an educational institution and an industrial enterprise interaction. This project was estimated from a position of the quality standard ISO 9000. The results of current progress and motivation level analysis allow to consider such approach to be innovative for training of specialists.
Keywords: quality, experts, mechanical engineers, innovations, standards ISO 9000.
Original article submitted - 11/03/2011 Revision submitted - 15/03/2011
Valentin P. Sykhinin, the head of the branch of GOU VPO Samara State Technical University in Syzran, doctor of pedagogical sciences, Margarita V. Gorshenina, the head pedagogics and management chair social systems, candidate of pedagogical sciences, Anna V. Saraeva, the teacher of chair of the general economic disciplines.
УДК 378.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Н.И. Филончик1
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446000, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail ctv@sstu.syzran.ru
В статье рассмотрены методологические основы и теоретические подходы, которые целесообразно использовать для решения задач по формированию конкурентоспособности специалистов инженерного профиля.
Ключевые слова: компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный, ценностно-ориентированный, системный и комплексный подходы к профессиональному образованию.
В настоящее время в России происходит реформирование и модернизация инженерного образования. Одной из самых актуальных задач современных инженернотехнических вузов является подготовка конкурентоспособных специалистов инженерного профиля различных уровней и направлений.
Возросшие требования к специалистам инженерного профиля, предъявляемые на новом этапе научно-технического и социально-экономического развития общества, вступили в противоречие со сложившимися структурами и средствами высшего технического образования.
Стремление найти пути разрешения сложившихся в инженерном образовании противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования подходов к процессу формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля. В практическом плане это проблема определения средств, способствующих формированию конкурентоспособности специалистов инженерного профиля.
Целью исследования является разработка организационно-педагогических основ формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля.
Формирование конкурентоспособности специалистов инженерного профиля имеет свою специфику, заключающуюся в сложном синтезе профессиональной и личностной составляющих, что обеспечивает выработку интегративного свойства личности,
1 Наталья Ивановна Филончик, ст. преподаватель, кафедра общетеоретических дисциплин.
дающего возможность специалисту быть конкурентоспособным в условиях рынка труда. Мы исходим из того, что сложившаяся система профессиональной подготовки не в полной мере учитывает специфику будущей профессиональной деятельности, так как не обеспечивает формирования у будущего специалиста конкурентоспособности -способности соперничать, соревноваться в условиях динамично меняющихся профессиональных обстоятельств. Формирование конкурентоспособности специалистов инженерного профиля будет эффективным, если:
- определены методологические основы и теоретические подходы к формированию конкурентоспособности специалистов инженерного профиля;
- разработана модель формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля на основе механизма перевода конкурентоспособных качеств личности из объективной системы в субъективную;
- разработана и апробирована технология формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля в процессе преподавания факультативного курса «Эффективное поведение молодого специалиста на рынке труда».
Для решения задач по формированию конкурентоспособности специалистов инженерного профиля необходимо определить основные теоретические подходы и методологические основы, которые целесообразно при этом использовать. Категория формирования конкурентоспособности специалистов охватывает весь спектр образовательной деятельности как института формирования личности, специалиста и профессионала.
Сложность объекта формирования конкурентоспособности обусловливает невозможность решения проблемы на базе какого-либо одного подхода. Подход, по определению С.И. Ожегова, означает совокупность приемов, способов изучения чего-либо [12]. Подход, по сути, и определяет логику реализации той или иной модели профессионального образования.
В последние десятилетия мы явились свидетелями появления новых концептуальных подходов к построению профессионального образования. Такими подходами стали «гуманизация, ориентация на формирование личности и приоритет деятельностной составляющей образования над знаниевой» [16].
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в познавательной и эмоциональной сферах, характеризующих степень гармонии ее самости и социумности [19].
Инновационный процесс в образовании сегодня олицетворяет компетентностный подход, который соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.
В отечественной науке поиски в рамках компетентностного подхода направлены главным образом на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвозкин, И.А. Зимняя и др.), компетентност-ный подход является способом достижения нового качественного образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты; это содержательный ресурс развития [3]. «...В данном случае речь идет о новой единице измерения образованности человека, так как триада «знания, умения, навыки» уже недостаточна для современного уровня измерения качества образования...» [4].
В рамках компетентностного подхода широко используются понятия «компетентность» и «компетенция». Их широкое применение оправдано в связи «...с необходимостью модернизации содержания образования...» [6]. Содержательная же часть этих терминов до сих пор вызывает бурные дебаты работодателей, педагогов, психологов и социологов.
В строгой формулировке компетенции рассматриваются как комплекс сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определенных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.
В различных литературных источниках встречается широкое толкование понятия «компетентность», которое чаще всего интуитивно употребляют для отражения достаточного уровня квалификации и профессионализма.
В контексте профессиональной подготовки выпускника инженернотехнического вуза наиболее приемлемым определением компетентности является определение, данное И.А. Зимней. Она под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (в том числе проблемных) ситуациях [4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности.
Кроме того, при подготовке инженеров весьма важной может быть трактовка компетентности, которую предлагает О.Ф. Пиралова. «Во-первых, компетентность одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения и навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение. Во-вторых, она наиболее целесообразна для описания реального уровня подготовки специалиста - выпускника профессиональной школы». [13].
Компетентностный подход, по мнению Э.М. Короткова [8], является пока еще завтрашним днем нашего образования. Но элементы его уже входят в задачи и проблемы реформирования образования.
Методологической базой для понимания и трактовки процесса формирования конкурентоспособности может служить деятельностный подход к объяснению содержания образования, его основных компонентов, разрабатываемый М.И. Махмутовым [11], который обосновывает положение о том, что важнейшим средством достижения цели образования - воспитания всесторонне и гармонично развитого человека - является формирование у него способов деятельности и отношений.
Анализ литературы показывает, что деятельностный подход в последнее время получает все большее распространение. В.Д. Шадриков, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев и др. считают наиболее логичным вести поиск в направлении от структуры человеческой деятельности к структуре личности, от нее - к структуре содержания образования и затем - к структуре содержания обучения. Так, В.С. Леднев показал, что базисным видам деятельности человека (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, преобразовательная, эстетическая, физическая) соответствуют некоторые базисные компоненты опыта личности (направленность, познавательные качества, созидательные качества, коммуникативные, эстетические, физические качества) [9].
Как показывает практика развития современного образования, приоритет деятельностной составляющей над знаниевой является насущной потребностью постиндустриального общества. Специалисты пришли к пониманию того, что «только получив знания об оптимальной организации своей научно-практической деятельности, усвоив опыт ее применения в различных проблемных интеллектуально-практических ситуациях, ... специалист сможет полноценно осуществлять свое профессиональное и гражданское функционирование в динамически изменяющемся обществе» [17].
Без знаний и опыта организации своей деятельности будущий специалист инженерного профиля окажется в затруднительном положении при решении жизненных и профессиональных проблем.
Как отмечает В.Н. Полищук, «устойчивые основы формируются через деятельность» [14], постоянное поддержание обучаемых в деятельностном состоянии.
В педагогике любые попытки понимания личности учащегося вне контекста реального процесса взаимоотношений субъекта в мире обессмысливают изучение ее сущности [18].
Широкое распространение в отечественной педагогике получили идеи личност-но ориентированного подхода к решению проблем образования. Личностно ориентированный подход заключается в ориентации процесса образования на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
Теоретические аспекты проблемы формирования личности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов: развитие личности в деятельности - А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.; развитие личности в период обучения и воспитания - Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др. ; ценностные основания личностно ориентированного воспитания - Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова.
В основе личностно ориентированного подхода в образовании лежит переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения и воспитания.
Основные идеи личностно ориентированного образования на основе организации учебно-познавательной деятельности могут быть сведены к следующему: 1) обеспечение развития личности через организацию ее деятельности; 2) единство личностной и предметной сторон деятельности; 3) учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям; 4) формирование представления об учебно-познавательной деятельности как личностно значимой.
И.С. Якиманская считает, что «проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:
- признание ученика основным субъектом процесса обучения;
- цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели, посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения» [20].
Таким образом, признание личности ученика главным субъектом обучения, воспитания и деятельности составляет главное положение личностно ориентированной педагогики.
Общепризнанно, что в современной России активно происходит переоценка общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию. В связи с этим необходимо решение проблемы ориентации личности в мире ценностей на основе ценностно-ориентированного подхода.
Актуальность ценностно-ориентированного подхода определяется тем, что в современном образовании существует острая потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций как основы определения студентами и преподавателем целей обучения, поскольку мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения, условием активизации учебно-познавательной деятельности. Таким образом, ценностноориентированный подход есть способ организации, способ выполнения деятельности, получения и использования ее результатов с позиций тех или иных ценностей.
Современное развитие педагогической науки и практики требует отказа от традиционных подходов к профессиональной подготовке специалистов и разработки новых. Одним из таких подходов является системный подход.
Под системным подходом принято понимать методологическое направление, которое в целостном процессе выделяет по определённому принципу некоторую группировку элементов (систему) и рассматривает их взаимодействие внутри неё и с внешними объектами. Такой подход развивается в работах В.Г. Афанасьева, В.И. Блауберга, М.С. Кагана, Г.Н. Серикова и др.
Основными чертами системного подхода являются:
1) исследование и проектирование объектов как систем; 2) иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета, - подсистема, система, надсистема; 3) изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого; 4) нацеленность на получение количественных характеристик [10].
Основное положение системного подхода к процессу подготовки специалистов в техническом вузе заключается в том, что задачу нужно решать на всех этапах подготовки специалистов, включая анализ рынка инженерного труда, концептуальное планирование обучения, разработку рабочих учебных планов и программ, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса, организацию приема, сам учебный процесс, контроль знаний и проведение квалификационных испытаний, трудоустройство выпускников и их адаптацию на производстве, послевузовское образование и повышение квалификации.
Таким образом, не претендуя на рассмотрение методологии всех подходов, мы можем обозначить совокупность теоретико-методологических подходов, с учетом требований которых, на взгляд современной педагогики, возможно решение проблемы образования и развития личности, а также формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля.
Существенная роль в формировании конкурентоспособности специалиста принадлежит системе высшего образования. Как отмечает И.А. Зимняя, именно «...это период становления внутреннего «я», конструирования системы внутренних ценностей и общей картины мироздания» [5]. Чтобы воздействовать на соответствующее состояние личности и тем более вызывать необходимое развитие личности, важно знать механизм протекания исследуемого явления. Качества конкурентоспособной личности как значения, которые индивид формирует в процессе обучения и которые впоследствии включает в свой внутренний образ «Я», «становятся основой его дальнейшей деятельности, взаимоотношений с другими людьми; инициируют становление его потребностей, мотивов; связывают воедино цели и убеждения» [1].
Данный процесс можно представить следующей логической цепочкой: 1) освоение личностью определенного смысла и понятия конкурентоспособных качеств; 2) соотнесение их со смысловыми единицами своего индивидуального контекста, оценивание; 3) признание их достоянием личного опыта или отвержение как неприемлемых. Другими словами, механизм перевода качеств конкурентоспособной личности из объективной ценностной системы в субъективную есть осознание человеком значимости данных качеств в современных условиях, их внутреннее принятие и переживание, а также проявление готовности действовать в соответствии с ними.
Рассмотрим подробнее каждый из данных этапов. В процессе познания субъектом значения объекта, которое оно имеет для него, речь идет о мотивационном отношении. Переход в сознание выражается в значениях в виде констатации черт и в переживаниях в виде чувства гордости за успех или недовольства собой. Формиро-
вание конкурентоспособности предполагает необходимость осмысления, т.е. выявления и понимания того конкретного смысла, который данный объект или данное явление имеют для человека. Данный процесс Е.С. Сироткина назвала механизмом, в результате которого «чужое и внешнее значение .становится достоянием внутреннего существа души. перерастает в личностный смысл» [15].
Признание формируемых качеств достоянием личного опыта или отвержение как неприемлемых осуществляется посредством рефлексии, представляющей собой самонаблюдение, самопонимание, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, позволяющей осознать личностное «Я» в многоликом мире.
Рассмотрев логическую цепочку процесса осознания необходимости формирования конкурентоспособных качеств личности и перевода их в субъективную систему, мы считаем, что данный механизм следует дополнить еще одним этапом: ориентацией в мире трудовых отношений, в котором окажется молодой специалист после окончания вуза. В своих рассуждениях мы исходим из положения о том, что человек вначале должен сориентироваться в мире будущих трудовых отношений, определиться с требованиями рынка труда, предъявляемыми к молодым специалистам, а уже затем, выделяя такие качества, которые наиболее значимы для него, прогнозировать свое профессиональное и личностное будущее. Ориентация в мире трудовых отношений - вот первый этап процесса формирования конкурентоспособных качеств личности, перевода их во внутреннюю систему.
Поэтому задачей педагога является прежде всего предоставление большого объема информации о требованиях к молодому специалисту на рынке труда, оказание помощи студентам в осознании необходимости формирования конкурентоспособных качеств, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности, возбуждение интереса к поиску целей жизни. Ориентируя студентов в мире трудовых отношений, способствуя активизации самостоятельной деятельности последних в направлении формирования конкурентоспособности, педагог должен делать упор на те качества, которые не являются доминирующими в их смысловой системе, предварительно осуществив исследование сформированности данных качеств. Однако, направляя их поиск, он должен помнить, что каждый человек сам определяет свои предпочтения. Поэтому следующим этапом данного процесса является создание ситуации рефлексии и самооценки. Формирование индивидуальной системы конкурентоспособности специалиста - это не что иное, как приобщение его к реальным условиям рыночной экономики.
Ситуацию рефлексии и самооценки в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов создает педагог, который строит свою работу, опираясь на обоснованные наукой этапы выбора. Предложенная выше логическая схема, на наш взгляд, отражает данные этапы. Ориентация в мире трудовых отношений, а затем создание ситуации рефлексии и самооценки являются отправным моментом для следующего этапа - создания момента прогнозирования. В своих рассуждениях мы опираемся на точку зрения, согласно которой процессу формирования конкурентоспособных качеств личности присуща прогностическая функция, связанная «с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации» [2].
Подвергая оценке выбранные ориентиры, студенты создают программу своей профессиональной карьеры, определяют ее принципы и цели. На данном этапе задача педагога - спроектировать ситуацию прогнозирования, а также дать возможность студентам самим смоделировать возможные жизненные и профессиональные ситуации, проанализировать их.
Подводя итог нашего исследования, сделаем вывод, что конкурентоспособность как новое качественное состояние специалиста относится к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочиванию всей системы жизнедеятельности. Логическая схема процесса формирования конкурентоспособности специалистов инженерного профиля включает три этапа: ориентация в мире трудовых отношений - создание ситуации рефлексии и самооценки - создание момента прогнозирования будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бездухов В.П., Бездухов А.В. О ценностном подходе к формированию гуманистической направленности студентов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тез. науч.-практ. конф. - Самара, 2000.
2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологические исследования). - М., 1985.
3. Зимняя И.А. Ключевые социальные компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование в России. - 2003. - № 5.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы XIV Всероссийского совещания. - Кн. 2. -М., 2004.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, 1997.
6. Иванов Д.А., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опытно-экспериментальной работы школ. - М., 2003.
7. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект; Мир, 2006. - С.214.
8. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 79-80.
9. Малин А.С. Исследование систем управления / А.С. Малин, В.И. Мухин. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 400 с.
10. МахмутовМ.И. Современный урок. Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1986. - С. 249.
12. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: монография / О.Ф. Пиралова. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 87 с.
13. Полищук В.Н. Воспитание как составная часть качества подготовки специалиста // Актуальные проблемы университетского образования: материалы межвуз. науч. -метод. конф.
- Самара: СамГТУ 2003. - С. 13.
14. Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.01. - Саратов, 1996.
15. Соколов В.Н. Методологические и теоретические основы педагогической эвристики:
дис. . д-ра пед. наук. - Самара, 1999. - С. 46.
16. Философия и медицина: монография / Под ред. В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова. - Л.: ЛГУ, 1986. - С. 18.
17. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. - М., 1993. - С. 184.
18. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999. - 288 с.
19. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.,
1996. - С. 126.
Поступила в редакцию - 10.03.2011 В окончательном варианте - 15.03.2011