Научная статья на тему 'Теоретические проблемы разработки стратегии охраны здоровья обучающихся в региональной системе образования'

Теоретические проблемы разработки стратегии охраны здоровья обучающихся в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / STRATEGY OF STUDENTS’ HEALTH PROTECTION / STRATEGIC PLANNING / HEALTH PROTECTION CONCEPT / OBJECT AND THE AGENT OF HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Симаева Ирина Николаевна

Приведена авторская трактовка ключевых понятий и терминов стратегического планирования применительно к охране здоровья обучающихся в системе образования: концепция и стратегия охраны здоровья, стратегический выбор системы образования, цель охраны здоровья обучающихся, объект и субъект стратегии охраны здоровья. Превентивная адаптивность показана как характерная черта стратегического планирования охраны здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical problems of developing a healthcare strategy for students within a regional education system

The author's treatment of key concepts and terms of strategic planning is given in the article in relation to health protection of those studying within an education system, namely, the concept and strategy of health protection, strategic choice of education system, the purpose of students’ health protection, the object and agent of health protection strategy. Preventive adaptability is interpreted as a characteristic feature of strategic planning of student’s health protection.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы разработки стратегии охраны здоровья обучающихся в региональной системе образования»

УДК 316.334: 37.014

И. Н. Симаева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Приведена авторская трактовка ключевых понятий и терминов стратегического планирования применительно к охране здоровья обучающихся в системе образования: концепция и стратегия охраны здоровья, стратегический выбор системы образования, цель охраны здоровья обучающихся, объект и субъект стратегии охраны здоровья. Превентивная адаптивность показана как характерная черта стратегического планирования охраны здоровья обучающихся.

The author's treatment of key concepts and terms of strategic planning is given in the article in relation to health protection of those studying within an education system, namely, the concept and strategy of health protection, strategic choice of education system, the purpose of students' health protection, the object and agent of health protection strategy. Preventive adaptability is interpreted as a characteristic feature of strategic planning of student's health protection.

Ключевые слова: стратегическое планирование, концепция охраны здоровья, стратегия охраны здоровья обучающихся, объект и субъект охраны здоровья.

Key words: strategic planning, health protection concept, strategy of students' health protection, object and the agent of health protection.

Разработка стратегии охраны здоровья обучающихся (ОЗО) в системе образования региона сталкивается с рядом проблем теоретического порядка. Дело в том, что теоретико-методологическое обеспечение создания подобных стратегий предполагает в первую очередь согласие всех субъектов, участвующих в данном процессе, относительно содержания ключевого понятия «стратегия охраны здоровья обучающихся» и сопряженных с ним терминов «объект охраны здоровья в системе образования», «субъект охраны здоровья», «концепция ОЗО», «стратегическая задача охраны здоровья» и др.

Необходимость теоретической интерпретации понятий в процессе разработки региональных стратегий ОЗО предполагает разрешение ряда проблем, происхождение которых и характер влияния на выработку и реализацию стратегий существенно отличаются. В первую очередь следует указать на многозначность термина «стратегия». Истори-

© Симаева И. Н., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 66-70.

чески сложилось, что заимствованное из теории военного дела понятие используется представителями разных научных школ и направлений в самом широком контексте с опорой на различные социальные, экономические и психологические феномены. Контент-анализ авторитетных отечественных и зарубежных источников показал, что стратегию ОЗО можно трактовать и как программу, план и одновременно генеральный курс системы образования по достижению стратегических целей в данной сфере [2]; и как выделение направлений главных действий региональных органов управления образованием, включая распределение основных сил и разработку возможных вариантов хода развития событий [1]; и как комплекс принципов деятельности системы образования и ее отношений со всеми субъектами учебного процесса (детьми в детских садах и школах, их родителями, педагогами и т. д.), перспективных целей, а также соответствующих инвариантных решений по выбору инструментов их достижения и ориентации деловой активности системы [3]. Более того, распространено мнение, что стратегия — это потенциальная деятельность, требующая решений на высшем уровне управления и значительных ресурсов системы образования.

Достаточно часто на практике не видят разницы между комплексной программой охраны здоровья обучающихся, стратегией ОЗО и его «концепцией» и употребляют данные термины как синонимы. Между тем это далеко не однозначные понятия. Суть концепции (от лат. сопсеЬрЦо — понимание, система) состоит в руководящей идее, в нашем случае — идее функционирования системы образования как института охраны здоровья обучающихся.

Поскольку к настоящему времени еще не сложилось единого представления об основных терминологических характеристиках элементов регионального стратегического планирования в сфере образования, предлагаются следующие позиции, которые согласуются с мнением ведущих специалистов данной области [2; 3].

Стратегическое планирование ОЗО в системе образования региона представляет собой особый вид деятельности Министерства образования Калининградской области, руководителей учебных учреждений, предусматривающий выдвижение таких целей, действий объектов управления и разработку стратегических решений, реализация которых обеспечивает сохранение и улучшение здоровья обучающихся на всех ступенях образования (от дошкольного до профессионального). Стратегическому планированию ОЗО должны быть присущи следующие характерные черты: превентивная адаптивность, то есть способность предвидеть изменение образовательной ситуации и с учетом этого организовать процесс охраны здоровья; учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние.

Мы полагаем, что современный подход к проблеме охраны здоровья детей и молодежи в системе образования должен руководствоваться идеей сохранения здоровья обучающихся как главного элемента человеческого капитала региона и опираться на имеющиеся традиции долгосрочного планирования, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.

Объектом стратегии ОЗО в системе образования региона выступает сохранение и улучшение здоровья как система целей, действий и отношений к здоровью детей и молодежи и механизмов управления ими. Субъекты стратегии ОЗО в значительной мере определяются спецификой его объекта и имеют многоуровневый характер. Например, ядром субъекта стратегического планирования ОЗО (применительно к городу) выступают комитеты по образованию органа муниципального управления. В его состав входит государственная компонента в лице органов федерального и регионального управления, представители других субъектов образования, имеющие стратегические интересы в охране здоровья учеников, студентов и воспитанников детских дошкольных учреждений.

Рассмотрим основные элементы системы стратегического регионального планирования в системе образования [3] применительно к охране здоровья обучающихся.

Концепция ОЗО — прогнозно-аналитический документ, содержащий комплекс представлений о стратегическом выборе, целях и приоритетах развития образования в интересах сохранения и улучшения здоровья детей и молодежи, опирающийся на основные положения местной социально-экономической политики.

Проблема формирования концепции ОЗО как документа стратегического характера во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей развития системы образования региона и отдельных учебных учреждений, под которыми понимается совокупность обусловленных действием объективных законов причинно-следственных связей, возникающих как внутри системы образования, так и вне ее, и обеспечивающих устойчивую направленность изменений. Такой, например, является тенденция к увеличению наполняемости групп в детских садах и комплектности классов в школах.

Под стратегическим выбором системы образования, которой вменяется и охрана здоровья, понимается совокупность приоритетных функций; их выполнение же в рассматриваемой перспективе должно обеспечить как достижение главных целей комплексного развития образования, так и ОЗО. Данные функции можно определить как ключевые виды деятельности системы образования, определенные в качестве «полюсов роста» (например, создание условий для сохранения и

развития психического, физического и социального здоровья детей и молодежи). Стратегический выбор является ядром концепции охраны здоровья.

Под целью стратегии ОЗО, как правило, понимается обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. Тогда эта цель приобретает долгосрочный (или среднесрочный) временной горизонт постановки с учетом при ее обосновании внешних факторов влияния.

Рассматривая стратегию как средство для достижения целей охраны здоровья, нам представляется логичной европейская традиция разработки стратегических документов: на первой стадии создается концепция охраны здоровья, которая, как свидетельствуют западные эксперты, преимущественно отвечает на вопрос «Что является целью охраны здоровья в системе образования?». Затем на ее базе реализуется стратегия охраны здоровья обучающихся на разных ступенях образования, которая призвана отвечать на вопрос «Как достичь поставленной цели?».

Предполагается, что все программы охраны здоровья, в том числе комплексные, должны разрабатывать стратегию и содержать совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение намеченных целей стратегии ОЗО.

В качестве основного стратегического документа может выступать концепция ОЗО, которая дополняется крупными проектами. Следовательно, стратегию ОЗО можно рассматривать как документ, содержащий систему мер и проектов, направленных на создание условий для реализации охраны здоровья обучающихся как одной из приоритетных функций системы образования. Он может быть представлен в качестве отдельного блока в составе комплексной стратегии перспективного социально-экономического развития региона в составе механизма развития его человеческого капитала.

Следует заметить, что стратегия ОЗО предполагает постановку и решение задач, ориентированных на будущее, вытекающих из приоритетных целей не только системы образования, но и развития региона в целом. Однако процесс этот находится под воздействием неконтролируемых внешних факторов, что порождает ряд проблем:

1. Вопросы, связанные с приоритетными целями системы образования, которые ориентированы на повышение эффективности функционирования системы образования. Они могут вступить в противоречие с идеями, целями и задачами охраны здоровья детей и подростков.

2. Проблемы и решения организационно-структурного планирования, заключающиеся в поиске и разработке новых технологий управления образовательным процессом.

70

3. Аспекты, связанные с неконтролируемыми системой образования внешними факторами и условиями ее функционирования в пределах региональной экономики.

Проблемы стратегического планирования и управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних обстоятельств. Поэтому важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие аспекты регионального уровня влияют на реализацию стратегии ОЗО. Организация постоянного мониторинга внешней среды — это важное условие эффективности осуществления стратегии. Он позволит в полном объеме и динамике отследить все факторы, влияющие на продуктивность управления охраной здоровья и взаимодействие ее с другими инновационными процессами в региональной образовательной ситуации.

Список литературы

1. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М., 2004.

2. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М., 2004.

3. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации : монография. Калининград, 2010.

Об авторе

Ирина Николаевна Симаева — д-р психол. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: irina_simaeva@ mail.ru

About the author

Prof. Irina Simaeva, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: irina simaeva@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.