© Пешина Э. В., Брулев А. С., 2011
ПЕШИНА Эвелина Вячеславовна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-26-07 e-mail: [email protected]
БРУЛЕВ Антон Сергеевич
Аспирант кафедры экономики здравоохранения и сферы услуг
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-67 e-mail: [email protected]
Теоретические положения индустрии развлечений в обществе потребления
Ключевые слова: индустрия развлечений; общество потребления; культурно-развлекательный комплекс; сфера услуг; индивидуализация потребления; свободное время.
Аннотация. Рассматриваются основные положения развития индустрии развлечений в свете эволюции системы современных обществ: индустриального, постиндустриального, потребления. Исследованы составляющие общества потребления и индустрии развлечений. Представлен перспективный прогноз развития индустрии развлечений до 2015 г.
Представление об обществе как «едином целом» явилось результатом длительного развития философской мысли. Понятие о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители Х1Х-ХХ веков, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий.
Т. Парсонс в своей работе «Система современных обществ» отмечал, что в основе зарождения новых обществ лежит концепция трех революций: «Концепция трех революций - промышленной, демократической и образовательной - согласуется с парадигмой прогрессивного изменения, ибо все три революции включали в себя главные процессы дифференциации, связанные с предыдущим состоянием современного общества. Более того, все они были главными двигателями подъема цивилизации, способствуя колоссальному повышению уровня обобщенности и увеличению подвижности общественных ресурсов» [1. С. 98].
К настоящему времени учеными выделяются несколько типов обществ, как сформированных, так и предполагаемых в будущем.
К сформированным относят индустриальное общество, постиндустриальное общество и общество потребления.
Индустриальное общество. Концепция индустриального общества получила широкое распространение в 50-60-е годы XX века. Основоположником концепции выступил французский социолог А. Сен-Симон (наиболее яркими последователями стали французский социолог Р. Арон, американский экономист У Ростоу и др.).
Характерные особенности индустриального общества [2. С. 88]:
• резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства;
• активное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения;
• расширение возможностей пропаганды;
• быстрый рост населения, увеличение продолжительности его жизни, значительное повышение уровня жизни населения в сравнении с предыдущими эпохами, повышение мобильности населения;
• сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе;
• централизованное государство;
• сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).
Постиндустриальное общество. Основоположниками концепции постиндустриального общества являются французский социолог А. Турен и американский социолог Д. Белл.
Особенности постиндустриального общества:
• сфера услуг составляет большую часть ВВП;
• определяющими являются теоретические знания;
• благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества;
• развивается юридическая защита прав интеллектуальной собственности;
• права на информацию, которые подлежат юридической защите, приобретают монопольный характер. Это не только является необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики;
• существует огромное количество потребителей информации, которым выгодно продуктивно ее использовать и которые готовы предложить за нее «неинформационные» товары;
• усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве;
• повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников.
Общество потребления. Основателями концепции общества потребления считаются французский социолог Ж. Бодрийяр и английский социолог З. Бауман.
Основные черты общества потребления [3; 4. С. 26]:
• снижается роль материального производства, развитие сферы услуг идет ускоренными темпами;
• идет изменение характера потребления, т.е. индивидуализация потребления как одного из способов самовыражения и проявления индивидуальности, в потреблении преобладает символическая функция;
• под влиянием идеологии «принудительного потребления» происходит становление нового опыта досуга.
К прогнозируемым концепциям обществ, которые сейчас активно обсуждаются и формируются, ученые относят информационное общество и общество нанотехнологий.
Информационное общество. Основоположниками данной концепции являются японский социолог Т. Умесао и американский экономист Ф. Махлуп.
Характерные черты прогнозируемого ими информационного общества [1]:
• информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, числу занятых, доле капиталовложений и доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке;
• имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и науки.
Общество нанотехнологий. Идею нанообщества выдвигает российский социолог А. А. Давыдов. Отличительными чертами он называет следующие [5]:
• наноотрасль будет доминирующей;
• труд и капитал обесценятся;
• практически исчезнет потребность в рабочей силе.
Сравнивая характерные черты представленных концепций, можно сделать вывод, что на данный момент развивается общество потребления. Ученые дают различные толкования общества потребления, некоторые из них отражены в табл. 1.
Таблица 1
Содержание определений общества потребления
Автор Определение
Ж. Бодрийяр [6. С. 74] Общество потребления - это общество обучения потреблению, социальной дрессировки в потреблении, т. е. новый и специфический способ социализации, появившийся в связи с возникновением новых производительных сил и монополистическим переустройством экономической системы с высокой производительностью
Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк [4. С. 85] Общество потребления - термин, связанный с гипотезой, согласно которой общество модерна отличается тем, что организуется на основе принципа потребления
А. Белояр [7. С. 66] Общество потребления - общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок
В. И. Ильин [8.С. 41] Общество потребления - это совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Отсюда проистекает новое отношение к «человеческим ресурсам»
Сфера услуг, в которую входит и индустрия развлечений, является неотъемлемой и одной из важнейших составляющих общества потребления. К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести:
• добровольный выбор вида развлечения человеком;
• неограниченный перечень видов развлечений;
• предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений;
• частую смену развлечений;
• комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых и развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение и пр.);
• периодичность потребления развлечений (приуроченная к жизненному циклу человека - годовому, недельному, суточному) [9. С. 61].
В России развитие индустрии развлечений началось в начале XIX века в Петербурге, где было создано общество по устройству народных развлечений. К началу XX века в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений. Например, в 1914 г. существовало 237 народных домов, которые считаются первыми клубными учреждениями. К 1991 г. насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2 471 музей, 747 профессиональных театров, 140 кинотеатров. Соответствующие показатели 2009 г. приведены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей культуры и отдыха в Российской Федерации за 1970-2009 гг. [10. С. 293]
Показатель 1970 1980 1990 2000 2009 2009 к 1970, раз
Число профессиональных театров 310 324 382 547 601 1,90
Число музеев 582 740 1 315 2 047 2 539 4,40
Число посещений музеев в среднем на 1 000 чел. населения 497 636 974 499 556 1,10
Число учреждений культурно-досугового типа, тыс. 78,7 77,5 73,2 54,8 47,4 0,60
Число киноустановок с платным показом, тыс. 96,7 87,7 77,2 18 5,6 0,06
Согласно данным табл. 2 за сорок лет более чем в 4 раза увеличилось количество музеев, почти в 2 раза число профессиональных театров при общем снижении почти в 2 раза общего количества учреждений культурно-досугового типа и почти в 17 раз числа киноустановок с платным показом.
Согласно данным, приведенным в ежегодном исследовании транснациональной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2011-2015 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2011-2015), рынок развлечений и СМИ во всем мире демонстрирует устойчивый рост.
Россия заняла 13-е место в мировом рейтинге 2010 г. по уровню расходов населения в сфере индустрии развлечений и СМИ - из 13 сегментов почти все показали в 2010 г. активный рост, кроме индустрии звукозаписи (было зафиксировано падение на 3% по сравнению с 2009 г.) и издания потребительской и образовательной литературы (снижение на 10%):
• на 24% вырос рынок интернет-доступа (за прошлый год потребители израсходовали на доступ в Сеть 4,2 млрд дол., в ближайшие 5 лет ожидаются совокупные темпы годового роста сектора на 15%, а к 2015 г. объем российского рынка доступа увеличится до 8,6 млрд дол.);
• существенный рост - на 29% - показал сегмент киноиндустрии, это один из самых высоких показателей. Кассовые сборы увеличились на 49,5%, это произошло за счет строительства новых мультиплексных кинотеатров и роста спроса на фильмы в формате 3D (стоимость билета на фильм в формате 3D в два раза выше, чем на фильм в обычном формате). Эта тенденция будет способствовать росту сборов и в будущем, ожидается, что в последующие 5 лет совокупные годовые темпы роста кассовых сборов в России составят 87,8%;
• сегмент видеоигр показал рост на 23%;
• рынок радиовещания в нашей стране в период с 2007 по 2009 г. сократился более чем на 40%, но по данным PwC в 2010 г. он вырос на 11,8% и, по мнению специалистов, будет продолжать расти и вернется к докризисным показателям;
• рост телевизионного сегмента - 14,6%; его объем составил 4,3 млрд дол. Прогнозируется дальнейший ежегодный рост на 15%, к 2015 г. объем телевизионного рынка должен составить 8,6 млрд дол. Перспективным считается рынок мобильного телевидения, в России все крупные операторы мобильной (сотовой) связи предлагают телевизионные услуги. Пока они пользуются спросом только в крупных городах, так как для их потребления требуются дорогостоящие мобильные устройства, поддерживающие данный вид сервиса. В 2010 г. рынок мобильного телевидения составил 13 млн дол.
Таким образом, можно сделать вывод, что индустрия развлечений в последующие годы будет развиваться достаточно высокими темпами. Как показали последние исследования, хотя кризис и повлиял на развитие индустрии развлечений, возврат к докризисным показателям произойдет достаточно быстро. Некоторые сегменты уже
достигли докризисных показателей, а отдельные даже превысили их, это связано в первую очередь с тем, что Россия перешла в эпоху общества потребления, т. е. большую часть ее ВВП составляет сфера услуг.
В этой связи возникает большая проблема с истолкованием общего направления развития современной системы обществ. Как отмечает Т. Парсонс, «вероятно, эту проблему можно поставить по контрасту со взглядами, о которых допустимо говорить как общих для Маркса и Вебера при всех их различиях. В некотором смысле оба они были согласны с тем, что ключевые проблемы современной системы кроются в отношениях власти. Маркс усмотрел наиболее важную часть этих отношений в дихотомической структуре промышленного предприятия, где собственник-управляющий противостоял рабочему, и затем положил данное отношение в основание классовой структуры всего общества. Вебер развивал более реалистическую (в свете последующего опыта) концепцию более дифференцированного предприятия как бюрократической системы, которая не раздваивает власть, но в неком расплывчатом общем смысле контролирует действия всех своих участников» [1. С. 99]
Говоря об индустрии развлечений, следует дать ей определение. На наш взгляд, определяя индустрию развлечений, можно использовать следующую характеристику: это сфера деятельности по организации досуга населения в изолированных от жилых помещениях или на специально оборудованных площадках без осуществления активной деятельности со стороны потребителей.
На рисунке представлен авторский подход к теоретическим положениям индустрии развлечений.
Составляющие индустрии развлечений
Целью индустрии развлечений является создание соответствующих условий, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Задачи индустрии развлечений характеризуются следующим образом:
1) создание адекватных моделей индустрии развлечений;
2) правовая, экономическая регламентация данной деятельности;
3) деэнергетизация;
4) преодоление и компенсация негативных последствий разобщенности людей;
5) формирование современных представлений о механизме воздействия образов индустрии развлечений на человеческие убеждения;
6) измерение и оценка факторов, влияющих на развитие индустрии развлечений;
7) разработка методического инструментария изучения индустрии развлечений.
Субъектами индустрии развлечений являются культурно-развлекательные комплексы (КРК), рассматриваемые как интегрированный всеобъемлющий комплекс услуг, оказываемых населению в индустрии развлечений.
К основным интегрированным услугам КРК относят:
• услуги казино (игры);
• услуги питания (ресторан);
• услуги размещения (гостиница);
• услуги активного отдыха (боулинг, дискотеки, фитнес, кино);
• корпоративные услуги (семинары, конференции, корпоративы).
В современных условиях существования КРК на первое место выдвигается проблема обеспечения их выживаемости. Это предполагает наличие четко функционирующей системы оперативного и стратегического управления процессом достижения сбалансированности и оптимальности предоставляемых услуг. Последнее, в свою очередь, невозможно без использования управленческих технологий, обеспечивающих прозрачность функционирования КРК.
На сегодняшний день наука о стратегическом управлении КРК предлагает узкий набор методик, позволяющих оценить возможности именно российского предприятия сферы индустрии развлечений, а также спрогнозировать влияние возможных предстоящих событий на его деятельность. Большинство научных работ в этой области основывается на технологиях, разработанных для крупных зарубежных развлекательных предприятий, где имеется достаточно данных для принятия стратегических решений и вся необходимая информация четко структурирована.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью стратегического управления КРК, вызванной динамичностью происходящих изменений, и отсутствием методик, моделей стратегического управления, позволяющих достичь сбалансированности и оптимальности комплекса предоставляемых им услуг.
В современных условиях процесс стратегического управления КРК предполагает анализ перспектив развития ситуации на рынке и выбор конкурентной позиции -стратегической зоны хозяйствования для КРК.
Источники
1. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998.
2. Философия : энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2004.
3. Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. 1999. № 3.
4. Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Экономическая социология : курс лекций. 3-е изд., стер. Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.
5. Давыдов А. А. Системная социология: введение в анализ динамики социума. М. : Изд-во ЛКИ, 2007.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е. А. Самарской. М. : Республика ; Культурная революция, 2006.
7. Белояр А. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. Режим доступа : http://ruskolan.xpomo.com.
8. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. №2.
9. Туризм и гостиничное хозяйство : учебник / под ред. А. Д. Чудновского. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юркнига, 2005.
10. Российский статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010.