Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Светлана Александровна

Анализируется теоретическое понятие «индивидуальная культура безопасного поведения старшеклассников в дорожно-транспортной среде», выделены компоненты индивидуальной культуры безопасного поведения старших школьников в дорожно-транспортной среде: нормативно-правовой, коммуникативный компонент, психофизиологический и деятельный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF STUDY OF THE PROBLEM RELATED TO THE SENIOR PUPILS INDIVIDUAL CULTURE OF SAFE BEHAVIOR IN THE ROAD-TRANSPORT ENVIRONMENT

In this paper a theoretical analysis of the concept “individual culture of senior pupils' safe behavior in the road-transport environment” is carried out. The components of the individual culture of senior students' safe behavior in the road transport environment are defined including a regulatory component, a communicative component, psycho-physiological and active components.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ»

циальностью (43 %), она все же позволяет расширить сферу общения, деловые контакты, профессиональный и социальный опыт, наличие которых пригодятся при приеме на работу.

Студенты, совмещающие работу и учебу, изменяют модель достижения статуса специалиста путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу, и увеличения времени и сил на трудовую деятельность [7]. Статус работающего студента осваивают треть опрошенных студентов независимо от обучения на платном/бюджетном отделениях. Работают и учатся половина студентов технических вузов и студенты-педагоги. Однако инициативы студентов недостаточно. Значение имеют объективные условия: расписание занятий, объем осваиваемого материала, особый распорядок дня, не оставляющие студентам военного, медицинского и юридического университетов никаких возможностей для подработки.

Работа мешает учебе, негативно сказывается на ее интенсивности, однако с увеличением финансовых возможностей у студентов появляется возможность более разнообразно проводить досуг, больше внимания уделять самообразованию, оплачивать свое обучение и помогать родителям.

Успешная реализация статуса учащегося и работающего студента возможна при условии высокой мотивации: когда студент заинтересован в своем развитии, он в одинаковой мере затрачивает силы на добросовестное освоение учебного материала и на приобретение профессиональных навыков, получая при этом материальное вознаграждение. Вот несколько суждений респондентов в подтверждение данной мысли: «Учусь и работаю. Выходных нет», «Чтобы быть счастливым, нужно много работать и учиться. Я на правильном пути», «Жить — значит бороться!».

Список литературы

Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1.197-202.

Гневашева В. А., Сукталиева Э. В. Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 126-129.

Селиверстова Н. А. Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. -2011. - № 1. - С. 213-217.

Пурынычев М. Ю. Проблемы профессионального выбора современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2011. № 1.245-248.

Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nationalism.org/library/science/sociology/ voznesenskaya-sj-2001.htm.

Карлова Е. Н. Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. - 2012. - № 7. -

С. 135-142.

Попова И. П. Вторичная занятость: случаи вытеснения // «Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики». -М., 2002. - С. 115.

Сведения об авторе

Короткова Марина Сергеевна, аспирант, кафедра «Социология», Московский гуманитарный университет, г. Москва, тел. 89269928124, e-mail: marina.s.korotkova@gmail.com

Korotkova M. S., postgraduate of the chair of sociology, Moscow Humanities University, phone: 89269928124, e-mail: mairnai.s.korotkova@gmail.com

УДК 614.8:656.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ

THEORETICAL ANALYSIS OF STUDY OF THE PROBLEM RELATED TO THE SENIOR PUPILS INDIVIDUAL CULTURE OF SAFE BEHAVIOR IN THE ROAD-TRANSPORT ENVIRONMENT

А. Прохорова

S. A. Prokhorova

Ключевые слова: культура поведения, культура безопасности, индивидуальная культура безопасного поведения старшеклассника в дорожно-транспортной среде, нормативно-правовой компонент, коммуникативный компонент, психофизиологический компонент, деятельный компонент Key words: cultural behavior, safety culture, individual culture of senior pupils safe behavior in the road-transport environment, regulatory component, communicative component, psycho-physiological components, active components

Анализируется теоретическое понятие «индивидуальная культура безопасного поведения старшеклассников в дорожно-транспортной среде», выделены компоненты индивидуальной культуры безопасного поведения старших школьников в дорожно-транспортной среде: нормативно-правовой, коммуникативный компонент, психофизиологический и деятельный.

In this paper a theoretical analysis of the concept "individual culture of senior pupils' safe behavior in the road-transport environment" is carried out. The components of the individual culture of senior students' safe behavior in the road transport environment are defined including a regulatory component, a communicative component, psycho-physiological and active components.

Личность, ее индивидуальность признаются в качестве базисной основы человеческого бытия, безопасности. Только безопасность каждого предопределяет безопасность и общества, и государства. Вопросы развития культуры безопасного поведения достаточно популярны в современной науке и освещаются практически всеми отраслями знаний. В целях нашего исследования необходимо рассмотреть понятие «индивидуальная культура безопасного поведения старшеклассников в дорожно-транспортной среде», однако анализ литературы показал, что такого единого общепринятого понятия нет, поэтому рассмотрим отдельные его компоненты.

Понятие «культура поведения» рассматривают в своих работах педагоги, психологи, социологи и другие ученые. Проанализировав данное понятие, мы выделили следующие компоненты культуры поведения: опреде -ленную сумму эстетических знаний; следование моральным нормам; умение находить правильный тон в общении; соответствие поступков и действий человека моральным нормам. Таким образом, можно сделать вывод, что культура поведения — это определенная сумма эстетических знаний, следование моральным нормам, умение находить правильный тон в общении и соотносить поступки и действия с моральными нормами.

Для обозначения культуры безопасности, ее составных частей в научной и методической литературе ис -пользуются различные термины. В публикациях на английском языке используются термины «cultureo fsecurity» (культура безопасности), «safety culture» (безопасности культура) [1], «survival culture» (выживания культура), «culture forsurvival» (культура выживания) [2]. В публикациях на русском языке также используются различные термины: В. Н. Кузнецов определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека [3], А. А. Есипова определяет культуру безопасности жиз -недеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности [4]. Более расширенное определение, включающее в себя все компоненты данного понятия, дает В. Н. Мошкин: культура безопасности человека включает содержательно-процессуальный аспект, обеспечивающий реализацию взаимосвязанных функций: самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; освоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности [5]. Данные авторы рассматривают анализируемую категорию с различных позиций и предлагают во многом отличные варианты использования и определения понятия «культура безопасности».

Мы пришли к выводу, что культура безопасности — это совокупность мировоззренческих и методологических принципов; система социальных норм, убеждений, установок, идеалов, ценностей и традиций, а также способность пользоваться знаниями и умениями с целью устранения последствий вредных и опасных факторов, минимизации опасных условий и защиты от неприемлемых угроз, опасностей.

Общепринятое определение культуры безопасного поведения в дорожно-транспортной среде отсутствует. Понятие имеет различные трактовки, ученые по-разному определяют данный вид культуры. А. М. Якупов трактует ее как транспортную культуру [6], С. Р. Асянова — как «безопасное поведение на дорогах», как инте-гративное качество личности [7], Р. Ш. Ахмадиева — как безопасность жизнедеятельности на дорогах [8]. Выделяя общее, мы можем сделать вывод, что культура безопасного поведения личности в дорожно-транспортной среде — это часть общей культуры и интегративное качество личности, представляющее собой систему норм, ценностей, знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения; способов эффективного общения, способов самооценки как субъекта взаимодействия с различными участниками дорожного движения; включающее ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; проявляющееся в условиях необходимых и максимально возможных уровней безопасности в дорожно-транспортной среде.

Человек как высший уровень организации материи рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Индивидуальный — свойственный определенной личности, характерный только для данного индивидуума. В целях исследования нам необходимо выделить индивидуальную культуру безопасного поведения старших школьников, то есть культуру старшеклассника с учетом индивидуальных, возрастных особенностей. На наш взгляд, к индивидуально-возрастным особенностям старшеклассников, влияющим на культуру безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, можно отнести: рост самосознания; потребность привести ранее полученные знания в систему; осмысление этических и моральных норм; формирование ценностных ори-ентаций и становление мировоззрения; склонность к самоанализу, рефлексии; повышенную эмоциональность и как следствие — более низкую психофизиологическую устойчивость; внимание неустойчиво, но подчинено определенным задачам деятельности.

результате проведенного анализа мы сделали вывод, что индивидуальная культура безопасного поведения старших школьников в дорожно-транспортной среде — это интегративное качество личности, включающее в себя: психофизиологическую адаптацию в сложной, экстремальной среде; самоконтроль и саморегуляцию на основе ценностных ориентаций; систему индивидуальных знаний, навыков и опыта соблюдения норм, правил в знаковой дорожно-транспортной среде; эффективное коммуникативное взаимодействие с другими

участниками дорожного движения с формированием стойких традиций безопасного поведения у подрастающего поколения.

На основе вышеизложенного выделим компоненты личностной культуры безопасного поведения старших школьников в дорожно-транспортной среде. На наш взгляд, к ним относятся: нормативно- правовой, коммуникативный компонент, психофизиологический и деятельный компонент. Рассмотрим данные компоненты.

Нормативно-правовой компонент предполагает развитие у старшеклассников личной правовой культуры. Важнейшим фактором регуляции нормативности поведения личности являются общественная мораль и право. Нормы административного права в сфере дорожного движения представляют собой установленные го -сударством и с его санкции иным публичным образованием общеобязательные, формально определенные правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые действуют в отношении участников дорожного движения [9]. Важная роль в дорожно-транспортной среде отводится правовым и моральным ценностям, к которым принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений. Приходится констатировать, что в настоящее время старшеклассники имеют низкий уровень правовой культуры в области дорожно-транспортной безопасности. У старшеклассников зачастую отсутствует механизм регулирования поведения, это усугубляется тем, что они не знают законодательство в сфере дорожного движения, не знают, какую ответственность могут понести за свои неправомерные действия в дорожно-транспортной среде. Индивидуальная правовая культура старшеклассника, на наш взгляд, предполагает наличие нормативно-правовых компетенций, что позволяет старшекласснику делать сознательный выбор в пользу соблюдения правил дорожного движения согласно правовым нормам в сфере дорожного движения.

Коммуникативный компонент включает в себя знание «языка» дорожно-транспортной среды, конструктивную коммуникацию, то есть бесконфликтное взаимодействие участников дорожного движения. Чтобы культурная коммуникация в дорожно-транспортной среде стала возможной, необходимы: общий язык участников коммуникации; каналы передачи информации; определенные правила осуществления коммуникации, отражающие существующую социальную и ценностную иерархию. Взаимодействие людей, играющих различные роли в дорожно-транспортной среде (я — пешеход, я — водитель, я — пассажир), регулируется ролевыми ожиданиями. И. А. Стернин определяет коммуникативное поведение как «поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума обстановки, принятие нового решения и выполнение нового действия» [10]. Мы пришли к выводу, что необходимо формировать «язык общения» в дорожно-транспортной среде. В дорожно-транспортной среде общение осуществляется посредством невербальной коммуникации. Способность старшеклассника безопасно участвовать в дорожном движении в разных ролях и умение распознавать невербальное коммуникативное поведение других участников дорожного движения является залогом личной безопасности в дорожно-транспортной среде.

Рассматривая проблему взаимодействия участников дорожного движения, необходимо учитывать, что дорога — один из ведущих генераторов стресса. Стрессогенность дорожных ситуаций определяется самим фактом вождения транспорта, так как он изначально назван источником повышенной опасности. Естественно, и факторы дорожно-транспортной среды меняют психологическое состояние участников дорожного движения, провоцируя создание конфликтных ситуаций. В дорожно-транспортной среде эмоциональные состояния выполняют различную роль в регуляции поведения и коммуникации личности с участниками дорожного движе -ния. Психология определяет агрессию как наступательное поведение, обусловленное аффектом. Повышающая -ся агрессивность водителей, которую сейчас отмечают многие аналитики, во многом связана с тем, что приходится ездить во все более конфликтогенных условиях, находясь в постоянном напряжении.

Конфликтологическая культура личности — это интегративное качество, включающее культуру мышле-ния, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру и основывающееся на гуманистических цен-ностях ответственности, соответствующих контексту стилей поведения в конфликте, обеспечивающих конструк-тивное межличностное взаимодействие в дорожно-транспортной среде. Сформированность конфликтологической культуры старшеклассников отражает эффективность коммуникационного общения в дорожно-транспортной сре-де. На индивидуальную культуру безопасного поведения в дорожно-транспортной среде влияют социально-коммуникативная компетентность старшеклассников и ориентиры их на безопасные традиции в дорожно-транспортной среде, выражающиеся в принятии ими коммуникативной модели поведения и общения.

Психофизиологический компонент включает в себя индивидуально-физиологические свойства лич-ности старшеклассника (темперамент, характер) и психологические процессы (внимание, восприятие, память, оперативное мышление и др.), которые влияют на адаптацию в дорожно-транспортной среде (устойчивость, спо-

собность к саморегуляции, самоконтролю в дорожно-транспортной среде). В соответствии с определением

Н. Калмыкова — «культура есть совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью, как опыт освоения человеком мира и адаптации к нему» [11], личность старшеклассника должна изучаться как единое целое, с учетом его индивидуально-психофизиологического начала.

Рассматривая свойства темперамента, мы опираемся на его приспособительную и адаптивную роль в дорожно-транспортной среде. Сензитивность рассматривается как проявление чувствительности взаимоотношений в дорожно-транспортной среде, уверенности в вождении мототранспортом и т. д.; реактивность характеризует особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс в способности быстро среагировать на дорожно-транспортную ситуацию; пластичность поведения — ригидность (негибкость поведения), то есть пониженная приспосабливаемое^ к экстремальным дорожно-транспортным ситуациям; экстраверсия — интроверсия, способность реагировать и распознавать действия других участников дорожного движения или «замкнутость» только на себе; нейротизм — как эмоциональную стабильность, то есть устойчивость к неопределенности, чувствительность к угрозе. Таким образом, знание типа темперамента позволяет с высокой вероятностью предсказать поведение старшеклассников при неблагоприятных или стрессовых воздействиях дорожно-транспортной среды. Тип акцентуации старшеклассников позволяет выделить слабые места характера и тем самым предвидеть факторы, способные вызвать декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Это важно для осуществления профилактической работы, направленной на формирование самоконтроля и саморегуляции поведения старшеклассников.

На уровень безопасного поведения в дорожно-транспортной среде может оказать влияние уровень развития индивидуальных психофизиологических процессов старшеклассника, таких как внимание, восприятие, память, оперативность мышления и т. д. Среди особенностей старшеклассников, способствующих безопасному поведению в дорожно-транспортной среде, можно выделить: избирательность внимания; точность и детализацию восприятия, позволяющую различать детали дорожно-транспортной среды; прочность и избирательность памяти; направленность и продуктивность мышления, которые в комплексе влияют на правильное понимание дорожно-транспортной ситуации.

Для индивидуальной культуры безопасного поведения старшеклассника в дорожно-транспортной среде немаловажным фактором является способность личности к адаптации к ситуациям в дорожно-транспортной среде и к тем опасным ситуациям, которые возникают в ней. Опасная ситуация на дороге включает: фактор времени (все происходит очень быстро, иногда за несколько секунд), фактор неожиданности (предсказать, ка -кая авария может произойти в ближайшее время, практически невозможно), фактор риска (любое ДТП может привести к смерти или принести вред здоровью). На наш взгляд, индивидуальная опасность в дорожно-транспортной среде — это стресс-фактор, отражающий осознание личностью того обстоятельства, что опасное собственное поведение или поведение других участников дорожного движения может привести к дорожно-транспортному происшествию и, как следствие, возможной гибели. Поэтому необходимо проводить работу по подготовке старшеклассников к прогнозированию рисков в дорожно-транспортной среде, что будет способствовать повышению их адаптивности.

Деятельный компонент, на наш взгляд, включает в себя индивидуальные знания, навыки, направлен-ные на получение опыта безопасного поведения старшеклассников. В основе развития индивидуальных знаний старшеклассника лежит общественное сознание безопасности дорожного движения. Индивидуальные знания — совокупность усвоенных старшеклассником норм и правил поведения, необходимых для безопасного участия старшеклассника в качестве пешехода, пассажира и водителя мототранспортного средства. Изучение практики по организации предупреждения дорожно-транспортных происшествий позволяет выделить необходимые ос-новные навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, которыми должны обладать старшие школьники в качестве пешеходов и водителей. К ним мы относим: навык переключения внимания на улице; навык предвидения опасности; навык переключения на самоконтроль; навыки оказания доврачебной помощи и др. Индивидуальная культура безопасного поведения — это деятельность, направленная на получение опыта безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, как единство индивидуальных знаний, навыков и умений.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что индивидуальная культура безопасного поведения стар -ших школьников в дорожно-транспортной среде — это личностное образование, имеющее сложную структуру. От того, насколько у старшеклассников сформируется индивидуальная культура безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, как они овладеют необходимыми знаниями, навыками и опытом безопасного участия в дорожном движении, зависит в настоящем и будущем их личная безопасность на дорогах, сохранение жизни подрастающего поколения.

Список литературы

Security Practices and Security Culture [Electronic resource], - Режим доступа: http//www.radio4aU.org/aia/sec_cointelpro.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

Developing a culture of security [Electronic resource], [2003] - Режим доступа: http://estrategy.co.za/regular.asp7pkl RegularID=1391&pklIssueID=245, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

Кузнецов В. Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. - М.: Наука, 2001. - С. 380.

Есипова А. А., Ребко Э. М. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности // Письма в эмиссия. Оффлайн. - 2012. - № 5. - С. 180.

Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дисс. на соискание ученой степени д. пед. н. Спец.:13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования. - Барнаул, 2003. - С. 458.

Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников: дисс. на соискание ученой степени д. пед. н. Спец.:13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. - Магнитогорск, 2009. - С. 369.

Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. - Уфа, 2012. - С. 148.

Ахмадиева Р. Ш. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: дисс. на соискание ученой степени д. пед. н. Спец.:13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - Казань, 2011. - С. 329.

Административное право России / Под редакцией П. И. Кононова. - М, 2009. - С. 61.

Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение: учебное пособие - М.: Флинта, 2011. - 165 с.

Калмыков В. Н. Философия. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 431 с.

Сведения об авторе

Прохорова С. А., аспирант, Казанская государственная академия культуры и искусств, г. Казан, психолог отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по РТ, г. Казань

Prokhorova S. A., postgraduate of Kazan State Academy of Culture and Arts, a psychologist of a separate traffic police battalion of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 316.614

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN WEB-SPACE

А. Пяльченков

V. A. Pyalchenkov

Ключевые слова: интернет-пространство, молодежь, киберсоциализация Key words: web-space, youth people, cyber socialization

Представлены положительные и отрицательные моменты социализации молодежи в Интернет-пространстве. Обозначена целесообразность управления процессами киберсоциализации при помощи современных образовательных технологий.

The article describes positive and negative aspects of socialization of young people in web-space. The appropriateness of management of cyber-socialization processes by using modern educational technologies is proved.

На современном этапе обостряются проблемы социализации молодежи, обусловленные активным и быстрым встраиванием молодых людей в процессы перехода к информационному обществу. В условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий и расширения интернет-пространства актуальными становятся вопросы о том, какой социальный вектор приобретают процессы интеграции молодых людей в новую электронную реальность, как они коррелируют с реальностью, каким образом ими управлять.

Проблемы социализации личности в интернет-пространстве находятся в фокусе интереса исследователей не так давно, отражены в работах С. В. Бондаренко, О. М. Барбакова, В. И. Корнеева, И. А. Васильевой, В. Мудрика и др.

А. Плешаков процессы социализации в интернет-пространстве рассматривает в комплексе, в результате чего вводит в научный оборот термин «киберсоциализации человека» как локального процесса «качественных изменений структуры личности, происходящего в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей интернет-среды, использования его ресурсов и коммуникаций с виртуальными агентами социализации, встречающимися в глобальной сети Интернет» [1].

Изучение научной литературы, а также личные наблюдения позволили прийти к умозаключению, что в настоящее время не существует однозначно положительного или отрицательного влияния интернет-пространства на формирование личности.

Можно выделить положительные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.