Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки к разработке сапунов новой конструкции'

Теоретические предпосылки к разработке сапунов новой конструкции Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
ТРАКТОР / ТРАНСМИССИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / СКОРОСТЬ / АБРАЗИВ / ИЗНАШИВАНИЕ / САПУН

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Спицын Иван Алексеевич, Орехов Алексей Александрович, Ардеев Е. Н.

Теоретически обосновано снижение скорости абразивного изнашивания деталей трансмиссии трактора в условиях эксплуатации путем повышения ее герметичности. Сформулированы основные требования к техническим средствам, улучшающим работу трансмиссии, на основании которых разработан сапун новой конструкции и определены его основные параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки к разработке сапунов новой конструкции»

УДК 621.85:629.114.2.02

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ САПУНОВ НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ

И. А. Спицын, доктор техн. наук, профессор;

А. А. Орехов, канд. техн. наук, доцент; Е. Н. Ардеев, канд. техн. наук

ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 8 (412) 628-464

Теоретически обосновано снижение скорости абразивного изнашивания деталей трансмиссии трактора в условиях эксплуатации путем повышения ее герметичности. Сформулированы основные требования к техническим средствам, улучшающим работу трансмиссии, на основании которых разработан сапун новой конструкции и определены его основные параметры.

Ключевые слова: трактор, трансмиссия, эксплуатация, скорость, абразив, изнашивание, сапун.

При должном уровне технической эксплуатации трактора одним из основных путей загрязнения трансмиссионного масла является попадание абразивных частиц пыли в результате газообмена полости трансмиссии с окружающей средой. Как известно, частицы пыли имеют высокую твердость и поэтому вызывают абразивное изнашивание трущихся поверхностей деталей трансмиссии.

Скорость абразивного изнашивания деталей определяется по формуле [1]

ТГ Л 1 га АК

И = 4 • 102--- (1)

М , (|)

где А, К, М - факторы, характеризующие

соответственно абразивное воздействие (А), механические свойства материалов (М), кинематические и геометрические параметры сопряжения (К).

Нива Поволжья № 4 (9) ноябрь 2008 57

В свою очередь фактор, характеризующий абразивное воздействие, определяется по формуле

А = е2Па2’5Я0’5 , (2)

где £ - концентрация абразивных частиц, %;

а - условное напряжение сжатия частицы (разрушающая нагрузка, деленная на площадь ее максимального сечения), Па;

Я - средний радиус частиц, м.

С учетом формулы (2) формула (1) примет вид:

И = 4 ■102е2/3а2’5Я0’5 К (3)

М . (3)

Из формулы (3) видно, что на скорость абразивного изнашивания деталей существенное влияние оказывает концентрация абразивных частиц в масле, которую можно определить из выражения

-100 , %,

(4)

М + т

где т - масса абразивных частиц, кг;

М - масса смазочного масла трансмиссии, кг.

Масса абразивных частиц пыли в масле является функцией от различных переменных (параметров):

т = / (<рУ , /н), (5)

где ф - запыленность воздуха, кг/м3;

V - объем поступившего в полость трансмиссии воздуха при газообмене, м3;

Н - суммарная площадь неплотностей, м2.

Поскольку запыленность воздуха в процессе эксплуатации трансмиссии является непостоянной, то для расчетов следует использовать ее среднюю величину фСР.

При эксплуатации трактора происходит непрерывное изменение температурного режима трансмиссии, обусловленное изменением нагрузочно-скоростных режимов работы агрегата, его техническим состоянием, условий окружающей среды, организацией работы и т. д. Газообмен происходит непрерывно и сопровождается как истечением из полости трансмиссии некоторого объема воздуха, так и его поступлением. Если принять, что в полости трансмиссии избыточное давление будет незначительно (рИЗБа0), и учитывая колебания давлений, вызванные изменением температуры р (Т) и насосным эффектом от зубчатых колес рН, то объем поступившего (истекшего) воздуха за смену V определяется из выражения [2]

V = Е

1 + Т(•кУ

і=іик

V

•АТ. +

і

п

VI п

+ Е —•

і = 1 р1/

•п •к,,. 1 N

(6)

3600

р

с/

где V1 - объем свободного пространства трансмиссии, м3;

Т1 - температура окружающего воздуха, оС;

АТ - изменение температуры; р1 - атмосферное давление, Па; км, п1, кы - конструктивно-эксплуатационные факторы;

рС - плотность смеси, кг/м3; t- количество изменений давления р (Т); п - количество изменений давления рН. За период эксплуатации объем поступившего (истекшего) воздуха равен

где V, - объем поступившего (истекшего) воздуха за смену, м3;

Л - количество смен, шт.

С другой стороны, данный объем определяется

т Дх

0

(8)

где р - сопротивление истечению или коэффициент расхода;

f - суммарная площадь отверстий сапуна и неплотностей (площадь сечения), через которые происходит газообмен, м2.

Если за период эксплуатации т количество поступившего (истекшего) воздуха, отнесенное к сечению f, составит ДХ, то формула (8) примет вид

V = М'/■ АХ . (9)

Газообмен полости трансмиссии с окружающей средой проходит как через сапун, так и через неплотности:

М'/ = Мс' /с + Мн ' /н (10)

где рС, рН - сопротивления истечению или коэффициенты расхода сапуна и неплотностей соответственно;

С ^ - площади сечения эквивалентного отверстия сапуна, неплотностей соот-2

ветственно, м .

Даже при полностью исправных уплотнениях трансмиссии сапуны, установленные на них, не обеспечивают полной очистки поступающего воздуха от пыли, т. к. имеют весьма высокий коэффициент пропуска кф [3]. При неисправных уплотнениях поступление абразивных частиц пыли происходит более интенсивно. Масса абразивных частиц пыли равна

т = Рс?-АХ' (Мс^с'К+Мн^н). (11)

Подставляя выражение (11) в (4) и принимая М + т «М в силу того, что М>>т, получим

Фсг ■ АХ ' (Мс ' /с' к?+ Мн ' /н )

М

•100 , %. (12)

С учетом формулы (12) формула (3) примет вид:

И = 4 • 103,33 {<Рср-(/Ь-Ъ-К + Мн-/и ^ ст2,5^»,5 £

{ М ) М .

(13)

Анализ этого выражения показывает, что для снижения скорости абразивного изнашивания деталей трансмиссии трактора в условиях эксплуатации в первую очередь необходимо повышать герметичность

трансмиссии Ми • /и ^ 0 и снижать коэффициент пропуска сапунов кф^0.

Б =

58

Технические науки

В этой связи можно сформулировать следующие основные требования к сапунам:

- сапун должен обеспечивать высокое

качество очистки воздуха, поступающего в трансмиссию (коэффициент пропуска

кф=0);

- эквивалентное отверстие сапуна (МС /С) должно поддерживать избыточное давление в полости трансмиссии близким к нулю на протяжении всей ее работы;

- эквивалентное отверстие сапуна (МС/С) должно быть гораздо больше эквивалентного отверстия неплотностей (мн /Н) для обеспечения высокой доли общего газообмена через сапун (ДХС>>ДХН).

С учетом вышеперечисленных требований нами разработан сапун редуктора (рисунок) [4], который состоит из эластичного баллона 1, включающего полость для компенсации разрежения 2, прикрепленной к нему рамки 3, двух пружин сжатия 4, ограничивающих свободное опускание баллона 1. Рамка 3, пружины 4 и эластичный баллон 1 установлены на раме 5. Эластичный баллон 1 посредством трубопровода 6 сообщен со штуцером 7, который соединен с картером 8 редуктора. Эластичный баллон 1 закрыт защитным колпаком 9. Сапун устанавливается в удобном для доступа месте мобильный машины. Для контроля герметичности к трубопроводу 6 присоединяется манометр 10, который при помощи патрубка 11 можно вывести в кабину мобильной машины.

(наименование позиций - в тексте)

Сапун работает следующим образом. При расширении нагревающегося в картере 8 воздуха идет его поступление через трубопровод 6 в эластичный баллон 1, который под действием воздуха расправляется. При разрежении воздуха в остывающем редукторе он из баллона 1 под действием атмосферного давления поступает в картер 8, и баллон складывается на рамку

3. При этом происходит сжатие пружин 4, которые подобраны таким образом, что их жесткость не превышает силы разрежения, возникающего в картере 8, а рабочий ход обеспечивает запас воздуха в полости для компенсации разрежения 2. В результате в картере 8 давление постоянно выравнивается относительно атмосферного без воздухообмена с атмосферой, что предотвращает попадание в него пылевидных абразивных частиц из окружающей среды, ускоряющих износ деталей редуктора, и исключает попадание в картер 8 атмосферного кислорода, снижающего срок службы масла.

Основными параметрами сапуна являются: объем эластичного баллона Мс, объем полости для компенсации разрежения М'с, площадь сечения трубопровода ^Р.

Объем эластичного баллона Мс определяется из выражения

V (1 + Т 'кг) V ж1 'И,2 'кы

УС = ~г-----'АТ +-^----------1—^' рС (14)

Т (1 -АТ'к¥) р, 3600

Величины ДТ, кы, рС берутся с максимальными значениями, при минимально возможных значениях Т1, р1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем полости для компенсации разрежения М'с определяется из следующей формулы:

Гс = V,' —. (15)

р, + Рн

От площади сечения трубопровода /ТР зависит насколько быстро будет компенсироваться избыточное давление (разрежение), которое компенсируется объемом воздуха

Vс = М'/тр -®'Т, (16)

где р - суммарный коэффициент сопротивления (по длине, местное, расправление гофры);

ш - скорость истечения, м/с;

т - время истечения объема М'с, с.

Откуда расчетная площадь сечения трубопровода/ТР составит

/ = -^

^ ТР .

М • й • т Расчетный диаметр

(17)

(18)

В целом, во время работы трансмиссии с сапуном данной конструкции газообмен проходит при небольшом избыточном давлении с малой скоростью истечения, за исключением тех случаев, когда происходит включение-выключение трансмиссии, сопровождаемое скачками давления (раз-

Нива Поволжья

№ 4 (9) ноябрь 2008

59

режения) рН. В этом случае скорость в начале истечения [5]

I 2k (p + рн) “ ( )

w =-------------------1-— -a 2k -р (a) /ип\

\(к -1)-Д7\ р 1 , (19)

где к - показатель адиабаты, для воздуха к=1,4;

R - газовая постоянная, для воздуха Я=287Дж/(кг К);

р - плотность воздуха, кг/м3;

a = —p— - отношение давления сре-

Р, + Рн

ды, в которую поступает газ, к давлению среды, из которой он вытекает;

I 2 к+Г

. . \ак -а к

Pi(a) =-----k+1---- переменная часть

а к

расхода от отношения давлений.

Время истечения объема V'C должно быть минимальным - 1...3 с. В этом случае поступление воздуха через неплотности сокращается до минимума.

При использовании сапуна редуктора предлагаемой конструкции формула (12) примет вид:

s=Pcr'АХ Н'нн'fH -100 % (20)

M

Кроме того, при использовании баллона в виде гофры и полости для компенсации разрежения пропускная способность сапуна данной конструкции много больше пропускной способности неплотностей Hc'fc >> нн • fH , что существенно сокращает количество поступающего воздуха ДХН через сечение fH. Это в свою очередь по-

зволяет сохранять содержание абразивных частиц пыли в масле до его замены в пределах допустимой концентрации - 0,1 %.

Таким образом, применение сапунов новой конструкции позволит минимизировать поступление абразивных частиц в полость трансмиссии трактора и, следовательно, снизить скорость абразивного изнашивания ее деталей.

Литература

1. Ямпольский, Г. Я. Исследование абразивного износа элементов пар трения качения / Г. Я. Ямпольский, И. В. Крагель-ский. - М.: Наука, 1973. - 63 с.

2. Ардеев, Е. Н. Теоретическое обоснование газообмена полости трансмиссии трактора с окружающей средой / Е. Н. Ар-деев, И. А. Спицын, А. А. Орехов // Сб. материалов межрегиональной науч.-практ. конф. молодых ученых. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 102-104.

3. Янзин, В. М. Разработка и исследование показателей и технических средств для улучшения работы тракторных трансмиссий (на примере трактора МТЗ): Дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03 / В. М. Янзин. -Куйбышев, 1989.

4. Пат. 2256835 С1 Ри, МПК7 Р 16 Н

57/04. Сапун редуктора / И. А. Спицын, А. А. Орехов, Е. Н. Ардеев (Ри). -

№ 2003134896/11; Заявлено 01.12.2003; Опубл. 20.07.2005, Бюл. № 20. - 3 с.

5. Герц, Е. В. Расчет пневмоприводов: справочное пособие / Е. В. Герц, Г. В. Крей-нин. - М.: Машиностроение, 1975. - 272 с.

бо

Технические науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.