Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости'

Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1487
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тазетдинова Юлиана Маратовна

В статье анализируются различные точки зрения на влияние зависимости от компьютерных игр на развитие агрессивного поведения у подростков-мальчиков. Проведенный автором теоретический анализ показывает, что содержание компьютерных игр, имеющих сюжет, связанный с насилием и агрессией как эффективными способами достижения целей, может способствовать переносу в реальное поведение усвоенных в игре поведенческих агрессивных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости»

159.942

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ-МАЛЬЧИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Тазетдинова Юлиана Маратовна,2018

Студент Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический

университет, Оренбург

Аннотация: в статье анализируются различные точки зрения на влияние зависимости от компьютерных игр на развитие агрессивного поведения у подростков-мальчиков. Проведенный автором теоретический анализ показывает, что содержание компьютерных игр, имеющих сюжет, связанный с насилием и агрессией как эффективными способами достижения целей, может способствовать переносу в реальное поведение усвоенных в игре поведенческих агрессивных моделей.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, подросток, игровая компьютерная зависимость, агрессивное поведение подростков с игровой компьютерной зависимостью.

THEORETICAL BACKGROUND OF THE STUDY OF THE FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENT BOYS WITH DIFFERENT LEVELS OF GAMING COMPUTER

ADDICTION

Tazetdinova Julian Maratovna,2018 Student of the Institute of pedagogics and psychology, Orenburg state pedagogicaUniversity,

Orenburg

Abstract: the article analyzes different points of view on the influence of dependence on computer games on the development of aggressive behavior in teenage boys. The author's theoretical analysis shows that the content of computer games that have a plot associated with violence and aggression as effective ways to achieve the goals, can contribute to the transfer of real behavior learned in the game behavioral aggressive models.

Keywords: aggression, aggressive behavior, teenager, gaming computer addiction, aggressive behavior of teenagers with gaming computer addiction.

Активное развитие информационно-коммуникационных компьютерных технологий в современном мире приводит к тому, что сегодня компьютер становится не столько средством передачи, обработки и хранения информации, сколько средством реализации множества потребностей личности, выступающим в качестве спецической социокультурной среды со своим культурообразующим содержанием (А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, O.K. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Компьютерные игры в этой среде являются одним из важнейших компонентов, имеющих широкое распространение в среде подростков. По данным В.А. Бейзерова, Ю.Н. Мураткиной, В.С. Собкина, Е.Ю. Тихоновой и др., большую склонность к игровой компьютерной зависимости демонстрируют подростки-мальчики, чаще всего выбирающие специфические по содержанию компьютерные игры, связанные с насилием и агрессией в разных формахиф (драки, стрельба, взрывы, убийства и т.п.). Бесконтрольная и не ограничиваемая по времени игра, занимающая весь досуг подростка, создает предпосылки формирования определенных моделей поведения, связанных с агрессией и кажущихся подростку более эффективными, в сравнении с «мирными» моделями поведения [1]. Игровая компьютерная зависимость подростков как особый феномен и «болезнь» современности описана во многих исследованиях [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Ведущим фактором развития компьютерной зависимости у подростков исследователи считают психологические особенности данного возрастного этапа, такие как высокая степень подверженности внешним влияниям, изменения всех психологических структур, неустойчивость нравственных представлений, социальных установок, образа-Я и т.д. [2; 7; 10; 11; 12; 13]. Объективную предпосылку игровой компьютерной зависимости у подростков составляет содержание игры, дающее возможность удовлетворить значимые потребности, такие как потребность в творчестве, потребность в

исследовательской деятельности, потребность в достижении, потребность в «зрелищности» и в эффектах реалистичности, «вживания» в игру (А.Г. Макалатия). Закономерно, что удовлетворение значимых для подростка потребностей в виртуальном пространстве игры вызывает негативные изменения личности, в числе которых Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева [14] называют, например появление обидчивости, рост конфликтности и подозрительности, склонности говорить неправду, снижение показателей ответственности при росте тревожности, мнительности, агрессии в прямой и косвенной формах. Однако, при наличии множества упоминаний о влиянии пространства и содержания игры на агрессию и широкую распространенность игр агрессивного содержания в среде мальчиков-подростков, в научных публикациях отмечается дефицит данных об особенностях агрессивного поведения у подростков-мальчиков, зависимых от компьютерных игр.

Под агрессивным поведением (агрессией) мы, вслед за А. Бассом и А. Дарки, понимаем любые формы поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [15]. Стоит отметить, что агрессивный акт всегда предполагает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве и проявляется в различных формах (физическая, вербальная, косвенная агрессия и др.).

Согласно мнению ряда исследователей [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21], агрессия в подростковом возрасте проявляется чаще всего в форме протеста против непонимания взрослых. На проявления подростковой агрессии в разных формах могут влиять особенности темперамента (возбудимость и сила эмоций), способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте имеют свои особенности, находящие отражение в предпочитаемых формах агрессии и половозрастных особенностях агрессивного поведения. Для подростков-мальчиков наиболее распространенными являются физическая форма проявления агрессии и негативизм. По мере взросления подростков на первый план выходит вербальная форма агрессии (14-15 лет). Устойчивое агрессивное поведение подростков связано с неблагополучием развития в той или иной сфере отношений с окружающими, наличием глубоких внутриличностных конфликтов.

Вероятность реализации агрессивного акта в поведении подростка определяется рядом социальных, ситуативных и индивидуально-личностных факторов [15; 17; 21; 22]. В числе социальных факторов стоит выделить, в первую очередь, научение агрессивной модели поведения, влияние средств массовой информации, наличие провокаций (вербальных или физических) или каких-либо провокационных характеристик личности (пол, раса, особенности внешности и т.д.), некоторые формы социального стресса. Ситуативные факторы агрессивного поведения включают специфические условия окружающей среды (высокая температура воздуха, шум, теснота, неприятные запахи и т.п.), а также наблюдаемые подростком сцены насилия в реальной жизни, наличие в ситуации оружия («эффект оружия»), неловкость от внезапной потери контроля над своими мыслями и действиями. К индивидуальным факторам можно отнести некоторые характеристики личности, например, такие как особенности интеллектуального развития, степень боязни общественного порицания, уровень раздражительности, эмоциональной чувствительности, локуса контроля, склонность (или ее отсутствие) к переживанию чувства стыда или вины и т.д. Несмотря на широкое разнообразие факторов возникновения агрессивного поведения, в современном мире наиболее действующими оказываются факторы социального научения через восприятие различных социокультурных продуктов.

Научение моделям агрессивного поведения тем эффективнее, чем глубже идентификация наблюдателя с агрессором. Нередко подросток отождествляет себя с любимым героем (персонажем, знаменитостью) и старается «примерять» на себя его модели действования в решении различных проблем. В случае стереотипно мужских моделей эффективного решения проблем подростком, чаще всего, будут выбираться модели агрессивного поведения, т.к. именно они ассоциируются с мужественностью, силой, бесстрашием, уверенностью в себе, смелостью. Наблюдаемые сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, в которых подросток решает имеющиеся у него проблемы, ведя себя сходным образом. Так, на основе анализа психологической литературы по проблеме агрессивного поведения [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22] можно выделить ряд условий, определяющих развитие агрессии зрителя-подростка в реальной жизни после просмотра материалом

СМИ, фильмов: условие эффективности (агрессия представляется эффективным способом достижения целей, не влекущим за собой наказания), условие нормативности (агрессия кажется «оправданной», а негативные последствия агрессивных актов игнорируются), условие наличия у героя характеристик освободителя, защитника или избавителя, условие уместности (события воспринимаются как реальные и зритель идентифицирует себя с агрессором), условие восприимчивости (наблюдаемые сцены насилия вызывают сильные эмоции, снижающие критичность зрителя), условие отсутствия критики или негативной оценки насилия [12; 23; 24].

Анализ специфики агрессивного поведения подростков и основных детерминант его развития позволяет отметить, что изменения биологических и психофизиологических структур в подростковом возрасте представляют собой наиболее важный фактор, актуализирующий системный кризис личности и возникновение ряда психических новообразований. Психологическим фоном агрессивных подростковых реакций являются подозрительность и тревожность, возникающие как ответ на процессы дезадаптации, а также неадекватная самооценка и «синдром отверженности», толерантное отношение к агрессии как к наиболее эффективному способу достижения желаемого, отстаивания своих интересов. Для подростков-мальчиков нередко оказывается свойственным проецировать собственное агрессивное поведение на социальное окружение и переносить именно на него ответственность за последствия. Характерной особенностью агрессивного поведения является и ограниченный репертуар реакций на проблемные ситуации, низкий уровень эмпатии, скудность эмоциональных проявлений, слабый самоконтроль и саморегуляция, несформированность прогностических умений, высокая конформность к референтным группам и лицам и др. Научение агрессии может происходить вследствие идентификации подростков с отдельными общностями и группами, где агрессивность, насилие, жестокость - устойчивые и доминантные формы поведения, определяющие специфику взаимодействий, одобряемые способы самоутверждения, захвата и отстаивания собственного статуса, распределения и осуществления властных полномочий.

Стоит отметить, что агрессивные акты и устойчивое агрессивное поведение не обязательно представляют собой результат социального неблагополучия и нередко регистрируются и в среде благополучных подростков. Здесь такие поведенческие проявления могут быть связаны с избытком заботы, с гиперопекой или с применением взрослыми каких-либо моделей воздействий, не соответствующих конкретному этапу воспитания и возрастного развития. При этом специфика социализации мальчиков-подростков связана со статусом защитника и стереотипами мужественности, что определяет существование склонности выбирать силовые формы взаимодействия в решении их каких-либо жизненных проблем.

Так, основными детерминантами развития агрессивного поведения в подростковом возрасте являются различные социокультурные продукты (СМИ, фильмы, игры и пр.) и средовые условия (особенности семьи, группы сверстников и пр.). Подростки-мальчики учатся агрессивному поведению через систему прямых подкреплений и наблюдение агрессивных действий, воспринимаемых как более эффективные, в сравнении с «мирными», в решении различных проблем. В ряду прочих факторов, компьютерные игры с сюжетами агрессивного содержания, по мнению исследователей, занимают не последнее место [12; 23; 24].

А.В. Гришина определяет игровую компьютерную зависимость как новую форму зависимости, качественно отличающуюся от других нехимических (поведенческих) аддикций тем, что объект зависимости характеризуется безграничными возможностями виртуального мира [25; 26]. Автором выделяется три уровня увлеченности компьютерными играми:

1 - естественный уровень: игра имеет характер развлечения, негативные последствия отсутствуют. Подросток контролирует собственную игровую активность, играет не часто и не имеет навязчивых мыслей об игре;

2 - средний уровень: игра составляет важную часть жизни; внимание акцентируется на определенных видах игр, но контроль над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру не теряется; игра может выполнять компенсаторные функции;

3 - уровень зависимости: игра занимает все свободное время подростка, мысли которого постоянно сосредоточены на игре, достигнутых результатах, новых игровых целях [26].

Игровая компьютерная зависимость в плане детерминации агрессивного поведения у подростков практически не рассматривается в научной литературе. Л.И. Шакирова [27] выделяет четыре основных эффекта влияния телевизионного насилия, насилия в компьютерных играх на подростков:

1. Снижение чувствительности к боли и страданиям других.

2. Повышение вероятности агрессивного поведения по отношению к другим людям.

3. Переживание сильного страха перед окружающим миром.

4. Отношение к агрессии как к успешному способу достижения целей и решения проблем.

Н.В. Омельченко [13] пишет, что семантическое двумерное пространство компьютерной игры

позволяет подростку оценивать наличие возможностей реализации в игре каких-либо социально неодобряемых потребностей (в агрессии, в доминировании, в могуществе и т.п.) и переживания состояний захватывающей вовлеченности в содержание игры. Помимо этого, Н.В. Омельченко указывает, что предпочтение игр определенного жанра и содержания связано с наличием у подростка соответствующих черт характера и специфики ценностных ориентаций. Следовательно, жанровая классификация игр (например: шутеры («стрелялки»), ролевые игры, стратегии, квесты (приключения), симуляторы, файтинги, аркадные игры, настольные игры и т.д.) представляется наиболее адекватной задачам постановки психологичексого прогноза при наличии зависимости от компьютерных игр. Классы игр имеют существенные различия по смысловому содержанию, а также по тому, какие конкретные потребности и возможности личности могут быть реализованы в виртуальном мире компьютерной игры. Обнаруженные Н.В. Омельченко связи позволяют проводить косвенную диагностику диспозиций личности по ее жанровым предпочтениям в игре в дополнение к традиционным методам диагностики, например, определять доминирующие мотивы личности: развлечение, достижение статуса, превосходства, контроля и доминирования, возможность выхода негативных эмоций, агрессии и т.п. [13].

Люди, зависимые от компьютерных игр, часто отличаются высоким уровнем тревожности, агрессивности и враждебности. Также для них характерно переживание одиночества, внутренней конфликтности, низкой стрессоустойчивости, неадекватной самооценки. Так, например, О.В. Литвиненко [7] отмечает, что люди, имеющие зависимость от компьютерных игр, более одиноки и менее общительны при высоком уровне психической напряженности, тревожности, низкой работоспособности и стрессоустойчивости, в сравнении с теми, кто не имеет такой зависимости.

По данным В.Л. Малыгина, А.И. Бабина, лица, склонные к зависимости от компьютерных игр, неоднородны по выбору жанра. Около 53% из них предпочитают игры-«шутеры» («стрелялки», типа CounterStrike, WOT), а около 47% - «ролевые» игры (типа LineAge) [12]. Исследователями отмечается, что подростки, предпочитающие «Логические» и «Стратегические» компьютерные игры редко показывают специфические симптомы зависимости от них, тогда как предпочитающие игры-«шутеры» гораздо чаще показывают такие психопатологические особенности личности как враждебность и преобладание стратегии совладающего поведения «конфронтативный копинг». Также для лиц, проявляющих зависимое поведение от компьютерных игр, предпочитающих «ролевые» игры, особенно характерно преобладание стратегии совладающего поведения «дистанцирование». В.Л. Малыгиным с соавторами указывается, что у подростков с игровой зависимостью выявлено преобладание возбудимых, гипертимных и тревожных черт характера при высокой экстрапунитивности реакций на фрустрирующие стимулы окружающей среды и острой фиксации на удовлетворении потребностей. Для них свойственна низкая социальная адаптированность, экстернальный локус контроля, преобладание копинг-стратегий конфронтации и дистанцирования со склонностью к агрессивным поведенческим реакциям [12; 23].

Таким образом, в ряду детерминант развития агрессивного поведения подростков принято выделять социальные, ситуативные, индивидуально-личностные. В числе социальных детерминант развития агрессивного поведения подростков исследователями чаще всего упоминаются СМИ и компьютерные игры агрессивного содержания, оказывающих ряд негативных эффектов, таких как снижение восприимчивости к боли и страданиям других, повышение вероятности агрессивного поведения по отношению к другим людям (воспринимается как эффективный способ достижения целей и решения проблем). Наиболее часто, описывая подростков, имеющих выраженную зависимость от компьютерных игр, исследователями упоминаются неуверенность в себе, слабая

саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, агрессия, склонность к агрессивным реакциям. Такое негативное влияние компьютерных игр агрессивного содержания обусловлено тем, что сами игры представляют интерес своей непредсказуемостью, возможностью проверить себя, почувствовать свою значимость, примерить роль бесстрашного лидера, что определяет возможность ухода в виртуальную реальность от сложностей реальной жизни. Однако на сегодняшний день практически не встречаются эмпирические исследования, проясняющие особенности агрессивного поведения подростков-мальчиков с игровой компьютерной зависимостью.

Список литературы

1. Смирнова, Е.О. Исследования игры: трудности и возможности [Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Культурно-историческая психология. - 2017. - Том 13. - № 3. - С. 83-86. -URL: https://psyjoumals.ru/kip/2017/n3/Smimova_Sobkin.shtml.

2. Антоненко, А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению [Электронный ресурс] / А.А. Антоненко // PsyJounals.Ru: Портал психологических изданий. Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. - 2016. - URL: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45950_full.shtml.

3. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 62-69.

4. Бурлаков, И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. - М.: Класс, 2000. - 213 с.

5. Войкунский, А.Е. Традиционные и современные исследования игрового поведения [Электронный ресурс] / А.Е. Войкунский, А.А. Аветисова // Методология и история психологии. -2009. - № 4. - С. 82-94. - URL: http://psyjournals.ru/mip/2009/n4/43738.shtml.

6. Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения [Электронный ресурс] / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 956-958. - URL: http://moluch.ru/archive/63/10075/.

7. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.04 [Электронный ресурс] / О.В. Литвиненко. - СПб.: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, 2008. - 27 с. - URL: http://www.dslib.net/bezopasnost-chp/psihologicheskie-determinanty-kompjuternoj-igrovoj-zavisimosti-i-osobennosti-ee.html.

8. Собкин, В.С. Подросток. Виртуальность и социальная реальность / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева. - М.: Центр социологии образования РАО, 2014. - 160 с.

9. Урсу, А.В. К вопросу феноменологии и патогенеза формирования компьютерной игровой зависимости / А.В. Урсу, А.В. Худяков // Практическая медицина. - 2007. - № 22. - С. 54-56. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-fenomenologii-i-patogeneza-formirovaniya-kompyuternoy-igrovoy-zavisimosti.

10. Максимов, А.А. Особенности развития личности людей с компьютерно-игровой зависимостью [Электронный ресурс] / А.А. Максимов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 7. - С. 85-96. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-lichnosti-lyudey-s-kompyuterno-igrovoy-zavisimostyu.

11. Мельник, Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и другие) / Э.В. Мельник. - Одесса: Град, 1998. - 46 с.

12. Особенности личности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению / А.А. Антоненко, В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2011. - № 4. - С. 105-108.

13. Омельченко, Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Н.В. Омельченко. -Краснодар, КГУ, 2011. - 25 с. - URL: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/lichnostnye-osobennosti-igrajuwih-v-kompjuternye-igry.html.

14. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. -Новосибирск: НГУ, 2012. - 160 с.

15. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. - СПб.: Речь, 2005. - 247 с.

16. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Просвещение, 2000. - 124

с.

17. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2003. - 129 с.

18. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? / Д.Журавлев // Народное образование. - 2004. - №2. - С. 185-192.

19. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. пс. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / З.А. Зимелева.

- М.: МГППИ, 2002. - 25 c. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/psihologicheskie-uslovija-vozniknovenija-i-korrekcii-agressivnogo-povedenija.html.

20. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 2009. - 137 с.

21. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. - М.: МоДн ГЛУ, 2000. - 21 с.

22. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2004. - 320 с.

23. Агрессивность и враждебность у подростков с интернет-зависимым поведением [Электронный ресурс] / Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Утеулина О.Т. и др. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. -№ 4 (27). - URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2014_4_27/nomer/nomer02.php.

24. Рыженко, С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / С.К. Рыженко. - Краснодар: КГУ, 2009. - 24 с. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologicheskoe-vozdejstvie-na-igrovuju-kompjuternuju-zavisimost-mladshih.html.

25. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / А.В. Гришина. - Нижний новгород: НГПУ, 2011.

- 26 с. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologicheskie-faktory-vozniknovenija-i-preodolenija-igrovoj -kompjuternoj.html.

26. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми [Электронный ресурс] / А.В. Гришина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 131-141. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/test-oprosnik-stepeni-uvlechennosti-mladshih-podrostkov-kompyuternymi-igrami.

27. Шакирова, Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Л.И. Шакирова. - Казань: КГУ, 2006. - 26 с. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/issledovanie-motivacionnoj-jemocionalno-volevoj-sfery-i-psihofiziologicheskih.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.