Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / УСПЕШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / KEYWORD. SUCCESS / SUCCESSFUL BEHAVIOR / IMAGE OF SUCCESSFUL PERSONALITY / PERSONALITY / SELF-REALIZATION / PERSONAL RESOURCES / BEHAVIORAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Банникова Н.В.

В статье поднимается проблема формирования успешного поведения личности в психологии. Теоретически анализируется и обосновывается соотношение понятий «успех», «образ успешной личности», «успешное поведение». Выделяются признаки успешного поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF SUCCESSFUL BEHAVIOR PERSONALITY

The article raises the problem of formation of successful behavior in psychology. Theoretically, the ratio of the concepts of "success", "image of a successful personality", "successful behavior" is analyzed and justified. There are signs of successful behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ»

научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. - № 6 (63).- С. 168 - 180.

5. Лыкова Е.С. Изучение ахроматических цветов на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2016. № 1. - С. 37 - 43.

УДК 159.9.075

Кузнецова Л. Э., к. психол. н.

доцент Банникова Н.В. студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донской государственный технический университет

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УСПЕШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования успешного поведения личности в психологии. Теоретически анализируется и обосновывается соотношение понятий «успех», «образ успешной личности», «успешное поведение». Выделяются признаки успешного поведения личности.

Ключевые слова. Успех, успешное поведение, образ успешной личности, личность, самореализация, личностные ресурсы, поведенческие ресурсы.

Kuznetsova L.E., сandidate of psychology sciences, Associate Professor

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

Bannikova N. V., student, Institute of Service and Entrepreneurship

(branch)

of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF SUCCESSFUL BEHAVIOR PERSONALITY

Annotation. The article raises the problem of formation of successful behavior in psychology. Theoretically, the ratio of the concepts of "success", "image of a successful personality", "successful behavior" is analyzed and justified. There are signs of successful behavior of the individual.

Keyword. Success, successful behavior, image of successful personality, personality, self-realization, personal resources, behavioral resources.

В современных социально-экономических условиях проблема формирования успешного поведения личности приобретает особую

актуальность. Успешная личность способна адаптироваться к жизненным трудностям, преодолевая их, приобретая положительный опыт и двигаясь вперед.

В психологии понятия «успех» и «успешное поведение» пока находятся в стадии изучения и еще не имеют однозначных общепринятых определений.

Успех - положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.

Успех всегда проявляется в деятельности и поведение человека. Слово «успех» семантически связано с глаголом «успеть», то есть за какое-то время выполнить определенные задачи, чего-то достичь. Достичь успеха -добиться чего-либо.

Успешная личность - это личность, которой сопутствует успех в чём-либо, достигающая намеченных целей в деятельности, знающая чего хочет и осознающая свои ресурсы.

Образ успешной личности - это личностные и поведенческие ресурсы, формирующиеся в процессе самореализации и достижения успеха в деятельности. В образе успешной личности отражаются такие поведенческие составляющие как уверенность, целеустремленность, активность, самостоятельность, оптимистичность.

Образ успешной личности должен отличаться гармоничностью, соразмеренностью выраженности ее основных компонентов и, несомненно, связан с достижением успеха в деятельности. В идеале личность должна гармонично самореализовываться как в профессиональной сфере, так и личной жизни.

Отечественные психологи О.И. Ефремова, В.А. Лабунская, А.М. Рикель, Г.А. Тульчинский уделяют внимание созданию концептуального поля понятия успеха.

Классифицируя успех, отечественные авторы определяют его через понятия «популярность», «признание», «преодоление», «призвание», разделяют на «внешний» и «внутренний», сравнивают с дауншифтингом [1]. Единство в психологическом понимании этого феномена пока не достигнуто. Так же обстоит дело и с понятием «успешное поведение».

Российский психолог А.М. Рикель, выделяет теоретические и практические аспекты понятия успех. Теоретической составляющей успешной личности является психологическая готовность человека достигать поставленных целей, обусловленная определенными личностными и поведенческими ресурсами [2]. В целом психологическая готовность личности к успешному поведению не обеспечивает достижение успеха в различных сферах жизни. На достижение успеха в той или иной сфере жизни влияют ценностные ориентации личности.

Зарубежные исследователи В. Фридрих, Х. Хекхаузен, М. Фенске, А. Хофман акцентируют внимание на факторах успешности, причем изучают не только факторы, влияющие на успешные результаты деятельности, но и факторы, обусловливающие восприятие какого-либо поведения как успешного.

Значимость успешного поведения личности заключается именно в том, что в целом оно влияет на ее самовосприятие и на процесс ее интеграции в социум. Успешная интеграция означает, что личность социально адаптирована и гармонично самореализуется. Следовательно, успешное поведение, в конечном счете, способствует самоактуализации личности. Высшей целью стремления к успеху является реализация личностью своего предназначения, но общепризнанные методы и методики измерения этой реализации (да и само понятие «предназначение личности») в науке пока отсутствуют. Можно отметить, что первые шаги в этом направлении делает акмеология, разрабатывая методики для измерения профессионального и карьерного развития личности. Успешность построения карьеры носит интернальный характер. Для достижения определенных результатов в карьере важно субъективное осознание собственной успешности [3].

Важное наблюдение сделали немецкие психологи В. Фридрих, А. Хофман, которые, изучая направленное на успех поведение, пришли к выводу, что оно является одновременно и средством, и продуктом развития личности, а именно: с одной стороны, отражает внутренний мир субъекта в поступке, с другой стороны, каждый поступок изменяет его внутренний мир [1]. Действительно, любое действие совершается под влиянием доминирующих в сознании личности на этот момент убеждений, а уже совершенной поступок инициирует формирование новых убеждений или закрепление существующих. Управляя своими убеждениями, личность может менять поведение в желаемую сторону. Однако мониторинг и управление убеждениями представляет наиболее сложную задачу для любого субъекта, поэтому именно здесь необходима психологическая помощь. Поведение станет стабильно успешным, когда личность будет самостоятельно генерировать для себя соответствующие ее жизненному периоду и конкретной ситуации убеждения.

Успешное поведение в каждой из сфер жизнедеятельности в глобальном, экзистенциальном смысле означает, что человек должен успеть самореализоваться в период между рождением и смертью. Успех - значит, успешный. Что необходимо для того, чтобы «успеть»? Знания, умения, навыки, реализующиеся в поведении. В современном цивилизованном обществе большинство препятствий к настоящему успеху заложены в детстве, и для изменения укоренившихся за десятилетия жизни привычек необходимо большое желание самой личности. Разумеется, взрослому человеку непросто освоить новые принципы взаимодействия с окружающим миром, зачастую идущие вразрез с тем, чему его учили с рождения и что усвоено на бессознательном уровне. Но освоение этих принципов даст

личности свободу и умение самостоятельно моделировать свое поведение в любой, даже непредвиденной, ситуации. Впрочем, успешное поведение в режиме постоянной практики развивает умение предвидеть развитие событий и даже управлять ими.

В сознании каждого отдельно взятого человека понимание успеха, разумеется, будет иметь свои особенности, обусловленные индивидуальными физиологическими, интеллектуальными и социально -психологическими составляющими. Тем не менее, успешное поведение обладает определенными общими принципами, совокупность которых, безусловно, гарантирует субъекту достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности.

Среди основных принципов успешного поведения личности выделим следующие:

1. Успешное поведение базируется на привычках здорового образа жизни, поскольку разумное и бережное отношение к своему телу -показатель самопринятия и ответственного отношения к самому себе, а из этого вытекает такое же отношение и ко всему остальному.

2. Успешное поведение всегда активно, оно проявляется во всех сферах жизнедеятельности, то есть личность постоянно ставит перед собой реальные цели, ищет необходимую информацию, открыта новым знаниям, готова к любым, даже непредвиденным поворотам событий.

3. Успешное поведение позволяет личности полноценно реализовать индивидуальные способности и таланты в избранной сфере деятельности, получая общественное признание и материальное вознаграждение.

4. Успешное поведение включает в себя сознательное формирование конструктивных убеждений личности, проявляющихся в позитивном мировосприятии, самоосознании, толерантности и понимании высших смыслов бытия, а это, в свою очередь, обеспечивает бесконфликтное общение субъекта с другими членами социума.

Один из главных аспектов развития успешного поведения - это осознанность как способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Личность самостоятельно выбирает для себя модель поведения в каждой конкретной ситуации с пониманием своей цели и своей ответственности за последствия, готовности к непредвиденным ситуациям.

Далее следует эмоционально-коммуникативный аспект. Успешное поведение предполагает, с одной стороны, умение контактировать с социумом, быть «включенным» в него, а с другой стороны - проявляется в умении этой же личности сохранять свою индивидуальность, управлять собой осознанно. Эти противоречивые состояния являются сторонами единого жизненного процесса личности. Динамическая сбалансированность «включенности» и «индивидуальности» характеризует личность с нормальным психическим развитием. Управление эмоциями, способность эффективно взаимодействовать с другими членами социума, оставаясь самим собой - это не только навыки, но и привычки успешного человека.

Итак, считать поведение успешным можно не только при наличии видимых общепризнанных атрибутов успеха, но и при обязательном соблюдении внутренней гармонии личности с собой, людьми и с природой. Личность с навыками успешного поведения располагает к себе других своей позитивностью, открытостью, уважительным отношением к любому собеседнику. При этом успешный человек избегает манипуляции и подавления чужой воли. Достижение внутренней гармонии происходит в результате постоянного самомониторинга, комплекса упражнений, медитаций.

Можно сказать, что успешное поведение обеспечивает субъекту положительные эмоции и мотивацию для дальнейшего развития в результате достижения значимых для него целей, находящихся в гармоничном соотношении с целями окружающих людей.

Использованные источники:

1. Лабунская, В.А. Социальная психология личности / В.А. Лабунская. - М.: Гардарики, 1999. - 403 с.

2. Рикель, А.М. Некоторые аспекты психологической проблематики успеха / А.М. Рикель // Вестник Московского университета. - 2012. - № 1. - С. 41 -48.

3. Храпов А.В. Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов / А.В. Храпов, Л.Э. Кузнецова // Психологические науки: теория и практика: материалы VI Международной научной конференции (г. Краснодар, ноябрь, 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 4 - 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.