Научная статья на тему 'Теоретические вопросы коммерциализации обучения в инновационно-образовательном пространстве'

Теоретические вопросы коммерциализации обучения в инновационно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATION / COMMERCIALIZATION OF EDUCATION / INNOVATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Валерий Викторович

Представлено обоснование коммерциализации обучения в инновационно-образовательном пространстве и доказательство эффективности вложения средств в образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL QUESTIONS OF EDUCATION COMMERCIALIZATION IN INNOVATIONAL AND EDUCATIONAL SPHERE

The education commercialization in innovational and educational sphere and proof of effectiveness of money enclosure in education are represented.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы коммерциализации обучения в инновационно-образовательном пространстве»

УДК 330.342:37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Валерий Викторович Болдырев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов, e-mail: Ttn58@mail.ru

Представлено обоснование коммерциализации обучения в инновационно-образовательном пространстве и доказательство эффективности вложения средств в образование.

Ключевые слова: образование; коммерциализация обучения; инновационное пространство.

Обеспечение государственных социальных гарантий - одно из основных положений государственной социальной политики. Инвестиции в образование являются приоритетным направлением социальных программ в реализации конституционных гарантий государства. Это предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию программ обеспечения социальных государственных гарантий.

В целях обеспечения требуемых социальных гарантий в России необходимо умело и грамотно сочетать использование механизмов рыночной конкуренции, коммерциализации, целевых социальных инвестиций, законодательства. Необходима кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследовательского направления. Все это должно сориентировать проводимые в стране реформы на обеспечение социальных гарантий со стороны государства.

Начиная с 60-х гг. прошлого века усиленное внимание экономистов было обращено на качество труда, в частности уровень образования и профессиональной подготовки. Возникла концепция человеческого капитала, воплощающего знания, навыки и другие свойства людей, которые дают индивидуальную экономическую и социальную выгоду.

Благодаря этой концепции коммерциализация образования стала рассматриваться как источник экономического развития.

Стало возможным выявить и оценить влияние различных факторов на принятие решений об инвестициях в образование и на эффективность этих инвестиций. Эмпирические исследования и статистические данные показывают высокую вероятность подтвер-

ждения положений и выводов рассматриваемой теории [1].

Однако коммерциализация обучения в инновационно-образовательном пространстве является не только источником роста личного благосостояния, но и роста национального богатства государства.

Новая интегрирующая миссия классического университета должна рассматриваться с позиций решения региональных проблем. Важное место при этом отводится реализации инвестиций в образование и повышению их эффективности через университет как центр инновационно-образовательных технологий обучения, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Обеспечение государственных социальных гарантий представляет сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: гарантия здоровья, гарантия образования, гарантия жилищных условий, гарантия необходимого набора услуг, гарантия предоставляемых льгот и т. д.

Одним из направлений социальных инвестиций в человеческий капитал является образование.

Приложение принципов экономической теории к проблемам обеспечения государственных социальных гарантий проявилось в развитии теории человеческого капитала. Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. Эта зависимость отражает причинно-следственную связь,

идущую от образования к мастерству, от мастерства к производительности труда и, наконец, от производительности труда к заработкам. Решающим критерием производи-

тельного труда следует считать его причастность к созданию национального дохода.

Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности привела к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к увеличению интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве, проявив экономическую закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Повышенные требования общественного производства к качеству рабочей силы, к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки работников материального и духовного производства предопределили необходимость значительного увеличения затрат на развитие образовательного комплекса.

Теория человеческого капитала позволяют оценить на теоретическом уровне эффективность инвестиций в человеческий капитал, т. е. коммерциализацию обучения с точки зрения улучшения благосостояния в будущем, а также выявить и оценить влияние различных факторов на принятие решений об инвестициях в образование и на эффективность этих инвестиций. Стоимостная оценка человеческого капитала приведена в табл. 1.

Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны превышать инвестиции в образование. То есть инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование.

Принятие решения о поступлении в высшее учебное заведение на коммерческой основе с применением методики расчета эффективности инвестиций в высшее образование на практике не используется. Абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.

Таким образом, получение образования связано с вложениями капитала, т. е. с явными и неявными издержками, коммерциализацией обучения.

Нами рассмотрены принципы финансирования образования с точки зрения кейнсианского и неоклассического направления и определена роль государства в этом процессе. Так, согласно Дж.М. Кейнсу, индивидуум не может определить количество и качество образования и механизм финансирования, основанный на принципах свободного выбора образовательных услуг отдельными личностями, может привести к деформации системы образования и недополучению обществом необходимого ему уровня этих услуг. Исключить такую ситуацию может только государственное регулирование в распределении ресурсов на развитие этой сферы. Неоклассики придерживаются точки зрения, что основные проблемы финансирования рассматриваются с позиций свободного предпринимательства. В центре экономической модели для удовлетворения запросов индивидуума находится «потребительский» выбор. Государству отводится роль гаранта.

Таблица 1

Стоимостная оценка человеческого капитала

В. Петти Величина запаса человеческого капитала оценивается капитализацией заработка как пожизненной ренты с рыночной ставкой процента. Величина заработка определяется путем вывода личного дохода из национального дохода

У. Фарр Исчисляется сегодняшняя стоимость будущих чистых заработков (будущие заработки минус личные затраты на жизнь) с учетом коэффициента смертности

Э. Энгель Предпочитается метод цен производства для оценивания денежной ценности человеческих существ. Не имеется простого и непосредственного отношения между затратами на производство и соответствующей экономической ценностью

Т. Витстейн Человеческие существа рассматриваются как основные фонды, используя теории У. Фарра (капитализированный заработок) и Э. Энгеля (цена производства) с учетом потребностей сферы страхования жизни расчета исков за потерю жизни

Л. Дублин, А. Лотки Метод капитализации заработка (чистые и валовые расходы на существование)

Проблемы экономического развития общества, экономического роста всегда занимали и занимают центральное место в современной науке и практике. Это объясняется тем, что экономический рост является одной из составляющих экономического развития страны, а также важнейшей целью общества.

Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованных и высококвалифицированных кадров.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом России еще в сентябре 2005 г. Были определены конкретные пути социальной политики страны. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав развитие программ - «Приоритетные национальные проекты» [2].

Реализация национальных проектов началась с 1 января 2006 г. В целом на эти цели в бюджете в 2006 г. было выделено 134,5 млрд руб., в т. ч. на образование - 30,8 млрд.

Одна из главных особенностей проекта состоит в содержании его целей. Основные цели национального проекта состоят в том, чтобы получить положительные системные эффекты, касающиеся всего российского образования в целом, за счет оказания на него стимулирующего воздействия.

Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование.

Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т. п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.

Среди широко обсуждаемых новых подходов к развитию системы высшего образования важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности как одному из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях.

Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов, и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.

Определяющее значение имеет деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации стремится к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области высшего образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций, т. е. речь идет о коммерциализации обучения.

Один из способов решения данной проблемы - это дать возможность получения доступного платного образования с возможностью сделать его бесплатным в обмен на обязательство проработать «по распределению» там, где это сочтет необходимым государство как кредитор.

Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами - плата за обучение) во многих случаях стало нормой жизни.

Необходимо четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, и платного (коммерческого), дав ему адекватную правовую основу [3].

Следует отметить увеличение доли студентов высших государственных образовательных учреждений с полным возмещением затрат на обучение. В 2008 г. 28,1 % от общего числа студентов обучались с полным возмещением затрат, в 2009 г. их число увеличилось до 11303 человека, что составило 32,3 % от общего числа обучающихся.

Повышение престижа профессионального образования определяет рост приема в высшие учебные заведения.

Таким образом, сфера образования, а именно высшее образование, является привлекательной в инвестиционном плане.

После окончания начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждений обучающиеся выходят молодыми квалифицированными специалистами. Но часть выпускников оказывается невостребованной на рынке труда. Это возникает по причине несоответствия спроса на специалистов конкретных специальностей и предложения учебных заведений, готовящих специалистов.

Таким образом, для уменьшения количества безработных молодых специалистов необходимо проводить анализ рынка труда, тем самым создавая благоприятные условия сбалансированности спроса и предложения на нем [4].

Одним из основных законов рынка образовательных услуг является его саморегули-руемость. Продукт учебных заведений - знания, образование. Естественно, потребность населения заключается в том, чтобы получить знания, которые затем можно успешно продать на рынке трудовых ресурсов. Но необходим настолько прозрачный рынок труда, чтобы население области четко видело приоритеты современного и будущего развития территории и потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Одним из показателей, характеризующих вклад выпускников высших учебных заведений в экономику, является уровень их жалованья. Разница в жаловании служащих, окончивших высшие учебные заведения, и тех, кто не получил высшего образования, является тем показателем, с помощью которого оценивается квалификация служащих.

Однако разница в оплате труда может отражать не только уровень квалификации или уровень образования, но и формироваться под воздействием других факторов. В среднем разница в оплате труда на 60-80 % зависит от уровня образования и на 20-40 % - от индивидуальных способностей работника, его опыта работы на данном месте, происхождения и других факторов.

Растущая экономика при положительном значении темпов экономического роста характеризуется приростом годового реального продукта, который дает возможность полнее и более эффективно удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества.

Потенциальное увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей для людей в реализации потребностей и способствует экономическому росту и развитию. Экономический рост позволяет обществу осуществлять новые социальные и экономические мероприятия. Проблема экономического роста занимает одно из важных мест среди комплекса существующих проблем развития экономики страны, региона. Процесс экономического роста на уровне региона выражается через адекватную систему показателей.

Как явление рыночной экономики экономический рост определяется основными факторами - факторами предложения (количество и качество природных ресурсов, трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологии) и факторами спроса (степень полноты и использования ресурсов, рациональное распределение ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта). Определяющими в данной системе факторов являются факторы предложения, которые в максимальной степени обеспечивают уровень экономического роста региона (рис. 1).

Таблица 2

Динамика изменения числа выпускников дневных общеобразовательных учреждений и приема в высшие и средние государственные образовательные учреждения

1990 / 1991 1995 / 1996 2003 / 2004 2004 / 2005 2005 / 2006 2006 / 2007 2007 / 2008

Число учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях 152908 166202 155853 149656 141891 132206 121657

Число выпускников 11 класса 15951 16088 17591 18041 19061 18297 16699

Прием в средние государственные учебные заведения 7630 5592 7002 6848 6706 6604 6481

Прием в высшие государственные учебные заведения 3716 4627 5546 5915 7479 8392 8444

жилищно-коммунальное хозяйство 2,8 %

культура и искусство 1,8 % образование 9,3 %

здравоохранение и соцобеспечение

7,5 %

управление 5,3 %

другие отрасли 5,0 %

промышленность 18,2 %

сельское хозяйство 26,0 %

торговля и общественное питание 12,9 %

строительство 4,3 %

транспорт и связь 6,9 %

Рис. 1. Отраслевая структура занятости населения Тамбовской области

Сравнительный анализ социально-экономического положения Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что по своим основным показателям Тамбовская область относится к числу динамично развивающихся, имеющих положительные тенденции в преодолении кризисных явлений в экономике. На протяжении последних лет область имеет положительные показатели роста валового регионального продукта.

Нами проведен анализ трудовых ресурсов на рассматриваемой территории.

Выявление негативных сторон нынешнего состояния рынка труда и экономики позволяет определить узловые факторы и направления стратегии развития экономики Тамбовской области.

Для безусловного обеспечения экономического роста как основы устойчивого социально-экономического развития области был проведен анализ имеющегося потенциала, факторов, которые являются преимущественными и отличительными в сравнении с другими регионами.

Важное место в сравнительных преимуществах занимают вовлеченность региона в действующие финансовые рынки, степень развитости физической инфраструктуры и, что очень важно, знания и технологии.

Реализация знаний как одного из сравнительных преимуществ позволяет говорить о

превращении их в конкурентные преимущества экономики.

Многие исследователи рассматривают инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных факторов устойчивого экономического развития. Считается, что, тратясь сегодня на образование и профессиональную подготовку людей, завтра государство получит от них максимальный вклад в ВВП. За новыми знаниями следуют новые технологии, а прогрессивные технологии рождают инновационные и успешно реализуемые товары.

Уровень развития экономики имеет прямую зависимость от уровня образованности кадров, занятых в научно-технической и производственной сферах.

В работе предложена модель зависимости валового регионального продукта от уровня образованности занятых в различных отраслях экономики. Трудность в построении точной функции и нахождении точного значения сложного функционального коэффициента, определении функциональных зависимостей состоит в том, что необходим продолжительный по времени эксперимент с разработкой методик изучения динамики требуемых данной моделью показателей. Необходим промежуточный мониторинг данных в процессе проводимого эксперимента.

Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов,

повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что, безусловно, позитивно повлияет на качество образовательного процесса.

Поэтому при инвестировании частных и корпоративных средств всегда стоит вопрос выбора, предпочтения вуза, обеспечивающего качественное образование и гарантированную востребованность на рынке труда.

Совершенствование управления и контроля качества образования является одним из важнейших направлений Федеральной программы развития образования в России на 2000-2010 гг.

Широкое распространение высшего образования, интеллектуализация нации может повысить общий культурный уровень. Растущее число студентов российских вузов -как в абсолютном выражении, так и относительно общей численности населения - это положительная тенденция развития государства в целом.

Одним из ведущих учебных заведений области в сфере высшего профессионального образования является Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.

В марте 2004 г. ученый совет Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина принял общую концепцию развития Университета на период до 2010 г., одним из основных компонентов которой стало повышение качества образования.

Ситуация в обществе стремительно меняется в сторону национально ориентированных интересов. Основные направления государственной и региональной программы напрямую пересекаются со стратегией современного развития Университета.

Основная цель Университета - повышение инвестиционной привлекательности и становление как центра инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Роль университета

состоит в обеспечении экономики региона инновациями и высокопрофессиональными специалистами.

Реализуемая концепция предполагает, что Университет как системообразующий фактор социально-экономического и социокультурного развития региона позиционирует себя прежде всего через качество подготовки своих выпускников, востребованных на рынке труда, через качество осуществляемых им образовательных и научно-исследовательских услуг. Тем самым Университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных, научно-инновационных и социально-экономических услуг, формирует благоприятную среду своего функционирования и развития, а также укрепляет в регионе государственную идеологию, ориентированную на общенациональные интересы страны в целом и инвестиционную привлекательность региона, развитие в нем благоприятного социального климата.

Концепция определила стратегию перспективного развития Университета, в основе которой лежит система нетрадиционных подходов к образовательной концепции высшей школы. Тамбовский государственный университет изначально воспринял в качестве системообразующих принципов и ведущих ориентиров включение в мировой образовательный процесс, обеспечение комплекса преобразований и новаций высокопрофессиональными специалистами из числа выпускников (рис. 2).

Сегодняшний выпускник вуза - это специалист, способный к инновационному мышлению и к практическому воплощению полученных знаний.

Выбор целей развития ТГУ им. Г.Р. Державина, сфокусированных на повышение качества образовательных и научно-исследовательских услуг, требует стабильных источников финансирования. Для увеличения финансирования и стабильности поступлений средств требуется диверсификация источников, в т. ч. коммерциализация обучения.

Платность обучения - это не обучение лишь за счет средств индивидуального лица, а, напротив, создание системы обучения не только за счет личных средств граждан, а, прежде всего, за счет реального заказа работодателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Общая логика процесса стратегического планирования СВО

Следует отметить тот факт, что доля расходов домашних хозяйств постоянно увеличивается. По данным 2000-2005 гг., определяя цели формирования своих сбережений, россияне отводят образованию одно из первых мест, более 1/3 от общей суммы сбережений.

Сегодня питательной средой расширения и углубления процесса социально-экономической глобализации мира является именно приоритет индивидуальных интересов над коллективными или групповыми интересами. Следовательно, в образовании, как важнейшем компоненте постиндустриального общества, построенного на информации как главном ресурсе и гражданском сообществе индивидов, роль отдельного человека меняется, а его интересы не могут быть проигнорированы или сломаны в своей реализации.

Целью формирования системы многоступенчатого сопряженного образования в рамках университетского комплекса является

более полная и ускоренная реализация интересов региона. Используя форму заказа регион через прогноз потребности целенаправленно обеспечивает себя профессионалами разного уровня. Поэтому важно сегодня знать прогноз потребности в специалистах для формирования заказа со стороны государственной власти и работодателя.

Изменения, происходящие сегодня в социально-экономической системе любого уровня, усложняются обстановкой на рынке труда. Свертывание производства приводит к снижению занятости населения, количество и трудоустройство которого зависит от проводимой государством экономической политики. Для формирования такой политики на уровне региона необходим инструментарий прогнозирования занятости и перспективного планирования структуры подготовки кадров.

Потребность в специалистах определяется ростом объемов производства, НТП, демографией.

Для определения параметров модели для секторов экономики использована статистика валового производства секторов за ряд лет.

На основе обработки статистических данных об экономике и кадровом составе предприятий и организаций Тамбовской области были рассчитаны коэффициенты эластичности численности специалистов, которые отражают картину взаимодействия числа специалистов и объемов производства. Полученные результаты были использованы для расчетов прогнозов.

В соответствии со структурной политикой в области экономики можно с опережением (за счет прогнозирования) начать переподготовку специалистов с ориентацией на дефицитные специальности.

Предлагаемая система мониторинга может быть дополнена к тем значительным усилиям, которые прилагает Управление образования по региону и администрация Университета по развитию СВО (рис. 3).

Одной из важных задач на сегодня в СВО в Университете является обновление технологий обучения. Особенность новой парадигмы системно-инновационного образования представлена в табл. 3.

Предложенная парадигма должна обеспечить системное представление об окружающем мире и дать навыки преобразования знаний в конкретные результаты.

Разработанный подход к решению проблемы оценки потребности в специалистах можно использовать в практике бюджетирования вузов, определения политики лицензирования государственных вузов в регионе, формирования госзаказа вузам, а также членам-предприятиям научно-инновационных

кластеров для подготовки нужных специалистов.

Одной из новых функций вуза является кластерная, т. е. связанная с позиционированием вуза как идеологического центра развития региона, объединяющая все остальные функции. Главным достоинством станет все возрастающий синергетический эффект в социально-экономическом развитии региона.

Университет берет на себя ряд региональных функций, продиктованных его образующим началом. Как следствие, Университет выступает как центр инновационного кластера, распространяющего свое влияние фактически на все сферы хозяйственной, социальной и культурной жизни региона. Университет генерирует инновационные предложения и продукты и продвигает их через свои функции на социально-экономическое и культурно-духовное пространства Тамбовской области. Это продвижение носит не директивный характер. Формируется особый механизм реализации инноваций, создания особой инновационной среды развития региона, придания этому развитию единого стратегического вектора.

Разработка Концепции и решение заложенных в ней задач позволит региональному Университету не отстать от уровня развития современного информационного общества и сделать его привлекательным для инвестирования потребителей образовательных услуг.

Рассмотрим общие тенденции развития вуза как центра кластера инновационнообразовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики.

Таблица 3

Особенности парадигмы образования

Характерные признаки Суть Реализация в обучении

1. Главная задача обучения Системное видение мира, знание для созидания Развитие личности, раскрытие потенциала

2. Рациональная основа Конструктивность знаний, нацеленность на будущее Фундаментальная подготовка и умение применять знания на практике

3. Типичная задача Предполагает множество альтернатив Генерация и анализ путей решения задачи (какими способами это можно сделать)

4. Критерии оценки решений Множественные критерии оценки Анализ решений в разных аспектах, понимание многосторонности мира

5. Ориентация На будущее, на перспективные цели Формирование перспективного мышления

6. Концепция Рациональное сочетание декларативных и процедурных знаний Оптимальное сочетание глубокой фундаментальной подготовки и развития умений

Рис. 3. Функциональная схема мониторинга СВО в Университете

Кластер как крупная структура, имеющая огромные собственные финансовые ресурсы, а также значительные возможности по их привлечению, в состоянии конкурировать на рынке образовательных услуг.

Многовариантный характер смешанной экономики, вероятность комбинаций государственных и частных инвестиций, соответствующих условиям развития экономики региона, позволяют найти одновременно оптимальный и специфический вариант смешанной общественно-экономической системы, адекватный задачам развития экономики в целом и личности. Таким вариантом является инновационно-образовательный кластер (ИОК). Инновационно-образовательный кластер как организационная структура обладает принципиальным рядом преимуществ по сравнению с другими крупными структурами.

Четкое законодательное регулирование деятельности ИОК достигается путем согла-

сования вопросов с органами региональной и местной исполнительной власти.

Хотя подобный опыт в России отсутствует, но, по аналогии с крупными корпоративными образованиями, можно предположить, что в подавляющем большинстве наложение выбранной структуры интеграции на объединяемые организации не дает желаемого синергетического эффекта и требует значительных усилий по созданию конкурентоспособной корпоративной интеграционной структуры.

ИОК объединяет разнородных по структуре и капиталу участников, является наиболее показательной надфирменной структурой по отработке различных вариантов корпоративного управления с целью достижения максимального эффекта кластеризации.

Объединение, созданное в форме ИОК, призвано обеспечить, в т. ч. процесс образования финансового капитала в результате

интеграции различных капиталов, конкретные формы существования которых объединяются в единую систему хозяйствования. В основе такой схемы лежат объективные предпосылки их взаимодействия на основе согласования интересов участников консолидации. Входящие структуры преследуют, в первую очередь, цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов путем диверсификации их приложения с целью выполнения основных функций инновационно-образовательного кластера. Если говорить о финансовых институтах-участниках ИОК, то они нацелены на быстрое получение прибыли от эксплуатации своего капитала (примерно 5 лет) в виде высококвалифицированных специалистов. Финансовые институты, имеющие свободные средства, пытаются занять свое место в системе кластеризации и обеспечить участие в собственности предприятий, имеющих перспективу развития. Основной интерес вступления в ИОК заключается в повышении конкурентоспособности образовательной продукции в виде высококвалифицированных специалистов и реальных возможностей к выживанию в новых экономических условиях.

ИОК может быть достаточно устойчивой интегрированной организационной формой. То есть актуально использование ИОК и как организационной формы процесса рекрутирования различных капиталов, и как традиционной - слияние этих капиталов.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассматривать банковские и промышленные структуры по доминированию интересов его участников в ИОК. ИОК представляет собой некую совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей, без образования юридического лица. Принципиальная схема построения ИОК может быть аналогична созданию финансовопромышленных кластеров.

Государство выступает как гарант обеспечения качественных социальных услуг в виде образования.

Промышленный блок создает группа предприятий, осуществляющих производственную деятельность в одной или нескольких областях общественного производства и, по сути, осуществляющих заказ на высококвалифицированного качественно подготовленного специалиста.

В финансовый блок входят различные финансово-кредитные организации: коммерческие банки, инвестиционные, лизинговые, страховые, финансовые, трастовые, пенсионные фонды и компании, частные капиталы, которые выполняют в группе функции финансового обслуживания членов ИОК, привлечения и аккумулирования финансовых средств, оптимизации управления финансовыми ресурсами, разработки и осуществления инвестиционной политики кластера. Основная роль в осуществлении данных функций принадлежит не только банкам, но и страховым компаниям. Это объясняется проводимой банком политики экспансии, в частности распространения интересов банка на сферу не только промышленного производства, но и образования. Резервы страховых компаний могут быть использованы при финансировании ИОК.

Сервисный блок в зависимости от стратегии кластера включает торгово-посреднические организации, аудиторско-консалтинговые фирмы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, предприятия инфраструктуры.

Схема построения ИОК конкретизируется в зависимости от целей и стратегии участников, характера проявления факторов внешней среды, субъективных условий функционирования кластера.

Таким образом, обобщающим критерием финансово-экономических перспектив участия в ИОК является повышение эффективности их деятельности за счет рациональной организации взаимодействия участников, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а значит и конкурентоспособности предприятий, региона, страны.

1. Болдырев В.В. К вопросу качества образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 8 (64).

2. Толстых Т.Н., Болдырев В.В. Социальные

образовательные инвестиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 9 (65).

3. Болдырев В.В., Толстых Т.Н. Социальные

образовательные инвестиции как фактор экономического роста: монография. Липецк, 2008.

4. Болдырев В.В. Повышение качества образовательных услуг // Сборник трудов кафедры Поступила в редакцию 17.05.2010 г.

финансы и налогообложение. Тамбов, 2007.

№ 3.

UDC 330.342:37

THEORETICAL QUESTIONS OF EDUCATION COMMERCIALIZATION IN INNOVATIONAL AND EDUCATIONAL SPHERE

Valeriy Viktorovich Boldyrev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances Department, e-mail: Ttn58@mail.ru

The education commercialization in innovational and educational sphere and proof of effectiveness of money enclosure in education are represented.

Key words: education; commercialization of education; innovative sphere.

УДК 330.331

ТЕРМИНОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ»

© Мария Алексеевна Орлова

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, соискатель кафедры экономической теории, е-шай: M_Sabanova@hotmail.com

В данной статье рассмотрена деятельность предприятий в условиях неопределенности. Автором проанализированы основные определения понятия «неопределенность», представлено понятие «остаточная неопределенность». Классификация термина «неопределенность» представлена по следующим критериям: по субъекту, являющемуся источником неопределенности; по времени возникновения неопределенности; по факторам возникновения; по вероятности выпадения событий; по объему и форме информации, которой располагает субъект при принятии решений; по экономической среде деятельности предприятия.

Ключевые слова: неопределенность; остаточная неопределенность; классификация неопределенности; признаки классификации.

За последние десятилетия во всем мире хозяйственная деятельность компаний претерпела существенные изменения. Среди ключевых обстоятельств, воздействовавших на процесс изменений, выделяют: развитие информационных технологий, усложнение внутренней и внешней среды фирмы, асимметрию информации, появление разнообразных производных финансовых инструментов, возникновение электронной коммерции и т. д. В этих условиях многократно возрастают неопределенность и риски экономической среды, причем их дестабилизирующее воздействие в равной степени ощущают на себе все акторы современной хозяйственной жизни - от человека до транснациональной корпорации и государства.

Сегодня существует значительное количество различных формулировок понятия неопределенности. Большинство определе-

ний неопределенности объединяет такая характеристика, как неполнота и неточность информации, ведущая к непросчитываемой многовариантности конечного исхода.

В экономической теории под неопределенностью понимается «неполнота или неточность информации об условиях хозяйственной деятельности, в том числе о связанных с ней затратах и полученных результатах» [1].

В.А. Чернов говорит о том, что «неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах» [2].

В практическом отношении неопределенность понимается как наличие несколь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.