Сер. История. Международные отношения, вып. 4 С. 82-91.
5. Петров К.В. Концепции земской реформы 1864 года в проектах представителей царской администрации и дворянского сословия // Пробелы в российском законодательстве 2009 №4 С. 323-325.
6. Смирнов А.Г. Нормы избирательного права в земские учреждения при подготовке земской реформы (комиссия Н.А. Милютина) // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 5. - С. 127-130
УДК 159.923.5
Митченко А.Г. студент магистратуры научный руководитель: Котлярова В.В., доктор философских наук
профессор
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет в г. Шахты
Россия, г. Шахты ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация: Детско-родительские отношения представляют собой сложный психологический феномен, который является результатом культурно-исторического развития человека. Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил выделить четыре основных направления исследований специфики детско-родительских отношений.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, теретические подходы, психологическая граница
Mitchenko A. G.graduate student Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) Don State Technical University in Shakhty
Shakhty, Russia Scientific adviser: Kotlyarova V.V.
Doctor of Philosophy, Professor Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) Don State Technical University in Shakhty
Shakhty, Russia
THEORETICAL APPROACHES TO INVESTIGATION OF CHILD-
PARENT RELATIONS
Abstract: Child-parent relations are a complex psychological phenomenon that is the result of a person's cultural and historical development. Theoretical and methodological analysis of the research problem made it possible to identify four main areas of research on the specifics of child-parent relations.
Key words: child-parent relations, teretic approaches, psychological boundary.
Рост интереса к проблемам детско-родительских отношений обусловлен новыми социальными, культурными и экономическими изменениями в современной России. Государству нужны граждане, которые могут не только сохранять традиционную духовность, но и принимать активное участие в построении страны нового типа. Учитывая, что государство начинается с семьи, становится понятным рост интереса со стороны ученых-психологов к процессам, происходящим в современной семье.
Семья - один из самых важных социальных институтов, активно влияет на процессы общественного развития, формирования общественных отношений и воспроизводства человеческих ресурсов. Семья, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности ребенка в признании, принятии, защите, эмоциональной поддержке и уважении [2]. Качество удовлетворения этих базовых потребностей становится источником и условием развития психики ребенка и определяет качественное содержание детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения представляют собой сложный психологический феномен, который является результатом культурно -исторического развития человека. Это достаточно изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему придется устанавливать и создавать. Именно поэтому изучению их психологического содержания и влияния на процесс психического развития ребенка посвящено множество отечественных и зарубежных, классических и современных исследований.
Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил выделить четыре основных направления исследований специфики детско -родительских отношений.
К первому направлению исследований относятся работы отечественных ученых решающее влияние родительских фигур на психическое развитие ребенка на ранних этапах развития (Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.Д. Максименко, Т.А. Пироженко). Основные идеи этих исследований заключаются в том, что поведение и отношение родителей представляет собой первоначальную модель, которая благодаря интериоризации становится основой внутренней позиции (Л.И. Божович), субъективных средств отношения к миру и себя, которые выстраиваются в сознании ребенка, а воспитательный процесс передачи родителями необходимой информации для конструирования данной модели необходимо строить на основе совместной деятельности (А.Н. Леонтьев), систематического эмоционального общения (М.И. Лисина), любви (С.Д. Максименко), принятия и уважения ребенка (И.Д. Бех), родительской ответственности (Т.А. Пироженко, А.Ю. Хартман) [1].
С позиции второго направления - классического психоанализа -младенец является биологическим существом, обладающим
бессознательными инстинктивными сексуальными и агрессивными желаниями. Эти желания по своей природе стремятся к разрядке и удовольствию, именно это может быть обеспечено доступным объектом (матерью), чтобы ребенок мог вернуться в комфортное состояние гомеостаза.
Подчеркивая значимость проведенных исследований, отметим, что ребенку в них преимущественно предоставляется объектная роль, а основная эмоциональная нагрузка падает на родителей.
Третье направление исследований определяется положениями современных глубинно-ориентированных концепций развития, среди которых особо выделяется теория привязанности Дж. Боулби. Ее основным тезисом является идея о влиянии на психическое развитие человека его раннего опыта отношений привязанности с близким взрослым и развития исследовательского поведения. Представители подхода (Дж. Боулби и М. Эйнсворт) выделяют чувствительность матери к сигналам младенца как условие формирования безопасной привязанности. Подчеркивают важность появления у матери к концу первого года аффективного поведения «подгонке» к состоянию ребенка (Д. Стерн). Указывают на значение всесторонней поддержки матерью ребенка, стабильность ее эмоциональной «подпитки» на первых этапах симбиотического периода отделение (М. Малер). Итак, в исследованиях представителей глубинно-ориентированного подхода, как и в работах А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной признается важнейшая роль социальных факторов в психическом развитии ребенка [4]. Понимание механизмов психического развития связывается с анализом общения со взрослыми (М.И. Лисина), эмоциональных взаимоотношений с фигурой привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), межличностным миром младенца (Д. Стерн). Такие положения являются актуальными и для нашего исследования, однако в них не раскрыта роль психологических бессознательных факторов детско-родительских отношений.
Четвертое направление представлено исследованиями теории привязанности и объектных отношений (М. Кляйн, Дж. Ривьер, П. Хайманн, В. Файрберн). Согласно первой основной мотивацией младенца является потребность быть участником отношений с близкими взрослыми. С помощью проективной и интроективной идентификации как механизмов бессознательной коммуникации и бессознательной фантазии, ребенок устанавливает связи между внешней и внутренней реальностью. Согласно теории объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникот, К. Кохут) ребенок рождается уже в состоянии привязанности и после рождения начинают строиться диадные отношения [5]. По мнению же Дж. Боулби, наоборот, привязанность между ребенком и близким взрослым еще только должна возникнуть в течение первого года жизни ребенка. В ходе этого процесса возможно формирование различных паттернов привязанности. Для нашего исследования все рассмотренные положения имеют важное значение и позволяют теоретически обосновать их влияние на формирование
психологических границ личности ребенка.
Понимая психологическую границу как виртуально-энергичное образование, которое формируется в процессе жизненного пути человека и, с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих воздействий, а с другой - пропускает животворные для человека энергии, мы имеем возможность возводить ее в ранг базовых инструментов детско -родительских отношений. Психологическая граница обеспечивает возможность выразить себя, свои чувства и собственную принципиальную позицию, и в то же время сдерживать и «консервировать» внутренние импульсы, не распылять их наружу. Вопрос успешного баланса в отношениях детей и родителей сводится к тому, что происходит на границе этого контакта: принять или отвергнуть, удержать чувства или выразить во всей полноте. Именно свойства психологических границ значительным образом определяют эффективность детско-родительских отношений.
Психологическая граница ребенка формируется благодаря преодолению симбиотических отношений, вместе с осознанием своего собственного внутреннего пространства. Это означает обретение права на свободу, самоопределение, самостоятельность и ответственность за себя. Границы личности определяют, что есть «Я» и то, что является «не -Я», где заканчивается «Я» и начинается другой, личную идентичность. Это обеспечивает возможность отбора источников внешнего воздействия, а также защите от них.
К сожалению, ребенок не всегда может оптимальным образом развивать свои психологические границы: будучи включенным в семейную систему и полностью зависимой от нее, ребенку нередко приходится формировать границу, которая будет максимально способствовать выживанию в рамках семьи [3]. Это происходит, например, в деструктивных детско-родительских отношениях. Неспособность осознать собственные пределы может привести к следующему: психическим перенапряжением, возникновения невротического чувства вины, инфантилизации окружающих, которые не отвечают за последствия своих ошибок, и неспособности обращаться за помощью (проявление феномена выученной беспомощности).
Психологическая граница «строится» до оптимального и индивидуального состояния для каждой семьи, позволяя и детям, и родителям, взаимодействовать с миром и быть самим собой. Если она построена адекватно, личность способна приспосабливаться, в зависимости от ситуации, и изменять свойства своих психологических границ, обеспечивая такое взаимодействие с миром, какое совпадает с собственными желаниями и возможностями.
Использованные источники:
1. Жихарева Л.В. Психологический анализ бессознательных детерминант детско-родительской привязанности // Социально -гуманитарный вестник Юга России. - Краснодар : ЦСПИ «Премьер», 2013. - №7(38). - С. 82-88.
2. Котлярова В.В. Человек и его потребности: учебное пособие / В.В.
Котлярова, О.Н. Сысоева, Л.Х. Рыкова; под общ. ред В.В. Котляровой. -Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, Новочеркасск: Лик, 2016. - 178 с.
3. Котлярова В.В., Блищак К.А. Отцы и дети: взаимоотношения родителей и детей в современном мире // Аллея науки. - 2017. - № 7. - С. 298-301.
4. Обухова Л.Ф. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 2. - С. 119-124.
5. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 376 с.
УДК 331
Мифтахова Ч.А. студент магистратуры Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУВО "Казанский национальный исследовательский
технологический университет " научный руководитель: Хисматуллина А.М., к. э. н.
доцент
Россия, г. Нижнекамск РЕЗЕРВЫ РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «ТАНЕКО»
Аннотация: В данной статье проведен анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в АО «ТАНЕКО». В работе представлены количество проведенных обучений, затраты на них и результаты обучения сотрудников за 2015-2017 годы. Также в статье приведен алгоритм оценки эффективности подготовки кадров, и рассчитана эффективность обязательного и развивающего обучения в АО «ТАНЕКО».
Ключевые слова: обучение персонала, оценка эффективности, АО «ТАНЕКО».
Miftakhova CH. Master's student
Nizhnekamsk Institute of chemical technology (branch) of Kazan national
research technological University" Scientific Director: Khismatullina A.
Ph. D., associate Professor Russia, Nizhnekamsk
RESERVES OF GROWTH OF HR POTENTIAL OF JSC "TANECO»
Abstract: this article analyzes the system of training, retraining and advanced training of personnel in JSC "TANECO". The paper presents the number of training, the cost of them and the results of training of employees for 2015-2017. The article also provides an algorithm for evaluating the effectiveness of training, and calculated the effectiveness of compulsory and developmental training in JSC "TANECO".