В. В. Данилкин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие «муниципальная собственность» является предметом правовых, экономических, социальных исследований. Особую актуальность изучение данной категории приобрело с переходом на местное самоуправление. В представленной статье объединяются теоретические предпосылки всех названных подходов и уточняется категория «муниципальная собственность» с точки зрения совокупности всех видов экономических отношений. Рассматривается функциональная структура данного вида собственности и предлагается авторская позиция по данному вопросу.
В процессе социально-рыночной трансформации в России наиболее динамичными являются изменения в собственности как основы производственной системы, что определяет необходимость изменения представления о муниципальной собственности.
Понятие собственности в науке понимается разнообразно: от совокупности отношений и формы присвоения до высказываний, что собственность многогранна и проявляется по-разному в различных аспектах.
Исследование проблем собственности сводится к четырем подходам:
1) классическому, основу которого заложили А. Смит и Д. Рикардо;
2) утопического социализма, основанного Ш. Фурье, Р Оуэном, С. Сисмонди;
3) марксистко-ленинскому, реализованному в СССР;
4) этико-философскому и религиозному, отраженному в работах Н. Бердяева, В. Розанова, П. Струве и их последователей.
Отчасти все перечисленные подходы нашли свое отражение и в определении муниципальной собственности. Категория «муниципальная собственность» рассматривается как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.
Традиционно применяемые определения муниципальной собственности сосредоточиваются на раскрытии ее правовой составляющей.
В юридической литературе под муниципальной собственностью понимается принадлежность средств и продуктов производства населению муниципального образования в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.
Правовая интерпретация муниципальной собственности акцентирует внимание на правах собственности (табл. 1), которые возникают при существовании данного вида собственности.
Однако этот подход не раскрывает социальной и экономической сущности муниципальной собственности.
Социальный аспект затронут незначительно и отражает лишь отношения между классами владельцев собственности и несобственности. Кроме того, экономические отношения являются основой общественных отношений, соответственно,
их необходимо рассматривать в основе общей совокупности отношений собственности, что позволяет выделить экономический смысл категории «собственность».
Таблица 1
Характеристика прав собственности
Право собственности Общая характеристика
Право владения Признание субъектами экономики того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности, что закреплено законодательно. Владение вещью, относящейся к разряду редких и необходимых другим экономическим субъектам, наделяет владельца экономической властью над другими, то есть появляется экономическая зависимость несобственников данной вещи от ее собственника. При этом владение объектом собственности может быть как активным, так и пассивным
Право пользования Активное право владения, то есть использования собственности как блага, потребление его полезности вплоть до уничтожения
Право распоряже- ния Владение собственностью дает право ей распоряжаться. Право, которое позволяет определять судьбу собственности вплоть до отчуждения, то есть передачи собственности другому субъекту, что означает передачу права распоряжения данной собственностью. Управление собственностью является важной составляющей права распоряжения. При этом права собственности могут быть многосубъектными
Право присвоения Через присвоение вещь становится собственностью, то есть является началом и итогом прав владения, пользования и распоряжения. Это выражается через присвоение полезности данной вещи либо результатов использования объекта собственности. Право присвоения, также как и право распоряжения, может быть многосубъектным
С экономической точки зрения собственность представляет собой отношение между экономическими субъектами по поводу объектов собственности, благодаря которым одни субъекты относятся к объектам собственности как к своим, а другие субъекты как к чужим.
Изучение представленных теоретических подходов к определению муниципальной собственности показало необходимость их обобщения. В литературе не уделено достаточно внимания различным формам экономических отношений, сам факт которых указывает на необходимость уточнения муниципальной собственности как категории, отражающей всё многообразие экономических отношений.
Муниципальная собственность как совокупность форм экономических отношений и имущественного комплекса представлена на рисунке.
По поводу муниципальной собственности возникают три вида экономических отношений. К первому виду относятся социально-экономические отношения, которые обусловливают как необходимость, так и возможность использования муниципальной собственности в целях удовлетворения жизненно важных потребностей населения не только в экономических, но и в социальных и экологических благах. За этими отношениями скрываются правовые отношения между людьми, обладающими различными правами собственности, характеризующие процесс формирования и совершенствования взаимосвязей между субъектами данного вида собствен-
ности. Они определяют содержание и характер второго вида отношений — организационно-экономических, возникающих между функциональными субъектами муниципальной экономики как владельцами муниципальной собственности, так и ее управляющими.
Содержание понятия «муниципальная собственность»
Эти отношения обусловливают организационную структуру управления муниципальной собственностью. В свою очередь, в их рамках складывается третий вид отношений. Это технико-экономические отношения, возникающие в процессе использования объектов муниципальной собственности и определяющие конкретные способы использования объектов муниципального имущественного комплекса.
Под муниципальным имущественным комплексом понимается совокупность закрепленных на праве собственности за населением либо муниципальным образованием материальных и нематериальных объектов, предназначенных для осуществления вопросов местного назначения и удовлетворения совокупности интересов населения муниципального образования.
Предлагаемый автором подход позволяет отразить различные формы экономических отношений, возникающих по поводу использования имущественного комплекса.
Научный анализ и обобщение различных трактовок и подходов позволяет автору дать следующее определение муниципальной собственности как экономической категории.
Муниципальная собственность — это совокупность всех видов отношений по поводу владения, пользования, распоряжения и присвоения муниципальных общественных благ, созданных в результате управления муниципальным имущественным комплексом. Данный подход содержит ряд уточнений к определению сущности муниципальной собственности:
1) раскрывает единство правового, экономического и социального содержания муниципальной собственности;
2) позволяет выразить совокупность различных форм отношений, возникающих в процессе использования муниципальной собственности;
3) отражает основной мотив управления муниципальной собственностью — удовлетворение потребностей;
4) характеризует конечный результат использования муниципальной собственности — муниципальные общественные блага.
Под муниципальным общественным благом автором понимается экономическое благо, представляющее собой результаты использования объектов муниципальной собственности, обладающее свойствами общедоступности и неисключаемости и предназначенное для удовлетворения потребностей населения.
Определяемые объекты обладают следующими характеристиками:
1) являются частным случаем общественных благ государственного уровня и, соответственно, они общедоступны, что позволяет извлекать их полезность группой независимых экономических субъектов;
2) имеют особенности производства и потребления; создаются с использованием объектов муниципальной собственности и имеют территориальное ограничение полезности в потреблении;
3) обладают особенными признаками — распространение полезности во времени и пространстве, что означает получение совокупного внешнего эффекта, под которым понимается совокупная полезность (экономическая, социальная, экологическая), получаемая местным сообществом в целом, в настоящее и будущее время.
Исходя из принятого определения муниципальной собственности задачей ее управления является создание таких отношений производства, распределения, обмена и потребления, которые позволяют максимально полезно использовать объекты муниципальной собственности в интересах проживающего на территории муниципального образования населения.
Субъектами экономических отношений муниципальной собственности являются население, обладающее правом владения и присвоения, муниципальные органы власти (представительные и исполнительные), наделенные правами использования, управления и присвоения, муниципальные предприятия, имеющие право управления муниципальным имуществом.
Рассмотрение муниципальной собственности как экономической категории требует изучения ее функциональной характеристики. К концу XX в., с позиции обеспечения социально-экономического развития города, складываются шесть основных функций муниципальной собственности [3].
1) обеспечение доходов местного бюджета, в том числе от реализации имущества, его арендного и иного использования, гибкой налоговой политики, финансовой помощи (как правило, целевой) вышестоящих властно-собственнических инстанций, добровольных взносов и т. д.;
2) обеспечение развития рыночной инфраструктуры, в том числе формирование и развитие таких институтов, как социальная защита и обеспечение занятости;
3) обеспечение развития социальной инфраструктуры, в том числе формирование и развитие таких институтов, как социальная защита и обеспечение занятости;
4) обеспечение развития инженерной (транспорта, информационной, бытовых коммуникаций, то есть дорог, водо- и газоводов, тепловой сети и пр.), бытовой (складов, холодильников и пр.) и экологической (очистные сооружения, фабрики по переработке отходов и т. п.) инфраструктуры;
5) стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
6) содействие развитию внешних связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Другие авторы, например, Б. С. Жихаревич, выделяют функции управления муниципальной собственностью по обеспечению с позиции воспроизводственных потребностей города:
1) условий воспроизводства человека, в т. ч. и как определенной совокупности рабочей силы данного периода;
2) самовоспроизводства на территории муниципального образования как природной, так и среды жизнедеятельности горожан;
3) функционирования производственной и социальной инфраструктуры;
4) самоуправления в границах территории сообщества (муниципалитета);
5) формирования единого информационного пространства;
6) защиты населения и правопорядка;
7) защиты окружающей среды;
8) утилизации отходов [1].
С позиции удовлетворения потребностей, муниципальная собственность может использоваться:
С для экономического развития (муниципальные предприятия);
С достижения инвестиционных целей (недвижимость, сдаваемая в аренду под торговлю, офисы, коммерческие цели и приносящая доход муниципальному образованию);
С размещения населения в муниципальных жилых домах;
С административных нужд (занимаемые сотрудниками и муниципальными службами общественные здания);
С будущего развития (свободная недвижимость, включая излишки помещений, предназначенных для использования).
Возможно разделение функций управления муниципальной собственностью по времени действия на долгосрочные и краткосрочные (стратегические, тактические и текущие).
Кроме того, существование муниципальной собственности объясняется теми функциями, которые она выполняет на практике. Так, необходимость разрушения монополизма государственной собственности и жестко централизованного управления привела к выделению «децентрализующей» функции муниципальной собственности, которая способствует усилению влияния местных органов власти в решении своих внутритерриториальных проблем. Данный подход, объясняя смысл существования муниципальной собственности, нацелен на обеспечение самостоятельности и независимости местных органов власти [5].
Функциональный подход выделяет такие функции муниципальной собственности, как ее способность удовлетворять определенные потребности населения, например, в коммунальных услугах, услугах связи, транспорта, медицины, образования, в обеспечении доступа к спортивным, зрелищным, культурно-просветительским учреждениям [2; 4].
Предложенные нами функции дают более конкретное представление о муниципальной собственности как экономической категории и комплексном направлении использования объектов муниципального имущественного комплекса, что отражает социальную, экономическую и экологическую роль данного вида собственности.
Эти функции показывают важный аспект муниципальной собственности — управление, основанное, с нашей точки зрения, на главном принципе — гармоничности, то есть ориентации на удовлетворение экономических, социальных и экологических интересов населения муниципального образования.
Автором предлагается следующее функциональное описание муниципальной собственности, представленное в табл. 2.
Таблица 2
Функции муниципальной собственности
Название Содержание
Экономическая функция - активизация процессов оптимальной организации хозяйственной деятельности и отраслевой структуры использования имущественного комплекса на территории муниципального образования; - эффективное использование объектов муниципальной собственности и снижение ресурсоемкости производства
Социальная функция - улучшение условий жизнедеятельности общества за счет предоставлении социально значимых благ; - решение проблем здравоохранение, образования и культуры
Экологическая функция - снижение загрязнения окружающей среды; - благоустройство и восстановление территории
Организационно- управленческая функция - разработка стратегии использования муниципальной собственности; - организация и координация деятельности по использованию муниципальной собственности; - мониторинг и контроль за состоянием объектов муниципальной собственности
Воспроизводственная функция - непрерывное создание муниципальных общественных благ; - воспроизводство объектов муниципальной собственности
Преобразовательская функция - влияние на рыночную среду и организацию производства в муниципальном образовании.
* Шрифтом выделены функции, предложенные автором.
Изученные подходы к определению понятия «муниципальная собственность» и к ее функциям позволили нам не только выразить общую трактовку данной категории, но и предложить свое понимание функционального назначения данного вида собственности.
Авторский подход к муниципальной собственности как экономической категории позволяет в дальнейшем осуществить разработку системы управления муниципальной собственностью с учетом социального, экономического и экологического интересов населения территории.
Список литературы
1. Жихаревич, Б. С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / Б. С. Жихаревич. СПб., 1995. 115 с.
2. Литягин, Н. Н. Местное самоуправление : понятие, организационно-экономические основы и гарантии его существования / Н. Н. Литягин. М., 1992.
3. Татаркин, А. И. Публичная собственность в системе общественных отношений / А. И. Татаркин, Н. А. Абдуллаев, А. Н. Рябцев / под ред. чл.-корр. РАН А. И. Та-таркина; РАН, УрО, Ин-т экономики. М. : Экономика, 2004. 312 с.
4. Улыбин, К. А. Социалистическая собственность без иллюзий и догм / К. А. Улыбин. М., 1990.
5. Хасбулатов, Р. О муниципальной и кооперативной формах социалистической собственности / Р. Хасбулатов // Вопр. экономики. 1989. № 6. С. 52-60.