SOCIAL SCIENCES
Шаяхметова Р.Р.
Башкирский государственный университет, доцент кафедры социологии и работы с молодежью,
доцент
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
THEORETICAL FEATURES SELF-PRESERVATION BEHAVIOR RESEARCH IN SOCIOLOGY
Shayakhmetova R.R., Bashkir State University, associate professor of sociology and youth work, assistant professor
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются философские, медицинские и социологические концепции к понятию здоровья и самосохранительного поведения, а также теоретические подходы к анализу феноменов здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведения
ABSTRACT
The article deals with the philosophical, medical and sociological concepts to the concept of health and self-protective behavior, as well as theoretical approaches to the analysis of health phenomena, healthy lifestyle, self-preservation behavior
Ключевые слова: здоровье, самосохранительное поведение, социологические подходы, социология, проблемы здоровья, здоровый образ жизни
Keywords: health, self-preservation behavior, sociological approaches, sociology, health problems, healthy lifestyle
Самосохранительное поведение понимают как систему отношений и действий, которые направлены на сохранность здоровья в продолжение всей жизни индивида, на установку увеличения продолжительности жизни населения1. Всемирная организация здравоохранения понимает здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов2. В данном случае ведется речь о структурном понятии термина «здоровье», который подразделяется на три элемента -поведенческий, эмоциональный, рациональный.
Социальный аспект здоровья и самосохрани-тельное поведение являются предметом изучения различных наук, например, медицины, психологии, социологии, философии, этики и др. На базисе концепций и теорий в области здоровья принято выделять, обычно, три основных комплекса теоретических интерпретаций здоровья: общефилософский, медицинский, социологический.
Общефилософские концепции здоровья основываются на диалектическом единстве биосоциального, духовного и материального. «Здоровье» для философов — это биосоциальная система свойств и параметров, которая способна к самопроизводству и саморазвитию. Критериями действенного функционирования системы считается изучение методами самоорганизации, семантического опосредования и соответственного образа жизни.
В медицине преобладают клинические теоретические методы к исследованию социального здоровья средством медосмотров народонаселения. Доктора исследуют скорее степени «нездоровья» -чрез заболеваемости, увечность, смертность, инвалидность, потому как изучения в медицинской области постоянно соединены с проблемами поиска расстройств и отклонений.
В социологической науке тема проблемы здоровья народонаселения является актуальной и исследуется двумя социологическими дисциплинами: социологией здравоохранения и медицины. И в первой, и во второй дисциплине термин здоровье отталкивается от физического состояния индивидов. Объект исследования в данном случае это носители обычных и близких к патологиям физиологических состояний. Социологический ракурс изучений обосновывается признанием такого, будто личные физические процессы пребывают во взаимосвязи с социальными действиями, такими как образ и стиль жизни индивида, уровень медицинского сервиса, природной обстановкой, уровнем жизни и пр. Задача социолога, в этом случае, - описать, проанализировать и спрогнозировать действия выше названных факторов на самочувствие индивида.
Стиль жизни индивидов выступает как форма их жизнедеятельности. В социологии медицины термин «стиль жизни» определен как отличительный для этого исторического периода более обыч-
1 Антонов А.И. Самосохранительное поведение // Наро-
донаселение: Энциклопедический словарь - М, 1994. -С.419-420.
2 Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья/ Под ред. А.К. Демина и И.Д. Деминой - М. Политехника, 1999. - С 199.
ный метод активности либо деятельности индивида, общества3. Схема структуры стиля жизни содержит характер активности индивидов (как интеллектуальной, так и физической), сферы активности (как трудовой, так и внетрудовой), типы активности (социокультурная, производственная, образовательная, медицинская, физическая и иные типы активности). В стиле жизни общества преломляются политические, финансовые, нравственные, идеологические формы взаимосвязей и отношений людей.
Здоровый образ жизни наиболее полно рассматривается валеологами и ориентируется ими как метод жизнедеятельности, соответственный на генном уровне обусловленной типологической особенностью предоставленного человека и определенными условиями жизни, направленный на создание, хранение и улучшение самочувствия и на настоящее исполнение человеком его биосоциальных функций4. Структура здорового образа жизни включает последующие составляющие: разумный двигательный режим, оптимальное питание, тренировку иммунитета и закаливание, физическую регуляцию, половую и сексуальную культуру, неимение вредоносных привычек, оптимальный режим жизнедеятельности, валеологическое самообразование.
Понятие «самосохранительное поведение» подразумевается, как биологическое, так и психологическое и социальное проявление самосохранения. Однако меж данных значениях может происходить противоборство в том случае, когда личность будет пытаться самосохранить собственную индивидуальность ценой своей жизни (самоубийство, самопожертвование и пр.).
Самосохранение с биологической точки зрения объясняется через предпосылки его развития и естественное существование. Основа понимания биологического подхода заключается в определении человека как биологического организма, который выступает как носитель активности как организм, обладающий определенными признаками, наследуемых в том числе, которые эволюционируют в разнообразных взаимодействиях в природном и социальном аспекте. Среди природно-биоло-гических причин на первый план исследования выходит экологический фактор, который наиболее сильно влияет на человека и его способности. Также на социальные способности индивида влияет генетическая информация, закладываемая в рамки категорий социальных причин5.
3 Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3. - С. 49 - 51.
4Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. - М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 18-24.
5 Геращенко Л.И. Биопотенциал человека и факторы его детерминации: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». - М.: Альфа-М., 2003. - Т.3. - С.11-12.
6 Дюркгейм Э. Самоубийство // Западно-европейская со-
циология XIX -начала XX веков / Под ред. В.И. Добрень-
кова. - М.: Издание Международного Университета Биз-
неса и Управления, 1996. - С. 366-370.
Понятие «самосохранительное поведение» включает как позитивную, так и негативную сторону. С позитивной стороны активность направлена на превентивные самосохранительные действия, поддержание здорового образа жизни, стремлению к качественному здоровому долголетию, сюда можно отнести все профилактические действия индивида в отношении здоровья.
Негативность проявляется в осознанном или неосознанном желании смерти взамен неполноценной жизни (в физиологическом, психологическом, социальном или ином плане) с собственных позиций индивида.
По мнению социологов-классиков, исследование различных сфер активности человека раскрывает их социальное содержание. С социологической точки зрения основополагающий вопрос здоровья можно рассмотреть с позиции социализации и социального взаимодействия.
Так с точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальные реалии выступают доминирующими в отношении к индивидуальным. Главенствующим считается факт, по которому системы коллективного представления обусловливают различные формы индивидуального поведения и со-знания6. Концепция Дюркгейма основывается на теории морали, в которой он раскрывает ее социальные функции, связывающие обучение с воспитанием, цель которых пролегает в развитии, управлении и формировании в индивиде качеств и свойств личности, поощряемые обществом. Воспитание в данном случае будет выражать социально-общественный «заказ», коллективную потребность, взгляды и чувства7.
Образ жизни как предмет изучения рассматривается в работах М. Вебера, где он раскрывается как диалектическая взаимосвязь индивидуального выбора и жизненного шанса. Люди избирают стиль жизни и соответственное поведение, однако выбор является детерминированным и объясняется через принадлежность к определенным социальным классам8.
М. Вебер, исследуя поведение человека со всеми его взаимосвязями, ввел термин «общественные» действия - определение которого дается с трех сторон: действия целенаправленно ориентированные на ожидание, действия целерациональные в соответствии с ожиданиями; действия, содержащие субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов9.
7 Там же, С. 378
8 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. . - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 455-490.
9 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии// Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под рея. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 501-506.
Активность индивида, влияющая на самосохранение здоровья рассматриваются как социальная. Человек как член социальных групп является продуктом социальной организации. Поступки и идеи людей раскрываются через принадлежность к определенной социальной организации. При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы.
Сторонники конфликтной модели развития общества - Г. Зиммель, К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер10. Они акцентируют внимание на отражении реальных противоречий интересов социальных общностей и их борьбы за овладение приоритетными потребностями.
Г. Зиммель определял конфликт как фактор, стимулирующий прогресс, способный интегрировать социальные структуры и общественные отношения (конфликтный функционализм)11.
К. Маркс считал, что социальные отношения преобразуются только в процессе классовой борьбы, возникающей на основе антагонистических противоречий и интересов. К. Маркс обратил внимание на классовый характер господствующих ценностей и норм. Согласно теории марксизма, молодежи присуще диалектическое противоречие в сочетании классовых и возрастных свойств. Возрастная характеристика молодежи в снятом виде содержит классовый аспект, однако молодым людям не достает опыта социального и опыта политической борьбы, а юношеская энергия и энтузиазм не дополняются прочными принципами и твердыми убеждениями.12
Существенный вклад в исследование самосо-хранительного поведения вносит теория обмена. Теория обмена определяет все виды социального взаимодействия как систематически надежный регулярный взаимный обмен участников преобразований социальными актами: моральными, материальными, эмоциональными и прочими ресурсами и услугами. Действующий субъект и его компаньон, когда вступают в социальную взаимосвязь, стараются удовлетворить собственные потребности.
Анализ влияния различных агентов социального обмена на формирование личности осуществил Джорж Герберт Мид. Мид определил «значимыми другими» людей, которые представляют конкретный круг общения ребенка и чьи
10Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма. М.: Наука, 1993. - С. 45-73; Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. - Т. 7. - С. 5-110; Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//СОЦИС - 1994- №5 - С18-20; Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги. - 2000. - 205 с.
"Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма. М.: Наука, 1993. - С. 45-73.
12 Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850
г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 7. - С. 5-110.
общественные установки определяют главное воздействие на собственное осознание и понимание себя13.
Чарлз Х. Кули придавал важнейший смысл межличностному общению в границах первичных групп. «В них, где бы то ни было, и зарождается человеческая природа. Человек не имеет ее от рождения, он может обрести ее лишь благодаря товариществу; в изоляции она приходит в упадок»14.
Концептуальные подходы к исследованию поведений индивидов в обществе разработаны в ценностной теории П. Сорокина15. Каждая личность вступает в систему взаимодействий и отношений под воздействием целой группы факторов (причин): факторы бессознательного (рефлекс), биосознательного (голод, половое влечение, жажда) и со-циознательного (ценности, нормы, значения).
Ценности, нормы, значения, то есть социокультурные свойства, сохраняются в обществе на многие долгие годы истории. Различная значимая деятельность индивида объясняется с помощью 4-х распространенных категорий: истина - общественные значения и ценности в гносеологической деятельности, красота - удовлетворение эстетических потребностей, добро - мораль и социальна адаптация, польза - совокупность всех выше названных ценностей16.
Сорокин выделял три основополагающие формы активного поведения индивидов: рекомендуемая, должная, дозволенная формы. После ряда исследований на тему влияния потрясений социального характерно поведенческие особенности личности Питирим Сорокин раскрывает тенденцию, что моральная индифферентность и рутинное поведение увеличивается в момент социальных кризисов, в то время как большая часть населения ищет гедонистические удовлетворения, а остальные ориентированы на альтруистические и религиозные активности. Однако при спадании социального потрясения, поведение индивидов возвращается к предшествующему, «нормальному» состоянию17.Сорокин в своих работах раскрывал термин «здоровье» в разрезе социальной ценности.
Для комплексного исследования самосохрани-тельного поведения (поведение регулирующее вопросы жизни и смерти, здоровья, долголетия) Антонов А.И. предложил концепцию диспозиционной регуляции социального поведения, которую разработал Ядов В.А.
13 Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — С.270-281.
14 Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. -М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 332.
15 Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Новый журнал. 1944. № 7. С. 238—241.
16 Там же, С. 248-249.
17 Там же С. 250-251
Основанием структуры вышеупомянутой концепции являются всевозможные потребности индивида в самосохранении. Данные потребности по своей структуре являются сложно выявляемые и сложно понимаемые и включают в основном всю совокупность уровней известной пирамиды потребностей Маслоу, сюда входят даже потребности, связанные с самоактулизацией. При подробном анализе многослойных потребностей в самосохра-нительном поведении, Антонов выдвинул вывод о том, что все потребности в конечном счете сводятся в самосохранительное поведение. И даже, если взять высший уровень данной пирамиды потребностей - его можно рассмотреть в качестве потребности индивида в самосохранениии в социальном аспекте (социальное самосохранение, сохранение социального статуса и прочее).
Необходимо подчеркнуть выделение Салагае-вым А.Л. основных факторов, определяющие выбор поведенческих особенностей человека. Автор классифицирует данные факторы в теорию кон-троля18.
По А.Л.Салагаеву, можно выявить ведущие факторы, влияющие на выборы поведенческой деятельности индивидов, детерминируя их в теориях.
В теории сдерживания под факторами внутреннего сдерживания понимаются такие характеристики личности, как самоконтроль, позитивная самооценка, степень эгоизма, сильная терпимость к тревожности, чувство ответственности, целеустремленность, рационализм.
Анализ факторной нагрузки А.Л. Салагаева демонстрируют наибольший суммарный вес у социальной среды (52-57 %) - к ней относятся определенный стиль и условия жизни, психологическая атмосфера, характер взаимодействий, уровень культуры. На природно-биологические факторы выпадает по 19-25 %, на деятельность здравоохранения - 7-12 %. Данная модель детерминант носит не статичный характер и претерпевает изменения наряду с изменяющимися экзогенными и антропогенными условиями жизни. В изменяющемся российском обществе факторы социальной среды подверглись весьма существенным изменениям19.
Подробный анализ воздействия социальных институтов на здоровье молодежи представлен в работах И.В. Журавлевой, О.В. Шиняевой. Результаты исследования иллюстрируют практически равный суммарный вес воздействия семьи и школы на здоровье молодого поколения.
Анализ подходов к исследованию здоровья и самосохранительного поведения приводит к вопросу о том, каким образом необходимо оценивать их содержание и направленность. На сегодняшний день социология не дает четкости в понимании того, какое поведение следует воспринимать как
нормативное, нормальное или же девиантное, отклоняющееся. Появилась потребность в обозначении поведенческих норм, особенностей воздействия социума и определенной культуры на само-сохранительное поведение.
Таким образом, обозначенные теоретические подходы к анализу феноменов здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведения подводят к пониманию самосохранительных поведенческих стратегий как элементов деятельности индивида, его статуса и исполняемых в обществе ролей, особенности самосохранительного поведения молодежной аудитории, таких ее групп как студенчество, установить специфику усвоения ими са-мосохранительных стратегий в процессе первичной социализации, конфликтного взаимодействия с другими социальными группами и сознательного выбора в конкретных ситуациях. Установок и стереотипов сознания, поведенческих проявлений представителей различных категорий малообеспеченных граждан, направленных на получение медицинских услуг.
Список литературы
1. Антонов А.И. Самосохранительное поведение // Народонаселение: Энциклопедический словарь - М, 1994. - С.419-420.
2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. -М.: Флинта: Наука, 2002. - 75 с.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В.И. Добре-нькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 700 с.
4. Геращенко Л.И. Биопотенциал человека и факторы его детерминации: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». -М.: Альфа-М., 2003. - Т.3. - С.11-12.
5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС - 1994- №5 - С. 18-20.
6. Дюркгейм Э. Самоубийство // Западно-европейская социология XIX -начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. -500 с.
7. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма. М.: Наука, 1993. - 126 с.
8. Козер Л. Функции социального конфликта.
- М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги. - 2000.
- 205 с.
9. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 450 с.
18Салагаев А.Л. Молодежные правонарушения и делин-квентные сообщества сквозь призму американских соци-
ологических теорий. - Казань: Экоцентр. - 1997. - С. 4879.
19Салагаев А.Л., Шашкин A.B. Жизненные стратегии современной молодежи: к построению программы исследования: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». -М.: Альфа-М, 2003.-Т. З.-С. 108-110.
10. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3. - С. 49 - 51.
11. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 7. - 400 с;
12. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — С. 270-281.
13. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья / Под
ред. А.К. Демина и И.Д. Деминой - М. Политехника, 1999. - 320 с.
14. Салагаев А.Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. - Казань: Экоцентр. - 1997. - 90 с.
15. Салагаев А.Л., Шашкин A.B. Жизненные стратегии современной молодежи: к построению программы исследования: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». -М.: Альфа-М, 2003.-Т. З.- С. 108-110.
16. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Новый журнал. 1944. - № 7. - С. 238—241.