Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению коррупции как особой формы отношений обмена'

Теоретические подходы к определению коррупции как особой формы отношений обмена Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА / ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронов Роман Владимирович

В статье дан анализ точек зрения отечественных и зарубежных ученых относительно определения коррупции, а также проведена их классификация в зависимости от использованного подхода (политологический, экономический, правовой).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of the points of view of domestic and foreign scientists concerning corruption definition is given, and also their classification depending on the used approach (politological, economic, legal) is spent.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению коррупции как особой формы отношений обмена»

-►

Экономическая безопасность

УДК 338.4:621

Дронов Р.В.

теоретические подходы к определению коррупции как особой формы отношений обмена

Изучение отечественной и зарубежной истории показывает, что коррупция была присуща абсолютно всем общественно-экономическим формациям и формам государственного устройства во все периоды их развития.

Одно из первых упоминаний о коррупции, как указывают отдельные исследователи, можно встретить в архивах Древнего Вавилона (вторая половина XXIV в. до н. э.). Позднее, в IV в. до н.э., в древнеиндийском трактате по искусству управления государством "Артхашастра" важнейшей задачей, стоящей перед царем, признается борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения государственного имущества и делается вывод об уловках хитроумных чиновников: "Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам".

Истоки отечественных коррупционных отношений, на наш взгляд, следует искать в Х веке, во времена существования Киевской Руси. Тогда в каждый крупный город Великий князь назначал своего полномочного представителя - посадника (воеводу, наместника), без денежного вознаграждения. Как представитель князя в городе, посадник вершил суд, собирал дань и пошлины, руководил военными силами и т.д., а часть собранных с населения средств он оставлял в свою пользу. Кроме того, посадник получал с населения "корм" (продуты питания и фураж и т.д.). Таким образом, данная система получила название "кормления". Постепенно система "кормления" трансформировалось в лихоимство (подкуп за нарушение законодательства) и мздоимство (подкуп за не нарушение закона). К XV в. лихоимство и мздоимство уже образовывали систему коррупции.

Распространение коррупции на Руси привело к тому, что Петр I, начал против нее широкомасштабную войну. 24 декабря 1724 года государь подписал Указ "О воспрещении взяток и посулов и наказании за оное", в соответствии с которым,

всем чиновникам запрещалось получать какое-либо иное вознаграждение за труд, кроме определенного им государством жалования. Однако даже суровое наказание не устрашило любителей казнокрадства. Так, например, за взяточничество были казнены: сибирский губернатор князь М. Гагарин, обер-фискал (Главный прокурор) А. Нестеров, ведавший Смоляным двором адмиралтейств - советник А. Кикин и др. Сподвижник Петра Великого - первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга - А. Меншиков закончил свою жизнь в ссылке.

С приходом советской власти ситуация принципиально не изменилась. 20 декабря 1917 года была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, среди основных задач ВЧК стояла борьба с коррупционной угрозой. В условиях роста коррупционной преступности, 8 мая 1918 г. был принят Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О взяточничестве", ставший первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество. Согласно Декрету, покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению, при этом, если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации. 16 августа 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР "О борьбе со взяточничеством", 25 сентября 1922 г. принят циркуляр Народного комиссариата юстиции № 86 "О мерах по борьбе со взяточничеством" и т.д. Среди громких коррупционных преступлений 20-х годов, можно назвать "дела" К. Зилита, Н. Бабаева и других.

Начало реформирования российской экономики в 90-е годы ХХ века, ее переход на рыночные рельсы создали благоприятные условия для выхода отечественной коррупции на новый уровень своего развития.

На наш взгляд, следует выделить три этапа в развитии современной российской коррупции: 1-й этап - 1991-1992 гг., на наш взгляд, связан с развалом Советского Союза и началом рыночных реформ. На этом этапе была сформирована законодательная основа, позволившая выйти отечественному криминалу выйти на более высокий уровень своего развития. 2-й этап берет свое начало в январе 1993 г., когда начался период массовой приватизации и заканчивается августовским кризисом 1998 г. На этом этапе проходил масштабный передел государственной собственности, развернулся процесс либерализации внутреннего и внешнего рынка при одновременном ослаблении управляемости хозяйством. Основной целью участников коррупционного процесса на первом и втором этапах развития, было удовлетворение своих тривиальных материальных потребностей. 3-й этап берет свое начало с конца 90-х и продолжается в настоящее время. На данном этапе, основные материальные потребности участников коррупционных действий уже удовлетворены, и возникает стремление к формированию личных богатств и реализации потребностей самовыражения (вхождение во власть, распоряжение судьбами людей и пр.). Данный вид коррупции, по нашему мнению, особенно опасен, поскольку наносит серьезный удар, как по экономическим, так и по демократическим основам нашего общества, подрывая авторитет власти.

Для более глубокого понимания феномена коррупции, а следовательно и для определения мер эффективного противодействия ей, необходимо проанализировать существующие определения данного явления. Очевидно, чем более четко сформулировано определение коррупции, тем легче на его основе формулировать цели, задачи и функции государственных и негосударственных структур, обеспечивающих защиту национальных интересов от данной угрозы.

В основе термина "коррупция" лежит латинское слово "согтарйо", означающее в переводе "подкуп, порчу, разложение", в мировой практике применяется для характеристики прямого использования должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения, сопровождающегося, как правило, нарушением законности [1].

Анализ научной и публицистической литературы показывает, что существует достаточно много точек зрения относительно определения сущности явления коррупции. Рассмотрим некоторые из них.

25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 "О противодействии коррупции", в котором коррупция определена как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Сильной стороной данного 273-Ф3 Закона, по нашему мнению, является то, что в нем в качестве источника опасности для общества и государства рассматривается физическое лицо, использующее свое служебное положение, которое может быть как государственным служащим, так и представителем негосударственного сектора экономики.

Перекликается с отечественным антикоррупционным законом Межамериканская конвенция против коррупции, так как в ней содержится детальное перечисление форм коррупционного поведения. Конвенция, принята государствами-участниками Организации американских государств 29 марта 1996 г. и в качестве коррупционных преступлений рассматривает: вымогательство или получение чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или не совершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а так же предложением или предоставлением таких предметов или выгод; ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству или любой компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, к которому этот чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей; ряд других случаев, где чиновники или лица, исполняющие служебные

обязанности, используют свое служебное положение в корыстных или личных целях [2].

Межамериканская конвенция не содержит четкого определения понятия коррупции, а в качестве коррупционера рассматривается правительственный "чиновник или лицо, выполняющее государственные обязанности", что, по нашему мнению, является существенным недостатком данной конвенции, так как из внимания выпадают коррупционеры находящиеся на службе в органах муниципальной власти и иных негосударственных организациях, и наносящие своей противозаконной деятельностью не меньший ущерб национальным интересам, чем их "коллеги" из государственного сектора.

Советом Европы были приняты следующие два ключевых антикоррупционных документа: "Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" от 27 января 1999 года и "Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию" от 9 сентября 1999 года. В документах Совета Европы отсутствует норма - дефиниция, содержащая определение понятия коррупции, однако это компенсируется детальным перечислением форм коррупционного поведения должностных лиц, которые аналогичны формам, содержащимся в Межамериканской конвенции против коррупции 1996 года.

Статья 8 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (резолюция Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.) определяет коррупцию, как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают: обещание, предложение или предоставление публичному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, что бы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического лица или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей. Так же в Статье 8 дается определение публичного должностного лица как "публичное должностное лицо или лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве

Государства-участника, в котором данное лицо выполняет такие функции, и как это применяется в уголовном законодательстве этого Государства-участника" [3]. По нашему мнению, сильной стороной данного определения коррупции, является то, что в качестве источника общественной опасности рассматривается не только государственный служащий, но и всякое "публичное должностное лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу" не надлежащим образом выполняющее свои должностные обязанности.

Дальнейшее распространение коррупции, как на национальных, так и на международном уровнях, потребовало от ООН принятия специализированной антикоррупционной конвенции. В результате, 31 октября 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против коррупции. Глава III Конвенции содержит подробный перечень коррупционных преступлений, в том числе: Статья 15 "Подкуп национальных публичных должностных лиц", Статья 16 "Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций" и т.д.

О. Обасанджо рассматривает коррупцию, как повсеместно распространенный феномен злоупотребления общественной властью в целях извлечения личной выгоды [4].

Т. Нас, А. Прайс и Ч. Вебер также акцентируют внимание на властных отношениях. По их мнению, коррупция - любое незаконное использование общественной власти или полномочий в целях получения личной выгоды [5].

А. Шлейфер и Р.В. Вишни определяют коррупцию как продажу государственными служащими государственной собственности в частных целях. Авторы определения рассматривают коррупционные действия госслужащих, а противоправные действия представителей негосударственного сектора выпущены из внимания [6].

Б. Волженкин рассматривает коррупцию в качестве социального явления, содержание которого проявляется в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. В рассматриваемом аспекте явление коррупции находит конкретные формы проявления в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном

порядке. Автор рассматривает коррупцию как явление свойственное и государственным, и негосударственными служащим. В свою очередь, коррупционные деяния подразделяются на два типа: преследуемые и не преследуемые в уголовном порядке [7].

Развернутое определение коррупции, с нашей точки зрения, дает А. Долгова, которая рассматривает коррупцию как "умышленные действия: пассивный подкуп - испрашивание или получение кем-либо из должностных лиц и иных субъектов, перечисленных в специальных законах, прямо или косвенно, не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ, преимуществ, а также принятие предложения или обещания таких благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета и возможностей; а также активный подкуп - обещание, предложение или неправомерное предоставление таким субъектам физическими и юридическими лицами за перечисленные деяния указанных благ и преимуществ" [8]. В определении автор не делает различий между коррупционными действиями государственного и негосударственного служащего и рассматривает их как одинаково социально опасные.

Комплексный подход к определению коррупции выбрала М. Альпидовская, рассматривая коррупцию в нескольких плоскостях: "...с точки зрения экономической теории, коррупция - это специфический вид экономических отношений, которые возникают в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. С точки зрения институциональной теории, коррупция как неформальный экономический институт - это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе экономики, и определяется она как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частной выгоды. Несовершенство экономических условий хозяйствования рождает спрос на благо такого рода, а несовершенство правовых и морально-этических норм в обществе рождает предложение" [9].

Как видно из выше изложенного спектр взглядов на определение сущности явления коррупции достаточно широк, и сложность решения этой проблемы отражается в неоднозначности толкования данной категории. С одной стороны, существует явное стремление к расширенному толкованию по-

нятия, включающему в себя подробное детальное перечисление форм коррупционного поведения (Межамериканская конвенция, Конвенции ООН и Совета Европы и др.), с другой стороны - краткое определение понятия коррупции (Т. Нас, А. Прайс, Ч. Вебер и др.), с одной стороны коррупция рассматривается как социальное явление (Б. Волженкин, А. Долгова и др.), с другой - при рассмотрении проблемы используется экономический подход (А. Шлейфер, Р. Вишни, М. Аль-пидовская и др.) и т.д.

Проведенный анализ различных точек зрения на определение сущности явления коррупции позволяет нам систематизировать их в зависимости от использованного подхода.

Специалисты в области права рассматривают коррупционные действия как нарушение существующих в государстве норм закона обязательных к исполнению. С точки зрения социологии содержание коррупции заключается в нарушениях принятых в обществе норм обязательного поведения и социального благополучия. Экономисты рассматривают коррупцию как явление, оказывающее существенное влияние на функционирование хозяйственного комплекса страны. При этом взятка рассматривается как инструмент обслуживания интересов сторон, в связи с чем, существуют представления об "эффективных" и "неэффективных" взятках.

Однако большинство современных экономистов придерживаются мнения, что длительное существование коррупции в государстве несет разрушительные последствия для национального хозяйства страны, и не какие "положительные" эффекты компенсировать его не в состоянии.

Анализ различных подходов используемых при изучении коррупции (экономический, политологический и правовой) позволяет сделать вывод, что она углубляет неравенство и несправедливость, усиливает социальную и политическую напряженность в обществе, подрывает эффективность действия государственных институтов и т.д.

В связи с тем, что в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка, в результате которой должностное лицо нелегально "продает" физическим или юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, а "покупатель", получает возможность использовать место службы "продавца" в своих интересах, необходимо рассматривать коррупцию, как особого вида обменные отношения. Л. Спиридонов отмечает, что отношение обмена - это исходное отношение, объединяющее людей в социальный организм, в

котором существует государство, в сфере экономики выступает как отношение производственное, в сфере права - как отношение правовое, в сфере государства - как отношение публично-властное, политическое. Таким образом, коррупцию, как антисоциальное явление, представляющее особый вид обменных отношений, следует рассматривать в трех сферах жизнедеятельности общества - экономика, право и государство, что позволит комплексно исследовать данное явление [10].

Базируясь на прочном экономическом фундаменте, коррупция, создает и воспроизводит нелегальные отношения обмена и соответствующие им неформальные социальные нормы (правовые, экономические и др.), регулирующие незаконный обмен, а так же присвоение незаконной ренты, что приводит к деградации общественных отношений, которая заключается: в утрате принципа эквивалентности, как в сфере самого обмена, так и возникающих на его основе отношений; в социально несправедливом перераспределении национального дохода и национального богатства в пользу немногочисленных социальных групп населения, и как справедливо отмечают И. Клямкин и Л. Тимофеев - в утрате функциями государственного управления характера общественных благ и их превращения в объект купли - продажи [11].

Таким образом, коррупция, проникнув в различные сферы экономики, является одной из ключевых угроз национальной экономической безопасности, за счет дублирования экономичес-

ких отношений, коррупционными. При этом, в обстановке коррупции в качестве товара выступают коррупционные услуги, являясь своего рода допуском к нормальным экономическим отношениям, что позволяет нам сделать вывод о наличии двух основных этапов в развитии экономических отношений: допуск к ведению легальной хозяйственной деятельности посредством коррупционных отношений и ее ведение.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что коррупция является особой формой отношений обмена и сформулировать следующее определение коррупции - это социально опасное явление, представляющее собой нелегальный обмен служебных полномочий должностного лица (государственного / негосударственного сектора экономики) на удовлетворение его личных (групповых) потребностей, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участника коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником.

Таким образом, рассмотрев в статье различные подходы к определению коррупции как особой форме отношений обмена, можно сделать вывод, что коррупция приводит к изменению вектора экономических реформ, к разрушению основ национального хозяйства, к потере экономической безопасности нации. Очевидно, что дальнейшее промедление в борьбе с этим негативным явлением может привести к необратимым последствиям для российского государства и его экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь. СПб.: "Норинт", 2000. С. 576.

2. International Legal materials: current documents. Vol. 35 1996. №3. P. 724-734.

3. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 7-45.

4. Obasan jo O. Welcome Address // Africa Leadership Forum. Corruption, Democracy and Human Rights in East and Central Africa. Entebbe, Republic of Uganda. 12-14 December 1994. Ibadan. Р. 57.

5. Nas T.F., Price A.C., Weber Ch.T. A Policy-Oriented Theory of Corruption // American Political Science Review 1986, Varch. Vol. 80. № 1. P. 108.

6. Shleifer A., Vishny R.W. Corruption // The Quar-

terly Journal of Economics. 1993. № 33, Р. 107.

7. Волженкин Б.В. Коррупция // Выработка стратегического курса антикоррупционной деятельности российского общества и государства: Материалы к Национальному антикоррупционному семинару, Москва, 24-25 мая 2000 г. М., 2000. С. 101-102.

8. Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой М.: НОРМА, 2007. С. 711.

9. Альпидовская М.Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 138.

10. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров. 2001. С. 30.

11. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2000. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.