Научная статья на тему 'Теоретический анализ основных научных подходов к изучению феномена счастья'

Теоретический анализ основных научных подходов к изучению феномена счастья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1736
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SUBJECTIVE WELLBEING / ИНДЕКС СЧАСТЬЯ / HAPPY PLANET INDEX / ОПТИМИЗМ / OPTIMISM / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLECT / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE PURPORT ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чепурных Мария Николаевна

Рассматриваются основные подходы к пониманию счастья в социальных науках с точки зрения теории качества жизни, социального интеллекта, теории «экзистенциального вакуума», показателей Индекса счастья и позитивной психологии. Представлен ряд факторов, детерминирующих состояние счастья. Показана связь феномена счастья с социальными характеристиками личности. Раскрывается социальная значимость индивидуального счастья каждого человека для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical analysis of the main scientific approaches to the study of the phenomenon of happiness

The article deals with the main approaches to the notion of happiness in social science in terms of the theory of quality of life, social intellect, theory of «existential vacuum», The Happy Planet Index showing and positive psychology. It provides a number of factors determining the state of happiness. It shows the relationship between the phenomenon of happiness and the social characteristics of an individual. It describes the social importance of individual happiness of every person for the society as a whole.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ основных научных подходов к изучению феномена счастья»

М.Н. Чепурных

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СЧАСТЬЯ

Рассматриваются основные подходы к пониманию счастья в социальных науках с точки зрения теории качества жизни, социального интеллекта, теории «экзистенциального вакуума», показателей Индекса счастья и позитивной психологии. Представлен ряд факторов, детерминирующих состояние счастья. Показана связь феномена счастья с социальными характеристиками личности. Раскрывается социальная значимость индивидуального счастья каждого человека для общества в целом.

Ключевые слова: качество жизни, субъективное благополучие, индекс счастья, оптимизм, социальный интеллект, депрессия, смысложизненные ориентации.

Социальное представление о счастье значимо как для каждого человека, так и для общества в целом. Помимо навязанных целей и установок у всех людей существует установка на счастье как на желаемое будущее. Соответственно своему пониманию счастья люди выстраивают всю свою последующую жизнь.

Счастье является междисциплинарным предметом исследования многих гуманитарных наук, среди которых философия, филология, теория коммуникации и экономика, что свидетельствует о всеохватывающем интересе ученых к проблеме понимания данного феномена. Значительная часть работ выполнена в рамках социологии и социальной психологии Дж. Аргайлом, М. Селигманом, Д. Канеманом, И.А. Джидарьян и другими. Целью данной публикации является обзор научных работ, связанных с исследованиями счастья.

Наиболее известным исследователем в области понимания счастья является американский социолог Дж. Аргайл. Анализируя дан-

© Чепурных М.Н., 2012

ные опросов на указанную тему, он выяснил, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью. Достаточно часто рассматривается и еще одна составляющая - отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций1.

Часто счастье ассоциируют с таким понятием, как качество жизни. Проблема изучения качества жизни обычно рассматриваться с точки зрения обеспечения жизнеспособности общества и трактуется как часть идеала будущего, к которому стремится человечество. Качество жизни как социологическая категория отражает степень удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей населения. Не существует единого мнения в вопросе определения данного понятия, тем не менее, опираясь на работы С.А. Айвазяна2, А.С. Тодорова3 и И.В. Бестужева-Лады4, можно выделить наиболее существенные его компоненты: характер духовных ценностей, норм поведения и форм общения, содержание и творчество в рабочей деятельности, свободное время, качество досуга, условий труда, быта, услуг социальных институтов, финансовая стабильность, субъективные ощущения защищенности, свободы, счастья и внутренней гармонии.

Одним из первых ученых, исследовавших проблему качества жизни в 70-е годы прошлого столетия, был американский экономист Дж. Гэлбрейт. В его работах концепция качества жизни формируется как антитеза принципам общества потребления, призывающим к росту ради роста и удовлетворению потребностей как самоцели. Согласно этой концепции утверждается необходимость перехода к постиндустриальному обществу. Один из создателей модели постиндустриального общества Д. Белл акцентирует внимание не на изобилии товаров и их возрастающем потреблении, он призывает к введению элементов организованного потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ5.

В современной западной социологии сложилось два основных направления в понимании роли качества жизни в обновлении общественной системы - либеральное и радикальное. Футурологи Д. Гейбор и О. Тоффлер как представители либерального направления считают, что новое качество жизни является результатом такого становления общественно-экономической формации, при котором не требуется радикального переустройства производственных отношений, а предусматривается естественный процесс трансформации существующего общества через его самоусовершенствование и реформы, предполагающие постепенный переход от количественного роста материального производства к новой гармонии человеческих ценностей. Сторонники радикального направления, к которым отно-

сится американский ученый К. Меджил, рассматривают возможность достижения нового качества жизни лишь как результат социальной революции6.

Российский ученый И.В. Бестужев-Лада предлагает рассматривать качество жизни как социологическую категорию, выражающую качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей7.

Феномен счастья невозможно свести лишь к удовлетворению потребностей. Ранее для измерения уровня качества жизни населения использовался Индекс человеческого потенциала. Этот индекс включал такие показатели, как: ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения, а также уровень жизни, рассчитываемый через валовый национальный доход на душу населения в долларах США8.

В 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН было предложено наряду с Индексом человеческого потенциала оценивать уровень счастья населения посредством расчета Индекса счастья (The Happy Planet Index). Этот индекс основан на трех базовых показателях: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след», отражающий степень воздействия людей на окружающую среду. При расчете последнего показателя учитываются размер территорий, необходимых для производства ресурсов, потребляемых населением, и хранения отходов9.

Впервые Индекс счастья был рассчитан в 2006 г. по 178 странах мира. Вторая попытка расчета индекса состоялась в 2009 г. при участии 143 стран. По результатам последних данных, наиболее счастливыми являются жители Коста-Рики, Доминиканской Республики и Ямайки, а наименее счастливыми Зимбабве, Танзания и Ботсвана10, что еще раз доказывает: деньги не являются основным показателем счастья.

Предположение американских исследователей Дж. Хорвитца и Р. Эммнонса, что удовлетворенность жизнью заметно коррелирует с уровнем дохода населения, до определенной степени справедливо. Но как только национальный валовой продукт превосходит 8000 долл. на человека, эта зависимость сходит на нет, и дальнейший рост благосостояния уже не доставляет особой радости. Вот почему богатые швейцарцы (удовлетворенность жизнью в баллах -8,36; покупательная способность - 96%) чувствуют себя счастливее бедных болгар (удовлетворенность жизнью в баллах - 5,03; покупательная способность - 22%), но радуются жизни ненамного больше, чем ирландцы (удовлетворенность жизнью в баллах - 7,88;

покупательная способность - 52%), итальянцы (удовлетворенность жизнью в баллах - 7,3; покупательная способность - 77%) или норвежцы (удовлетворенность жизнью в баллах - 7,68; покупательная способность - 78%)и.

В развитых странах, где предусмотрены определенные гарантии прожиточного минимума, большие заработки не всегда связаны с повышением уровня жизненных сил и позитивного настроя. Для самых малообеспеченных категорий населения США доход заметно коррелирует с уровнем счастья, но как только человек выбирается из нищеты, дальнейшее увеличение доходов практически не влияет на его жизнерадостность. Даже очень богатые, чьи имена входят в список ста самых состоятельных людей, по данным журнала Forbes, - обладатели среднего дохода свыше 125 млн долл., - радуются жизни ненамного больше среднего американца12.

На основании исследований, опубликованных в работе М. Ар-гайла13, автору представляется релевантным изучение феномена счастья, рассматривая этого понятие как антоним «несчастья». В таком случае можно учитывать следующие социальные показатели: относительное число самоубийств, психических заболеваний, уровень алкоголизма, а иногда количество разводов и уровень безработицы.

Изучение проблемы понимания счастья является крайне сложным из-за отсутствия разработанных научных теорий в этой области. Тем не менее в результате эмпирических исследований можно выделить ряд факторов, детерминирующих состояние счастья. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Первым и самым очевидным из таких факторов является позитивный эмоциональный настрой, физиологически вызванный нейротрансмиттерами (дофамин, серотонин и др.). На ощущении счастья сказывается и благотворное влияние, оказываемое музыкой, добровольным и желанным трудом, а также большинством форм проведения досуга.

Несмотря на способность человека адаптироваться к позитивным и негативным жизненным переживаниям, привыкание происходит не всегда. На оценку удовлетворенности жизнью влияет и доминирующее эмоциональное состояние, поскольку оно рассматривается в качестве непосредственного индикатора субъективного благополучия. Оптимистичный взгляд на мир также оказывает влияние на ощущение счастья. По мнению Аргайла, это связано с личностными особенностями, характеризующими так называемое «позитивное мышление», в частности с жизнерадостностью и хорошим чувством юмора14.

В современной социальной психологии активно разрабатывается целое направление, названное позитивной психологией. Важная мысль о восприятии счастья озвучена представителем этого направления, американским социальным психологом Мартином Селиг-маном: человек ощущает себя счастливым по-настоящему только в случае преодоления трудностей, испытания собственных сил, в результате чего переживание счастья воспринимается индивидом как вознаграждение.

Ученый утверждает, что одним из самых надежных источников счастья являются добрые поступки15. Это, в частности, позволяет говорить не только о личной пользе переживания состояния счастья на индивидуальном психологическом и физиологическом уровне (выработка эндорфинов), но и о его социальной пользе.

Как упоминалось выше, оптимизм является одной из многих черт характера, благодаря которым человек ощущает себя счастливым. Джордж Вэйлант, профессор Гарвардского университета, многие годы занимался исследованием таких свойств личности. Ученый называет их зрелыми способами защиты. В число этих свойств входят альтруизм, способность не требовать мгновенного воздаяния за добрые дела, забота о будущем и чувство юмора. Люди, не обладающие такими качествами, по мнению исследователя, не взрослеют. Зато у людей другого типа с возрастом зрелые способы защиты проявляются в достатке16.

Общество поддерживает демонстрацию лучших черт человеческой личности и интериоризирует их при помощи общественных институтов, традиций. Посредством басен, афоризмов и детских сказок происходит трансляция представлений о человеческих добродетелях от поколения к поколению. Таким образом, социумом закрепляется представление о том, что человек может быть счастлив, лишь действуя согласно нормам и правилам общества, в котором он воспитан.

Понимание собственного поведения и их оценки другими людьми, а также умение распознавать чужие эмоции и управлять собственными называют социальным интеллектом. Социальный интеллект исследовался такими учеными, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. Первая и наиболее известная в научной психологии модель социального интеллекта была разработана П. Сэловеем и Дж. Мэйером; ими же был введен в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Они определили это свойство человеческой личности как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий»17.

В своих исследованиях Д. Гоулман, автор одной из моделей социального интеллекта, утверждает, что жизненный успех индивида

зависит не столько от его коэффициента умственного развития (чей вклад оценивается лишь в 20%) , сколько от коэффициента эмоционального развития18.

Из отечественных моделей эмоционального интеллекта наиболее известна модель Д.В. Люсина. Он рассматривает эту характеристику личности как способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Это достоинство служит основой развития таких черт характера, как доброта и лидерство19.

Обладая достаточно высоким уровнем социального интеллекта, люди черпают положительные эмоции из окружающей их социальной реальности, научившись изменять ее к лучшему. Такие люди меньше подвержены депрессиям и склонны оценивать окружающую их действительность более позитивно, что в свою очередь провоцирует добрые поступки, проявление лучших черт характера в помощи другим людям и заботе о близких. В широком смысле именно это и позволяет человечеству существовать, основываясь на системе терминальных ценностей.

Важным психологическим фактором восприятия себя как счастливого человека, по мнению М. Селигмана, является удовлетворенность собственным прошлым. Положительные чувства бывают связаны с прошлым, настоящим и будущим. К разряду последних относятся оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера. С настоящим связаны радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удовольствие и, самое главное, любовь к жизни. Положительные чувства, связанные с прошлым, - удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие. Физическое здоровье, особенно состояние сердечно-сосудистой системы, по данным ученого, гораздо лучше у людей, способных прощать, чем у тех, кто этого не умеет.

Сорок лет назад средний возраст людей, впервые столкнувшихся с депрессией, составлял 29,5 лет, тогда как сегодня это 14,5 лет. Во время депрессии человек настолько поглощен своими негативными переживаниями, что часто не находит сил и возможности посмотреть на ситуацию с другой стороны и перестать страдать. В отличие от постоянной оглядки на свои чувства, духовное удовлетворение предлагает человеку свободу от эмоций, от сознания себя и полную увлеченность деятельностью. Речь идет в первую очередь о работе, которая приносит удовлетворение. Психологи выделяют три типа видения этой деятельности: работа ради денег, работа ради карьеры и работа-призвание. Работа по призванию заключается в отдаче себя человеком тому или иному делу целиком, потому что люди, нашедшие главный смысл своей жизни в работе, ощущают, что занимаются своей деятельностью ради чего-то более значимого, чем собственная выгода.

Это важное открытие сделала группа ученых во главе с Э. Ре-зески — преподавателем бизнеса в Нью-Йоркском университете. Исследователи опросили 28 человек, занимающихся уборкой в больницах. Выяснилось, что работавшие по призванию находили в уборке высший смысл. Они считали, что активно участвуют в лечении пациентов, старались работать как можно эффективнее, предвосхищать требования врачей и медсестер, давая им возможность больше времени уделить больным. Кроме того, эти люди добровольно брали на себя дополнительные функции и обязанности..

Удачная работа крайне важна для определения собственного самочувствия как счастливого. Но есть еще один крайне важный фактор - любовь. Согласно исследованию А. Динера и М. Селигмана, все те, кто вошел в 10% самых счастливых представителей населения США, на момент проведения опроса поддерживали романтические отношения20.

С увеличением количества разводов склонность людей к депрессиям действительно стремительно увеличивается. Глен Эл-дер, социолог, специалист по семейным отношениям, проводил исследование, опрашивая три поколения жителей Сан-Франциско (штат Калифорния), и установил, что счастливая семейная жизнь защищает людей от негативных переживаний. Лучше всех Великую депрессию, сельскую нищету и военное время перенесли те, кто состоял в длительном браке21.

Понимание счастья тесно связано с осознанием смысла жизни и так называемыми смысложизненными ориентациями. Данная теория основана на обнаружении психологом Виктором Франклом того, что все больше людей жалуется на бессмысленность жизни и «внутреннюю пустоту». Он назвал это состояние «экзистенцио-нальным вакуумом». Согласно В. Франклу, человек впадает в это состояние в случае утраты побуждений и ценностей, которые обеспечивают ему выбор того, что ему должно делать. В контексте своего подхода к психотерапии (логотерапия) Франкл противопоставлял обретение смысла чувственному удовольствию. Он выступал против учения З. Фрейда о доминирующей роли принципа удовольствия в психической жизни человека, полагая, что удовольствие не цель, а следствие удовлетворения наших желаний. С его точки зрения человек в действительности стремится не к счастью-удовольствию, а к смыслу. Смысл рассматривается им как основание подлинного счастья22.

Представленный в данной статье анализ научных публикаций, отражающих исследования социальных наук о счастье, позволил определить направления, в рамках которых возможно построение

перспектив исследования феномена счастья. К ним можно отнести, например, представления о счастье людей из разных стран, культур, разных социальных групп и поколений. Кроме того, выявлена проблема поиска и создания релевантных методов исследования этого феномена.

Примечания

1 Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. С. 257-269.

2 См.: Айвазян С.А. Межотраслевой анализ качества жизни населения (экономет-рический подход). М.: ЦЭМИ РАН, 2001. 310 с.

3 См.: Тодоров А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс, 1980.

4 См.: Бестужев-Лада И.В. Качество жизни: философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 681 с.

5 Гэлбрейт Д. Новое постиндустриальное общество. М.: АСТ, 2004. С. 121.

6 Опарина И.А. Критика социологических концепций английского футуролога Дениса Гейбора. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1979. С. 7-10.

7 Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. Единственное спасение человечества. М.: Алгоритм, 2003. С. 181-193.

8 См.: Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Селюков Ю.Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития. М.: ИАЦ Энергия, 2008. 96 с.

9 Marks N, Abdallah S, Simms A, Thompson S. et al. The Happy Planet Index 1.0. New Economics Foundation. 2006 [Электронный ресурс] // The new economics foundation. URL: http://www.neweconomics.org/projects/happy-planet-index (дата обращения: 16.10.2011).

10 Abdallah S, Thompson S, Michaelson J., Marks, N, Steuer N. et al. The Happy Planet Index 2.0. New Economics Foundation. 2009. [Электронный ресурс] // The new economics foundation. URL: http://www.neweconomics.org/projects/happy-plan-et-index (дата обращения 16.10.2011).

11 DienerE, HorwitzJ, Emmons R.A. Happiness of the very wealthy // Social Indicators Research. 1995. Vol. 16. Р. 270-274.

12 Ibid. P. 273.

13 См.: Аргайл М. Указ. соч.

14 Там же. С. 282.

15 Селигман М.Э.П. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. С. 255-311.

16 Вэйлант Д. Адаптация к жизни. М.: МГУ, 2001. С. 78-87.

17 Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. C. 4.

18 Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 75.

19 Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 51-54.

20 Селигман М.Э.П. Указ. соч. С. 211.

21 Там же. С. 198.

22 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. С. 256-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.