Научная статья на тему 'Теоретические вопросы трансформации понятия «Природа услуг» в современных условиях перехода к рыночной экономике'

Теоретические вопросы трансформации понятия «Природа услуг» в современных условиях перехода к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ПОТРЕБНОСТЬ / ТРУД / SPHERE OF SERVICES / MANUFACTURING / ECONOMY EFFECT / USEFUL ACTIVITIES / MATERIAL BENEFITS / NEED / LABOUR / СОҳАИ ХИЗМАТРАСОНӣ / ИСТЕҳСОЛОТ / САМАРАИ ИЦТИСОДИ / ФАЪОЛИЯТИ ФОИДАОВАР / НЕЪМАТҳОИ МОДДӣ / ТАЛАБОТ / МЕҳНАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакиева У.Дж., Наджмиддинов Ф.Н.

Изучение природы услуг в современных условиях является принципиально важным, поскольку повышение их роли в мировой экономике, и в том числе в нашей республике, представляет собой одну из закономерностей экономического развития. Развитые зарубежные страны демонстрируют высокую динамику производства разнообразных услуг. Уровень развития сферы услуг стал выступать одним из критериев развитости национальных экономик. Данный сектор, долгое время не относившийся к приоритетным отраслям отечественной экономики, претерпел за последние годы кардинальные изменения. Рассмотрены теоретические вопросы трансформации понятия «природа услуг» в условиях рыночной экономики. Также исследована сущность понятия «сфера услуг». Отмечено, что сфера услуг, основанная на знаниях, становится одной из перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Issues of Transformation Beset with the Notion "Nature of Services " under Modern Conditions of Transition to Market Economy

The studies of the nature of services under modern conditions are principally important as elevation of their role in world economy, our republic inclusive, is one of the regularities of world economy. Developed foreign countries demonstrate high dynamics of producing various services. The standard of development in regard to the sphere of services began to be looked upon as one of the criteria characterizing national economies, the degree of their evolution for the current moment. For the latest years this sector not being referred to priority branches of home economy has sustained cardinal changes. The authors have considered theoretical issues of transformation beset with the notion “nature of services ” under market economy conditions. The gyst of the concept “sphere of services ” has been explored as well. It is underscored that the sphere of services has been becoming one of the prospective and rapidly developing branches of economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы трансформации понятия «Природа услуг» в современных условиях перехода к рыночной экономике»

УДК 338 ББК 65.206

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ«ПРИРОДА УСЛУГ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНО ЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

МАСЪАЛАХ^ОИ НАЗАРИЯВИИ ТА^АВВУЛИ МА ФХ^МИ «ТАБИА ТИ ХИЗМА Т» ДАР ШАРОИТИ ^ОЗИРАИ ГУЗАРИШ БА ИЦТИСОДИЁТИ БОЗОРИ

THEORETICAL ISSUES OF TRANSFORMATION BESET WITH THE NOTION "NATURE OF SERVICES" UNDER MODERN CONDITIONS OF TRANSITION TO MARKET ECONOMY

Бакиева Умеда Джуракуловна,

канд. экон. наук, декан факультета менеджмента Таджикского педагогического института города Пенджикента (Пенджикент, Таджикистан) Наджмиддинов Фирдавс Нуриддинович, канд. экон. наук, заведующий кафедрой экономической теории и управления ТПИ г.Пенджикента

Бокцева Умеда Цуракуловна,

н.и.и., декани факултети менецменти Донишкадаи омузгории Тоцикистон дар ш. Панцакент Нацмиддинов Фирдавс Нуриддинович,

н.и.и., мудири кафедраи назарияи ицтисод ва идоракунии ДОТ дар ш. Панцакент (Панцакент, Тоцикистон )

Bakiyeva Umeda Djurakulovna, candidate of economics sciences, dean of the faculty of management of the Tajik Teachers ' Training Institute (Tajikistan, Sughd viloyat, Penjikent)

Nadjmiddinov Firdaws Nuriddinovich, candidate of economics sciences, chief of the department of the theory of economics and management under the Tajik Teachers ' Training Institute (Tajikistan, Sughd viloyat, Penjikent) E-MAIL: sado-simo@mail.ru

Ключевые слова: сфера услуг, производство, экономический эффект, полезная

деятельность, материальные блага, потребность, труд

Изучение природы услуг в современных условиях является принципиально важным, поскольку повышение их роли в мировой экономике, и в том числе в нашей республике, представляет собой одну из закономерностей экономического развития. Развитые зарубежные страны демонстрируют высокую динамику производства разнообразных услуг. Уровень развития сферы услуг стал выступать одним из критериев развитости национальных экономик. Данный сектор, долгое время не относившийся к приоритетным отраслям отечественной экономики, претерпел за последние годы кардинальные изменения. Рассмотрены теоретические вопросы трансформации понятия «природа услуг» в условиях рыночной экономики. Также исследована сущность понятия «сфера услуг». Отмечено, что сфера услуг, основанная на знаниях, становится одной из перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.

Калидвожа^о: соуаи хизматрасони, истеусолот, самараи щтисоди, фаъолияти фоидаовар, неъматуои модди, талабот, меунат

Омузиши табиати хизмат дар шароити муосир хеле мууим аст, зеро боло рафтани нацши он дар щтисоди цауонй, аз цумла дар цумуурии мо яке аз цонуниятмандиуои рушди щтисоди мебошад. Дар мамлакатуои мутарацции хорицй динамикаи олии истеусоли хизматуои гуногун мушоуида мешавад. Сатуи инкишофи соуаи хизматрасони ба сифати яке аз меъёруои рушди щтисодуои милли баромад мекунад. Бахши хизматрасони, ки дар щтисодиёти ватани дар муддати дуру дароз аз цумлаи соуауои афзалиятнок маусуб намегардид, солуои охир ба тагйироти умда дучор шудааст. Дар мацола масъалауои назариявии тагйирёбии мафууми «табиати хизматрасони» дар шароити бозор мавриди барраси царор гирифтааст. %амчунин моуияти мафууми «соуаи хизматрасони» тауциц шудааст. Таъкид гардидааст, ки соуаи хизматрасони ба яке аз соуауои ояндадор ва тезинкишофёбандаи ицтисодиёт табдил ёфта истодааст.

Key words: sphere of services, manufacturing, economy effect, useful activities, material benefits,

need, labour.

The studies of the nature of services under modern conditions are principally important as elevation of their role in world economy, our republic inclusive, is one of the regularities of world economy. Developed foreign countries demonstrate high dynamics of producing various services. The standard of development in regard to the sphere of services began to be looked upon as one of the criteria characterizing national economies, the degree of their evolution for the current moment. For the latest years this sector not being referred to priority branches of home economy has sustained cardinal changes. The authors have considered theoretical issues of transformation beset with the notion "nature of services " under market economy conditions. The gyst of the concept "sphere of services " has been explored as well. It is underscored that the sphere of services has been becoming one of the prospective and rapidly developing branches of economy.

В современных условиях человечество в процессе своей деятельности изучает различные способы производства материальных благ и таким образом улучшает собственные потенциальные возможности. Самым ценным для народного хозяйства считается производство промышленных товаров, потому что на него возлагается обязанность обеспечения нужд населения. Население в свою очередь характеризуется плюрализмом притязаний, предусматривающих наличие определённых возможностей. Объективная необходимость существования нематериальных благ исходит из того, что человек не всегда получает удовлетворение от потребления материальных благ, он нуждается в услугах, которые также способствуют удовлетворению его духовных, культурных потребностей. Поэтому нематериальные блага обязательно должны признаваться как предметы потребления людей и жизненные средства. Потребительская стоимость характерна не только для товаров, но и для других видов деятельности, которые, в порядке отличия от товаров, получили название «услуга».

Исследуя категорию услуги, К. Маркс в своих трудах исходил из наличия у нее свойств товара. Он указывает: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [4, с.10]. Но стоит отметить, что, с учётом развития научно-технического прогресса, не все положения об услугах, выделенные К. Марксом, приемлемы на сегодняшний день. Услуга, считавшаяся специфическим продуктом общественной деятельности, претерпела заметные изменения, наполняясь новым содержанием и приобретая новые черты при появлении новых видов услуг. В данный момент результат человеческой деятельности, осуществляющейся в сфере услуг, вполне может быть воплощен в конкретной вещи.

Классическая школа современности рассматривает услугу как экономическое благо, представленное в виде целесообразной деятельности, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий потребности людей. Известный учёный-экономист Э.М. Агабабьян дал такое определение: «Услуга - это полезный эффект, который возникает в результате процесса труда как целесообразной деятельности» [1, с. 24].

По нашему мнению, позиция Э.М. Агабабьяна вполне приемлема, так как услуга выражает круг общественных отношений, которые основываются на прямой связи производителя и потребителя по поводу потребления эффекта труда, приобретаемого в качестве вещи.

Появление услуги имеет исторический характер, который отражает процесс становления и развития конкретной ступени человеческого общества. Мы считаем, что полезность услуги определяется конкретным характером труда, который создает данную потребительную стоимость.

Услуги, как и товары личного потребления, считаются объектами потребительского рынка, следовательно, приобретают товарный характер. Предложенное Макмилланом определение услуги подтверждает сказанное. Исходя из его определения, «под услугами в экономической науке понимаются любые функции или операции, на которые имеется спрос, следовательно, и цена, устанавливающаяся на соответствующем рынке», что даёт основание считать любую полезную деятельность, создающую услуги, товаром [8, с. 21].

Социально-экономическая система общества существует в разных институциональных формах. Если классифицировать данные формы с исторической точки зрения, то их можно разделить на 3 группы: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. Разделяющей границей между этими системами являются промышленная и научно-техническая революции. Результатом научно-технической революции стало возникновение постиндустриальной экономики, основой которой становится нематериальная сфера. В конце ХХ века в США 75 % населения были заняты в сфере услуг. Как известно, в аграрной экономике основным компонентом является земля, в индустриальной экономике - капитал, а в современной экономике важнейшим фактором выступают информация, накопленные знания. Известный учёный Д.Белл в своих трудах указывает на то, что появление новых технологий - это результат труда не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов» [2, с. 26]. Сейчас важнейшими стратегическими ресурсами становятся знания и информация. Во многих развитых странах

сужается материальное производство, однако стремительно растет «индустрия знаний» [3, с. 65]. Д. Белл, систематизируя свою теорию, разделяет её на 5 компонентов:

• основная тенденция в секторе экономики заключается в переходе от производства товаров к сектору услуг;

• структура занятости характеризуется преобладанием профессионального и научно-технического класса;

• основной принцип общества заключается в том, что центральное место занимают теоретические знания как главный источник нововведений и формулирования политики;

• особая роль современных технологий в определении будущей ориентации;

• использование новой «интеллектуальной технологии» при принятии стратегических решений [2, с. 34].

Другими словами, в условиях рыночной экономики сектор услуг, в противоположность материальному производству, содержит в себе гораздо более существенный потенциал неэкономического, гуманитарного, духовного начала, что обусловливает нынешние тенденции как «отход от вещей» в пользу сервисной деятельности [5, с.135].

Поэтому стоит отметить, что современные взгляды многих учёных - исследователей о понятии «сервисная деятельность» основаны на соответствующих принципах и приемах, обусловленных велением времени - переходом от материального производства к экономике с преобладающим развитием сферы услуг. Все эти тенденции сложились не в столь короткое время. С переходом от индустриального развития к постиндустриальному обществу сервисная деятельность претерпевает нескольких стадий.

Первый этап развития производства обусловливает определенное повышение роли транспортных и общественных служб, осуществляющих продвижение товаров. Это в свою очередь связано с появлением дополнительной потребности в энергии, что вызывает потребность в увеличении занятости рабочего класса.

Второй этап определяет рост массового потребления благ и увеличение численности населения, что характеризуется ростом торговли, финансовых и страховых операций с недвижимостью, которые являются традиционной сферой деятельности работников с высшим образованием, т.н. «белых воротничков».

Отличительной чертой третьего этапа, с учетом роста национального дохода, является изменение структуры потребления в сторону снижения доли денег, расходуемых на питание, и увеличение доли денег, используемых на приобретение товаров длительного пользования, а также на получение различных услуг (эта закономерность известна как закон К. Энгеля).

Подтверждая вышесказанное, можно отметить, что с повышением качества и уровня жизни появляются новые потребности и предпочтения, получает новый толчок развитие сектора услуг личного характера (автосервис, туристическая отрасль, развлечения, спорт, оздоровительные комплексы и т.д.). На этом этапе предопределяется доминирующее влияние сознания нового типа, для которого характерны два основных приоритета -здоровье и образование. Появление всё новых заболеваний, угрозы разного рода эпидемий, стремление увеличить продолжительность жизни и вообще борьба с болезнями способствуют развитию услуг здравоохранения, повышая его роль и значимость в современном обществе. Рост научно-технических потребностей и профессиональных навыков превращают сферу образования в одну самых приоритетных потребностей

общества. Таким образом, появление новых услуг для удовлетворения важнейших потребностей общества, наряду с соответствующим образованием и здравоохранением, приведёт к развитию управленческой сферы, без которой на разных уровнях невозможно обеспечить адекватные условия для получения требующихся услуг.

В своих исследованиях известный учёный К. Кларк разделил хозяйство на 3 сектора: первичный (сельское хозяйство), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (услуги) секторы, которые позже дополнил Д. Белл. Он предложил отнести к сектору услуг такие отрасли, как коммунальное хозяйство и транспорт, к четвертичному -торговлю, страхование, финансовые услуги, операции с недвижимостью, а к пятеричному - образование, здравоохранение, научно-исследовательскую, туристическую деятельность и сферу государственного управления [2, с. 24]. Причём на самой вершине иерархии услуг оказываются сферы, имеющие персонал с высокой компетенцией.

Таким образом, в ХХ-ХХ1 вв. в развитых странах мира сформировалась экономика нового типа - точнее, новый этап развития рыночной экономики.

Во многих исследованиях встречаются различные интерпретации, характеризующие это новое состояние экономики. Например, Д. Белл в своих трудах пользуется терминами «экономика услуг», «сервисная экономика».

Э. Тоффлер применяет словосочетание «экономика сферы услуг» [9, с. 56]. А Ф. Фукуяма употреблял словосочетание «экономика сферы обслуживания» [11, с. 78]. Однако, по нашему мнению, все эти понятия не идентичны. Сущность отличия сервисной экономики от экономики услуг заключается в самой дефиниции термина «сервис».

Толкование термина «сервис» (англ. servis) в современном Словаре иностранных слов приведено в следующей форме: «оказание услуг, удовлетворение бытовых нужд населения» [7, с. 55]. В определённый период термин «сервис» ассоциировался с ремонтно-бытовым обслуживанием и автосервисом. В другом словаре-справочнике, изданном позднее, сказано: «сервис» - это обслуживание, оказание разного рода услуг, работа по оказанию услуг».

Или, согласно другому определению, сервис - это система обеспечения, позволяющая потребителю выбрать наиболее оптимальный вариант приобретения, потребления и экономически выгодной эксплуатации технически сложного изделия в течение определённого срока, указанного (удобного или диктуемого) потребителю [3, с. 252].

По нашему мнению, сервисная деятельность - это активная специализированная организация сферы обслуживания, которая формирует третичный сектор в современной экономике, целью которого является создание нематериальных благ, предоставление разного рода услуг людям и обществу в целом. Поэтому уместно использование словосочетаний «сервисная отрасль», «сервисная сфера», «сервисная деятельность», которые непосредственно обозначают принадлежность к отраслям сферы услуг.

В рыночных условиях контрагенты рынка вступают в многосторонние взаимоотношения, вследствие которых совершают действия, связанные не только с покупкой и продажей товаров, но и сопровождающих различную сервисную деятельность. Это значит, что на различных стадиях логистической цепи продвижения товаров от изготовителя к потребителю присутствует сервис услуг. В этой связи можно выделить следующие основные свойства сервисной услуги:

• обеспечение необходимых условий для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека без изменения вещества природы;

• обеспечение максимально полезного эффекта, который может потребляться лишь в процессе производства: погрузка-разгрузка, транспортирование грузов, складирование товаров, подсобные формы полезного эффекта услуг и т.п.;

• основная целевая направленность на продукт и на удовлетворение определенных потребностей индивида;

• создатель услуги фактически не считается ее потребителем, и, тем самым, это принципиально отличает услугу от вещи, которая, возможно, предназначена не только для продажи, но и для удовлетворения своих же потребностей.

Под экономикой услуг мы подразумеваем состояние хозяйства, в котором существенная доля людей занята в сфере услуг, но это могут быть услуги личностного характера (т.е. домашние услуги). Например, такую картину можно наблюдать во многих аграрных странах, в том числе и в нашей республике. А для сервисной экономики характерны услуги иного типа: образование, здравоохранение, управление, научно-исследовательская деятельность и т.п. В связи с этим, по нашему мнению, понятие «сервисная экономика» более обширное и емкое, чем «экономика услуг». Поэтому можно представить сервисную экономику как совокупность производственных отношений, способствующих постиндустриальной стадии развития общества, характеризующихся смещением экономической активности из сферы производства в сферу услуг, основным экономическим ресурсом которой считаются знания и информация.

Современное общество становится в определенном смысле сервисным, а «индустриальная» экономика преобразуется в «сервисную» экономику. Таким образом, в отличие от «индустриальной» экономики с преобладанием в ней производства товаров в натурально-вещественной форме с обязательным массовым производством продукции с высоким уровнем материальных издержек, «сервисная» экономика приобретает ярко выраженную социально ориентированную направленность.

Многие исследователи попытались сформулировать основные отличия между «сервисной» и «индустриальной» экономикой. Ими были определены следующие отличительные черты, которые характерны для «индустриальной» экономики:

• производители традиционно заинтересованы в максимизации выпуска продукции;

• понятие «полезность» отождествляется с материальным продуктом;

• качество считается синонимом слова «хорошо изготовлено»;

• большинство технологий в основном сосредоточено на преобразовании сырья в готовую продукцию;

• управление носит «механистический» характер из-за чрезмерно жесткой упорядоченности и иерархичности.

А для «сервисной» экономики характерны следующие черты:

• организации в основном нацелены на повышение эффективности посредством более полного удовлетворения специфических потребностей клиента;

• полезность определяется характером использования и уровнем совершенства так называемого «сервисного» продукта - самостоятельной услуги или системы, объединяющей материальный продукт и соответствующие услуги;

• в отношении качества речь идет об установлении интерактивных и постоянно отслеживаемых отношений с потребителем, что позволяет максимизировать степень его удовлетворенности;

• основные технологии связаны с поставкой услуг и функционированием материально-сервисных систем;

• управление отличается быстротой принятия решений, гибкостью, сетевой организацией, открытостью и свободой маневра и может быть признано как новый тип менеджмента [6, с.18].

Формирование и развитие сервисной экономики происходит на основе определенных принципов. Первый принцип обусловливает единство социально ориентированной экономики и политики государства. То есть, сервисную экономику можно представить как экономику социально ориентированной направленности. Основная суть сервисной экономики заключается во «взаимодействии людей друг с другом, а не с машинами». Согласно данному принципу, экономика должна в основном удовлетворять потребности людей, прежде всего занятых общественно полезным трудом, а социально ориентированная политика должна сопоставлять свои требования с имеющейся экономической базой.

Суть второго принципа заключается в разграничении и интеграции элементов социально ориентированной экономики на всех стадиях. Согласно этому принципу, все субъекты социально-экономической политики - законодательные и исполнительные органы власти - должны создать оптимальные экономические условия для функционирования предприятий, домохозяйств на макро- и микроуровнях экономики.

Третий принцип заключается в системном анализе и использовании источников и факторов социально-экономического роста. Основными источниками системного анализа считаются возможности для расширения потенциальных возможностей, материальных, человеческих и природных ресурсов. Факторами социально-экономического роста могут выступить технология и компетенция. По сравнению с индустриальной экономикой, основанной на машинной технологии, сервисная экономика развивается при взаимодействии с интеллектуальной технологией. Другими словами, никакие новые технологии не могут сами по себе обеспечить экономический рост, здесь в основном все зависит от людей, которых с ними работают, от их знаний и профессиональных навыков.

В своих исследованиях Д.Белл отметил информацию как основной источник производственного ресурса, а знания - как источник внутреннего прогресса. По мнению Д. Белла, знание имеет двоякое значение: это, во-первых, когда источником инноваций становятся исследования и разработки; и, во-вторых, когда развитие общества, которое измеряется повышением доли ВНП и числом занятого населения, все более однозначно характеризуется успехами в области знания [2, с. 28].

Основой четвертого принципа является формирование и развитие социального партнерства между субъектами труда, капитала и политики как важнейшими факторами социально-экономического роста. Сервисную экономику можно представить как пространство, в котором по определенным правилам и посредством определенных механизмов возможно эффективное взаимодействие между бизнесом и властями, а также другими заинтересованными субъектами. Развиваясь в соответствии с данными принципами, сервисная экономика выполняет ряд важных функций.

Основой первой функции является проведение мониторинга клиентов и выявление обратной связи с ними. Особенность оказания услуг состоит в том, что потребитель не может быть безликим или безымянным, он всегда находится в контакте (вербальном или физическом), он проявляет эмоции, и на это непременно должны реагировать поставщики услуг. Поэтому знание клиента - залог успешной деятельности продавца услуг. Кроме того, информация о клиенте может быть использована для стратегических разработок в управлении спросом [12, с. 32].

Вторая функция заключается в удовлетворении специфических потребностей клиентов посредством постоянного повышения качества услуг. Причём важнейшим правилом работы в секторе услуг должна стать концентрация на выполнении требований клиента. Для этого требуется не только постоянное изучение покупательского спроса, но и постоянное улучшение качества услуг. Обычно потребители оценивают качество услуг по следующим критериям:

• отзывчивость (высокая готовность служащих предоставить услугу);

• безопасность (знания, компетентность и вежливость персонала);

• надежность (соблюдение точных сроков исполнения);

• взаимопонимание с покупателем (персонифицированное внимание, доступность и приятность контакта со служащим, понимание клиента);

• очевидность (средства обслуживания, оборудование, внешность персонала).

Во многих случаях проблемы, связанные с качеством услуг, возникают из-за недостаточной компетенции работников. Поэтому важной задачей является постоянное обучение служащих.

Суть третьей функции заключается в применении информационных технологий как основы конкурентного преимущества.

Согласно четвертой функции, управление как философия «сервисного» менеджмента должно быть направлено на следующее:

^ во-первых, на максимально возможное удовлетворение специфических потребностей конкретного клиента путем предоставления ему сервисного продукта;

^ во-вторых, на создание в организации возможностей и условий для производства такого продукта (обеспечение персоналом, материальными ресурсами, технологией);

^ в-третьих, на увязывание целей и интересов всех вовлеченных в процесс оказания услуги сторон (организации, клиентов, других групп интересов) [10, с. 25].

Основой пятой функции является стратегическое планирование, в процессе которого необходимо учитывать специфику сервисной деятельности, особенно таких ее аспектов, как вовлечение клиента в производственный процесс и важность фактора времени.

Резюмируя изложенное, можно сказать, что в настоящее время наблюдается переход от индустриальной парадигмы ведения бизнеса к сервисной деятельности, так как пришло осознание важности сферы услуг для развития материального производства, жизнедеятельности людей и общества в целом. Зародился сектор услуг, отличительной особенностью которого становится перемещение экономической активности из сферы производственного сектора в сферу услуг, где главным экономическим ресурсом выступают информация и знания. Информация и знания в условиях современной

рыночной экономики стали более значимыми ресурсами, так как способствуют оптимальному использованию других ресурсов, достижению положительных эффектов и расширяют возможности людей. Таким образом, сфера услуг, основанная на знаниях, становится одной из перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.

Список использованной литературы:

1. Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг. - М.: Экономика, 1968. - 160 с.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество /Д. Белл. - М.: Academia, 2004.- 56 с.

3. Восколович Н.А. Экономика платных услуг: учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Восколович. - М. : Юнити-Дана, 2007. — 399 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М. : Госполитиздат. Т.2, 1955. - 645 с.

5. Наджмиддинов Ф.Н. Исследование факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности // Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук.-Душанбе: Сино, 2015. - № 2/7 (178). - С.132-141 (0,63 п.л.).

6. Раджабов Р.К., Факеров Х.Н., Нурмахмадов М., Саидова М.Х. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Душанбе: Дониш, 2007.- 544 с.

7. Словарь иностранных слов. - М. : Русский язык, 1992.- 486 с.

8. Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М. : ИНФРА-М, 1997. -250с.

9. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 148 с.

10. Тумина Т.А. Инновационное развитие экономических систем: автореф. дис. д-ра экон. наук / Т.А. Тумина. Белгород, 2009. — 53 с.

11. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. - М. : АСТ, 2004. - 124 с.

12. Шумпетер Й. Теория экономического развития.-М. : Прогресс, 1982. - 455 с.

Reference Literature:

1. Agababyan E.M. Economy Analysis of the Sphere of Services. - M.: Economics, 1968. -160pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bell D. The Future post-Industrial Society//D.Bell. -M. : Academia, 2004. - 56pp.

3. Voskolovich N.A. Economy of Paid Services: manual for higher school students // N.A. Voskolovich. - Unity-Dana, 2007. - 399pp.

4. Marx K., Engels F. Compositions. - M. : State publishing-house for the literature on politics. V.2., 1955. - 645 pp.

5. Nadjmiddinov F.N. Exploration of Factors Affecting Entrepreneurship Activity Development //Bulletin of the Tajik National University. Series of Economy Sciences. - Dushanbe: Sino, 2015. - #2/7 (178). - pp. 132 - 141 (0.63 of printed sheet).

6. Rajabov R.K., Fakerov Kh.N., Nurmahmadov M., Saidova M.H. Sphere of Services: Problems and Perspectives of Development. - Dushanbe: Knowledge, 2007. - 544 pp.

7. Dictionary of Foreign Words. - M. : Russian Language, 1992. - 486pp.

8. Dictionary of Macmillan's Modern Theory of Economy. - M.: INFRA-M, 1997. - 250 pp.

9. Toffler E. Shock of the Future // E. Toffler. - M.: AST, 2004. - 148 pp.

10. Tumina T.A. Innovational Development of Economy Systems: synopsis of doctoral dissertation in economics // T.A. Tumina. - Belgorod, 2009. - 53 pp.

11. Fukuyama F. The Great Rupture //F.Fukuyama. - M.: AST, 2004. - 124pp.

12. Shumpeter G. The Theory of Economy Development. - M. : Progress, 1982. - 455 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.