УДК 159.9 Голева И.В., Тузова Л.В.
Голева И.В.
студентка 2 курса магистратуры Херсонский государственный технический университет (г. Геническ, Россия)
Тузова Л.В.
студентка 2 курса магистратуры Херсонский государственный технический университет (г. Геническ, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА И ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Аннотация: современный человек находится в состоянии почти постоянного стресса, напряжения. Возрастание интенсивности жизни, напряжения и конфликтности в современных условиях увеличивают частоту стрессов у населения.
В психологии стресс трактуется как состояние психологического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в экстремальных и наиболее сложных ситуациях. Любые жизненные изменения вызывают стресс: свадьбы, разводы, финансовые трудности, рождение и воспитание детей, переезды, увольнения, смена работы, смерть близкого, качество семейной жизни.
Стрессы являются одной из главных причин нарушений психической деятельности и здоровья человека. Все это и обуславливает актуальность изучения проблемы стресса и повышения стрессоустойчивости.
Ключевые слова: стресс, вид стресса, ситуация, посттравматический стресс, профессиональный стресс, психическая деятельность.
Переживание человека - особая эмоциональная сфера психических процессов и состояний, которая воздействует на его поведение и деятельность.
Она характеризуется высоким эмоциональным напряжением. К нему в первую очередь относится состояние стресса.
В современном мире тема стрессов и стрессоустойчивости весьма популярна, потому что остро ощущается воздействие стресса на человека. Ему приходиться приспосабливаться к сумасшедшему ритму жизни, к сложным условиям, техногенным изменениям на планете, сталкиваться с разнообразными требованиями и ожиданиями.
Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии.
Самыми распространенными нервными расстройствами нашего времени из-за стрессов, стала депрессия. Люди испытывают тревогу, беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Они чувствуют себя незащищёнными. Постоянные стрессы не только влияют на психическое здоровье, но и являются очень сильным конфликтогенным фактором. В состоянии стресса человек гораздо более склонен к конфликтам, столкновениям и ссорам.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРЕСС?
Стресс - это состояние напряжения и давления, возникающее в ответ на различные факторы, которые воспринимаются как вызывающие угрозу или вызов для организма. Стресс может быть как физическим, так и психологическим, и может иметь различные проявления, включая физиологические, эмоциональные и поведенческие реакции.
Стресс рассматривается как физиологическая и психологическая реакция организма на различные внешние или внутренние стрессоры, которые воспринимаются как угроза для организма. С научной точки зрения, стресс можно определить как набор физиологических и психологических реакций, направленных на приспособление организма к изменяющимся условиям. Эти реакции могут быть как положительными (например, повышение
внимательности и активности), так и отрицательными (например, чувство беспокойства, тревоги, раздражительности).
Рассмотрим некоторые объяснения термина «стресс». Они различаются не только трактовкой понятия, но и научными подходами и концепциями.
Стресс, в переводе с английского - обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.
Канадский ученый Г. Селье первым стал изучать стресс. Он трактовал стресс как «... неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование...» [10, с. 29].
Р. Лазарус в своих исследованиях утверждал, что «стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувствуют, что они не в состоянии справиться с предъявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия». Говоря о сути стресса как феномена, автор выделяет в нем как существенную характеристику «реакцию угрозы, как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью, которая является ключевым механизмом развития эмоционального стресса» [7, с.123].
А.В. Павлова в своих работах отмечает, что «стресс - это непосредственно сама болезнь, возникающая вследствие действия факторов» [9, с.17].
С.И. Ожегов трактовал это понятие как «вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения личности» [8, с. 179].
В психологических словарях можно найти следующую трактовку «стресс - состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители.» [3, с. 318].
Существует несколько видов стресса, которые могут воздействовать на человека:
1. Актуальный стресс (эпизодический стресс) - это временное состояние стресса, которое возникает в ответ на конкретную ситуацию или событие. Например, экзамен, ссора с близкими, задержка в работе.
2. Хронический стресс - длительное состояние стресса, которое может продолжаться долгое время из-за постоянных факторов, таких как работа, отношения, финансовые проблемы и другие. Хронический стресс может негативно повлиять на здоровье человека.
3. Посттравматический стресс - вид стресса, который возникает после переживания травматического события, такого как авария, насилие, бедствие и другие. Люди с посттравматическим стрессом могут испытывать повторные вспышки тревоги, страха и другие негативных эмоций.
4. Профессиональный стресс (берн-аут) - вид стресса, связанный с работой и профессиональной деятельностью. Профессиональный стресс может возникать из-за перегрузки работой, конфликтов на рабочем месте, недостатка признания.
5. Социальный стресс - вид стресса, связанный с отношениями с окружающими людьми, социальным давлением и ожиданиями общества. Например, страх перед публичными выступлениями, конфликты в отношениях, социальная изоляция.
Эти виды стресса могут пересекаться и взаимодействовать друг с другом, создавая сложные ситуации для человека. Важно уметь распознавать и управлять различными видами стресса для поддержания психологического благополучия и здоровья.
Из-за стресса возникает не только нарушение психической деятельности или ряда заболеваний внутренней системы человека, но также он может спровоцировать любое заболевание у человека. Поэтому в настоящее время и возникает потребность изучения стресса и способов его предотвращения и преодоления [4, с. 147].
Все чаще мы ведем «борьбу со стрессом» и «его последствиями», тем самым рассматривая только эмоционально - отрицательный тип стресса.
Однако это не означает, что стресс является только злом. Он важнейший инструмент тренировки и воспитания духа, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде [6, с. 57-63].
Ганс Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома, от которой он пришел к универсальной концепции стресса. Активность - одна из возможностей борьбы со стрессом [10, с. 66].
Наблюдая поведение людей в ситуациях стресса, мы можем заметить, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схожие ситуации. Из этого вытекает, что люди обладают различными ресурсами преодоления.
Современные ученые отводят решающее значение роли личностных ресурсов в процессе преодоления стрессов. По мнению Водопьяновой Н.Е. к ресурсам относятся знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым [5, с.212-218].
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ?
Стрессоустойчивость - это способность человека справляться с различными стрессовыми ситуациями, сохраняя при этом свою эмоциональную и физическую устойчивость. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости обычно лучше справляются с жизненными трудностями, адаптируются к изменениям и сохраняют психологическое равновесие в сложных ситуациях.
В.А. Бодрова характеризует стрессоустойчивость как интегративное свойство человека, которое характеризует уровень адаптации и активности человека к воздействию экстремальных факторов окружающей среды, определяет степень функциональной надежности субъекта деятельности и разрабатывает психические, физиологические и социальные механизмы
регуляции поведения, активизирует функциональные ресурсы организма и психики человека [2, с. 170-174].
Уровень стрессоустойчивости зависит от многих факторов, включая генетические особенности, личностные черты, опыт, способы совладания со стрессом и поддержка окружающих. Существует ряд методов и стратегий для повышения уровня стрессоустойчивости, таких как тренировка релаксации, практика медитации, физическая активность, поддержание здорового образа жизни и развитие навыков эмоционального интеллекта.
Тузова Л.В., Голева И.В. и другие в своей работе подчеркивают важность тренировки стрессоустойчивости. Виду этого необходимо тренировать стрессоустойчивость: с детства читать драматические сказки, учиться проживать и выплескивать конструктивно весь спектр эмоций, развивать уверенность в себе. Взрослым можно смотреть фильмы ужасов, тем самым адаптируя нервную систему, чтобы избежать негативных последствий для человека в виде инсульта, инфаркта и тромбоза в будущем. Для профилактики стресса также полезен навык расслабления, например, через массаж, плавание, бег, прогулки и медитации. Хорошо чередовать физические нагрузки с отдыхом. Все эти профилактические меры, а также поддержка психолога и других социальных служб, помогают в травматической ситуации легче пройти испытание, избежав серьезных последствий [11, с. 158].
Информационная модель стрессоустойчивости выделяет несколько видов ресурсов: когнитивное, эмоциональное, поведенческое и социально-психологическое преодоление.
Когнитивные последствия стресса - нарушения концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления. Чтобы их преодолеть выделяют когнитивное преодоление, которое использует позитивное мышление для анализа причин стресса, поиск ресурсов и способов его преодоления.
Эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева. Эмоциональное преодоление заключается в необходимости осознать и принять свои эмоции и
чувства, контроле динамики переживаний, устранении застревания на ситуации.
Поведенческое (деятельностное) преодоление - коррекция стратегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или деятельности. Поведенческие стрессовые реакции - агрессия, бегство, дезорганизация.
Социально-психологическое преодоление - коррекция жизненных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных отношений.
По мнению многих авторов важнейшим фактором сохранения стрессоустойчивости может быть социальное положительное окружение (семья, друзья, коллеги). Психологи отмечают, что люди, которые получают поддержку от друзей, членов семьи, коллег переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в положительном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Сослуживцы, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса.
А многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин. Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.
Абабков В.А. писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [1, с. 24-25].
Селье Г. предложил модель взаимосвязи стресса и поддержки.
Таким образом, каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Он в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако люди не всегда осознают наличие ресурсов, а иногда не могут получить к ним доступ в силу
каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и прочее).
Ресурсы помогают человеку адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессовой ситуацией.
В заключении хотим сказать, что знание взаимосвязи стрессоустойчивости личности и стилей поведения при стрессе может способствовать сохранению здоровья человека, стать основой дальнейшего просвещения людей о том, как их поведение в негативных ситуациях влияет на возникновение стрессов. Теоретический анализ проблемы показал, что проблема стресса активно изучается в науке во многих направлениях. Знание взаимосвязи стрессоустойчивости личности и стилей поведения в конфликте может способствовать сохранению здоровья человека, стать основой дальнейшего просвещения людей о том, как их поведение в негативных ситуациях влияет на возникновение стрессов.
Хотим мы это или нет, стресс всегда присутствует в жизни человека. Он прочно вошел в нашу повседневность, но как правило мы ощущаем только отрицательное его значение. Но стресс, это состояние, которое не всегда имеет отрицательную форму. Стресс просто необходим, как вкус жизни - так писал Г. Селье, поскольку помогает адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
«Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс. Полная свобода от стресса означает смерть», Ганс Селье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики / В.А. Абабков, М. Пере. - СПб.: Речь, 2014. - 166 с;
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. - 528Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса // Вестник Сибирского
государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014 - Вып. 31. - С. 170-174;
3. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с;
4. Бордик И.В. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях / И.В. Бордик, Т.Ю. Матафонова. - М., Водолей-Саут, 2010. - 147 с.;
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: Учеб. пособие / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 330 с.;
6. Демидова Л.И. Анализ социально-психологической адаптации первокурсников вуза // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, Изд-во СГУПСа, 2017. - С. 57-63;
7. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - М., 1993. - 123;
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: АСТ, 2020. 1360 с;
9. Павлова А. В. Научная дефиниция «стресс»: подходы к толкованию и классификации. Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. 142 с. С. 17;
10. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Книга по требованию, 2012. - 66 с;
11. Тузова, Л. В. Роль социальной поддержки в преодолении травматического стресса / Л. В. Тузова, И. В. Голева, Р. С. Фунтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111297/ (дата обращения: 28.02.2024)
Goleva I. V., Tuzova L. V.
Goleva I.V.
Kherson State Technical University (Genichesk, Russia)
Tuzova L.V.
Kherson State Technical University (Genichesk, Russia)
THEORETICAL ANALYSIS OF PROBLEM OF STRESS AND RELATIONSHIP WITH STRESS TOLERANCE
Abstract: modern man is in a state of almost constant stress and tension. The increasing intensity of life, tension and conflict in modern conditions increase the frequency of stress in the population.
Keywords: stress, type of stress, situation, post-traumatic stress, occupational stress, mental activity.