Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 2 (22), 2014
(19)
Разрушение перговых сотов в результате скарификации не будет происходить, если выполняется условие прочности, согласно которому
Ъхе < М (20)
где [а] - допускаемое напряжение разрушения пергового сота.
В результате теоретических исследований было получено выражение для определения эквивалентного нормального напряжения (уравнение 19), из которого видно, что на процесс скарификации влияют удельный вес и высота пергового сота, а также конструктивно-технологические характеристики центрифуги: радиус и частота вращения. Изменяя указанные параметры в ходе экспериментальных исследований, можно получить оптимальный режим работы центрифуги, при котором будет происходить деформация пергового сота без его разрушения.
Библиографический список
1. Лебедев, В. И. Научно обоснованный регламент производства биологически актив-
ных, экологически чистых продуктов пчеловодства / В. И. Лебедев // Вестник Рязанского гос. агротех-нологического университета. - 2009. - № 1. - С. 17-24.
2. Мамонов, Р. А. Технология заготовки и подготовки пчелиных сотов к промышленной переработке на пергу и восковое сырье / Р. А. Мамонов, Т. В. Торженова // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета. - 2013. - № 2. - С. 30-33.
3. Некрашевич, В. Ф. Механизация пчеловодства : учебное пособие / В. Ф. Некрашевич, Ю. Н. Кирьянов - Рязань, 2011. - 265 с.
4. Технология, средства механизации и экономика производства перги : монография / В. Ф. Некрашевич, Р. А. Мамонов, Т. В. Торженова, М. В. Коваленко - Рязань, 2013. - 103 с.
5. Технология и устройство для приготовления тестообразных подкормок для пчел в защитной восковой оболочке / В. Ф. Некрашевич, С. В. Корнилов, Н. Е. Лузгин, И. А. Панфилов // Сборник научных трудов по пчеловодству. Вып. 9. - Орел, 2003. - С. 23.
6. Саргсян, А. Е. Сопротивление материалов, Теории упругости и пластичности / А. Е. Сарг-сян.- М. : Высшая школа, 2000. - 287 с.
7. Чепик, А. Г. Экономика и организация инновационных процессов в пчеловодстве и развитие рынка продукции отрасли : монография / А. Г. Чепик, В. Ф. Некрашевич, Т. В. Торженова. - Рязань, 2010. - 212 с.
НОРЧАЕВ Даврон Рустамович, канд. техн. наук, ст. научн. сотр., Узбекский НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, Республика Узбекистан
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПАРАМЕТРОВ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДКАПЫВАЮЩЕГО РАБОЧЕГО ОРГАНА
В статье приведены конструктивные схемы и теоретические выкладки по расчету параметров энергосберегающего подкапывающего рабочего органа.
Ключевые слова: энергосберегающий подкапывающий рабочий орган, угол раствора лезвий, длина и ширина подкапывающего рабочего органа
Davron Rustamovich Norchaev
THEORETICAL PREMISES ON MOTIVATION PARAMETER ENERGYSAVING UNDERMINING WORKER
OF THE ORGAN
In article are brought constructive schemes and theoretical premises on motivation parameter energy saving undermining worker of the organ
Key words: energy saving undermining worker organ, corner of the solution blade, length and width undermining worker of the organ
_© Норчаев Д.Р., 2014 г._
Технические науки
Серийные подкапывающие рабочие органы существующих картофелеуборочных машин в процессе работы забирают в значительном количестве лишних почв и передают на сепарирующие рабочие органы неравномерно. Это приводит к перегрузке сепарирующих и других рабочих органов, в результате снижается производительность и качество работы агрегата.
Как показали проведенные нами исследования для энергосбережения подкапывающие рабочие органы картофелекопателя должны быть секционными и состоять из основных и промежуточного подкапывающих лемехов (рисунок 1). Между основными и промежуточным лемехами имеются просветы для прохождения растительных остатков и ботвы, а также для частичной сепарации почвы.
Для забора минимального количества почвенной массы промежуточный лемех имеет меньшую длину по сравнению с основными лемехами, и он находится в зоне междурядий. В процессе работы промежуточный лемех не выкапывает боковую зону картофельной грядки и зоны междурядий с наибольшей плотностью, а лишь подбирает упавшие клубни из междурядий и направляет их в сторону основного элеватора. Основные лемеха подкапывают только в ту часть гребня, в которой оазмешены клубни каотосЬеля.
Вид А
777 777 777~
1 - основные лемеха; 2 - промежуточный лемех
Рис. 1. Схема энергосберегающего секционного лемеха
Основными конструктивными параметрами, влияющими на качественные и энергетические показатели энергосберегающего подкапывающего рабочего органа (рисунок 1), являются: угол наклона основного лемеха к горизонту а, угол раствора (скоса) его лезвий Y, длина 1,п и ширина Вл [1].
Для выкопки картофеля угол наклона основного лемеха к горизонту должен быть не более 240 [1].
Ширина основного лемеха выбирается исходя из ширины Во опорно-комкоразрушающего устройства, устанавливаемого перед лемехом для разрушения почвенных комков картофельной грядки Г21. т.е
(1)
В, < В
Ширина опорно-комкоразрушающего устройства выбирается исходя из условия исключения подрезания клубней картофеля его дисками. Это обеспечивается пои
В >Ъ +Зо- + 2c + L,
о ср О'
(2)
-о
где Ьср - среднее значение ширины клубневых гнезд;
а- среднеквадратическое отклонение ширины клубневых гнезд;
с - допуск на горизонтальные колебания машины;
и - толщина диска. С учетом (2) выражение (1) имеет следующий ви
В л - Ьср + Зет + 2с + ^.
Принимая на основе проведенных экспериментальных исследований [2] Ьср=21см, а = ±3см, с = 5см и = 2см, получим, что ВЛ ^ 42см.
По литературным источникам [1] угол раствора (скоса) лезвий лемеха определяются из следующего условия
7(2 (90-ф)
где ф - угол трения стеблей растений по лезвию.
На основании литературных источников [1] угол ф принимаем равным 40-500. Следовательно, по формуле (4) угол раствора лезвий лемеха должен быть не более 800.
Расчет тягового сопротивления основного лемеха
Из литературных источников [1,3] известно, что основной лемех картофелеуборочной машины можно рассматривать как простой двугранный клин. Тяговое сопротивление его в общем виде можно выражать по формуле (рисунок 2):
R - R + R + R + R,
(5)
2
•3
где R — общее тяговое сопротивление основного лемеха;
Rj— сопротивление почвы разъединению связанных между собой частиц;
R2— сопротивление возникающее от силы сопротивления Q почвы деформации;
R3— сопротивление, вызванное от силы тяжести (mg) пласта;
R4— сопротивление, обусловленное силой инерции (RUH) пласта.
Рис. 2 - Схема сил, действующих на основной лемех
Сопротивление Rлез можно определить по следующему выражению [4]
(6)
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 2 (22), 2014
где [а]- удельное сопротивление почвы горизонтальному смятию;
^ - толщина лезвия лемеха. Пользуясь схемой на рис.3 определим сопротивление, возникающее в результате деформации почвы лемехом.
Я2 = + / БШ (а+у) сова].
/ у/ / ///
I II/ >< о/ с
агч! X
кАч Iх
гр л
2[с1^Лс1щр) т\ [2[с1^Лс1щ
(7)
В А в.
гр л
2
гр л
^ _ _
гР)
где О - сопротивление почвы сдвигу по плоскости AKCDGB;
/- коэффициент трения почвы по рабочей поверхности лемеха;
у = 1 (а + ъ + ъ) - угол пР°Д°льного (8)
2 2 скалывания почвы;
ф2 - углы внешного и внутренного трения
почвы.
Согласно схеме, представленной на рисунке 3, значение О найдём по следующему выражению [4]:
где \тк\ - предельное значение касательного напряжения, возникающего по плоскости сдвига;
FAKCDGB - площадь плоскости сдвига.
т-(а+<1\+<р2)+ / №-(а-</\-<р^та ту
(11)
Сопротивление почвы преодолению инерции покоя и сопротивление, вызванное статическим давлением пласта, с учетом влажности почвы можно определить по выражениям [5]
}V Л
кю.'! (12)
соя (рх соя 2 ^ {а + <рх + <р2 )
где h - высота подьема почвы по поверхности лемеха;
Ум - скорость машины;
W - влажность почвы.
Подставляя найденные значение сил Н1, Н2, ^ и Н4 в (5), получаем выражение для определения общего тягового сопротивления лемеха
Рис. 3 - Схема для определения тягового сопротивления энергосберегающего лемеха картофелекопателя
Из схемы на рисунке 3 следует:
\ctgVi
с1т+с1ш
^Ж+сШ,
_Ш_ _^_
2
У!)
1
X-+
т\// (10)
ту
где Шгр - высота картофельной грядки; Вгр - ширина картофельной грядки; уб - угол бокового скалывания почвы; фб - угол откоса картофельной грядки. С учетом формул (7)-(10), получим
Технические науки
43
(14)
Из анализа выражения (14) следует, что тяговое сопротивление основного лемеха зависит от его параметров (Lл, ^, Вл) и глубины подкапывания (Л), скорости движения, а также физико-механических свойств почвы ([о],[т] ф1ф2,ф3 Щ1). Подставляя в (14) вышенайденные значения а, Вл и принимая Lл=0,45м, /=0,0005м, [о]= 1,44106Па, ф =300, ф2=400, Фб=500 ри=1100 кг/м3, 1/У=16% и /=0,5774, получаем, что тяговое сопротивление основного лемеха картофелекопателя составляет 2,96 кН.
Библиографический список
1. Петров Г.Д. Картофелеуборочные машины. -М.: Машиностроение, 1984. - 320с.
2. Норчаев Д.Р Обоснование параметров опорно - комкоразрушающего устройства картофелеуборочных машин с эластичными прутками: Авто-реф. дисс. ... канд. техн. наук. - Т.: Наука, 2011. - 22 с.
3. Диденко Н.Ф. и д.р. Машины для уборки овощей. - М.: Машиностроение, 1984. - 320с.
4. Механизация защиты почв от эрозии / Под ред. А.Т.Вагина. - Ленинград: Колос, 1977. - 272с.
5. Мамадалиев М.Х. Тупрода минимал ишлов берувчи комбинациялашган агрегат юмшатгичи-нинг параметрларини асослаш: Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. - Т.: Наука, 2009. - 24с.
АГЕЙЧИК Валерий Александрович, канд. техн. наук, доцент; САшКо Константин Владимирович, канд. техн. наук, доцент
Белорусский государственный аграрный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы подрессоривания транспортных средств. Предложена оригинальная конструкция гидравлического гасителя колебаний, использование которого позволит улучшить демпфирование колебаний гидравлическим гасителем при высоких динамических нагрузках, а, следовательно, повысить надёжность, долговечность работы, плавность хода транспортного средства, улучшить условия работы оператора, снизить величину вертикальных вибродинамических нагрузок на опорную поверхность и уплотнение почвы. Ключевые слова: оригинальная конструкция, гидравлический гаситель колебаний, транспортное средство, оператор, надежность, долговечность работы.
Nikolay Nikolaevich Romanyuk, Valeriy Aleksandrovich Ageychik, Konstantin Vladimirovich Sashko ORIGINAL HYDROLIC SHOCK ABSORBER FOR VEHICLE
This article presents questions of improving the system of vehicles' cushioning. Proposed the original design of the hydraulic shock absorber,the use of which will allow to improve the oscillations damping by a hydraulic damper at high dynamic loads, and, therefore increase the reliability, life cycle, travelling comfort of the vehicle, improve work conditions of the operator, reduce the amount of vertical vibro-dymanic loads on bearing area and firming of soil.
Key words: original design, hydraulic shock absorber, vehicle, operator, reliability, life cycle.
С повышением удельной энергонасыщенности машинно-тракторных агрегатов (МТА) происходит усложнение машин и их функциональных возможностей, которое приводит к увеличению числа их
© Романюк Н. Н., Агейчик В.
узлов и массы, необходимой для развития требуемого тягового усилия. Повышение скорости движения, переезд тракторов поперек периодически повторяющихся борозд поля приводит к увеличе-
,, Сашко К. В., 2014 г_