Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению понятия «Качество»'

Теоретические подходы к определению понятия «Качество» Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
18571
1596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / ПОДХОД / APPROACH / ХАРАКТЕРИСТИКА / CHARACTERISTIC / КАТЕГОРИЯ / CATEGORY / ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гончаров В.Н., Колесникова В.В., Ширяева И.В.

В статье рассмотрен вопрос определения сущности понятия «качество» как экономической категории и сущность качества продукции предприятий пищевой промышленности в частности. Предоставлен ретроспективный анализ трансформации категории «качество»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF "QUALITY"

In the article the question of defining the essence of the concept of "quality" as an economic category and the essence of quality products of the food industry in particular. Given the retrospective analysis of the transformation of the category of "quality"

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению понятия «Качество»»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

«КАЧЕСТВО»

В.Н. Гончаров, д-р экон. наук, профессор, В.В. Колесникова, канд. экон. наук, старший преподаватель, И.В. Ширяева, аспирант

Луганский национальный аграрный университет

В статье рассмотрен вопрос определения сущности понятия «качество» как экономической категории и сущность качества продукции предприятий пищевой промышленности в частности. Предоставлен ретроспективный анализ трансформации категории «качество»

Категория "качество" имеет многогранную природу происхождения и существования, которое применяется в различных сферах деятельности общества, поэтому может рассматриваться как философская, социальная, экономическая категория и т.д. [1]. Считается, что она впервые была проанализирована Аристотелем еще в III в. до н. э. Существует, например, философское определение качества, сделанное Гегелем (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Существуют аналогичные определения

понятия качества как экономической категории. В таблице 1 систематизированы подходы к трактовке категории "качество", что представлено в виде ретроспективного анализа трансформации данного понятия.

Следует отметить, что категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью, и не отрывная от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета.

Таблица 1

'етроспективный анализ трансформации категории "качество"

Источник Содержательное наполнение категории

Гегель Г. (XIX в. н.э.) Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, нечто перестает быть там, что оно есть, когда оно теряет свое качество [1].

Кант Э. Трактовал как требование и признак истинной церкви: «ее существенное свойство (качество) - то есть чистота, единение на основе только моральных, а не каких-либо других побуждений. Она очищена от слабоумия предрассудок и от безумия фантазии» [2].

Подход китайских исследователей Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» [2].

Сэй Ж.Б. (1803 г.) Источником цен является не труд, и мера стоимости не является издержками производства, скорее это польза, которую они приносят, их качество [2].

Шухарт У. (1931г.) Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективные - насколько вещь «хороша» [10].

Исикава К. (1950 г.) Свойство, реально удовлетворяющее потребителей [10].

Джуран Дж. (1979 г.) Объективная сторона - пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона - степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности) [10].

На основании приведенных подходов к определению категории «качество» можно сделать вывод, что в философии качество определяется как характеристика объекта (вещи, предмета, явления, процесса), что имеет свои свойства, которые и определяют ее качество и с помощью которых вещь может отличаться от других объектов. Рассматривая категорию «качество», с философской и общественной точек зрения, анализ показывает значимость и необходимость ее

исследования в экономическом аспекте. Поэтому в дальнейшем будет целесообразно определить сущность качества как экономической категории.

В 1986 г. международной организацией по стандартизации ИСО были определены качество для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминологию уточнили - было стандартизировано следующее определение: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности

удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.

Качество - это совокупность характеристик объекта (процесс, который индивидуально описывается и рассматривается, продукция, организация, система или любая их комбинация), относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.

Качество (англ. Quality) - совокупность свойств продукции, определяющих степень пригодности ее для использования по назначению; степень совершенства, которым обладает товар, услуга или другой исходный продукт бизнес-процесса. Согласно определению Общего управления качеством, качество - это соответствие требованиям потребителя.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под качеством можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых продукция или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». Автор подчеркивает, что качество продукции или услуги определяет никто иной как потребитель. Некоторые отечественные специалисты качество продукции определяют зеркалом научно - технического прогресса. Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичным

показателем продукции, принятой в качестве базовой для сравнения [9].

По мнению Дж. Ван Етингера и Дж. Ситтинга, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель будет группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество -величина измеримая и, следовательно, несоответствие товара предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через постоянную меру, которой, конечно, есть деньги [11].

Так, В. Яковлева под качеством продукции понимает «соответствие свойств предмета целевому назначению, а также определенному уровню требований, определяемым общим состоянием развития техники и запросами потребителя» [12]. Коллектив авторов монографии «Право и качество продукции» под термином «качество продукции» понимает уровень соответствия ее технико-экономических свойств специальным требованиям, получили юридическое оформление в соответствующих правовых актах.

В. Огвоздин определяет качество как «совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируют поставщиками при ее создании с целью удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей».

Поскольку есть довольно значительное количество определений сущности понятия категории «качество», проанализируем несколько подходов к ее определению. В табл. 2 приведены некоторые определения понятия качества, предложенные отечественными и зарубежными учеными.

Таблица 2

Анализ сущности понятия «качество»

Автор Определение понятия качества как экономической категории

Аристотель III в. до н. э. Качество - является побочным обстоятельством, с помощью которой вещь есть какого типа или вида, что указывает которой есть вещь и как вещь; которая является внешней оценочной форме.

А. Гегель Качество есть вообще тождественной с бытием определенность, нечто, благодаря своим качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, перестает быть тем, чем оно является.

Ф. Кросби За качество не платят. Качество бесплатно.

Толковый словарь В. Даля Качество - свойство или принадлежность, все что составляет сущность лица или вещи.

А.В. Аристов Комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека.

Л.И. Боженко Под качеством продукции следует понимать совокупность ее основных полезных свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей пользователя при применении этой продукции по целевому назначению.

В.Г. Сиченко Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при ее эксплуатации.

Продолжение табл. 2

Г. Бычковский Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

М.И. Шаповал Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные личные и производственные потребности в соответствии с ее назначением.

А.В. Гличев Совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется производителями (поставщиками) при ее создании в целях удовлетворения установленных (или предполагаемых) потребностей.

Ю.И. Койфман Качество - степень, с которой совокупность присущих характеристик выполняет требования потребителя.

ГСТУ 9000-2001 Совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется поставщиками при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей.

Украинская ассоциация качества Качество - это процесс непрерывного совершенствования, способ ведения бизнеса, когда необходимо быть лучше, совершеннее других, а не просто иметь продукцию лучшего качества.

ISO 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества» Качество - совокупность характеристик объекта (процесс, который индивидуально описывается и рассматривается, продукция, организация, система или любая их комбинация), относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.

Международный стандарт ISO 8402-86 Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, что предоставляют им возможность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей.

Международный стандарт ISO 9000-2000 Степень, до которой совокупность собственных характеристик продукции, процесса или системы удовлетворяет сформулированные потребности или общепонятные или обязательные ожидания.

Понятие качества продукции регламентировано в Украине государственным стандартом ГСТУ-15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [4]: Согласно Стандарту качество есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Согласно ст. 1 Закона Украины от 6 сентября 2005 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» [5] качество пищевого продукта - степень совершенства свойств и характерных черт пищевого продукта, которые способны удовлетворить потребности (требования) и пожелания тех, кто потребляет или использует этот пищевой продукт.

Согласно ст. 3 из этого Закона [6], государство обеспечивает качество пищевых продуктов с целью защиты жизни и здоровья населения от вредных факторов, которые могут присутствовать в продуктах, путем:

- установление минимальных спецификаций качества пищевых продуктов в технических регламентах;

- установление санитарных мероприятий и вете-ринарно-санитарных требований для мощностей (объектов) и лиц, которые заняты в процессе производства, продажи (поставки), хранения (экспонирования) пищевых продуктов;

- установление стандартов для пищевых продуктов с целью их идентификации;

- обеспечение наличия в пищевых продуктах для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках заявленных особых характеристик и их безопасности для потребления, в частности лицами, которые имеют особые диетические потребности;

- установление требований в отношении знаний и умений ответственного персонала производителей, продавцов (поставщиков);

- участия в работе соответствующих международных организаций, которые устанавливают санитарные меры и стандарты пищевых продуктов на региональном и мировом уровнях;

- осуществление государственного надзора с целью проверки выполнения производителями и продавцами (поставщиками) объектов санитарных мероприятий требований настоящего закона;

- выявление нарушений данного закона и осуществление необходимых мер относительно привлечения к ответственности лиц, которые не выполняют положений Закона Украины.

Есть много определений понятия «качество продукции», среди которых наиболее точно сформулировано определение этого понятия Европейской организацией по контролю качества «Продукция считается хорошего качества, если при минимальных затратах

на протяжении всего ее жизненного цикла она максимально способствует здоровью и счастью людей, которые вовлечены в ее проектирование и восстановления (повторного использования) при условии минимальных затрат энергии и других ресурсов и при допустимой (приемлемой воздействия на окружающую среду и общество)». Такая формулировка четко определяет связь проблемы качества продукции с другими жизненно важными для человека проблемами - сохранением окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, влиянием результатов хозяйственной деятельности на условия жизни потомков.

Так, согласно Международной организации по сертификации ISO было сформировано определение понятия качества для всех отраслей промышленности: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.

Декрет Кабинета Министров Украины «О государственном надзор за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственность за их нарушение» от 08.04.1993 г. № 30-93, трактует качество продукции как совокупность свойств, которые отражают безопасность, новизну, долговечность, надежность, экономичность, эргономичность, эстетичность, эколо-гичность продукции, которые придают ей способность удовлетворять потребителя в соответствии с ее назначением [7].

Выводы. Существует значительное количество подходов к трактовке качества, которые характеризуют ее со стороны производителя и потребителя. В первую очередь, качество продукции рассматривается как совокупность свойств и характеристик объекта, для удовлетворения потребностей потребителей. Данное требование удовлетворяется при целевом использовании продукции и соответствия ее требованиям технического уровня разработки (соответствие стандартам, нормам, правилам как на законодательном и мировом уровне, так и соблюдение внутренних правил и норм производства) [8].

Исследования имеющихся в экономической литературе характеристик и определений понятия в табл.2, дает основания для вывода о существенные различия и недостатки в воспроизведении сущности качества. Рассматривая различные трактовки понятия «качества», следует отметить, что большинство ученых определяют эту категорию как совокупность характеристик и свойств продукции, а именно как способность обеспечения и удовлетворения определенных потребностей потребителя.

Относительно формулировки понятия качества среди авторов нет единого мнения. Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: на сегодня под качеством следует понимать не просто наличие в нем тех или иных свойств, которые обеспечивают ему

отличное выполнение возложенных на него функций, но и наличие в товаре тех свойств и характеристик, способствующих максимальному удовлетворению потребностей и запросов потребителей.

Рыночные отношения заставили Украину по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен через внедрение системы стандартов качества на предприятие.

Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов [3].

Опыт показывает, что внедрение международных стандартов ограничивается не только высокими требованиями к организации материально -технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия. Поэтому решить задачу достижения и поддержания управлением

качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно.

Литература

1. Аристов, О.В. Управление качеством [Текст] / О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 204 с.

2. Басовский, Л. Е. Управление качеством [Текст] / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 274 с.

3. Гончаров, В. Н. Адаптация промышленных предприятий к научно-техническим новшествам [Текст] / В. Н. Гончаров, Г. И. Дибнис, П. В. Ромбах -К.: Техника, 1992.- 132 с.

4. ДСТУ ISO 9000—2001. Системи управлшня яшстю. Основш положения та словник. Системи управлшня яшстю. Вимоги. Настанови щодо полшшення дiяльностi. Настанови щодо полшшення дiяльностi. Чинний ввд 10.01.2001 р.

5. Закон Украши «Про безпечнють та яшсть хар-чових продукпв» ввд 23.12.97 р. №771/97-ВР i3 змшами та доповненнями ввд 06.09.05 р.

6. Закон Украши «Про внесення змш до Закону Украши «Про яшсть та безпеку харчових продукпв i продовольчо! сировини» ввд 06.09.05 р №2809-IV (i3 змiнами та доповненнями)

7. О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил: Декрет Кабинет-ту Министров Украины от 08.04.1993 г. № 30-93 // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1993. - № 23. - Ст. 247

8. Родионов, А.В. Анализ стратегии в процессе управления [Текст] / А.В. Родионов // Економша. Менеджмент. Шдприемництво. Зб. наук. праць Схвдно-украшського державного ушверситету. Вип. 1. - Лу-ганськ: СУДУ, 2000. - С. 275-278.

9. Родионов, А.В. Организация управления репутацией предприятий [Текст] / А.В.Родионов // Организатор производства. Воронеж, 2006. - № 3 (30). - С. 28-31.

10. Сарнавская, Т. Н. Система всеобщего управления качеством (TQM) [Текст] / Т. Н. Сарнавская. -К.: УАК, МЦК "ПРИРОСТ", 2003. - 387 с.

11. Яковлева, В.Ф. О роли норм советского гражданского права в борьбе за качество продукции [Текст]/ В.Ф. Яковлева // Советское государство право. - 1964. - № 63. - С. 56-57

® +38(095)671-58-51 +38(095)070-40-74

E-mail: inna kolesnikova@mail.ua

Ключевые слова: качество, подход, характеристика, категория, продукция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.