Ранжирование и детализация показателей планов на предприятиях
Основные показатели по видам планирования Стратегическое Долгосрочное Текущее Оперативно-календарное
Выпускаемая продукция (услуги) Наименование продукции (услуг Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и число позиций номенклатуры Подетальный перечень и число позиций номенклатуры продукции
Затраты Ориентировочна я, подлежащая уточнению сумма затрат Сумма расходования ресурсов по видам и срокам Сумма расходования ресурсов по видам, срокам и номенклатуре продукции Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции
Сроки исполнения Ориентировочны е подвижные сроки исполнения Календарные сроки исполнения Точно установленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения
Исполнители Ответственные исполнители, без указания соисполнителей Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность Эффективность достижения цели (сумма дохода, окупаемость затрат) Превышение дохода над расходами (прибыль) Сумма чистого дохода Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре изделий, технологическим операциям и видам работ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВЫГХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА
Д.В. ПРОТАС,
доцент кафедры экономики и планирования в организации Московского государственного индустриального университета, кандидат технических наук
dmitry.pюtas @ mail.ru 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Научный консультант доктор экономических наук О.Н. ГЕРАСИНА
Аннотация. Определена теоретическая модель рациональной системы денежно-финансовых отношений в России с позиции альтернативной перспективы воспроизводственного процесса, концентрируемого на индустриальном росте.
Ключевые слова: индустриальный рост, экономическая система, экономика народного хозяйства, теоретическая модель системы денежно-финансовых отношений.
THEORETICAL APPROACHES OF RATIONAL SYSTEM OF MONETARY-FINANCIAL RELATIONS FORMATIONS IN RUSSIA FOR MAINTENANCE OF INDUSTRIAL GROWTH
D.V. PROTAS,
Senior lecturer of Moscow State Industrial University, PhD
Annotation. This article contains the theoretical model of rational system of monetary-financial relations in Russia description from a position of alternative prospect the process concentrated on industrial growth.
Key words: industrial growth, economic system, national economy, theoretical model of system of monetary-financial relations.
Рационально организованной системе народного хозяйства органически присуща рациональная система денежно-финансовых отношений. При этом как рациональная система хозяйствования в целом, так и рациональная система денежно-финансовых отношений в частности могут быть сформированы только применительно к конкретно взятой стране мира с учетом ее размеров и уровня социально-экономического развития, интегрированного экономического потенциала, геополитического положения, культурно-исторических традиций, социальной психологии, места в системе международного разделения труда и мирохозяйственных связей [1, 3, 4].
Например, в США после преодоления Великой депрессии 30-х годов ХХ в. и окончания Второй мировой войны была создана рациональная система денежно-финансовых отношений, связанная с постановкой не обеспеченного реальными ценностями американского доллара в основу мировой ва-лютно-кредитной системы, с построением гигантской пирамиды государственного долга, завязанного на доллар в качестве основной мировой валюты, что автоматически гарантировало поддержку всеми странами мира доллара США и всей денежно-финансовой системы этой страны, поскольку ее крах тут же вызвал бы сокрушительный мировой экономический кризис, более мощный, чем Великая депрессия, а страны мира, вовлеченные в мировую денежно-финансовую систему США, понесли бы при этом колоссальные потери, как финансовые, так и реальных ценностей. Это видно на примере современного Китая, который, накопив огромную массу долларов США (порядка 1 трлн), вынужден поддерживать и американскую валюту, и денежно-финансовую систему США во избежание потери накопленного денежного капитала. Аналогично ведут себя и другие страны мира, включая Россию.
По-своему уникальной является система денежно-финансовых отношений современной России.
Возникает вопрос: насколько рациональна или нерациональна эта система?
Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой позиции (по какому критерию) оценивать ее рациональность или нерациональность.
Если исходить из позиции национально-государственных интересов России, а за критерий взять то, в какой мере система денежно-финансовых отношений способствует развитию и повышению эффективности общественного воспроизводства в натуре, соответственно быстрому, устойчивому и эффективному индустриальному росту, то существующая в нашей стране система не просто не рациональна, а антирациональна и требует не реформирования, а кардинального преобразования в принципиально новое качество [2, 5]. Именно задействование в народном хозяйстве РФ системы денежно-финансовых отношений, построенной в духе неоконсерватизма и по рецептам монетаризма, применяемым под патронажем американских советников и экспертов, повергло российскую экономику в ситуацию глубокого и затяжного экономического кризиса, развертывания в стране процесса интенсивной деиндустриализации, что показывают данные Росстата РФ за весь период радикальных рыночных реформ.
Ниже приведены основные положения альтернативной модели рационального формирования, функционирования и развития системы денежно-финансовых отношений страны исходя из глобальных и национально-государственных интересов.
1. Система денежно-финансовых отношений страны является производной от системы хозяйствования в целом, причем первая система выступает в качестве подсистемы второй.
2. В основе выбора того или иного альтернативного варианта сочетания системы хозяйствования системы денежно-финансовых отношений лежат экономические и политические интересы сил, имеющих существенное влияние на принятие решений
по формированию, функционированию и развитию этих систем.
3. В основе действия этих экономических и политических сил лежат интересы двух типов:
1-й тип — экономические и политические интересы сил в России, претендующих на определение политико-экономического курса страны;
2-й тип — экономические и политические интересы сил, участвующих в борьбе за доминирование в глобальной трансформации.
4. Экономические и политические интересы 1 -го типа порождают альтернативу формирования систем хозяйствования и денежно-финансовых отношений в соответствии с национально-государственными интересами страны, определяемыми политико-экономическими силами, которым удалось установить в стране существующую государственную власть.
Интересам 1-го типа соответствует рациональность систем хозяйствования и денежно-финансовых отношений по критерию соответствия интересам сил, берущих на себя роль реализации национально-государственных интересов.
5. Экономические и политические интересы 2-го типа порождают альтернативу формирования систем хозяйствования и денежно-финансовых отношений в ее различных вариантах исходя из интересов политико-экономических сил, доминирующих в глобальной трансформации. При этом варианты данной альтернативы в настоящее время и в обозримом будущем определяются различными сценариями взаимодействия:
Ф глобального полюса в лице США;
Ф глобального полюса в лице Китая;
Ф России как особого центра глобальной силы, осуществляющего выбор между разными стратегиями — примкнуть ли к полюсу США, присоединиться ли к полюсу Китая, балансировать ли между этими двумя полюсами, осуществляя и регулируя равновесие наиболее мощных глобальных сил.
Интересам 2-го типа соответствует рациональность систем хозяйствования и денежно-финансовых отношений по критерию соответствия интересам сил, участвующих в борьбе за доминирование в глобальной трансформации.
Структура рациональной системы денежно-финансовых отношений страны в соответствии с ее национально-государственными интересами базируется на следующих положениях.
1. Рациональная система денежно-финансовых отношений страны в качестве своей миссии (главной цели) должна быть ориентирована не на максимизацию прибыли и накопление денежного капитала, а на денежно-финансовое опосредование рациональным способом общественного воспроизводственного процесса на всех его уровнях.
2. Система денежно-финансовых отношений и общественный воспроизводственный процесс взаимо-
действуют по принципу прямой и обратной связи: данная система строится с учетом воздействия на него характера, структуры, динамики, пропорций воспроизводственного процесса; система активно воздействует на процесс в ходе его денежно-финансового опосредования.
3. В общественном воспроизводственном процессе, в том числе и в отношении индустриального роста, выделяются два его контура, четко очерченных и в то же время активно взаимодействующих по принципу прямой и обратной связи:
Ф внутренний контур;
Ф внешнеэкономический контур.
Функционирование внешнеэкономического контура должно быть подчинено функционированию внутреннего контура, повышению его эффективности и росту в отличие от современной российской экономики, когда внешнеэкономический контур паразитирует на внутреннем контуре, превращающемся в придаток к экспорту топливно-сырьевых ресурсов.
4. В рамках системы денежно-финансовых отношений формируются, функционируют и развиваются две подсистемы, взаимодействующие между собой по принципу прямой и обратной связи: подсистема рационального обеспечения внутреннего контура воспроизводственного процесса, включая и индустриальный рост; подсистема рационального обеспечения внешнеэкономического контура этого процесса, включающего также и индустриальный рост.
5. Государство, взаимодействуя по принципу прямых и обратных связей с денежно-финансовыми отношениями общества, формирует систему этих отношений с ее двумя подсистемами, осуществляя управление и регулирование их функционирования и развития.
6. Государство осуществляет регулирование и контроль денежно-финансовых потоков между внутренним и внешнеэкономическим контурами общественного воспроизводственного процесса, обеспечивая индустриальный рост.
7. Двухконтурная модель общественного воспроизводственного процесса, включающая в себя два контура индустриального роста, в сочетании с двумя соответствующими подсистемами системы денежно-финансовых отношений позволят избежать двух крайностей — авторитарной национальной экономики и ее растворения в глобальной экономике с потерей государственного суверенитета.
8. Прохождение национальной экономики между этими двумя крайностями возможно только на базе ее государственного регулирования в широком значении, включая и стратегическое планирование, и мощный государственный сектор в промышленности, и государственное финансирование развития сфер интеллектуального и материального производ-ства. При этом выход отечественных производителей на мировой рынок должен осуществляться при мощ-
ной поддержке государства. Рациональная система денежно-финансовых отношений призвана обеспечивать такое развитие общественного воспроизводственного процесса, такой индустриальный рост на всех уровнях (микро-мезо-макро), в котором его внутренний и внешний контуры сочетались бы оптимальным образом с позиции последовательной реализации национально-государственных интересов страны.
Необходимо подчеркнуть, что формирование рациональной системы денежно-финансовых отношений в России происходит в ситуации, когда альтернативная рациональность определяется по одному из двух критериев — соответствие политико-экономическим интересам сил, осуществляющих глобализацию и борющихся за лидерство в ее дальнейшем многовариантном развитии. Это крайне негативно влияет на индустриальный рост, национально-государственные интересы страны, которые органически связаны с высокоэффективным индустриальным ростом.
Рациональная система денежно-финансовых отношений российской экономики должна формироваться, функционировать и развиваться по критерию ее соответствия национально-государственным интересам страны, реализуемым на базе индустриального роста.
Литература
1. Федоренко Н.П. Система оптимального функционирования экономики М., Наука, 1970.
2. Формирование национальной финансовой стратегии России / Коллектив авт. под рук. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
3. Щербаков В.Н. Политическая экономия. М.: Дашков и К0, 2002.
4. Щербаков В.Н. Система хозяйствования как социально-экономическая наука. М.: Союз, 1997.
5. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А. Одейникова. М.: Экзамен, 2004.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
О.В. САРАДЖЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета
Ьгао1уа @yandex.ru
08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
Аннотация. Обладая рядом существенных преимуществ, диверсификация получила широкое распространение среди передовых отечественных и зарубежных предприятий. Благодаря одновременному развитию нескольких направлений деятельности организациям удается добиться конкурентоспособности и рационального распределения ресурсов. Основная ее цель — разработка организационно-экономических методов и моделей формирования эффективных интегрированных производственных структур промышленных предприятий в условиях изменения внешней среды.
Ключевые слова: стратегические хозяйственные подразделения, бизнес-единицы, диверсификация, конгломераты.
DIVERSIFICATION IT IS INDUSTRIAL-ECONOMIC ACTIVITIES AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENT CHANGE
O.V. SARADJEVA,
Cand.Econ.Sci., The senior lecturer of chair «the Finance and the credit» The Moscow state industrial university
Annotation. Possessing a number of essential advantages, the diversification was widely adopted among the advanced domestic and foreign enterprises. Thanks to simultaneous development of several lines of activity the organizations manage to achieve competitiveness and rational distribution of resources. A main objective - working out of organizational-economic methods and models of formation of the effective integrated industrial structures of the industrial enterprises in the conditions of environment change.
Key words: strategic economic divisions, business units, a diversification, conglomerates.