Научная статья на тему 'Теоретический анализ формирования надэтнической идентичности в современных условиях'

Теоретический анализ формирования надэтнической идентичности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАДЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочина Елена Александровна

Автором представлен обзор теоретических подходов к формированию надэтнической идентичности в современных условиях. Делается вывод, что характеристика надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, надиндивидуальной системы ценностей, идей, символов и ритуалов, традиций, а с другой стороны этнической идентичности, благодаря которой происходит соотношение человека к представителю этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ формирования надэтнической идентичности в современных условиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

7. Хохлова Н.А. Современное молодежное движение в России: структурно-функциональный анализ : автореф. дис. ... к.полит.н. - Нижний Новгород, 2007.

8. Круглов А.Е. Молодежный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества : дис. ... д-ра п.наук. - Саратов, 2006.

© А.А. Колотилина, 2015

УДК3136.44

Кочина Елена Александровна

канд.социол.н., доцент Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Г. Абакан, Российская Федерация E-mail: vereschaginaea@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НАДЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6

Аннотация

Автором представлен обзор теоретических подходов к формированию надэтнической идентичности в современных условиях. Делается вывод, что характеристика надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, надиндивидуальной системы ценностей, идей, символов и ритуалов, традиций, а с другой стороны - этнической идентичности, благодаря которой происходит соотношение человека к представителю этнической культуры.

Ключевые слова Идентичность, надэтническая идентичность, культура.

В последнее время, проблема идентичности стала предметом исследования многих западных и российских учёных. Все они вытекают из нескольких течений или направлений. Важное место занимают исследования, посвященные надэтнической идентичности граждан современной России, что даже отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. Данное обстоятельство можно объяснить как минимум двумя причинами. С одной стороны, современный российский социум, как отмечают исследователи, переживает кризис утраты советской интеграционной идентичности, а неопределенность процессов социокультурной идентификации населения полиэтничной и многоконфессиональной страны чревато обострением социальных конфликтов на почве ценностно-мировоззренческих противоречий. С другой стороны, мировые процессы политической и экономической интеграции, в которых Россия играет все более активную роль, требуют построения гражданского общества и оформления «политической нации» (нации-согражданства) на принципах мультикультурализма, демократии и плюрализма [3].

Широкое использование термина «идентичность» как категории междисциплинарного знания связано с исследованиями Э. Эриксона, который и определил идентичность как внутреннюю тождественность и культурно-историческую непрерывность личности. Во второй половине XX века термин «идентичность» основательно входит в словарь социогуманитарных наук. В последние десятилетия XX столетия это понятие превращается в норму западной научной литературы [4].

Сущность надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, трансиндивидуальной культуры, ценностей, идей; с другой - этничности - этнической идентичности, благодаря которой происходит квалификация того или иного человека как представителя этнической

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

культуры и традиций [4]. Одной из отличительных черт социокультурной идентичности в полиэтничном, поликультурном социуме является ее многоуровневый, многослойный характер. Данное явление объясняется наличием целого ряда объектов идентификации, которые в различных социальных контекстах, могут как совпадать, так и конкурировать. Речь идет о таких уровнях идентификации как субэтнический, этнический, региональный, надэтнический [2].

Надэтническая идентичность представляет собой структуру самосознания, соединяющую субъективно осознаваемые и переживаемые общечеловеческие ценности, государственные и общекультурные символы, социально-политические установки, отношения, оценки и нормы надэтнической общности, которые определяют место личности и общности в пространственно-временном континууме культуры. Надэтническая идентичность, с одной стороны, синтезирует социокультурную идентичность сообщества граждан, этнические идентичности и политическую связь с государством, базируясь на принципах согражданства; с другой стороны, структурирует общенациональную идентичность, позволяя ей встраиваться в мировое сообщество [4;5].

Механизм реализации надэтнической идентичности осуществляется посредством использования сложных механизмов социокультурной идентификации и трансляции коммуникации от одного поколения к другому, от формы к содержанию, от явления к сущности; на сознательном и бессознательном уровнях [1].

Подводя итоги, следует отметить, сущностная характеристика надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, надиндивидуальной системы ценностей, идей, символов и ритуалов, а с другой стороны - этнической идентичности, благодаря которой происходит квалификация человека как представителя этнической культуры. Список использованной литературы:

1. Ефанова Е. В. Винокурова М. С. Формирование надэтнической идентичности молодежи как стратегического ресурса внутриполитической стабильности РФ // ИСОМ. 2013. №5 (21). [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nadetnicheskoy-identichnosti-molodezhi-kak-strategicheskogo-resursa-vnutripoHticheskoy-stabünosti-rf (дата обращения: 22.08.2014).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosnation.ru/index.php (дата обращения: 15.05.2014).

3. Куква Е. С. Общероссийская идентичность в полиэтничном регионе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №2. [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obscherossiyskaya-identichnost-v-polietnichnom-regione (дата обращения: 22.08.2014).

4. Попов М. Е. Социокультурная идентичность советского человека: опыт формирования надэтнической общности // Толерантность и проблема идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. / Отв. ред. Н. И. Леонов, С. Ф. Сироткин. Москва-Ижевск: Изд-во Российского психологического общества, 2002. Т. 9. Вып. 4. С. 26.

5. Попов М. Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского общества и российская полиэтничная специфика // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. М., 2008. [Электронный ресурс]:иКЬ: http://www.civisbook.ru/files/File/ Popov_nadet.pdf (дата обращения 24.10.2013).

© Е.А. Кочина, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 130.2

Шмелева Наталья Владимировна

канд. филол. наук, доцент НГПУ им. К.Минина Каравашкина Наталья Евгеньевна

магистрант факультета гуманитарных наук НГПУ им. К.Минина

г. Нижний Новгород, РФ E-mail: shmelevanv@mail.ru, karavashkina-m@yandex.ru

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ ВООБРАЖАЕМОЙ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности культурного восприятия феномена воображаемой смерти, связанные с особенностями ее воплощения в культуре. Также анализируются привлекающие внимание массового зрителя смертоносные образы, иллюстрирующие приручение человеком смерть.

Ключевые слова

Воображаемая смерть, образы смерти, культура, культурные универсалии, мифология

Интерес к вопросам жизни и смерти один из самых древних и волнующих человечество. Зародившись в первобытном обществе, он не потерял своей актуальности и по сей день, вплетясь в культуру и массовое сознание.

Наблюдения за животными, имитирующими смерть, дабы спастись от хищников, шаманами, впадающими в транс и при этом становящимися нечувствительными к боли, людьми, пережившими войну или иную трагедию и впавшими в отрешённое состояние, эпилептиками, даже эмбрионами, мало приблизило человечество к пониманию сути смерти. Уже в древнем Риме слово «смерть» казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение «он перестал жить», немцы говорили «отозван», а англичане - «он присоединился к большинству» [1, с. 34, 139]. Некоторые психологические и физические состояния сравнивают со смертью, например, каталепсию, при которой человек, испытав потрясение, неподвижно лежит с закрытыми глазами. Иногда смерть видится состоянием, сродни сну. В ряде западноафриканских языков даже нет слов, обозначающих сон. Глагол «спать», пишется как «наполовину мертвый».

Наиболее интересной и всеобъемлющей работой по истории представлений о смерти является работа Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» [2], ставшая основой философской танатологии. На протяжении всей книги он описывает пять последовательных моделей восприятия смерти:

1. «прирученная» смерть (смерть, которой не боялись);

2. «смерть своя» (страх окончания собственного существования);

3. «смерть далекая и близкая» (болезненное, надрывное сближение со смертью, вроде «стокгольмского синдрома»);

4. «смерть твоя» (возникновении страха расставания с близкими, эмоциональная значимость которых резко возрастает в этот период);

5. «смерть перевернутая» (торжество страха смерти, страх столь сильный, что он заставляет людей старательно делать вид, что смерти нет).

Именно «прирученная» смерть зачастую становится базой культурного переосмысления феномена смерти. Для большей конкретности применительно к искусству данную модель восприятия смерти мы называем воображаемой, так как она связана с художественным осмыслением бытия человека.

В мировой философской традиции существуют три типа представлений о жизни после смерти: продолжение земной жизни; существование после смерти в аду или раю в зависимости от того, какой образ жизни вёл умерший при жизни; переселение души умершего в другое существо.

Известны даже руководства как действовать при соприкосновении со смертью, например тибетская «Книга мёртвых» [3] VIII в. н. э., египетская «Книга мёртвых» [4], а также средневековое литературное произведение «Искусство умирать»[5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.