Научная статья на тему 'Теоретические закономерности формирования организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности'

Теоретические закономерности формирования организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сборщиков С.Б., Маркова И.М.

В статье приведено теоретическое обоснование концепции построения и функционирования механизма регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельностью в условиях появления новых методов и форм хозяйствования, характерных для децентра-лизованной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сборщиков С.Б., Маркова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical justification for the concept of the construction and operation of the mechanism of regulation and incentives for investment and construction activities in conditions for the appearance of new methods and forms of management, characteristic of a decentralized economy

Текст научной работы на тему «Теоретические закономерности формирования организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THEORETICAL PATTERNS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE ON INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES

С.Б. Сборщиков, И.М. Маркова

S.B. Sborshikov, I.M. Markova

гоу впо МГСУ

В статье приведено теоретическое обоснование концепции построения и функционирования механизма регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельностью в условиях появления новых методов и форм хозяйствования, характерных для децентрализованной экономики

Theoretical justification for the concept of the construction and operation of the mechanism of regulation and incentives for investment and construction activities in conditions for the appearance of new methods and forms of management, characteristic of a decentralized economy

Инвестиционно-строительная сфера представляет собой разновидность технико-экономических систем, которые в свою очередь являются частным случаем динамических систем. В соответствии с системным подходом к проблемам управления и организации, технико-экономическая система - это функциональная подсистема общества, в которой осуществляется производство, распределение и потребление материальных благ. Подобные системы характеризуются рядом особенностей:

— большая сложность, обусловленная наличием множественных и достаточно сильных материальных и информационных связей между подсистемами и элементами системы; непрерывное, динамическое развитие;

— наличие большого количества факторов, влияющих на функционирование технико-экономической системы и носящие преимущественно не детерминированный, а стохастических характер;

— структура технико-экономических систем имеет четко выраженную иерархию. При описании иерархической структуры инвестиционно-строительного комплекса необходимо учитывать как вертикальные (отраслевые), так и горизонтальные (региональные) аспекты формирования её структуры.

Наряду с вопросами структуры технико-экономических систем очень важную роль играют проблемы инфраструктуры, т. е. совокупность отраслей и видов деятельности, которые, являясь внешними по отношению к основному производственному циклу, обслуживают производственную и непроизводственную сферу, обеспечивая тем самым нормальное функционирование основных производств и их развитие. К инфраструктуре обычно относят транспорт, связь, научные учреждения и т. д.

ВЕСТНИК 4/2010

Отдельно следует указать на такую специфическую черту технико-экономической системы - это её неустойчивость. Поэтому одним из важнейших вопросов функционирования подобных систем является создание таких условий, при которых обеспечивалось бы состояние равновесия или близкое к нему. В силу того что рыночный механизм не в состоянии обеспечить продолжительного состояния равновесия технико-экономической системы, то возникает необходимость в регулирующем воздействии со стороны государства. В этой связи государственное регулирование экономики и инвестиционно-строительной деятельности в частности можно рассматривать как совокупность воздействий, осуществляемых по определенной программе.

Изменение состояния системы в заданном направлении достигается путем приложения к ней управляющих воздействий, для технико-экономических систем целесообразно применять термин «регулирующее воздействие», т. к. речь идет не об управлении, а о регулировании. Регулирующие воздействия - в широком понимании, это воздействия, величинами, интенсивностью которых можно распоряжаться при управлении технико-экономической системой и которые можно изменять для того, чтобы осуществить движение системы в нужном направлении, предпочтительном по сравнению с другими возможными направлениями. А в узком смысле - это своеобразные сигналы, которые несут в себе информацию о требуемых воздействиях, непосредственно подаваемых в технико-экономическую систему.

Для регулирующих воздействий характерна в большинстве случаев несоразмерность по величине следствий с управляющей причиной, а также одностороннее её действие, т. е. при осуществлении регулирующих (информационных) воздействий передача воздействия в обратном направлении (реакция), как правило, бывает настолько незначительная, что ею можно пренебречь.

Также наряду с регулирующими воздействиями технико-экономические системы и в частности инвестиционно-строительная деятельность испытывает более или менее сильные возмущающие воздействия. К ним можно отнести воздействия, нарушающие устойчивое функционирование системы. Возмущающие воздействия могут быть как внешними по отношению к системе, так и внутренними. Например, внешними возмущающими воздействиями можно считать изменение технологического уклада, циклический характер развития экономики на макроуровне, форс-мажор, а внутренним -возникновение диспропорций в инвестиционно-строительном комплексе, крупные аварии и т. д.

В процессе регулировании и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности необходимо на наш взгляд осуществлять такие воздействия, которые с учетом возмущающих воздействий обеспечивали бы оптимальное функционирование данного сектора национальной экономики. Поэтому представляется целесообразным разработать систему методов, которая на основании переработки информации о цели регулирования, о состоянии объекта управления, внешней среды, о возмущающих воздействиях формировала бы массив информации о необходимом комплексе регулирующих воздействий.

Как было приведено выше, инвестиционно-строительная деятельность, являясь технико-экономической системой, обладает существенной неопределенностью, обусловленной наличием случайных возмущений окружающей среды и участием в системе человека. Это отражается при реализации регулирования энергетического строительства. Решаемые при этом задачи можно разделить на две группы.

Первая группа - стратегические задачи (проектирование и планирование функционирование системы):

— формулировка цели управления и проектирование структуры системы;

— разработка стратегии поведения системы в целом и отдельных её подсистем;

— анализ поведения системы, обеспечивающий возможности последующей корректировки тех или иных отклонений от заданного поведения.

Вторая группа - оперативные задачи, связанные с фактическим осуществлением намеченных мероприятий с учетом неизбежных отклонений системы от запланированного поведения в процессе реализации программы регулирования.

Важным фактором успешного решения как стратегических, так и оперативных задач является выбор рациональной структуры системы управления. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, успешные результаты управления сложными системами достигаются при использовании иерархической структуры управления, сочетающей в себе достоинства централизованной и децентрализованной структур и в значительной степени устраняющей их недостатки. Можно привести следующие её преимущества:

1) относительная свобода локальных действий;

2) возможность рационального сочетания локальных и глобальных критериев оптимальности;

3) значительное сокращение потоков информации в одном органе управления;

4) повышение надежности управления за счет введения на соответствующих уровнях необходимой избыточности;

5) гибкость управления.

Важным достоинством иерархических структур управления является существенное уменьшение опасности реализации далеких от оптимальности или просто ошибочных решений управляющих органов высших уровней. Достигается это благодаря тому, что решения, принимаемые на верхних уровнях, имеют обычно сравнительно обобщенную формулировку и по мере продвижения к низшим подсистемам все более конкретизируются, а если нужно корректируются или опротестовываются.

Основной задачей при формировании организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности является адекватное и своевременное реагирование на изменения окружающей среды, что должно впоследствии быть реализовано в обеспечении процесса непрерывной корректировки среднесрочных и долгосрочных программ развития этой сферы энергетики РФ. Цель подобной корректировки - повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, занятых инвестиционно-строительной деятельностью, осуществление намеченных мероприятий, предусмотренных целевыми программами, а также их соответствие приоритетам государственной политики в сложившихся условиях.

Узловым моментом разработки подобной организационной структуры управления является вопрос о количестве подсистем. Можно сделать предположение, что составляющие систему элементы должны обладать определенной степенью автономности. Данное утверждение особенно явно будет проявляться на низшем уровне иерархии -корпоративном уровне инвестиционно-строительного комплекса. На более высоких уровнях степень свободы будет постепенно уменьшаться. Подобный факт объясняется различным функциональным назначением подсистем и наличием механизма саморегуляции (рыночного механизма). На основе этого можно выделить пять подсистем. Организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельностью представлена на рис. 1. Подсистемы 3, 4, 5 образуют федеральное звено структуры, а 1 и 2 корпоративное, таким образом, соблюдается условие двухзвенной системы управления.

ВЕСТНИК МГСУ

4/2010

Рис.1. Инвестиционно-строительная схема как система

Подсистема 1 осуществляет управление определенным производством, крупным объектом или видом работ (проектирование, изыскания, строительно-монтажные, специальные и т. д.), на схеме они показаны в виде кружков с буквенным обозначением. Выделение этого элемента объясняется тем, что управление отдельным производством, объектом или видом работ фактически является автономным. Но в тоже время управление внутри этого элемента остаётся сложным. Черные кружки - это преобразователи регулирующих сигналов. Из одного выходят данные по управлению, в другой поступает ответная информация. Усилия подсистемы 1 направлены на оптимизацию своей деятельности по отношению к внешнему окружению, воздействие которого на производство (вид работ) обозначено пунктирной стрелкой.

Т. к. обычно предприятия редко ограничиваются только одним видом работ, то необходима координация управляющих воздействий в рамках предприятия (или их объединения), т. е. подсистема 2. Между отдельными производствами и видами работ организации имеются связи, которые могут быть сильными или слабыми, их в свою очередь определяют отраслевые особенности того или иного вида деятельности. Независимо от характера связей их наличие является обязательным условием.

Как было уже установлено выше, каждое производство (вид работ) стремится оптимизировать свою деятельность, но в тоже время предприятие имеет ограничения на ресурсы. Данное обстоятельство может привести к беспорядочным колебаниям внутри компании, следовательно, присутствие в структуре подсистемы 2 направлено на стабильное и оптимальное функционирование всей совокупности производств (работ), исходя из общей стратегии организации.

Предприятия инвестиционно-строительного комплекса должны соблюдать определенные требования и стандарты, их деятельность должна соответствовать приоритетам и направлению развития отрасли, а также экономики РФ в целом. По этой причине необходимо наличие подсистемы 3, её функция заключается в анализе состояния инвестиционно-строительной деятельности, её оптимизации с учетом общегосударственных интересов.

В подсистему 3 поступает информация трёх видов:

- информация о внутреннем (отраслевом) гомеостазисе, направленная сверху вниз. Данные приходят из подсистемы 2 или по собственным каналам;

- информация, которая идет от вышестоящих инстанций;

- информация о внешнем (общегосударственном) гомеостазисе.

Сбор и отбор последнего вида информации, передача предпоследнего осуществляет подсистема 4. Таким образом, основной функцией этой подсистемы является общее планирование развития РФ.

Прогнозирование будущего, оценка различных вариантов стратегии, формулировании государственной политики в различных сферах (производство, наука, право и т. д.) охватывает подсистема 5. Исходная информация для разработки необходимых решений в этом элементе структуры поступает из подсистемы 4.

В связи с приведенным выше, можно с определенной степенью вероятности утверждать, что при формировании эффективного механизма регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности встает необходимость определения направлений, форм и методов воздействия государства на инвестиционно-строительную деятельности, источников ресурсного обеспечения этой деятельности, формирование адекватной современному состоянию системы взаимодействия федеральной власти с региональными строительными комплексами.

ВЕСТНИК 4/2010

Литература

1. Сборщиков С. Б. Теоретические основы построения организационной структуры и принятия решений в энергетическом строительстве // Вестник университета (ГУУ) № 10. М.: ГУУ, 2009. С.230-234.

2. Сборщиков С. Б. Теоретические основы формирования новых организационных схем реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе на основе интеграции принципов логистики и инжиниринга // Вестник МГСУ № 1. М.: МГСУ, 2009. С. 146 -151.

3. Сборщиков С. Б. Теоретические закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность // Вестник МГСУ № 2. М.: МГСУ, 2009. С. 183-187.

4. Сборщиков С. Б. Организационные аспекты формирования и функционирования системы управления строительством на корпоративном уровне // Вестник МГСУ № 2. м.: МГСУ, 2009. с. 188-193.

Ключевые слова: концепция, энергетика, управление, строительство, система, системный подход

Рецензент: Е.Е. Ермолаев профессор к.э.н, директор ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.