает, что на научно-практических конференциях («Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход» - Волгоград, 2005), в научных публикациях на страницах педагогических журналов (Н.П.Аникеева «Гендерное отношение в воспитательном пространстве». Педагогическое образование и наука, 2002. №4) [5, 7, 10, 11], рассматриваются различные аспекты тендерного образования и воспитания учащихся.

В то же время необходимо отметить, что в научных исследованиях в большей степени раскрываются и исследуются особенности тендерного воспитания. Проиллюстрируем это на конкретных примерах.

М.А. Толстых в своём исследовании анализирует проблему полоролевого становления старшеклассников, являющейся актуальной в связи с увеличением нарушений в половом самосознании, сексуальных ориентациях молодёжи и пр. Заслугой автора данного исследования является выделение функций полоролевого поведения старшеклассников. Учёный выявил и описал три функции: ценностно-смысловая, поисковая, регулятивная [10, с. 82]. Раскрыта суть каждой функции. Ценностно-смысловая предполагает развитие полового самосознания, сексуальной ориентации, обогащения полоролевого репертуара, осознание смысла полоролевого поведения сверстников, педагогов, родителей и других взрослых. Поисковая функция направлена на обретение себя, осмысление особенностей собственной мужской, женской индивидуальности. Регулятивная функция обеспечивает сознательное, ответственное,

мотивированное полоролевое поведение, индивидуальное полоролевое самоопределение, самостановление мужской, женской индивидуальности старшеклассников [10, с. 82].

В исследовании H.A. Шалыгиной рассматриваются возможности дисциплин гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания - в полоролевом воспитании школьников. [11]. Учёный выявляет особенности гуманитарных дисциплин, заключающиеся в следующем: складывание целостного (личностного) отношения к предмету, основанного на собственном жизненном опыте; постоянное соотнесение изучаемого объекта с самим собой (познание через переживание); неразрывная связь объекта и знания о нём; формирование в качестве результата познания собственной «теории мира», в том числе и модели собственного поведения [11, с. 74].

Иные дисциплины - естественнонаучного цикла (биология, химия, физика) - являются предметом рассмотрения диссертационного исследования С.А. Коробковой «Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учётом половых особенностей» [12]. В данном исследовании процесс формирования взаимоотношений учителя и учащихся подросткового возраста включает три этапа: побудительный (ситуация стимулирования инициативы: для мальчиков демонстрация предмета в контексте его «глобальности», с позиций его значимости в науке и технике; для девочек - снятие фактора тревожности и неуверенности по отношению к изучаемому предмету; процессуальный - ситуация «радость познания (для мальчиков поощрения и самостоятельности; для девочек - коллективный поиск решения учебной задачи или проблемы, выполнение работы по алгоритму или образцу с учётом примеров, иллюстраций и правил); смыслообразующий этап: ситуация успеха (для мальчиков -творческая инициатива; актуализация поисковой деятельности; для девочек - создание условий, при которых они могли бы видеть пользу изучаемого) [12, с. 8-9].

Таким образом, в каждом исследовании содержится ценный опыт, который представляет возможность его широкого использования как в практике общеобразовательных школ, так и в подготовке педагогов к компетентной работе в условиях тендерного образования. Современное понимание тендерного образования предполагает его рассмотрение как особой направленности деятельности школ, вставших на путь инновационных преобразований.

Важно, что тендерный подход к организации обучения и воспитания детей в образовательных организациях (таких в России в настоящее время более 700) стал возрождаться по инициативе педагогических работников. Поводом к такой организации обучения послужил тот факт, что сложившаяся система школьного воспитания и образования в своей основе не учитывает влияния половых различий на психофизиологические процессы развития и становления личности, а также разную специфику поведения мальчиков и девочек в ответ на педагогические воздействия, хотя половой диморфизм относится к числу фундаментальных и постоянных характеристик онтогенеза. Осмысление собственного «я» начинается у ребёнка с его половой принадлежности, и нельзя не брать во внимание этот факт.

Было бы необъективно расценивать тендерный подход к организации обучения современных школьников только лишь как возрождение «хорошо забытого старого». Анализ исторического материала показывает, что для изменения системы образования существовали разные, но преимущественно социальные причины. В настоящее время тендерный подход в образовании осуществляется с учетом результатов современных педагогических, психологических и физиолого-гигиенических исследований.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Каринской средней общеобразовательной школе (МБОУ Каринская СОШ) с 2014 года практикуется организация раздельных (гендерных) классов для мальчиков и девочек. На сегодняшний день существует три таких параллели (1-ые, 2-ые и 8-ые классы). Количество обучающихся в этих классах составляют 39 % от общего количества школьников. Основная масса детей обучаются по общепринятой системе (смешанные по полу классы).

Для реализации тендерного подхода в образовательном процессе школой была проведена серьезная подготовительная методическая работа. Прежде всего, в результате исследований были выявлены категории педагогов, наиболее подходящих для работы либо в девичьих, либо в мальчиковых классах. Также большое внимание было уделено новым методическим разработкам в свете внедряемой инновации. В гендерных классах учебный процесс строился с учетом принципов методической организации учебного процесса для детей разного пола, разработанных педагогами. В классах девочек - это размеренный темп подачи учебного материала, многократное повторение пройденного с использованием игровых карточек и настольных обучающих игр, дозирование объема и разнообразие подачи новой информации, использование типовых заданий, групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь, сначала - формулировка правил и установки, а после - применение их на практике и т.д. Для мальчиков - высокий темп подачи учебного материала, минимальное повторение пройденного, постоянное обновление предлагаемых для решения задач, большое количество заданий на развитие логического мышления, групповые формы работы с элементами соревнования, воспитание духа здорового соперничества, сначала - практическая работа, а после - выявление закономерностей и т.д. Общим же является регулярная смена деятельности во время учебных занятий. Воспитательная работа планируется и проводится на параллель классов (класс мальчиков и класс девочек одного возраста) для того, чтобы вне учебной деятельности мальчики и девочки имели все возможности для полноценного общения.

С первых дней наблюдения были сформированы две основные группы сравнения: девочки - ученицы гендерных классов и девочки - ученицы смешанных классов, а также мальчики - ученики гендерных классов и мальчики - ученики смешанных классов.

Анализ показателей умственной работоспособности (а это интегральный показатель функционального состояния организма ребенка) в динамике учебного дня, недели и триместра (модуля), ее вегетативного обеспечения и эмоционального состояния учащихся гендерных и смешанных классов наряду с педагогической эффективностью и повышением уровня качества обученности выявил значительный рост мотивации к обучению. На разных возрастных этапах это проявлялось как в более высоких показателях скорости и точности умственной работы (по результатам выполнения предложенных заданий), меньшей распространенности случаев выраженного утомления, неблагоприятных реакций на предложенные задания повышенной сложности, высокой степени невротизации, так и в различных сочетаниях изучаемых показателей. Например, к окончанию седьмого класса мальчики гендерных классов имели лучшую (по сравнению с их сверстниками предыдущих лет из смешанных коллективов).

Изучение особенностей учебной мотивации выявило достоверно более высокий ее уровень у учащихся тендерных коллективов практически на всех возрастных этапах. Например, то, что приобретенные в школе знания и навыки пригодятся в жизни, считает 88% мальчиков и только 45,3% мальчиков смешанных коллективов.

Все это свидетельствует о значительном потенциале индивидуализированного подхода к организации обучения и дает основания для более детальной методической разработки тендерной педагогической технологии как имеющей важное значение для сохранения здоровья обучающихся. А это, в свою очередь, возможно только на основе глубокого междисциплинарного взаимодействия специалистов разных учебных профилей.

Выводы. Так, в МБОУ Каринской СОШ уже второй год практикуется совместное проведение учебных занятий учителями различных дисциплин. Это позволяет разнообразить образовательный процесс и повысить внутреннюю мотивацию детей к обучению.

Литература:

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦСПО, 1999. - 538 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «А.кадемия», 2001. - 176 с.

3. Словарь философских терминов. /Научн.ред. В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 731 с.

4. Коробкова С.А. Учёт тендерных различий учащихся в процессе воспитания и обучения как новая педагогическая проблема. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб.научн.тр. и материалов по итогам научн. конф. - Волгоград: Перемена, 2005. - с. 2. - с. 68-72.

5. Аникеева Н.П. Тендерные отношения в воспитательном пространстве. // Педагогическое образование и наука, 2002. - №4. - с. 46-50.

6. Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены, 2005. - ч. 2. -с. 62-68.

7. Кириллова И.А. К вопросу о тендерном подходе в системе школьного образования и воспитания. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены, 2005. -с. 76-79.

8. Большая психологическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007. - 544 с.

9. Саранов A.M., Перекрестова Т.С. Теория и практика становления и развития авторской школы. -Волгоград: Перемена, 2001. - 133 с.

10. Толстых М.А. Становление полоролевого поведения старшеклассников. //Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемена, 2005. - ч. 2. - с. 79-82.

11. Шалыгина. Использование специфики дисциплин гуманитарного цикла в полоролевом воспитании школьников. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены. 2005. - ч. 2. - с. 72-76.

12. Коробкова С.А. Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учётом половых особенностей (на предметах естественнонауногоцикла): автореф.дисс...канд.пед.наук. - Волгоград, 2005. - 24 с.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат педагогических наук Мануйлова Виктория Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы осуществления сопровождения процесса трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в субъектах Российской Федерации; нормативно-правовая основа организации и осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве; дается описание основных мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации; определяются проблемы и трудности осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Ключевые слова: сопровождение, трудоустройство, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, межведомственное взаимодействие.

Annotation. Support of subjects of the Russian Federation of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the course of their employment.

The article deals with mechanisms of implementation of the process support employment of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the subjects of the Russian Federation; normative legal basis of organization and implementation support of young people with disabilities in employment; provides a description of the main activities to support young people with disabilities in employment in the constituent entities of the Russian Federation; defines the problems and difficulties of implementation support young people with disabilities in employment.

Keywords: maintenance, employment, persons with disabilities and the limited possibilities of health, interagency cooperation.

Введение. Правительством Российской Федерации пристальное внимание уделяется вопросам улучшения положения людей с инвалидностью: доступное образование, в том числе профессиональное, содействие им в трудоустройстве, совершенствование форм социальной поддержки, повышение качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.