Научная статья на тему 'Теоретические вопросы современной российской государственности'

Теоретические вопросы современной российской государственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2128
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / RUSSIAN STATEHOOD / STATE / THEORETICAL ISSUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кожевников С. Н.

Анализируются теоретические вопросы современной российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ISSUES OF MODERN RUSSIAN STATEHOOD

Some theoretical issues of modern Russian statehood are analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы современной российской государственности»

262

Пр аво

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. /Лобачевского, 2009, № 5, с. 262-266

УДК 342.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

© 2009 г. С.Н. Кожевников

Волжская государственная академия водного транспорта enja84@mail.ru

Поступила в редакцию 06.07.2009 Анализируются теоретические вопросы современной российской государственности.

Ключевые слова: российская государственность,

В юридической литературе последнего времени нередко используется слово «государственность» [1—7]. В отдельных публикациях это понятие рассматривается как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа, как структура власти и властных отношений в государстве, т.е. определенная конституцией система государственных институтов и правил их взаимодействия [6, 8]. По этому поводу высказаны и иные, более убедительные суждения. В частности, утверждается, что «государство» и «государственность» -понятия не идентичные, имеющие разный объем, соотносятся как часть и целое. В этом контексте признается «государственность» - значительно более широкая категория, означающая сложную, многоуровневую систему общественных отношений, опосредованных государством и правом. Она (государственность) не замыкается только на власти, сосредоточенной в государственных структурах, как бы выходит за их пределы. «Государственность, - отмечает В.Е. Чиркин, - широкое понятие, охватывающее государства, предгосударственные образования (например, при первоначальном возникновении государства), а также национальногосударственные образования и иные автономные образования политического характера» [9].

По-видимому, в качестве примера предгосу-дарственного образования можно назвать организацию военной демократии, существовавшей до образования Римского государства.

В этом контексте отметим: государственность - понятие, охватывающее прежде всего государство, предгосударственные образования (например, при первоначальном возникновении государства, а также социальные образования, возникшие в последующие периоды (органы местного самоуправления, Общественная палата РФ, ее подразделения в регионах), но непосредственно связанные с

государство, теоретические вопросы.

государством, существующие на законодательной основе.

Как видно, разные представления о государственности как комплексном целостном образовании свидетельствуют о дискуссионности проблемы, о том, что она нуждается в дальнейшем исследовании.

Понятие «государственность» - междисциплинарное, поскольку представляет интерес не только для государствоведения, но и политологии, социологии и других наук, уделяющих внимание анализу государственных и политических структур. В правоведении относительно понятия «государственность» предпринимаются попытки выделить основные стороны этого явления, познать его становление, структуру, особенности.

В контексте исторического подхода уместно отметить следующее: государственность формируется под воздействием совокупности социальных, политических, национальных и иных отношений. Эти отношения - своеобразный фактор, побуждающий к тому, что сначала складываются элементы государственности, а затем и собственно государство и производные от него структуры, скажем, муниципальные образования. Исторические факты подтверждают названную тенденцию. Известно, что у народов, восстанавливающих утраченную государственность либо формирующих новую, прежде всего воссоздаются отдельные государственные органы (имевшие место в прошлом либо новые). А затем на их основе образуется государство с иными элементами государственности, т.е. новыми, нетрадиционными институциональными структурами, которые могут быть временными или утвердиться в качестве постоянных. Термин «государственность» используется также для социальной характеристики государств, т.е. их типологии («феодальная государственность» и т.п.). Как видим, в качестве отправной точки

этого сложного теоретического понятия следует рассматривать государство. Напомним, что в аспекте материалистической теории государство есть система органов исполнительной и других властных структур, создающих вертикальную систему управления, посредством которой обеспечивается существующий строй и порядок в обществе. В современных условиях устройство государства оформляется и закрепляется в конституциях и иных законодательных актах. Иными словами, государство - это особая, универсальная для данного общества организация, обладающая публичной властью и систематизированным аппаратом управления обществом. Основные признаки государства: а) определенная территория с населением, на которую распространяется юрисдикция данного государства; б) наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих властные функции (внутренние и внешние); право - определенная система норм, санкционированных государством и др.

С позиции исторического подхода исследование российской государственности можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный.

Заметим, дореволюционные ученые в рамках исследования государственности основное внимание уделяли истории монархии, ее структурным формам и др. При этом история государственного управления ассоциировалась с историей правящей династии, а государственное управление в представлении того времени отождествлялось с личностью монарха. В то же время при рассмотрении структуры органов власти того периода времени уделялось внимание также внутренним и внешним факторам, оказывающим влияние на монархическую власть.

Советская школа в своих выводах относительно государственности ориентировалась на марксистскую традиционную теорию, раскрывающую процесс возникновения государства, и на теорию политической экономии. При этом развитие государственного управления в стране воспринималось сквозь «призму» постоянных конфликтов между правящим элитным слоем и остальными классами. Соответственно была сформирована система управления страной. Несущей конструкцией такого управления являлась монопольно властвующая Коммунистическая партия, объединявшая государственные органы, общественные организации, творческие союзы и др. Именно эти структуры могли оказывать существенное влияние на достижение, прежде всего, идеологических целей в условиях

конфронтационных ситуаций (борьба с внутренними врагами, военное положение и др.). Соответственно, характеристика государственности того периода времени связана с признанием ключевой роли одной Коммунистической партии, отсутствием разделения властей, признанием Советов основными органами государственной власти сверху донизу, существованием всеобъемлющего государственного планирования, сопряженного с запрещением частной собственности, предпринимательства и т.д.

Советская государственность приспосабливалась не к оптимальной организации общественной жизни в рамках закона, а прежде всего к выполнению волевых решений и указаний партийных и государственных лидеров [10].

Государственность современной России качественно отличается от государственности прошлого периода. В стране «ушел» с исторической арены партийно-государственный социализм, соединявший власть и собственность, защищавший себя всеми возможными средствами, преимущественно при помощи активных силовых методов. В настоящее время нет монополии политической партии на власть, нет централизованного управления всей экономикой. Есть новое Российское государство, провозглашающее общепризнанные ценности демократии. Соответственно ведется поиск оптимального варианта отношений системы федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Примечательно, что Конституция Российской Федерации 1993 г. формально отказалась от понятия «национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации», заменив его понятием «федеративное устройство». По-видимому, тем самым определился переход от прежних централизованных структур к федерации, основанной на равноправии всех ее членов.

Как видим, государственность России до недавнего времени рассматривалась как переходная [11]. По-видимому, для такого вывода были существенные основания. Имеется в виду то, что в начале 90-х годов в стране осуществлялся фундаментальный демонтаж советской государственности, закладывались основы для проведения реформ в обществе. С учетом этого можно выделить два взаимосвязанных процесса: прежде всего демонтаж был связан с постепенным преодолением традиционных стереотипов мышления, привычек, стилей руководства, сформировавшихся в период существования административно-командной системы советского времени. В то же время шел процесс создания новых институ-

ционных структур, не известных ранее, правил и норм их взаимоотношения, а также внедрение в систему государственного управления новых принципов деятельности, новых установок и ценностей, адекватных укреплению российской государственности.

Стало быть, современное российское государство - Российская Федерация и сопряженная с ним государственность - созданы на принципиально новых экономических, политических, социальных основах.

В юридической литературе с позиции широкого подхода в качестве компонентов современной российской государственности признаются: 1) государство, определяющее весь строй политических отношений; 2) экономический строй общества, где ведущее место принадлежит отношениям различных форм собственности; 3) социальная организация общества, в том числе национальные, конфессиональные, межличностные отношения; 4) духовно-культурная организация общества; 5) правовая система и информационная система [12].

Обоснованность этой позиции разделяет

В.А. Затонский. По его мнению, «государственность — это система взаимосвязанных и взаимозависимых государственно-политических, социально-правовых, экономических, нравственно-этических, этнокультурных и иных (так или иначе связанных с государством и реализацией его функций) компонентов» [13].

В этом контексте представляется необходимым в качестве центральных, основополагающих или первичных элементов российской государственности выделить специфические составляющие (узлы, блоки), раскрывающие ее содержание.

1. Государство — главный организатор и регулятор общественных отношений, важнейшая составная часть политической системы общества. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать все многообразие политических интересов, воздействовать на явления политико-правовой, экономической, финансовой жизнедеятельности общества посредством правовых, организационных, стимулирующих средств и др. В этой связи существенна функциональная характеристика государства, позволяющая увидеть государство в динамике, как организацию, управляющую обществом. С другой стороны, очевидна сама потребность общества в государстве, потребность в выполнении тех или иных функций (потребность в охране, обороне и т.д.).

2. Государственная власть — институционный механизм, обеспечивающий координа-

цию и согласование государственных и социально-политических объединений с целью достижения согласованных решений. В научной литературе нередко предлагаются определения государственной власти, в которых она, по сути, отождествляется с государством. Этим понятиям действительно свойственны общие существенные моменты, в связи с чем они нередко используются как тождественные, взаимозаменяемые. Например, когда в свое время употреблялось словосочетание «Советская власть» имелось в виду государство, существовавшее на территории СССР. Однако между этими понятиями есть и различия. Государство - это система институтов, учреждений, органов, осуществляющих определенные функции, нацеленные на решение определенных задач. Государственная же власть - это высшая организационная инстанция, обладающая независимостью от любой другой власти. Согласно Конституции РФ государственную власть от имени Федерации осуществляют президент, парламент, правительство и суды федерации, в субъектах федерации - образованные ими органы.

Эта власть легитимированная, т.е. имеет юридическое (конституционное) основание, «мандат» народа, обладает суверенитетом и представляет собой основной вид социальной власти в обществе. При этом под суверенитетом понимается такое свойство государственной власти, которое позволяет ей устанавливать правопорядок на определенной территории; устанавливать правовые пределы собственной компетенции; принимать наиболее важные решения при регулировании общественных отношений, обязательные для всех граждан государства; иметь монополию принуждения на своей территории; самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои внутренние и внешние функции.

3. Государственные образования как основные элементы государственности. В этом контексте имеются в виду субъекты Российской Федерации - носители, обладатели государственной власти в лице образующих Россию:

1) республик; 2) краев; 3) областей; 4) городов федерального значения; 5) автономной области и 6) автономных округов.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) ор-

ганом соответствующего субъекта РФ. Названные субъекты Российской Федерации осуществляют государственную власть на республиканском и региональном уровне. Соответственно Конституция РФ наделяет их правом самостоятельно осуществлять часть государственных функций. При этом федеральная власть является верховной по отношению к региональной власти, о чем свидетельствует система их субординации.

4. Личность во взаимоотношениях с государством. В этом контексте государственность - не только пространство государственной политики, но и поле, в рамках которого осуществляется деятельность граждан, направленная на взаимоотношения с государством либо выстраиваемая под его влиянием. С одной стороны, это способствует формированию правовых свойств личности, с другой - оказывает существенное воздействие на параметры ее правового поведения. В этой связи в качестве элементов государственности признаются: возможность фактического участия граждан в выборах представительных органов государственной власти; их обращения в государственные органы с предложениями по совершенствованию их деятельности, с соответствующими заявлениями с целью оказания содействия органам охраны законности и правопорядка и др.

Вместе с тем отметим усилия российского государства, направленные на обеспечение интересов граждан в условиях наметившегося экономического и финансового кризиса. Например, назовем существенные изменения, внесенные в действующий федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [14] и законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан и др. [14]

5. Правовая система как комплексная категория, социальная реалия, включающая всю правовую организацию общества, оказывающая существенное влияние на государственность российского общества, на правовое поведение личности. По-видимому, право, роль и значение которого должны возрастать, становится тем цементирующим фактором, посредством которого должны обеспечиваться верховенство Конституции РФ, развитие демократии, политическая стабильность, совершенствование национальных и федеративных отношений, решительная борьба с бюрократизмом и коррупцией.

6. В юридической литературе категорию «государственность» предлагается понимать

как качественную характеристику государственно-организованного общества [15]. По-видимому, государственность включает лишь те институты гражданского общества, которые взаимодействуют с органами государственной власти и управления при осуществлении последними функции управления обществом (органы местного самоуправления и др.).

Относительно позитивных тенденций развития российской государственности в настоящее время можно назвать следующие:

1) повышение эффективности взаимодействия государственной власти и общественных объединений, таких как Общественная палата РФ и др. [16];

2) совершенствование механизма государства, его структур с целью устранения дублирующих, ликвидации иных неэффективных звеньев;

3) преодоление бюрократизма, коррупции в государственном аппарате, последовательное осуществление в его деятельности и соответствующих звеньях принципа законности;

4) последовательная реализация государством и обществом общенациональных интересов, ориентированных на возрождение потенциала России, авторитет и престиж, который зиждется не только на богатстве природных ресурсов, но и на высокоэффективной экономике, достойном уровне жизни населения, развитой демократии, надежной защите прав и законных интересов граждан и их объединений;

5) постепенное осуществление идеи формирования правового государства - особой организации политической власти, при которой признаются и гарантируются права и свободы человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.

Такова самая общая характеристика современной российской государственности, позволяющая глубже понять ее особенности, видеть, что процесс формирования государства России сопряжен не только с определенными достижениями, но и с некоторыми не полностью решенными задачами.

Положения данной статьи, относящиеся к понятию и содержанию государственности, позволяют признать, что государственность характеризуют в первую очередь государственная власть и государство как аппарат государственной власти и управления. Именно государственная власть, государство принимают наиболее важные решения, относящиеся к жизни всего общества.

Список литературы

1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

2. Бондар А. Традиции российской государственности и права человека // Власть. 2008. № 10.

3. Динес В. Российская государственность в контексте исторических традиций // Власть. 2008. № 2.

4. Ивайловский Д.Н. К вопросу о понятиях «российский федерализм» и «российская государственность» // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2007. № 8.

5. Корзенников В.Н. Понятие государственности. Государственность республики как субъекта федерации // Право и политика. 2008. № 5.

6. Левакин И.В. Современная Российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.

7. Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. № 1.

8. Пастухова Н.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. № 8.

9. Чиркин В.Е. Государственность // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.М. Топорнина. М., 2001.

10. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 19.

11. Арзамаскин Н.И. Политико-правовой анализ содержания переходного государства // Право и образование. 2007. № 5. С. 70-77.

12. Морозова Л.А. Проблемы современной Российской государственности. Уч. пособие. М., 1998.

С. 10-11.

13. Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (к вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) // Государство и право. 2007. № 10. С. 5-12.

14. Российская газета. 2008, 26 декабря.

15. Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения): автореф. канд. дис. М., 2006. С. 18.

16. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2008, 6-12 ноября.

THEORETICAL ISSUES OF MODERN RUSSIAN STATEHOOD

S.N. Kozhevnikov Some theoretical issues of modern Russian statehood are analyzed.

Keywords: Russian statehood, state, theoretical issues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.