Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки модернизации тренировочного процесса фигуристов'

Теоретические предпосылки модернизации тренировочного процесса фигуристов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тишков Юрий Николаевич

Представлена новая концепция построения программы подготовки фигуристов. Выводы и рекомендации, сформулированные в статье, результат долгосрочных исследований автора в области спортивной педагогики, реализованных на базе национальной сборной Республики Беларусь и команды Красноярского края по фигурному катанию на коньках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тишков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical preconditions of modernization training process of figure skaters

The writer of the article has present the new concept of construction of the program of opening-up of the figure skater. The conclusions and guidelines formulated in the article, are made on the basis of long-term researches of the writer in the field of sporting pedagogics and activity in a national team of the Republic of Belarus and Krasnoyarsk region on figure skating. Not disclaiming experience accumulated by sporting pedagogics for many years, the writer tenders in a new fashion to look at implementation of this experience, having created a new form of organization of training process of the ice skater on the basis of the theory of the key propulsion competence.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки модернизации тренировочного процесса фигуристов»

Ю.Н. Тишков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФИГУРИСТОВ

Представлена новая концепция построения программы подготовки фигуристов. Выводы и рекомендации, сформулированные в статье, - результат долгосрочных исследований автора в области спортивной педагогики, реализованных на базе национальной сборной Республики Беларусь и команды Красноярского края по фигурному катанию на коньках.

Глобальное научно-педагогическое направление теории компетенции на сегодняшний день обладает богатой историей теоретических исследований и общепедагогической практики, однако опыт адаптации её подходов к практическому использованию в узкоспециальных педагогических отраслях, таких как, например, педагогика спорта, невелик. Между тем, как показали наши исследования, её реализация в прикладной плоскости видоизменяет процесс подготовки спортсменов, не изменяя содержания тренировочного процесса и не отвергая тем самым результатов многочисленных достижений спортивной науки прошлых лет, она по-новому расставляет акценты и перераспределяет последовательности и роли между компонентами методики тренировки. Внимание с воспитания набора технико-тактических навыков фокусируется на создании своеобразного «стержня» тренированности -совокупности базовых, «ключевых» компетенций, на которые «нанизываются» дополнительные - уточняю-ще-вспомогательные по сути компетенции, знания, умения, навыки. Такой подход к тренировочному процессу позволяет не только форсировать процесс подготовки, подводя спортсмена к достижению результатов на более высоком качественном уровне и в значительно более сжатые сроки, но и видоизменить понятие тренированности на качественном уровне, выводя на первый план ценность компетентности взамен ценности владения максимальным количеством ЗУМ [1-4, 5].

Однако в спортивной педагогике возможности теории компетенций пока почти не исследованы, и построение тренировочного процесса, в частности по фигурному катанию, с применением теории компетенции нужно начинать практически с нуля. Предпринимались лишь попытки биомеханического анализа движений фигуриста, однако, учитывая специфику вида спорта, решающую роль индивидуализации технических параметров упражнений, практическое применение этих разработок, по мнению специалистов-практиков, малоэффективно [6-9].

Переход на компетентностный подход в формировании учебных программ сопряжен не только с организационными, но и с методическими проблемами. И если организационные проблемы исследования и вмешательства в тренировочный процесс на уровне национальной сборной нам удалось решить в парнёрстве с Федерацией фигурного катания Республики Беларусь, то программное обеспечение учебного процесса в спортивной школе потребовало скрупулёзного создания базового реестра ключевых компетенций, которые могли бы лечь в основу тренировочного процесса [1, 5, 10, 11].

Применение теории компетенции в практике подготовки высококвалифицированного фигуриста требует также корректировки комплекса задач, общепринятых в современной методике подготовки спортсмена в фигурном катании.

Комплекс задач в современной теории фигурного катания сводится к следующему:

1) обучение технике скольжения: отталкивание ребром, скольжение вперед, назад, торможение;

2) обучение технике вращений: заход во вращение, собственно вращение, выезд из вращения;

3) обучение технике прыжков: отталкивание, группировка, приземление, самостраховка в случае падения [6, 8, 9, 12].

Очевидно, что формирование ключевых компетенций при таком подходе невозможно. Акцент в данном случае сделан на воспитание навыков, о значении и месте которых спортсмен может судить только исходя из их исполнения в стандартной, идеальной ситуации. Главный пробел в традиционном подходе - он обезоруживает спортсмена при возникновении нестандартных, нештатных ситуаций, которые, к слову, складываются в фигурном катании значительно чаще, чем в других видах спорта. То есть при наличии наклона во время полета спортсмен, обученный выезду из штатного, стопроцентно вертикального прыжка, не сможет эффективно приземлиться; при отсутствии должной или просто привычной освещенности, изменении окраски борта, спортсмен, приученный считать обороты во вращении по изменяющейся перед глазами картинке, будет не способен сделать это автоматически.

Проецирование тренировочных целей в современных условиях на теорию компетенции предполагает постановку принципиально иной системы задач, основой которых является первоначальное создание целостного представления о соревновательном упражнении в фигурном катании, формируемого на уровне восприятия.

1-й комплекс задач. Формирование первичных навыков-алгоритмов - двигательной основы ключевых компетенций:

- алгоритма самостраховки;

- различных видов устойчивости;

- алгоритма скольжения в любом положении;

- алгоритма отталкивания из любого положения;

- алгоритма приземления на одну ногу из любого положения;

- алгоритма «петли» вращения;

- воспитание фундаментальных двигательных (физических) качеств.

Все задачи существуют в контексте элементов «большой программы». Одной из главных задач тренера является создание у спортсмена представления об изучаемом алгоритме как о ключевом звене целостного двигательного умения - компетенции (например, «петля» является ключевым алгоритмом компетенции вращения, отталкивание - ключевым алгоритмом компетенции набора скорости или высоты). Таким образом, разложив сложную соревновательную программу (до-

пустим, олимпийский прокат чемпионов, записанный на видеопленку) на алгоритмы, тренер формирует у спортсмена убеждённость, притом обоснованную, в том, что он, начинающий спортсмен, даже на данном этапе способен выполнить соревновательную программу олимпийского чемпиона в «разобранном» виде, т. е. каждый её алгоритм по отдельности.

2-й комплекс задач. Формирование ключевых компетенций:

- перемещения;

- «тотальной» устойчивости;

- отталкивания;

- группировки в полете;

- приземления;

- вращения;

- выезда;

- развитие двигательных (физических) качеств.

Выполнение 2-го комплекса задач приведет спортсмена на иной качественный уровень, чем если бы подготовка была направлена на формирование навыков. Разница между навыком приземления и компетенцией приземления в данном случае принципиальна: навык «привязан» к конкретной ситуации, к правильно выполненному прыжку, и при отсутствии этого условия не сработает. Компетенция же позволяет приземлиться в любом случае: при «недокруте», при сильном наклоне во время полета, при неполном переходе кинетической энергии движения в потенциальную энергию высоты во время отталкивания.

3-й комплекс задач. Развитие на основе ключевых компетенций:

- опережающее увеличение оборотности прыжковых элементов;

- опережающее увеличение оборотности вращений;

- опережающее усложнение шаговых элементов;

- воспитание способности выполнять целостные элементы в нестандартных условиях;

- развитие двигательных (физических) качеств.

Расшифруем слово «опережающее». Спортсмен, начавший изучение двойного прыжка, доводит его выполнение до 50-70% стабильности (оставшиеся 3050% - два оборота, но неудачное приземление из-за наклона во время полета, недокрута и т.п.). Невысокая стабильность возникает в данном случае из-за несовершенства в исполнении спортсменом связки между тремя уже освоенными ключевыми компетенциями. То есть по отдельности отталкивание, два оборота и приземление фигурист выполняет свободно, но он еще не способен адекватно их совместить. В это время при выполнении «туров» на земле спортсмен уже свободно преодолевает рубеж 2,5 оборота или достигает 3 оборотов. На данном этапе при обязательном условии, что отдельные компетенции отталкивания, вращения, подсчета оборотов и приземления у спортсмена уже сформированы, целесообразно, не дожидаясь высокой стабильности выполнения двойного элемента, параллельно, с опережением, переходить к разучиванию тройного.

Первые два года работы с группой белорусских фигуристов в заданных теорией компетенции направлениях уже позволили форсировать процесс перехода спортсменов от нормативов 3-го спортивного разряда к 1-му в среднем на 35%. Результаты нашего исследования, рассчитанного на 4 года, будут обработаны нами и изложены в форме монографии в 2008 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. БухтояроваЕ.В., Тишков Ю.Н. Энциклопедия терминов и понятий вольной борьбы. Новосибирск: Сиб-пресс, 2003. 100 с.

2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.

3. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 276 с.

4. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции // Теория и практика физической культуры. 2002. N° 4. С. 2-4.

5. ШишловА.Н. Задачи современного образования // ТВ-программа «Времена». Время эфира - 09.06.2002, 21.30. Москва: ОРТ.

6. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. М.: Советский спорт, 1976. 267 с.

7. Тажирова Л.П. Русская школа фигурного катания: Учеб. пособие. М.: ГИТИС, 1989. 93 с.

8. Тарасова Т.В. Четыре времени года. М.: Советский спорт, 1985. 364 с.

9. Чайковская Е.А. Конек удачи. М.: Терра-спорт, 1994. С. 121-123.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

11. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.

12. Апарин В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках? М.: Терра-спорт, 2000. 24 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 ноября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.