и структурирование материала, разрабатывать аппарат контроля в соответствии с целями и содержанием обучения [11].
Несколько иной была позиция представителей психолого-педагогического направления школы Н.Т. Талызиной [12], развивавших контекстный подход к отбору содержания образования. На основе знаково-контекстной концепции А.А. Вербицкого [13] в РосНИИ Информационных систем была развита концепция о трех поколениях компьютерных обучающих программ [14].
Первое поколение программ представляло собственно электронные версии учебников. Второе - электронную версию в гипертекстовом варианте.
Компьютерная обучающая программа третьего поколения должна реализовывать объектно-ориентированное обучение, что выражается следующим образом:
- в содержании предметный мир должен быть представлен как целостность;
- компьютерный учебник должен обеспечивать не только передачу и усвоение основ научных знаний, но и выступать как средство проектирования, моделирования и исследования мира, построенного обучающимися [5].
Таким образом, возникает проблема разработки соответствующей образовательной поддерживающей среды, включающей электронный учебник и базу данных, экспертную систему, и систему реализации технологии «Виртуальной реальности».
Дальнейшее развитие образовательных информационных технологий в действительности не стало реализовываться в направлении компьютерных обучающих программ третьего поколения. Достаточно рассмотреть содержания как региональных (Владивосток, 1993), так и столичных конференций. В частности на Всероссийской конференции «Компьютерные технологии в высшем образовании» (Санкт-Петербург, 1994) было представлено
Библиографический список
около 300 докладов. И из анализа тематик представленных докладов следует, что созданию обучающей программы по целостной дисциплине не было посвящено ни одного доклада.
Фактически такое положение в сфере образовательных технологий не изменилось. Очевидно, в связи с большими временными затратами, отсутствием административной поддержки и недостатком финансов на проведение разработок и времени на отладку компьютерных программ, авторы охватывают обычно лишь одну или несколько тем, а не весь курс в целом. В результате определенный предмет обеспечивается электронной версией учебного пособия или набором программ по отдельным темам разных авторов, возможно и хороших по отдельности, но не образующих единую дидактическую систему ни по целям, ни по стилю оформления и подаче материала. Поэтому часто преподаватели начинают разрабатывать учебные занятия с использованием профессиональных пакетов прикладных программ типа Matematica, Advanced Grapher, HyperChem, ChemOffice. В частности в Дальрыбвтузе разработан и уже более 10 лет и используется в учебном процессе в рамках дисциплин «Прикладная молекулярная биология» и «Биофизические основы жизнедеятельности гидробионтов» цикл лабораторных работ с использованием пакета «MolGraph», студентам предоставляется возможность моделировать на ПК пространственное строение молекул и их изменение в процессе реакций.
В заключение следует отметить правоту В.П. Беспалько о том, что «нынешнее применение компьютеров - чисто экстенсивное». А педагогические технологии должны строиться не на использовании, а на участии в образовательном процессе компьютеров [1]. Таким образом, на пути развития образовательных информационных технологий еще много не решенных проблем.
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002.
2. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
3. Солсо, РЛ. Когнитивная психология. - М., 1996.
4. Кузнецов, С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе. - М., 1985.
5. Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. - 1990. - № 7.
6. Талызина, Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс // Научные основы советской педагогики. - 1985. - № 12.
7. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.
8. Могилев, А.В. Дидактические принципы в компьютерном обучении / А.В. Могилев, С.А. Титаренко // Педагогическая информатика. -1993. - № 2.
9. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М., 1994.
10. Соловов, А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.
11. Беспалько, В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. - М., 1988.
12. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). - М., 1984.
13. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
14. Агапова О.И., Вербицкий А.А. Конструирование образа мира обучающимися: новый подход к компьютеризации учебного процесса: тр. исслед. центра проблем качества подготовки специалистов / О.И. Агапова, А.А. Вербицкий / под ред. Вербицкого А.А. - М., 1992.
15. Кривошеев, А.О. Проблема развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. - 1994. - № 3.
Bibliography
1. Bespaljko, V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem kompjyuterov (pedagogika tretjego tihsyacheletiya). - M., 2002.
2. Moiseev, N.N. Chelovek i noosfera. - M., 1990.
3. Solso, R.L. Kognitivnaya psikhologiya. - M., 1996.
4. Kuznecov, S.I. Primenenie EhVM v uchebnom processe. - M., 1985.
5. Monakhov, V.M. Proektirovanie i vnedrenie novihkh tekhnologiyj obucheniya // Sovetskaya pedagogika. - 1990. - № 7.
6. Talihzina, N.F. Vnedrenie kompjyuterov v uchebnihyj process // Nauchnihe osnovih sovetskoyj pedagogiki. - 1985. - № 12.
7. Mashbic, E.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih kompjyuterizacii obucheniya. - M., 1988.
8. Mogilev, A.V. Didakticheskie principih v kompjyuternom obuchenii / A.V. Mogilev, S.A. Titarenko // Pedagogicheskaya informatika. - 1993. - № 2.
9. Robert, I.V. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemih, perspektivih ispoljzovaniya. - M., 1994.
10. Solovov, A.V. Informacionnihe tekhnologii obucheniya v professionaljnoyj podgotovke // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 1995. - № 2.
11. Bespaljko, V.P. Teoriya uchebnika. Didakticheskiyj aspekt. - M., 1988.
12. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj (psikhologicheskie osnovih). - M., 1984.
13. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod. - M., 1991.
14. Agapova O.I., Verbickiyj A.A. Konstruirovanie obraza mira obuchayuthimisya: novihyj podkhod k kompjyuterizacii uchebnogo processa: tr. issled. centra problem kachestva podgotovki specialistov / O.I. Agapova, A.A. Verbickiyj / pod red. Verbickogo A.A. - M., 1992.
15. Krivosheev, A.O. Problema razvitiya kompjyuternihkh obuchayuthikh programm // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 1994. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.11.12
УДК 37
Bayborodina N.V. THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING OF GRAPHIC REPRESENTATIONS IN THE PODROSTKOVO-YOUTH ENVIRONMENT. On the basis of the theoretical analysis of researches of archeologists, historians, linguists, the sociologists devoted to interpretation of concept, history of its occurrence and development, generalisation of scientific approaches to studying, the concept podrostkovo-youth, under which means of social activity and the youth self-realisation, opening its adaptive propensities, possibilities and aspirations
Key words: deviating behaviour, pedagogical preventive maintenance, the prevention, the gender approach is deepened.
Н.В. Байбородина, заместитель директора по воспитательной работе Ильинской средней (полной) общеобразовательной школы № 1, г. Москва, Е-mail: iada.web@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И НАДПИСЕЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
На основе теоретического анализа исследований археологов, историков, лингвистов, социологов, посвященных толкованию понятия графических изображений и надписей, истории его возникновения и развития, обобщения научных подходов к их изучению, углублено понятие подросткового граффити, под которым понимается средство социальной активности и самореализации подростков, раскрывающее ее адаптивные склонности, возможности и устремления.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, педагогическая профилактика, граффити, предупреждение, гендерный подход.
Впервые интерес к графическим изображениям и надписям возник в рамках археологической и исторической наук. Граффити так называлась одна из техник настенной живописи. Позже археологи стали употреблять этот термин для обозначения всех видов случайных надписей и рисунков на стенах домов.
Среди ученых нет единого мнения относительно понятия, содержания и назначения граффити. Закрепленные словарями определения подчеркивают различные аспекты этого сложного социального явления.
В Британской энциклопедии дается следующее определение: термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «выцарапывать».
Археологические и письменные источники подтверждают -русские графические изображения и надписи имеют древнюю историю. Как отмечают археологи, писание на церковных стенах было настолько распространено, что запрет на это явление нашел отражение в юридических документах. Известный исследователь церковных графических изображений и надписей С.А. Высоцкий утверждал, что «...граффити на церковных стенах имеют в большинстве своем религиозное содержание: это просьбы и помощи, молитвы и проклятия». Судя по всему, авторы граффити осознавали, что совершают нечто недозволенное. Нечеткость букв, пропуски, особенности начертания говорят о том, что многие надписи делались поспешно и украдкой. Ученые отмечают, что некоторая часть графических изображений и надписей сделана самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в г. Киеве, сообщает: «Писал, поющи аллилуйя».
Впервые частичное исследование древнерусских графических изображений и надписей, привлекшее внимание научной общественности, было осуществлено палеографами И.А. Шляп-киным и В.Н. Щепкиным.
Если учесть, что первыми известными формами «письма» были имена и знаки собственности на предметах, то современные надписи можно объявить их прямыми потомками. Однако феномен надписей тесно связан с таким институтом, как город. Не случайно первые упоминания о граффити на территории России относятся именно к периоду возникновения городов. Надпись не имеет автора и обращается ко всем, даже к тем, кто ее не понимает в силу культурного языкового барьера.
Одной из основных разновидностей графических изображений и надписей нового поколения являются граффити молодежных субкультур. Важное различие между традиционными и субкультурными граффити - степень доступности содержания тех и других для стороннего наблюдателя.
В молодежной среде, помимо субкультурных надписей и знаков, родилась еще одна форма граффити: стены современных городов украшают граффити-подписи и граффити-картины, продукт нового направления в молодежной культуре. Нанесение подобных граффити превратилось в ремесло с известным словарем форм и установленными правилами.
Понятие графических изображений и надписей сложно и многообразно. Анализ литературы позволил нам выделить несколько научных подходов к их изучению: антропологический, тендерный, количественный, лингвистический, фольклористический, превентивный.
С позиций антропологического подхода графические изображения и надписи рассматриваются как источник информации о том или ином сообществе или этнической группе. Так, В.Н.Топоров анализирует, посвященные Ксении Петербургской надписи на стенах Ротонды в качестве петербургских текстов, в которых люди города выражают свои «мысли и чувства, свою память и желания, свои надежды и свои оценки» [1, с. 368].
Психолог П. Ковальский рассматривает графические изображения и надписи школьников как средство социального конструирования реальности. Она выделяет три функции граффити: магическую, интегративную и пространственную. В рамках гендерного подхода изучается отдельный жанр граффити - так называемые 1а№паИа - надписи в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия «...выражению некоторых чувств, для чего неприемлемы практически все остальные средства массовой информации и коммуникативные ситуации».
Количественный подход часто применяют для выявления социальных и политических ориентации разных групп населения, а также в рамках тендерных исследований. Большинство исследователей располагают статистическими данными, согласно которым мужчины значительно превосходят женщин в нанесении графических изображений и надписей, и предлагают различные интерпретации данного факта. Предполагается, в частности, что женщины менее склонны нарушать нормы морали, что удерживает их от писания на стенах.
В лингвистическом исследовании Н.И. Тюкаевой студенческие граффити рассматриваются как жанр естественной письменной русской речи. Автор анализирует структуру, строение графических изображений и надписей, дает языковую характеристику адресата и адресанта надписей.
Фольклористический подход делает акцент, прежде всего, на описании материала. К сожалению, не всегда публикации материала сопровождаются контекстуальной информацией о месте и времени записи. К числу фольклористических можно отнести и вышедшую публикацию школьных граффити в сборнике «Русский школьный фольклор». В книге собраны надписи, искаженные цитаты, рифмованные высказывания, стихотворения на русском и иностранных (в основном английском) языках.
В рамках превентивного подхода нелегитимные надписи и рисунки рассматриваются как порча общественного имущества. В настоящее время отечественных исследований, посвященных таким графическим изображениям и надписям, крайне мало.
С.В. Киселев утверждает, что графические изображения и надписи - «...суть проявления ритуалов, выражающих через свой мета-язык иррациональные влечения, вводимые в общее информационное поле через сакральное приобщение к предмету психоаналитических реминисценций» [2, с. 25]. По его мнению, граффити соотносятся одновременно с формами знаковых сообщений в контексте культурно-исторического развития и с универсалиями массовых стереотипов социально-бытового характера.
С позиций основных направлений психологии феномен графических изображений и надписей предстает в разных ракурсах. С точки зрения неклассической психологии изобразительная деятельность авторов граффити выступает средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации, что способствует личностному росту и раскрытию творческого потенциала индивидов.
Для классической психологии графические изображения и надписи - явление, связанное с рядом неудовлетворенных потребностей индивида, вызванное сублимацией либидозных увлечений, выступающее как следствие механизмов подражания и социального научения или неотреагированных в прошлом эмоций и чувств, как особого рода деятельность, антиобщественная по своему характеру.
Рассмотрим несколько теорий, существующих в рамках превентивного подхода.
Согласно психологической теории субъективного контроля В. Оллена и Д. Гринбергера, нанесение графических изображений и надписей является попыткой личности восстановить нарушенное кем-то ощущение контроля над ситуацией и средой. Исследуя уровень вандализма в студенческих общежитиях разного архитектурного типа, Р. Соммер сделал вывод о том, что там, где дизайн здания способствовал созданию у студентов ощущения визуального и личностного контроля над своей повседневной жизнью, надписи и рисунки не появлялись.
В рамках культурологической теории социологом К. Нотисом высказывается предположение о влиянии на явление графических изображений и надписей как формы вандализма культурных доминант. Исследователь утверждает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичность представителей данной культуры на протяжении многих веков. Поэтому объяснение феномена может быть найдено в культурно-исторических особенностях страны.
Несмотря на разнообразие существующих концепций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации. В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, - это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Отмечается также, что граффити легко нарушают эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения и т.д., в них содержатся разнообразные сообщения, изречения, символы, ругательства, в которых выражается склонность к дивиантному поведению, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Содержание «идеальной» заборной надписи мыслится как нечто не просто «девиантное», но и претендующее на сокрушение самих основ «нормы».
Библиографический список
Анализ существующих научных подходов к определению понятия граффити позволил ввести понятие подростково-молодежного граффити.
Считаем целесообразным рассмотреть в исследовании классификации графических изображений и надписей, представленные в научной литературе. Так, О. Бочарова и Я. Щукин делят все молодежные надписи на три класса, отличающиеся по тематике, сложности структуры и социокультурным функциям:
1) надписи, принадлежащие детям 7-12 лет: номинативные надписи, высказывания любовного и оскорбительного содержания;
2) граффити старших подростковых групп, в основном связанные с музыкальными вкусами, а также насыщенные сексуальными значениями, пониженной и нецензурной лексикой; 3) семантически и визуально сложные граффити, задействующие значения контркультуры и по происхождению связанные с граф-фитическим «бумом» на Западе в 60-х гг..
Художественные граффити представляют отдельную область исследований. Субкультура авторов художественных граффити создала свою классификацию, принятую впоследствии также и исследователями этой традиции. Так, А. Алексеев классифицирует граффити в зависимости от сложности исполнения:
1) тэги (tags) — имена и клички, названия криминальных групп, выполняющие функции пометки территории и идентификации;
2) «броски» (throw-up) - слова и предложения, исполненные в более сложной технике; 3) «куски» (piece) - сложные рисунки, покрывающие стены и вагоны поездов целиком [3, с. 46 - 47].
Таким образом, на основе теоретического анализа исследований археологов, историков, лингвистов, социологов, посвященных толкованию понятия граффити, истории его возникновения и развития, обобщения научных подходов к изучению граффити, углублено понятие подростково-молодежного граффити, под которым понимается средство социальной активности и самореализации молодежи, раскрывающее ее адаптивные склонности, возможности и устремления.
1. Топоров, В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // В.Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифо-поэтического. - М., 2008.
2. Киселев, С.В. Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре // Социологические исследования. - 2007. - № 9.
3. Алексеев, А. Рисунки из подполья // Коммерсант. Власть. - 2006. - № 3.
Bibliography
1. Toporov, V.N. Peterburgskie tekstih i peterburgskie mifih // V.N. Toporov. Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovaniya v oblasti mifo-poehticheskogo. - M., 2008.
2. Kiselev, S.V. Znakovo-psikhologicheskie motivih graffiti v molodezhnoyj subkuljture // Sociologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 9.
3. Alekseev, A. Risunki iz podpoljya // Kommersant. Vlastj. - 2006. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.11.12
УДК 004+37
Bogatencov S.A MODEL OF FORMATION INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE BACHELORS VOCATIONAL TRAINING. The model of formation of information and communication competence training of bachelors. In the target box model defines a class of ICT skills. An example of a special information content of the course «Multimedia technology in the teaching of subjects» for the bachelor of vocational training
Key words: модель, система, информационная и коммуникационная компетентность, высшее профессионально-педагогическое образование, бакалавр профессионального обучения.
С.А. Богатенков, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: ser-bogatenkov@yandex.ru
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье представлена модель системы формирования информационной и коммуникационной компетентности бакалавров профессионального обучения. В целевом блоке модели определен класс ИКТ-компетенций. Приведен пример содержания специального информационного курса «Мультимедийные технологии в преподавании дисциплин» для подготовки бакалавров профессионального обучения.
Ключевые слова: модель, система, информационная и коммуникационная компетентность, высшее профессионально-педагогическое образование, бакалавр профессионального обучения.
Во всех областях профессиональной деятельности широко используется электронный бизнес. Быстрыми темпами развивается интернет-маркетинг и электронная коммерция. Для решения приоритетных задач на предприятиях используются автоматизированные системы. Формируется электронное прави-
тельство. В образовании применяется дистанционное обучение, основанное на «облачных» интернет-технологиях, видеоконференциях и электронном документообороте. Все это приводит к возрастанию роли персонала, способного выполнять задачи с использованием информационных технологий. Однако уровень