Научная статья на тему 'Теоретические проблемы формирования компетентности у специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации'

Теоретические проблемы формирования компетентности у специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL WORK WITH FAMILY AND CHILDREN / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / SOCIAL PROPHYLAXIS / SOCIAL CARE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизаров Андрей Николаевич

В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблем компетентности в социальной работе с семьёй и детьми, их применения в профилактической социальной работе учреждений социальной защиты. Обосновывается идея формирования личностной компетенции социального педагога и социального работника с детьми как условия профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues of theoretical substantiation of the competence in social work with family and children’ problems; their use in prophylactic social work of social care institutions. The idea of the personal competence of a social pedagogue and a social worker with children’ forming as a condition of prophylactic social work with families in difficult life situations is substantiated.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы формирования компетентности у специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации»

УДК 37.02

Педагогические науки

Елизаров Андрей Николаевич, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

e-mail: fssr@bk.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблем компетентности в социальной работе с семьёй и детьми, их применения в профилактической социальной работе учреждений социальной защиты. Обосновывается идея формирования личностной компетенции социального педагога и социального работника с детьми как условия профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социальная педагогика, социальная работа с семьёй и детьми, трудная жизненная ситуация, социальная профилактика, учреждения социальной защиты.

Abstract: The article deals with issues of theoretical substantiation of the competence in social work with family and children' problems; their use in prophylactic social work of social care institutions. The idea of the personal competence of a social pedagogue and a social worker with children' forming as a condition of prophylactic social work with families in difficult life situations is substantiated.

Keywords: professional competence, social pedagogy, social work with family and children, difficult life situations, social prophylaxis, social care institutions.

Совершенствование форм и методов профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации, которая осуществляется в учреждениях социальной защиты, предполагает формирование компетентности у социальных работников / социальных педагогов. В свою очередь, успешное формирование компетентности у специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации возможно на основании соответствующей интерпретации ряда теоретических проблем [4, с. 11-12; 5, с. 19-21; 6, с. 209].

Прежде всего, проблема формирования компетентности у специалистов по профилактической социальной работе может быть интерпретирована через результаты обращения исследователей социальных проблем образования к компетентностному подходу в целом. Это вполне обоснованно, так как внедрение компетентностного подхода в различные виды социальных практик влечёт за собой наиболее глубокие и долговременные изменения в системе высшего профессионального образования в современной России.

С другой стороны, формирование компетентности актуально и для социальных работников-практиков, прежде всего, из-за возможности выявить не только его педагогический потенциал, но и использовать этот потенциал при решении организационно-управленческих и содержательно-методических задач профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации.

Теоретической проблемой остаётся обоснование конкретных организационных механизмов и педагогических технологий, позволяющих органично интегрировать компетентностный подход в профессиональную подготовку специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации.

Дело в том, что, признавая актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, «педагогическое сообщество ещё слабо ориентировано на его практическую реализацию в

процессе воспитания, обучения и развития будущих специалистов материальной и духовной сфер деятельности» [1, с. 70].

Мы исходим из того, что для реализации профессиональных задач в области профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации специалист по социальной работе / социальный педагог должен быть «компетентным», т. е. обладать рядом компетенций. Как отмечают исследователи социальных проблем образования, компетенции составляют «анатомию» компетентности [2, с. 39-41].

Это означает, что личностная компетенция представляет умение социального работника объяснить свою роль как специалиста по работе с семьёй, способность к рефлексии; социальная компетенция - это, прежде всего, коммуникабельность, эмпатия специалиста по социальной работе / социального педагога, его умение устанавливать обратную связь с клиентом; предметная компетенция в области профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации - это умение, например, использовать современные технологии социально-педагогической работы.

Теоретическое обоснование содержания процесса формирования компетентности специалистов по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации предполагает исследование вопросов, связанных с личностной компетентностью социальных работников / социальных педагогов. Такое исследование ставит целью рассмотрение ключевых факторов, непосредственно связанных с результатами их профессиональной деятельности.

Личностная компетентность является относительно новым термином, используемым в теории и практике социальной работы. Следует отметить, что долгое время для обозначения факторов, определяющих успешное выполнение конкретных профессиональных задач, применялись такие термины, как знания, умения, навыки и способности. Мы считаем, что для обозначения факторов личностной компетентности допустимо использовать термин «компетентность».

Проблемой профессиональной подготовки специалиста по профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации является определение критериев оценивания уровня развития личностной компетентности социального работника / социального педагога и потенциальные возможности его развития. Исходя из теоретических разработок по компетентностному подходу, можно сделать вывод, что существует необходимость оценивать знания, умения, навыки и способности с точки зрения целей и задач социально-педагогической деятельности.

Практика организации профилактической социальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации в учреждениях социальной защиты свидетельствует о том, что личностная компетентность специалиста по социальной работе в вопросах социально-педагогической деятельности не является приоритетной.

Такая ситуация создает предпосылки для ошибок в профессиональной подготовке специалиста по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации, поскольку профессиональная социально-педагогическая деятельность достаточно своеобразна и имеет значительные отличия от других направлений профессиональной деятельности социального работника / социального педагога. Управление системой социальной защиты семьи и детства в современных условиях предполагает создание механизмов формирования компетентности, которые помогали бы избежать подобных ошибок [3, с. 176-178].

Личностная компетентность специалиста играет значительную роль в успешности профессионального социального работника / социального педагога, что связано с той долей ответственности, которую они на себе несут, исполняя свои профессиональные обязанности. Личностная компетентность является собирательной характеристикой специалиста по социальной работе / социального педагога, предполагающая в процессе профессиональной подготовки необходимую «работу над собой».

В данном контексте необходим переход к более широкой системе социальных отношений, к более глубокому пониманию профессии и самого себя, чего не может дать в полной мере традиционно организованный процесс профессиональной подготовки социального работника.

Мы рассматриваем социально-педагогическую деятельность как расширяющееся жизненное пространство, в рамках которого будущий специалист по профилактической социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации получает возможность приобретения социально и профессионально значимого опыта.

Профессиональная подготовка как «работа над собой» основана на поисковой деятельности по формированию личностной компетенции, включающей в своё содержание следующие функции: мотивирующую (удовлетворённость профессиональной деятельностью), интегрирующую (интеграция социально-гуманитарных знаний), накопительную (углубление знаний профессиональной социальной работы), коммуникативную и практическую (овладение навыками организации различных видов социальной помощи и поддержки).

Таким образом, одной из основных теоретических проблем формирования компетентности специалиста по профилактической социальной работе в процессе профессиональной подготовки специалиста социальной сферы любого профиля является проблема развития стремления и потребности социального работника / социального педагога в постоянном самоизменении, проблема «работы над собой».

Одним из подходов к решению этой проблемы в теории социальной работы может стать синтез знания в психолого-педагогическом и социологическом исследованиях вопросов, связанных с качеством и эффективностью профессиональной деятельности социального работника / социального педагога [7, с. 94-95].

Библиографический список:

1. Коняхина, И. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Теоретический аспект / И. В. Коняхина // Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). - 2012. - № 11 (126). -С. 68 -71.

2. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

3. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: учебное пособие для вузов / Е. М. Рыбинский.

- М.: Академия, 2004. - 222 с.

4. Сабитова, Г. В. Актуальные проблемы становления института социально-педагогической поддержки семей в современных условиях / Г. В. Сабитова // Семья в России. - 2009. - № 1. - С. 3-14.

5. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории: учебное пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова.

- Пенза: ПГПУ, 2012. - 89 с.

6. Тугаров, А. Б. «Школа для родителей детей-инвалидов»: синтез психосоциальной работы и педагогики / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. - 2014 - № 12(71), декабрь. - Ч.Ш.: Материалы I международ. науч. конф. «Вопросы педагогики». - С.207-210.

7. Тугаров, А. Б. Философские основания синтеза знания в психолого-педагогическом исследовании / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова, Е. В. Еремина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Артёмовские чтения» (г. Пенза, 2324 марта 2017 г.) / под общ. ред. М.А. Родионова. - Пенза: ПГУ, 2017. - С. 93-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.