УДК 338.46
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СФЕРЫ УСЛУГ» ЕЕ СОСТОЯНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
© 2017
Егорихина Маргарита Сергеевна, аспирант 1 курса Экономического факультета, ассистент преподавателя кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Шамин Евгений Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и автоматизации бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, д. 22а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных экономических условиях роль сферы услуг в жизни общества возросла. Постоянный резонанс внешней экономической среды, влияние санкций на все сферы экономики, в том числе сферы услуг делает актуальным вопросы, затрагивающие различные аспекты развития и функционирования сферы услуг. В связи с этим изучение теоретических подходов к сущности понятия «услуга», исследование состояние сферы услуг на сегодняшний день и влияние на нее санкций необходимо. Статья посвящена исследованию теоретических подходов к сущности понятия «сфера услуг» и изучению ее состояния в настоящее время. В статье представлены различные теоретические подходы зарубежных и отечественных авторов к сущности понятия «услуга», рассмотрено состояние сферы услуг за последние три года. Автором представлены существующие точки зрения к сущности понятия «услуга», «сфера услуг». Проведен сравнительный анализ подходов, выявлены их достоинства и недостатки. В результате проведенного исследование уточнено понятие «услуга», проанализировано состояние сферы услуг в современных условиях, влияние на сферу услуг санкций, выявлены характерные проблемы. Представлены способы и пути решения актуальных проблем в развитии сферы услуг. Обоснована необходимость государственного регулирования развития и функционирования сферы услуг. Рассмотрены государственные регуляторы сферы услуг. В заключении статьи сделаны соответствующие выводы по проведенному исследованию и предложенным рекомендациям.
Ключевые слова: подход, сущность, анализ, состояние, услуга, сфера услуг, отрасль, санкции, индекс активности, проблемы, государственные регуляторы, методы регулирования, инструменты регулирования, антисанци-онная политика, рыночные отношения, государственный контроль, услугодатель, услугопотребитель.
THEORETICAL APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «THE SPHERE OF SERVICES» ITS STATUS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
© 2017
Egorikhina Margarita Sergeevna, post-graduate student of the 1 st year of the Faculty of Economics,
assistant lecturer of the department "Accounting, Analysis and Audit" Shamin Yevgeniy Anatolevich, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Economics and automation of business processes" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya street, 22a, e-mail: [email protected])
Abstract. In the current economic conditions, the role of the service sector in the life of society has increased. The constant resonance of the external economic environment, the impact of sanctions on all spheres of the economy, including the sphere of services, makes matters relevant to various aspects of the development and functioning of the service sector relevant. In this regard, the study of theoretical approaches to the essence of the concept of "service", a study of the state of the service sector to date and the impact on it of sanctions is necessary. The article is devoted to the study of theoretical approaches to the essence of the concept of "service sphere" and the study of its state at the present time. The article presents various theoretical approaches of foreign and domestic authors to the essence of the concept of "service", the state of the service sector for the last three years is considered. The author presents the existing points of view to the essence of the concept of "service", "service industry". A comparative analysis of the approaches is carried out, their advantages and disadvantages are revealed. As a result of the study, the concept of "service" was clarified, the state of the service sector was analyzed in modern conditions, the influence of sanctions on the sphere of services, and characteristic problems were revealed. The ways and ways of solving actual problems in the development of the service sector are presented. The necessity of state regulation of the development and functioning of the service sector is grounded. The state regulators of the sphere of services are considered. In the conclusion of the article, relevant conclusions were drawn on the research conducted and the proposed recommendations.
Keywords: approach, essence, analysis, condition, service, service sector, industry, sanctions, activity index, problems, state regulators, regulatory methods, regulatory instruments, unsanctioned policy, market relations, state control, service provider, consumer services.
Совсем недавно наша страна столкнулась с очередными экономическими и политическими препятствиями, которые весьма противоречиво влияют на все отрасли экономики.
Не успела экономика России «отойти» от последствий кризиса 2014 года, как последующие 2015-2016 годы привели к возникновению новых проблем, в частности экономических санкций и их последствий.
С возросшей ролью сферы услуг в жизни общества, данная отрасль так же стала, втянута в кризисные процессы и понесла различного рода последствия со стороны влияния современных экономических условий.
Поэтому возникают актуальные вопросы исследования влияния санкций на сферу услуг в контексте развития данной отрасли в современных условиях развития экономики.
Актуальность заявленной темы порождает необходимость решения ряда основных задач, которые позволили бы детально изучить поставленный вопрос. Во-первых, конкретизировать объект исследования, а именно определиться, что такое услуга, сфера услуг, ее состояние в современном обществе. Во-вторых, выявить основные проблемы, оказываемые санкциями на данную сферу, определить пути их решения, сделать соответствующие выводы.
Несомненно, всестороннее развитие сферы услуг, как экономической отрасли, изучалось на протяжении длительного периода времени. Многие ученые рассматривали развитие сферы услуг и влияние на нее совокупности внешних и внутренних факторов, при этом на разных этапах развития экономики, услуга, как отрасль экономической деятельности имела свою сущность и со-
ставляющую. Что же такое услуга в наше время? Какова сущность данного термина в современном обществе.
Многие словари трактуют понятие «услуга» - как действие, которое приносит выгоду, помощь другому, а так же бытовые удобства, предоставляемые тому, или иному лицу.
В течение длительного периода времени трактовка данного понятия менялась, ученые - экономисты модернизировали его с учетом условий своего времени и эпохи, поэтому существуют самые различные формулировки понятий сущности сферы услуг. Под «услугой» понимают характер труда в этой сфере, а так же их экономическое содержание, определение границ данной сферы, её научную классификацию, место и роль в народном хозяйстве России.
Наиболее известные толкования понятия «услуга» представлены в таблице 1[1-4].
Таблица 1 - Подходы к сущности понятия «услуга» отечественных и зарубежных ученых - экономистов
Сущность понятия «услуга» Достоинства предлагаемого подхода к пониманию сущности понятия «услуга» Недостатки предлагаемого подхода к пониманию сущности понятия «услуга»
К. Маркс: «Услуга есть не что иное, как полезное действие труда ли»; Достоинства представленной дефиниции в том что, автор вводит понятие полезного эффекта, а так же вводит стоимостной характер услуги, что р а сбывает одну из ее прямых составляющих. Данное определение сужено до услуг, с учетом ее Оно не раскрывает всех свойств данной деятельности, ее основных характеристик.
стоимость - товар или услуга — реализуется непосредственно в процессе потребления. Но их реализация как стоимостей происходит лишь в процессе обмена, который определен во По мнению автора, основная суть услуги - ее товарное назначение, которое служит объектом обмена, при этом при реализации обмена высвобождается стоимостной
Э М. от процесса потребления предшествует последнему. Услуга, как товар, служит предметом обмена стоимостных обмена - реализация в услуге, осуществление её б деньгах, во всеобщем товаре, выступающем в р оли меры стоимости. Услуга стоимости как сгусток необходимого труда, как продукт производительного 1руда. Поэтому и на деньги, в которых стоимость услуги видимое существование, идеально по своему характеру» Достоинством подхода является то, что учитывается «услуги». Раскрывается товарная составляющая услуги. характер данного товара. В пр ед ст а вл енно й тр а кто вке, услуга не играет роль деятельности, а выступает результатомкакого-либо 1руда. Возникает противоречие в том, «услуги. То ли присутствует возможность предполагать, что «услуга» - все таки деятельность, результатом, которой является какой-либо товар, либо некое благо, то ли все таки «услуга»- сама по себе товар, итог конкретной деятельности. характеристики и свойства услуги, принятые повсеместно, при этом можно утверждать, что многие виды услуг не подходят к подобной категории - не имея ярко-выраженных свойств товарности.
МБ. Российский «...Услуга -специфическая стоимо сть в форме конкретной трудовой деятельности и специфическая форма экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг»; Достоинства определения — его емкая форма, которая отражает стоимостной характер услуги, как деятельности. Вводятся такие понятия как «пр онзводнтель и потребитель услуги», взаимодействие, которых влечет создания Автор вводит конкретику в сущность понятия «услуга», говоря о том, что услуга представляет собой деятельность, которая имеет некий стоимостной характер. При этом осуществляет данную деятельность как минимум две стороны: «производитель данной деятельности и ее непосредственный В результате их взаимодействия складываются определенные Данное трактование сущности понятия «услуга»не учитывает ряд основных характеристик, присущих «услуге», к примеру, не указывается непоср едственная польза предоставляемой деятельности. свойства «услуги», то они предполагают, что «услуга»-непосредственная полезная деятельность, несущая кошретиую выгоду. В данном определении полезность услуги не раскрыта, но это не является значительным недостатком, а лишь представляется неточностью, что вызывает пр отивор ечия.
Ф. Котлер «Услуги» - любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в она подходит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть {а может и товаром в его материальном виде» Достоинством представленного определения является то, что раскрываются часть свойств услуги, дается утверждение полезности услуги. Данная трактовка имеет узкую раскрывает сущности услуги как объекта получения выгоды, а лишь определяет спо со оно сти услуги являться объектом коммерции.
Н.А.Баринов: «Услуга - это экономическое возникающее по поводу результатов труда, создающего проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, р азумных Достоинством данного определения стало, то что оно раскрывает главные характеристики услуги и применимым в различных сферах исследований. Представленныйподход в своем родераскрывает основную сущность «услуги», он вполне неточность. Необходимо уточнить, что данная полезная деятельность, о которой говорит автор, предполагает наличие производителя и потребителя услуги. Это уточнение сделает представленную трактовку
Е.П. Грушевая: «Услуга - это отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как д еят ельно сти»; Краткое понятие определяет «услугу» в р амках экономической категории. Авторское определение сужено до понятия «услуга - возникающее в результате деятельности. Понятие не раскрывает основных свойств услуги, имеет абстрактный смысл.
B.C. Коляго: «...связыватьуслуги с самим процессом труда методологическая категория, поэтому ее критериальная хар актеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда Рассматривается сущность «услуги» с экономической точки зрения в виде обобщаются основные аспекты услуги». Автор считает, что «услуга»не является конкретной деятельностью, а выступает ее предметом. По своей природе «услуга» -экономическая категория в сфере Недостатком подхода является то,что не раскрыты свойства услуги как экономической категории. Нет конкретики в том, что является субъектом и отношений, возникающих по поводу труда.
М.Н. Малеина: Услуга - это «.. .опр е д ел енно е действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим тем услуга имеет результат -удовлетворение имущественных, культурных, информационных обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения»; Раскрываются основные характеристики и свойства «услуге», что является достоинством данного подхода. Представленное определение не рассматривает «услугу» как экономическую категорию. В подходе присутствует неточность. Автор утверждает, что «услуга» имеет результат-удовлетворение неких противоречие с тем, что результат деятельности удовлетворит потребности потребителя. Качество услуг может существенно изменяться. б зависимости от того, когда, кем и при каких условиях они были пр едоставлены. Поэтому необходимо внести уточнения, что результатом деятельности может быть удовлетворение
Л.В. Санникова: Ю.Х. Калмыков: Понимает под «услугами» действия «Услугодателя» по невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемых в пользу «Услугополучателя»; «Услуга это -«предоставление каких- нибудь льгот или создание определенных удобств»; Вводятся понятия «услугодателя и услугополучателя». Дается емкое определение, которое правоотношений и юриспруденции. Авторы приводят довольно гибкую трактовку понятия «услуга». Недостатком представленных подходов является то, что не раскрыты свойства «услуги», ее характеристики, что делает представленные определения
ДЛ Степанов: «Услуга — ■-разновидность объектов гражданских выраженную «в визе определенной правомерной операции, т.е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либ о в д еят ельно сти, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неу ст о нчнвын вещественный ¡результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными характеризующейся о существиыо сти, неотделимости от качества»; {Достоинством этой дефиниции выявить характерные признаки услуги как объекта гражданских прав: не овеществленный результат, неотделимость от источника: исполнителя; синхронность оказания и получения у слуги; невозможность хранения и накапливания услуг; гарантировать результат услуги; эксклюзивность услуг, которая выражается в их неоднородности и изменчиво сти»; Автор отождествляет понятие «услуга», с некой разновидностью гражданских правоотношений, не имеющих материальной стоимости, а лишь выступающие в качестве неустойчивого вещественного результата, являющейся объектом определенных основным недостатком представленного подхода.
EX. Шаблона: «Услуга - способ удовлетворения индивиду альной который не связан с созданием (улучшением) интеллектуальной до стнга ется в р езульт ат е деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах». Достоинством даннойтракгоЕки конкретизирует сущность «услуги» с точки зрения гражданского права и вполне может использоваться в данной Данный подход к сущности понятия {«услуга» сводится к тому, что это некий способ достижения конкретной потребности лицом, который возникает в результате какой-либо деятельно сти, при этом не раскрываются основные свойства «услуги», как экономической категории.
Проанализировав вышеизложенные дефиниции сути понятия «услуга» можно утверждать, что авторы на протяжении многих лет, варьировали взглядами по данному
вопросу.
Представленные точки зрения настолько разнообразны, что не имеют единого вектора в научных изысканиях. Ряд авторов представляли «услугу» с позиции ее стоимостной характеристики, выводя ее полезную выгоду, своего рода эффект. При этом подразумевая под «услугой» совокупность свойств, сосредоточенных на удовлетворение той или иной потребности человека. Следовательно, полезный эффект - это и есть потребительская стоимость, которая называется услугой лишь потому, что природа определенных потребностей человека делает носителем полезных свойств сам труд. Приобретая услугу, потребитель покупает не рабочую силу, как способность к труду, а полезное действие конкретного труда, его способность в своей натуральной форме (то есть в виде деятельности), результатах способностей удовлетворить строго определенные личные потребности человека.
Из чего следует, что если полезность деятельности выражается в потребительской стоимости, то есть в способности удовлетворять потребность человека, то услуга - это, то же выражение потребительской стоимости в виде конкретного полезного эффекта. Следовательно, под услугой надо понимать результат труда как такового, с такими полезными свойствами, которые делают этот труд целесообразным деятельности. Другими словами, услуга - тот же товар, она так же имеет потребительскую стоимость, но выражена эта «особая потребительская стоимость» не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Товар - осязаем, измеряем, потребитель может его не только утилитарно использовать, но и видоизменять, преобразовывать. Услуга же эфемерна, что не умаляет ее достоинств.
Иные рассматривали «услугу» с позиции гражданских правоотношений, определяя ее в виде деятельности между «услугодателем и услугопотребителем». Те или иные трактовки сущности понятия «услуга» имели как схожие, так и различные идеи, но тенденция развития данного определения привела к созданию устоявшегося определения, закрепленного законодательством:
«Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [5,6].
На наш взгляд, существующее определение довольно таки емкое, оно раскрывает сущность услуги, но нуждается в уточнении, а именно необходимо учитывать ее свойства. Услуга - есть уникальная деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности услугопотребителем, она неосязаема, неотделима от своего источника - услугодателя, имеет непостоянный характер качества, недолговечна и не является предметом собственности.
Теперь внесем конкретику в понятие сферы услуг и определим ее состояние в современных экономических условиях. В своем роде сфера услуг - это экономическая категория, часть экономики, ее отрасль, которая объединяет в себя все виды услуг, которые предоставляются населению, иными словами - это совокупность всей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей потребителей, которая носит характер услуг.
Сфера услуг охватывает различные виды деятельности: транспорт, связь, складское хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, бытовое обслуживание, образование и подготовку кадров, здравоохранение, рекламу, заготовительную деятельность сельскохозяйственной продукции и другие.
По характеру предоставляемых услуг населению отдельные виды сильно разняться. Одни услуги имеют социальное направление (образование, здравоохранение и т.п.), другие - коммерческие, главной целю которых, является получение прибыли (жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, предприятия обще-
ственного питания и т.п.) [7,8].
Что касается состояния сферы услуг в наше время можно сказать, что в последние годы она претерпела значительные финансовые потери. Наиболее уязвимыми сегментами сферы услуг стали в частности такие виды услуг, как жилищно-коммунальные услуги, сделки с недвижимостью, торговля и общественное питание, бытовые услуги, транспортные услуги, финансовое посредничество, услуги связи (телекоммуникации), туристические услуги.
Подробнее охарактеризовать состояние сферы услуг в современных условиях позволит анализ показателя деловой активности, который определяет степень роста или упадка данной сферы экономики. Показатель индекса активности сферы услуг ниже 50 пунктов отражает снижение активности, выше - рост активности.
Итак каково же состояние сферы услуг в последние годы и как повлияло введение санкций на ее развитие.
Согласно исследованию, проведенному экспертами международной банковской группы HSBC, деловая активность в сфере услуг падает на протяжении последних лет. Индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг России по итогам декабря 2016 снизился до 47,8 пунктов, что соответственно символизирует упадок деловой активности данного сектора экономики.
Многочисленные организации и даже целые отрасли, которые были рентабельны в «годы застоя», в 2016 году фактически перестали существовать. Кадровые агентства, риэлтерские компании, рестораны закрываются в массовом порядке. Люди оказываются без работы и сокращают спрос на различные виды услуг.
Ярким примером негативного влияния санкций на сферы услуг стало снижение деловой активности и прибыльности организаций, оказывающих туристические услуги гражданам нашей страны. Снижение турпотока населения за границу, привело к массовому банкротству мелких турагентств и туроператоров. И хотя возрос поток туристов на отечественные курорты, цены на отдых в России порядком возросли, что пагубно сказалось на спросе потребителей. По данным Росстата цены на отечественный отдых возросли в 2016 году на 25%. Данный скачек цен значительно повлиял на возможность потребления туристических услуг среднестатистическим гражданином[9,10].
Теперь не каждый потребитель может позволить себе дополнительные траты, чаще данные услуги используют люди с финансовым достатком выше среднего. Поэтому организации, оказывающие туристические услуги несут немалые убытки в данном направлении.
Такая же нестабильная ситуация складывается в услугах банкинга, ну и конечно же услугах торговли. По данным таможенной статистики во втором полугодии 2016 года внешнеторговый оборот России составил 210,4 млрд. долларов США и по сравнению с январем - июнем 2015 года снизился на 22,3%. Такая аналитика свидетельствует о проблемах, присутствующих в данной отрасли экономики, которые требуют решения.
Конечно же регулировать постоянный экономический резонанс в сфере услуг необходимо. Сдерживать и регулировать данный процесс пытается государство.
Существует ряд регуляторов со стороны государства, которые координируют развитие и функционирование сферы услуг, позволяя данной сфере экономики подстраиваться под влияние различных внешних факторов, таких, к примеру, как санкции.
Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику сферы услуг в целях решения задач экономического и социального развития страны и ее отдельных регионов.
Оно осуществляется по следующим основным направлениям:
- разработка мер, направленных на обеспечение здо-
ровой конкуренции;
- государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;
- разработка и осуществление государственной политики перераспределения доходов.
Современный рынок сферы услуг регулируется государством с помощью административных и экономических методов регулирования. Эти методы основаны на применении законодательства, как главного государственного регулятора сферы услуг.
Регулирование осуществляется с помощью определенных инструментов, таких как: использование нормативных актов, закрепляющих рыночные отношения, широкого использования договорных отношений, финансирование развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защиты населения, путем внедрения государственных заказов, займов, дотаций и субсидий, через налоговую, кредитную, банковскую системы, ценообразования и других регуляторов, с целью достижения целей, определенных государственной социально-экономической политикой.
Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг [11-22].
С внедрением санкций государство разработало и применило ряд методов воздействия на рынок сферы услуг, позволяющих адаптироваться к нестабильной экономической ситуации. Были внесены корректировки на законодательном уровне, с учетом внедрения антисанк-ционной политики.
Государство стало применять помимо административных и экономических методов регулирования, социальные и политические методы регулирования.
Основными регуляторами стали механизмы воздействия на развитие и функционирование рынка сферы услуг. Были разработаны специальные программы поддержки организациям сферы услуг. На законодательном уровне разработан список приоритетных, наиболее востребованных услуг, поддержка которых осуществляется государством.
К примеру, государство ввело программу «Импортозамещения», благодаря которой в сфере услуг увеличилась занятость населения, увеличилось количество и качество предлагаемых услуг, появились новые виды услуг.
В результате в 2017 году индекс деловой активности возрос до 55 пунктов, совокупный индекс объемов производства, отслеживающий активность и в обрабатывающих отраслях, и в сфере услуг РФ достиг 52,9 пункта, что выше критической отметки по сравнению с 2016 го-дом[23-27].
Конечно, регулирование со стороны государства в сфере услуг необходимо, тем более в период действия санкций. Поддержка важна, но в каждом случае регулирующее влияние государства на развитие сферы услуг должно иметь определенные пределы, поскольку недостаточная мера такого воздействия приведет к упадку деловой активности сферы услуг.
Чрезмерное же государственное вмешательство и жесткий контроль с его стороны может привести к тому, что сфера услуг перестанет функционировать, потеряв свою автономность. В результате увеличения государственного влияния на сферу услуг, ряд организаций, оказывающих те или иные услуги, могут не справиться с жесткими нормами и кардинальными мерами государства и перестанут существовать, а сами услуги потеряют востребованность, и станут не приоритетными.
Оптимальное же применение государственного регулирования в сфере услуг, позволит обеспечить сфере услуг гибкость, доступность, сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение, адаптироваться к постоянно изменяющейся экономической среде [28-32].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Влияние санкций на экономику России.
Последствия введения санкций. Экономика России сегодня [Электронный ресурсу/URL: http://fb.ru/ article/159526/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-segodnya (дата обращения 18.12.2016)
2. Сфера услуг. Преимущества и недостатки бизнеса в сфере услуг и сервиса [Электронный ресурс] // URL : https://biznes-prost.ru/category/biznes-plan/uslugi-biznes-plan (дата обращения 18.12. 2016)
3. Маркс, К. Сочинение / К. Маркс, Ф.Энгельс, т.23.
- М.: 1965.-483с.
4. Маркс, К. Сочинение / К. Маркс, Ф.Энгельс, т.26.
- М.: 1965.-483с.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга : [пер. с аегл.] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг : [общ.ред. Н.В. Шульгиной] - М.: Вильямс, 2000. - 1151с.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 03.07.2016) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.2016) ст.38 НКРФ.
7. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. Проф. А.П. Градова. - СПб.: Спец. лит., 1995.
- 414 с.
8. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ.-2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.
9. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: - М.: Экономика, 1993. - 335 с.
10. Pitts E., Lagnevik M. What determines food industry competitiveness? / Competitiveness in food industry/ Edited by W.B. Traill and E.Pitts: London.: Blackie Academic & Professional, 1998. - 306p.
11. Хабибуллин Д.Р. О проблеме государственного регулирования сферы услуг // транспортное дело России. 2011. №3 С.7-9
12. Индекс деловой активности в сфере услуг РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosbalt.ru/ business/2016/09/05/1547181.html (дата обращение 18.12.2016).
13. Еременко А.П., Тинякова А.Ю. Индекс деловой активности сферы услуг/ В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Материалы IV (IX) международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф.. 2015. С. 31-32.
14. Мокина Л.С., Никитина Э.Г. Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник СамГУ. 2015. №2 (124). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 21.12.2016).
15. Захарова И.И., Шавандина И.В. Специализация как современная тенденция сферы услуг общественного питания // Вестник НГИЭИ. 2012. № 5. С. 23-29.
16. Аксенова Н.А. О формировании прогноза потребности в специалистах в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 8-10.
17. Романеева Е.В. Оказание услуг на основе высокотехнологичного сервиса // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 89-91.
18. Иванов М.Ю. Специфика социальных услуг как средства получения социальных эффектов // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 71-73.
19. Башмачникова Е.В., Абрамова Л.А. Прогнозирование потенциальной емкости регионального рынка платных услуг населению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 141-147.
20. Воробьева Е.А. Развитие услуг общественного питания // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 159-163.
21. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.
22. Котова Л.Г., Крапчина Л.Н., Попова Н.В. Современное состояние рынка услуг в условиях международной торговли // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 350-356.
23. Клименко А.В., Минчинко О.С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. №3. С.7-30.
24. Сухова О.А. Государственное регулирование экономики: проблемы и перспективы развития/ Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12). pdf (дата обращения: 13.12.2016)
25. Зуева О.Н., Долганова Ю.С. Государственное регулирование сферы услуг // Известия УрГЭУ. 2012.№ 2(40). С.60-63.
26. Бурганов Р.А. Процессы создания институционального поля рынка услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 26-32.
27. Воробьева Е.А. Развитие услуг общественного питания // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 159-163.
28. Кучерова Н.В. Понятие, сущность и характеристики сферы услуг: новый подход// Вестник экономической интеграции. 2010. № 2. С. 60-64.
29. Руденко И.А. Понятие и сущность государственной услуги // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 68-71.
30. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В., Луценко Е.Л. Оценка и прогнозирование качества жизни населения городов России // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 87-95.
31. Червякова Е.Д. Соотношение рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 124-130._
32. Бурцева Т.А., Лысова Е.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 46-53._
Статья поступила в редакцию 29.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.