В.В. Семененко, доктор эконом. наук, профессор, А.Д. Понемасов, канд. эконом. наук, доцент, Э.Р. Шаесламов, ст. преподаватель, кафедра экономической теории и экономической политики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье рассматриваются вопросы определения стоимости и цены товара в современной экономике. Авторы предлагают рассматривать формирование стоимости и цены товара как процесс, протекающий последовательно во всех четырех фазах общественного воспроизводства. В цену производства авторы включают коэффициент, который корректирует цену в соответствии с потребительскими предпочтениями. Потребительную стоимость авторы считают первичной, она исторически предшествует меновой стоимости и является субстратом — носителем последней. Поэтому основой ценообразования в современной экономике авторы считают как затраты труда на изготовление товара, так и степень его необходимости, которая устанавливается рынком. На рынке происходит не отклонение цен от стоимости, а их корректировка. Недостатком классической экономической теории авторы считают то, что она отождествляет два разных понятия: «общественно необходимое рабочее время» и «затраты общественно необходимого труда». Дав определение первому, экономисты-классики экстраполируют его на второе — отсюда и вытекают все коллизии, связанные с неадекватным отображением трудовой теорией стоимости реально протекающих в обществе экономических процессов. В статье авторами предложены уточняющая формула цены товара, а также описание механизма ценообразования в современной рыночной экономике. Ключевые слова: стоимость, товар, общественно необходимый труд, цена производства, цена реализации, корректировка цен, ценообразование, потребительские предпочтения.
В настоящем времени должного единства среди ученых-экономистов в отношении механизма ценообразования в современной экономике еще не существует, что значительно усложняет всю систему национальной экономики.
Отрицание К. Марксом априори товарно-денежных отношений в будущем обществе и объективной необходимости их использования в практике хозяйствования после прихода к власти марксистских партий породило длительные и бесплодные дискуссии экономистов о причине их сохранения при социализме. Если на начальном этапе становления социалистической системы хозяйствования их необходимость можно было объяснить особенностями переход-
ного периода, то в послевоенный период и в период «зрелого социализма» это уже не проходило.
«В конечном счете, — как справедливо отмечает Ж. Аройо — побеждают тезисы об ограниченности и подчиненности товарных отношений при социализме, об их вспомогательной роли, о том, что их необходимо направлять и регулировать»1. Однако административная система в этом «регулировании» не смогла обеспечить единство закона распределения по труду и распределение по стоимости через механизм ценообразования и таким образом обеспечить дифференциацию доходов не только между отдельными работниками, но и между коллективами предприятий как совокупными
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
работниками. Ценообразование, по нашему мнению, в этом отношении выполняет важнейшую функцию распределения доходов в такой же степени, как и тарифно-квалификационная система.
Важное теоретическое значение в механизме ценообразования имеет учение К. Маркса о двойственном характере труда, воплощенном
в товаре2. Основой цено-
образования в экономике, субстанцией стоимости, согласно этому учению, является абстрактный труд, по отношению к которому все товары тождественны друг другу. Как потребительные стоимости, в основе которых лежит конкретный труд, товары образуют различие и многообразие вещного богатства общества и в этом отношении они несопоставимы. Следовательно, тождество и различие как фундаментальные философские категории отображают основу основ товарного производства. Метрические отношения, обеспечивающие нам количественную определенность сравниваемых объектов материального мира, могут быть заданы только тогда, когда эти объекты в чем-то тождественны друг другу и могут образовать упорядоченное множество.
Содержание абстрактного труда не ограничивается у К. Маркса его физиологическим, субстратным аспектом. Труд, затраченный на производство тех или иных товаров в физиологическом смысле, может быть не признан в качестве общественно необходимого, и тогда он становится бесполезным, никчёмным, сизифовым трудом. С таким явлением мы встречаемся повсеместно, когда видим товарные излишки и нереализованные остатки. Психофизиологические затраты труда на их производство не приобретают форму потребительной стоимости для других и, следовательно, не являются общественно необходи-
Труд, затраченный на производство тех или иных товаров в физиологическом смысле, может быть не признан в качестве общественно необходимого,
и тогда он становится бесполезным, никчёмным, сизифовым трудом. С таким явлением мы встречаемся повсеместно, когда видим товарные излишки и нереализованные остатки.
В совокупности все товаропроизводители одного сегмента рынка, как бы ни были они разрозненны, вступают в отношение со всем обществом, которое и выносит окончательный вердикт на предмет того, являются ли совокупные затраты труда в этом сегменте общественно необходимыми.
мыми. Таким образом, единство формы и содержания, то есть двойственный характер труда, заключенного в товаре, является необходимым условием его бытия как такового.
Однако представление о том, что трудовая теория стоимости, развитая К. Марксом, есть законченное учение, не требующее своего дальнейшего совершенствования, является, по нашему мнению, неверным. А раз это так, то отдельные процессы и явления в сфере товарного производства = и обращения, не объяснимые с точки зрения трудовой теории стоимости, делают ее не востребованной при анализе этих процессов. Динамику стоимости и цен по отдельным товарным группам действительно трудно объяснить с позиции классической теории стоимости.
Недостатком классической экономической теории, по нашему мнению, является то, что она отождествляет два различных понятия: «общественно необходимое рабочее время» и «затраты общественно необходимого труда». Дав корректное определение первому, она неправильно экстраполирует его на второе — отсюда и вытекают все коллизии, связанные с неадекватным отображением трудовой теорией стоимости реально протекающих в обществе экономических процессов.
Общественно необходимое рабочее время выражает отношение между обособленными товаропроизводителями, производящими однородную продукцию, в рамках определенного сегмента рынка. Оно определяется как простое среднеотраслевое время среди совокупности индивидуально хозяйствующих субъектов. Это время формирует лишь начальную фабрично-заводскую стоимость товаров, которую Д. Рикардо называл естественной3. Но в этом сегменте рынка может
быть произведено некое количество товаров и сверх необходимых потребностей общества. В этом случае цены по данной товарной группе снизятся и могут не возмещать даже издержек на их производство. В совокупности все товаропроизводители одного сегмента рынка, как бы ни были они разрозненны, вступают в отношение со всем обществом, которое и выносит окончательный вердикт на предмет того, являются ли совокупные затраты труда в этом сегменте общественно необходимыми. В той части товарной массы, которая не востребована потребителями или востребована по ценам ниже их фабрично-заводской стоимости, овеществлен тот бесполезный труд, о котором К. Маркс упоминает, но не делает принципиальных выводов о влиянии на величину стоимости товаров спроса и предложения4. На рынке происходит не отклонение цены от стоимости, как это утверждали классики, а корректировка стоимости, которая может быть и выше фабрично-заводской, если данного товара
Процесс превращения стоимости товара в цену производства решен К. Марксом с особым изяществом, однако сегодня задача состоит в том, чтобы превратить цену производства в цену реализации - только тогда мы сможем сказать, что трудовая теория
стоимости получила свое окончательное завершение.
недостаточно для удовлетворения общественной потребности. Именно рыночную стоимость — цену — следует называть действительной, а не ту, которую установили предприниматели в своих бизнес-планах.
Рост невостребованных товарных остатков по всем сегментам первичного потребительского рынка в настоящем образует постоянное нарушение равновесия между совокупным спросом и предложением. Достигая критических значений, они детерминируют то, что мы называем экономическим кризисом. Лишь глубокие маркетинговые исследования на предмет отслеживания динамики развития потребительских предпочтений могут сглаживать амплитуды колебаний краткосрочных экономических циклов и обеспечивать соответствующее макроэкономическое равновесие и сбалансированность в современной экономике.
По мнению авторов, решение проблем стоимости и цены невозможно в рамках самой трудовой теории стоимости. Здесь всту-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
пает в силу теорема неполноты К. Гёделя. В данном контексте речь идет о том, чтобы включить в экономический анализ, помимо процесса производства, распределения и обращения, еще и процесс потребления.
Включение в процесс ценообразования фазы потребления, в которой заканчивает свое движение продукт человеческого труда, является необходимым условием завершения учения К. Маркса о двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Правильная оценка несовпадения цен со стоимостью есть результат корректировки стоимости товара потребителями. Таким образом, процесс формирования стоимости товара происходит во всех четырех фазах при его движении от производства до потребления. Процесс превращения стоимости товара в цену производства решен К. Марксом с особым изяществом, однако сегодня задача состоит в том, чтобы превратить цену производства в цену реализации — только тогда мы сможем сказать, что трудовая теория стоимости получила свое окончательное завершение. Таким образом, формула: W = С + Р превращается в формулу: ср
W = С + кРср, где к является корректировочным коэффициентом. В современной рыночной экономике его можно было бы назвать коэффициентом потребительских предпочтений, однако в действительности он выполняет боле широкие функции, поскольку изменение цен по той или иной товарной группе происходит, во-первых, не только в зависимости от наших предпочтений, но и от количества товаров, предлагаемых в этом сегменте рынка; во-вторых, от количества людей, желающих приобрести этот товар; в-третьих, от уровня доходов населения в данной стране и от многих других факторов. Таким образом, наши потребительские предпочтения могут оставаться неизменными, а цены изменяться под воздействием внешней и внутренней предпринимательской среды.
При к = 1 цена производства и цена потребления будут равны, при к > 1 цена
Отклонение цены от стоимости может иметь место в условиях несовершенной конкуренции, но в этом случае возможности производителей, монополизировавших отдельные сегменты рынка, не безграничны.
и ниже, если к < 1. Если к = 0, то фирмы не будут иметь прибыли, стоимость товара в этом случае на рынке будет равна величине издержек. Такие случаи бывают довольно часто, особенно в период кризисных ситуаций в экономике.
В случаях, когда к в несколько раз больше единицы, например при инвестициях в наукоемкую продукцию, формула цены будет иметь вид: W = К + 9Рср, то есть прибыль по данному сегменту рынка будет превышать средний общественно нормальный ее уровень в 9 раз. Как показывала практика прошлых лет в нашей стране, на каждый вложенный в науку рубль отдача составляла 9 рублей. Но если эта избыточная инновационная прибыль изымалась государством у коллективов предприятий, то трудовая теория стоимости на поверхности общественно-экономической жизни у отдельных наших отечественных экономистов выступала как затратная5.
Таким образом, равновесная цена на графике в точке пересечения кривой спроса и предложения и есть цена реализации — как результат корректировки предшествующей ей цены производства, сформулированной К. Марксом, при перераспределении прибавочной стоимости между хозяйствующими субъектами в соответствии с уровнем органического строения капитала на их предприятиях. На поверхности общественно-экономической жизни эта равновесная цена выступает у отдельных экономистов как теория спроса и предложения. Но поскольку спрос есть лишь внешнее выражение потребности, то и конечную рыночную цену целесообразно назвать «ценой реализации». Таким — образом, по мнению авторов, учение К. Маркса о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, которому он справедливо придавал важнейшее, фундаментальное значение, получает здесь свое завершение.
Отклонение цены от стоимости может иметь место в условиях несовершенной конкуренции, но в этом случае возможно-
потребления будет выше цены производства сти производителей, монополизировавших
отдельные сегменты рынка, не безграничны.
Во-первых, потому, что бюджетные ограничения потребителей устанавливают предел безудержному росту цен.
Во-вторых, при существующей свободе перелива капиталов, в том числе и межгосударственного, в настоящем невозможно удерживать монопольно высокие цены длительное время.
В-третьих, возможности человека к генерированию инноваций, изобретательству и рационализаторству безграничны и в этом отношении фирмы и граждане могут предложить на рынке товары-субституты и сделать конкуренцию более совершенной.
В-четвертых, при устойчивом отклонении цен от стоимости законодатели всегда могут скорректировать их посредством внерыночных инструментов, используя соответствующим образом фискальную и бюджетную политику.
В целом механизм ценообразования в современной рыночной экономике неверно считать стихийным и неуправляемым. Институционально-социологическое направление, которого придерживаются большинство наших отечественных экономистов — как теоретиков, так и практиков — предполагает активное участие государства в решении хозяйственных вопросов, в том числе и в процессе ценообразования. Государственный сектор эко- _
номики индустриальных стран по-прежнему играет важнейшую роль в воспроизводственном процессе. Он определяет политику ценообразования в отношении исходных минеральных ресурсов и энергоносителей, на транспортные и коммунальные услуги, на социально значимые потребительские товары и тем самым оказывает влияние на формирование цен по всем остальным товарным группам.
Авторами было проведено обзорное исследование по использованию стоимост-
Институционально-социологическое направление, которого придерживаются большинство наших отечественных экономистов, предполагает активное участие государства в решении хозяйственных вопросов, в том числе и в процессе ценообразования. Государственный сектор экономики индустриальных стран по-прежнему играет важнейшую роль в воспроизводственном процессе.
ных инструментов в сфере ценообразования на продукцию нашего металлургического комплекса — с целью повышения ее качества в соответствии с требованиями мировых стандартов. Его результаты показали, что государство через свои учреждения и институты — такие, как Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии и стандартных образцов (ВНИИМСО) — посредством совершенствования механизма ценообразования может эффективно воздействовать на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.
В данном случае имеются в виду работы по повышению качества трансформаторной стали, производимой Верх-Исетским и Новолипецким металлургическими заводами, так как по своим электромагнитным свойствам она не соответствовала мировым стандартам6. Потери электроэнергии трансформаторами, производимыми в г. Запорожье, при их использовании на крупных энергетических станциях исчислялись в денежном выражении миллиардами рублей.
После приведения цен по всей технологической цепочке производства трансформаторной стали в соответствие с общественно необходимыми затратами труда на каждом этапе передела качество конечной продукции стало соответствовать общепринятым мировым стандартам, а названные предприятия стали высокорентабельными _ и конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Цена в данном случае стала более адекватно выполнять свою распределительную и стимулирующую функцию.
Этот факт свидетельствует о том, что процесс ценообразования — как в современной рыночной экономике, так и в административной практике — является управляемым. Однако это управление должно носить не директивный, а индикативный характер и ограничиваться прежде всего контролем за ценообразованием на рынке сырья и ма-
териалов, энергоносителей, а также энерго снабжения и коммунальных услуг.
На первичном потребительском рын ке, где реализуются конечные материаль ные и духовные блага и где формируются потребительские предпочтения, которые являются основой при формировании бизнес-планов предпринимательских организаций, осуществление какого-либо контроля нецелесообразно, поскольку только сами граждане обладают достоверной информацией о своих потребительских предпочтениях и перспективах их развития. Именно они являются основными субъектами рыночных отношений и только в их среде формируются цели и задачи, делегируемые через механизм цен хозяйственной системе.
Современная система ценообразования, учитывающая приведенные выше положения, представлена на рисунке.
На сегодняшний день наиболее слож-
Нынешний заниженный курс российского рубля ни в какой мере не соответствует ни экономическому потенциалу нашей страны, ни действию закона денежного обращения на мировом уровне, ни потребительской корзине наших российских граждан.
новлении интернациональной стоимости и цены товаров. Уже в настоящем мы осознаем необходимость создания межгосударственного органа по надзору за эмиссией национальных денежных единиц. Отчасти эту функцию уже выполняет МВФ, но только по отношению к странам, которых он кредитует. Создание такого органа, на наш взгляд, является обязательной ступенькой в движении к единой системе мероопределения в мировой экономике. Нынешний заниженный курс российского рубля ни в какой мере не соответствует ни экономическому потенциалу нашей страны, ни действию закона денежного обращения на мировом уровне, ни потребительской корзине наших российских граждан, учитывающей все блага и выгоды, получаемые от государства. Как показывают последние события, переход нашего рубля в режим свободного плавания оказался преждевременным. Необходимым условием
ным и актуальным является вопрос о ста- приближения его конвертируемости явля-
Механизм ценообразования в современной рыночной экономике
ется переход на расчеты за продаваемые государством энергоносители и минеральные ресурсы за рубли. Следует также ограничить обмен рублей на доллары для физических и юридических лиц. В противном случае мы продолжим финансировать экономику США, которая за счет печатного станка будет по-прежнему опустошать рынки сопредельных государств. Наше неуважительное отношение к национальной денежной единице слишком затянулось. Ресурсный потенциал России намного превосходит потенциал Европы и Северной Америки вместе взятых. Рубль в этом отношении является самой обеспеченной валютой на нашей планете. По мнению авторов, необходимо лишь изменить ситуацию на валютном рынке в пользу России и тем самым упорядочить весь механизм ценообразования в нашей стране, поскольку инфляция и обесценивание рубля в настоящем, по нашему мнению, обусловлено прежде всего внешнеэкономическими факторами. Центральному банку России в этом контексте целесообразно сохранить контроль за валютными операциями на Московской межбанковской валютной бирже и при необходимости осуществлять соответствующие валютные интервенции, направленные на укрепление курса рубля.
Процесс ценообразования есть естественно-исторический процесс, который включает на начальном этапе цены по отдельным товарным группам, затем следует
цена производства, которая в настоящем трансформируется в цену реализации и, наконец, интернациональная цена — как результат происходящих сегодня в мировой экономике интеграционных процес-сов7.
Цена — помимо того, что она служит денежным выражением стоимости, играя роль мероопределения в экономике — выполняет еще и информативную функцию, являясь своего рода индикатором в современной национальной экономике. И, наконец, распределительная и стимулирующая функция цены по-прежнему является одним из важнейших стоимостных инструментов в управлении современной национальной экономикой.
V
Литература
1. Аройо Ж. Закон стоимости при социализме. М., 1998. С. 21.
2. Маркс К. Капитал Т 1. М., 1978. С. 55.
3. Риккардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. М., 1955. С. 314—315.
4. Маркс К. Капитал Т 1. М., 1978. С. 55.
5.5 Понемасов А.Д., Вдовин Ю.А., Самуйлов В.М Экономические методы и метрологические средства обеспечения качества электротехнической стали // Стандарты и качество. 1985. № 11.
6. Там же.
7. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М, 1991. 475 с.
Моц^мдй9П1ц ДИСКУССИЯ 4
° I3' / IVIMKl ¿1U IO журнал научных публикаций »
THEORETICAL PROBLEMS OF PRICING IN MODERN ECONOMY
V.V. Semenenko, Doctor of economics, Professor, A.D. Ponemasov, Candidate of economics, Docent, E.R. Shaeslamov, senior lecturer, The department of economic theory and policy,
Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
This article considers the terms of cost and price of goods in modern economy. The authors suggest considering formation of cost and price of a good as a process which runs through four phases of public production. In production price the authors include coefficient which corrects a prices in accordance with consumers' preferences. The consumer cost is primary, and it foregoes exchange cost, and it is a substrate, the carrier of the last one. That is why the basics for pricing in modern economy are expenditures for production and its need, set by market. On the market we see correction of prices but not deviation. The authors believe that the drawback of classic economic theory is identification with two different terms: «public-need work time» and «expenditures of public-need labor». Giving the term for the first one, classic economists extrapolate it on the second place; that fact causes all the collisions connected with inadequate reflection of labor theory of cost. This article provides authors' specifying formula of a good's price and a mechanism ofpricing in modern market economy. Key words: cost, product, socially necessary labour, production cost, selling price, price adjustments, pricing, consumer preferences.
References
1. Arroyo J. Zakon stoimosti pri sotsializme [The law of value under socialism]. Moscow, 1998. 329 p.
2. Marx K. Kapital [Capital]. Moscow, 1978. Vol. 1. 655 p.
3. Ricardo D. Nachalopoliticheskoi ekonomii i nalogovogo oblozheniia [Principles of Political Economy and Taxation]. Moscow, 1955. 360 p.
4. Marx K. Kapital [Capital]. Moscow, 1978. Vol. 1. 655 p.
5. Ponemasov A.D., Vdovin Iu.A., Samuilov V.M. Ekonomicheskie metody i metrologicheskie sredstva obespecheniia kachestva elektrotekhnicheskoi stali [Economic methods and metrological quality tools for
electrical steel]. Standarty i kachestva — Standards and quality, 1985, no. 11.
6. Ponemasov A.D., Vdovin Iu.A., Samuilov V.M. Ekonomicheskie metody i metrologicheskie sredstva obespecheniia kachestva elektrotekhnicheskoi stali [Economic methods and metrological quality tools for electrical steel]. Standarty i kachestva — Standards and quality, 1985, no. 11.
7. Pebro M. Mezhdunaradnye ekonomicheskie, valiutnye i finansavye atnasheniia [International economic, monetary and financial relations]. Moscow, 1991. 475 p.