УДК 1
Григорьева Л.В.
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФАКТОРАХ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье проведен анализ теоретических представлений современных исследователей о факторах качества дошкольного образования, представлена попытка самостоятельного выделения и единообразной характеристики ключевых факторов качества дошкольного образования.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, факторы качества дошкольного образования.
В условиях трансформации системы образования всех уровней актуальной и значимой становится проблема оценки его качества. Особое значение, на наш взгляд, следует уделять проблеме оценки качества дошкольного образования: «дошкольное образование» в ряде детских садов может сводиться к присмотру и уходу, в других - к излишней аналогии с учебными занятиями в школе, и пр.
Понятие «качество дошкольного образования» разрабатывается в трудах Т.Н. Богуславской, Н.А. Веракса, Т.А. Никитиной, О.Д. Никольской и пр. [1, 2, 4] Качество образования в работе Н.А. Веракса и др. определяется как нормативный уровень, которому должен соответствовать определенный образовательный продукт [2, с. 6]. Исследователи делают акцент на целостности, интегративности, многогранности данного понятия, с одной стороны, а с другой
- на динамичности, изменчивости, а потому предметом исследований могут становиться факторы качества дошкольного образования.
Н.А. Веракса с соавторами полагают, что качество дошкольного образования зависит от того, как финансируется дошкольное образовательное учреждение, совершенствуется ли содержание дошкольного образования в условиях его вариативности и каким образом, выстраивается ли преемственность, непрерывность содержания дошкольного и начального общего образования, как обеспечивается кадрами дошкольное образование и пр. [2] -речь идет в большей степени о внешних факторах, перечень которых мы можем дополнить такими [3, 5]:
методическое, техническое, информационное, нормативное обеспечение процесса дошкольного образования;
передовой педагогический опыт в области дошкольного образования и
пр.
На наш взгляд, не менее значимы и внутренние факторы: как настроены педагогические кадры в отношении воспитанников, мотивированы ли, настроены ли они на профессиональное саморазвитие, развитие своих профессиональных компетенций, ориентированы на использование привычных им технологий дошкольного обучения или готовы применять на практике передовые, более эффективные методики в области дошкольного образования и т.д.;
как настроена администрация дошкольного учреждения: проводится ли мониторинг качества услуг, принимаются ли управленческие решения в области повышения их качества, проводится ли работа по созданию благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе и т.д.;
как настроены родители воспитанников в отношении дошкольного учреждения, взаимодействия с ним, поскольку важной нам видится и преемственность между дошкольным учреждением и семьей и т.д.;
как настроены сами воспитанники дошкольного учреждения, какое отношение они имеют к детскому саду, к процессу дошкольного обучения и пр.
Важно понимать и то, что качество дошкольного образования - не есть нечто сформированное раз и навсегда; оно находится в состоянии постоянного развития. Мы упоминали ранее о динамичности, изменчивости данного конструкта, а потому фактором качества дошкольного образования будут выступать и изменяющиеся нужды, запросы и потребности общества, политика государства в области образования и пр. [1, 2]. То есть качество дошкольного образования выступает в некотором роде относительным понятием: то, что было бы показателем качества в прошлом веке, не столь актуально сейчас.
О.Д. Никольская в качестве фактора качества дошкольного образования называет социально-педагогическое партнерство - предполагается, что интеграции усилий дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, посещающих детские сады, государственных и местных органов власти, общественных организаций и пр. [4] Выделение данного фактора видится нам важным и верным: система образования неотделима от общества, в условиях которого она функционирует, а потому вышеперечисленные субъекты социального партнерства могут, с одной стороны, определить показатели качества дошкольного образования в актуальном моменте, с другой - помочь его достичь.
Понятие «качество образования» характеризует все ступени образования - оно применимо и к дошкольному, и к школьному, и к профессиональному; на наш взгляд, факторы, его определяющие, также могут быть схожими. По аналогии с выделенными факторами качества высшего образования [3] мы наглядно представим содержание ключевых факторов дошкольного образования (таб. 1):
Таблица 1.
Ключевые факторы дошкольного образования
№ п/п Основные факторы качества образования Посредством фактора определяетяс
1 Качество содержания дошкольного образования, т.е. качество ФГОС ДО и качество конкретных дошкольных основных и дополнительных образовательных программ, построенных на их основе Чему учат?
2 Качество воспитанников дошкольного учреждения Кого учат?
3 Наличие интереса у воспитанников дошкольного учреждению в «обучению» Интересно ли дошкольникам получать образование?
4 Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении Как обеспечено дошкольное образование в конкретном дошкольном учреждении?
5 Качество педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения Кто учит?
6 Положительная мотивация педагогического коллектива Хотят ли они обеспечивать хорошее образование дошкольникам?
7 Качество обучения технологий дошкольного Как учат?
8 Качество общего менеджмента Как управляют
дошкольного учреждения дошкольным
учреждением?
Выделение факторов качества дошкольного образования, их анализ видится очень важным условием его повышения, управления им. Зная, что влияет на качество дошкольного образования, мы можем определить управленческие решения, положительно влияющие на него: то есть понятие «качество дошкольного образования» становится управляемым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Богуславская, Т.Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования / Т.Н. Богуславская // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 10 (29). - С. 93-96.
Веракса, Н.А. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда / Н.А. Веракса, Т.Н. Богуславская, Т.А. Никитина. - М. : Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010. Материкина, А.Е. Факторы повышения качества услуг дошкольного образования / А.Е. Материкина, И.А. Горобец, А.Е. Горобец // Тенденции социально-экономического развития регионов. - 2014. - С. 95-98.
Никольская, О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О.Д. Никольская // Вестник Оренбургского государственного университета. -2006. - № 10-1 (60). - С. 95-98.
Основные факторы качества образования // http: //irinaonina. narod.ru/7/7_3. html
Grigorieva L.V.
Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetnev (Krasnoyarsk, Russia)
THEORETICAL CONCEPTS ABOUT FACTORS QUALITIES OF PRESCHOOL EDUCATION
Abstract: the article analyzes the theoretical ideas of modern researchers about the quality factors of preschool education, presents an attempt to independently identify and uniformly characterize the key factors of the quality of preschool education.
Keywords: quality of education, preschool education, qualityfactors of preschool education.