ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 336.01
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ (КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ)
© А. С. БОРИСОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: [email protected]
Борисов А. С. - Теоретические особенности инновационной деятельности сферы услуг (коммерческих банков) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 218-220. - Статья посвящена анализу теоретических основ инновационной деятельности компаний сферы услуг, к которой относятся и коммерческие банки. Автор классифицирует зарубежные источники в сфере изучения инноваций сферы услуг и прослеживает динамику изменений в трудах ученых, делает выводы о перспективах развития учений.
Ключевые слова: инновационная деятельность, теория инноваций, сфера услуг.
Borisov A. S. - The theoretic features of innovation activity in services sector (commercial banks) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 218-220. - The article is dedicated to the theoretic basis analyses of innovation activity in services sector also commercial banks. The author classes the foreign sources in the sphere of services sector innovation research and finds the change tendency in their works. We conclude the perspectives of evolution in the scientific schools/ делает выводы о перспективах развития учений.
Keywords: innovation activity, the innovation theory, services sector.
Для анализа инновационной деятельности в сфере услуг, к субъектам которой можно отнести и коммерческие банки, предлагается рассмотреть два основных вопроса. Первый из них касается масштабов инновационной деятельности в сфере услуг, то есть насколько данная сфера более инновационна по сравнению, например, со сферой промышленного производства. На текущий момент, на этот вопрос достаточно тяжело ответить, так как отсутствуют какие-либо специальные инструменты для измерения инновационной активности в данной сфере. Это подтверждается данными официальной статистики, которая не приводит информационных массивов, характеризующих масштабы инновационной деятельности предприятий сферы услуг. Более того, сфера услуг неоднородна по своей структуре. С этим связана целесообразность выделения специфических характеристик инновационного процессав данной сфере, которыепо-зволят получить представление о сущности инновационного процесса, протекающего в ней.
Следует отметить, что в отечественной литературе проблематика инновационной деятельности в сфере услуг практически не затрагивается, были задействованы преимущественно материалы зарубежных авторов.
Первой значимой попыткой разработать отдельную теорию инноваций для сферы услуг можно
считать работы Р. Барраса [1]. Исследуя инновации в финансовом секторе, Р. Баррас пришел к выводу, что в отличие от традиционных попыток исследовать инновационную деятельность через использование теории жизненного цикла, в соответствии с которой инновационная деятельность изначально фокусируется на разработке нового продукта (до тех пор, пока небудетразработанпрототип,отвечающийпоставлен-ным требованиям), а затем - на совершенствовании процесса производства нового продукта (например, с целью снижения издержек его производства) - инновационная деятельность в сфере услуг, в том числе финансовых организациях изначально фокусируется именно на процессных инновациях (с целью повышения эффективности работы обслуживающих подразделений), и только потом переходит к созданию новых видовуслуг.Такимобразом,Барраснетолькодоказал, что жизненный цикл в сфере услуг имеет реверсивный характер по отношению к сфере промышленного производства, но также пришел к выводу о том, что развитие информационных технологий привело к реорганизации деятельности в сфере услуг. Все это, с точки зрения, Р. Барраса, позволяет считать предприятия сферы услуг одними из основных участников инновационной деятельности.
Несмотря на очевидную попытку адаптировать существующее понимание инноваций к инноваци-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
онной деятельности к сфере услуг, модель, предложенная Р. Баррасом, оказала существенное влияние на развитие теории инновационной деятельности и явилась первым щагом к оформлению теории инновационной деятельности в сфере услуг. Тем не менее, его модель «одна для всего» инноваций в сфере услуг подверглась серьезной критике, особенно в свете того, что предложенная ранее К. Пэвиттом классификация предполагала несколько видов инновационной активности в сфере промышленного производства. То есть, если в промышленности существуют варианты инновационной активности, почему их не может быть в сфере услуг.
Второй значимой попыткой описать инновационную активность в сфере услуг, используя существующие методы и концепции инновационной деятельности, была попытка М. Миоццо и Л. Соета адаптировать теорию К. Пэвитта к сфере услуг. Также как и К. Пэ-витт, М. Миоццо и Л, Соэт выделяют различные типы активности:
1) сектора, где доминируют поставщики - например, образование, здравоохранение, управление;
2) сектора интенсивного производства - это подсистемы национального хозяйства, для функционирования которых необходимо развитие какой-либо физической сети (транспортной, дистрибуции и т. д.)
3) наукоемкие сектора, включающие в свой состав организации, выполняющие услуги по разработке программного обеспечения, технических решений и т. п. При этом основой для инновационных разработок зачастую является конкретный вид бизнеса, поэтому инновационные проекты реализуются в тесном сотрудничестве с заказчиком проекта [2].
Схожее направление прослеживается и в работах Р. Евангелисты, в которых на основании данных итальянской статистики предложено деление организаций, оказывающих услуги, на четыре группы с точки зрения их инновационной активности [3].
Пользователи технологий - наименее активная с точки зрения инновационной деятельности группа. Компании данной группы тяготеют к тому, чтобы приобретать технологии из внешних источников, например промышленности. Основными видами экономической деятельности компаний данной группы выступают: грузоперевозки, обеспечение безопасности, услуги по уборке помещений (клиннинговые услуги), юридические услуги, туризм, розничная торговля и т. п. Отличительной характеристикой компаний данной группы является их небольшой размер, то есть зачастую это предприятия малого бизнеса.
Интерактивные услуги - также достаточнобольшая группа компаний, аккумулирующая до 25% всех занятых в сфере услуг. В данном секторе источником появления инноваций скорее является тесное взаимодействие с клиентами, нежели НИОКР. Основными представителями этой группы являются компании такихсфердеятельностикакбанковскоедело,реклам-ные услуги, страхование, гостиничный и ресторанный бизнес.
Наукоемкие услуги. Предприятия данной категории являются основными генераторами новых технологических знаний, которые они затем передают в другие сферы деятельности. Инновационная деятельность данных компаний обычно находится на передовой создания новшества, в тесном взаимодействии с государственными и частными исследовательскими институтами. Данную категорию компаний представляют организации, осуществляющие НИОКР, компьютерные разработки и т. п. Хотя на предприятиях данной группы занято всего лишь 5% от общего числа работников сферы услуг, именно данная группа производит 30% от общего количества инновационных разработок сферы услуг.
Инжиринговые услуги. Инновационная деятельность предприятий данной группы сочетает в себе характеристики инновационной деятельности предприятий предыдущих двух групп. Инновационная деятельность данных компаний поддерживает внутреннюю инновационную активность предприятий других сфер деятельности. В то время как все предприятия сферы услуг сталкиваются с различными проблемами того или иного плана, предприятия, оказывающие инжиниринговые услуги призваны обеспечить решение данных проблем.
Разработки Р.Евангелисты в основном поддерживают концепцию М. Миоццо и Л. Соета и являются логическим продолжением разработок К. Пэвитта в части инновационной деятельности в сфере промышленности. Конечно, основным выводом работ Р. Евангелисты стало то, что инновации в сфере услуг имеют больше сходства, чем различия со сферой промышленного производства. В целом, все представители данного нанравления изучения инноваций в сфере услуг приходят к выводу о том, что инновации в сфере услуг и промышленности отличаются друг от друга не так уж сильно.
При наличии многих положительных моментов, нельзя не отметить, что рассмотренный подход является достаточно узким - компании данной сферы по-прежнему воспринимаются только как пользователи инноваций, а не как их производители.
Третьим направлением изучений инноваций в сфере услуг стало разграничение или дифференциация, которое начало формироваться с середины 90-х годов прошлого века. Большинство исследователей (Д. Сандбо, Ф. Галлуж) данного направления концентрировалось на изучении организационных инноваций, а также на инновациях компаний, деятельность которых основывается на знаниях, таких как управленческий консалтинг, в которых роль высоких технологий значительно ниже, чем в промышленности [4].
Представителиуказанногонаправленияутверж-дают, что инновации в сфере услуг существенно отличаются от промышленных инноваций и категорически возражают против слепого применения к сфере услуг методов изучения промышленных инноваций. Данное направление исследований призывало к разработке теоретических положений и практических методов,
24 2011
более чувствительных к особенностям сфере услуг, в том числе к высокой зависимости предприятий сферы услуг от человеческого фактора и теснейшего взаимодействия между предприятием сферы услуг и потребителями. В целом рассматриваемое направление исследований основное внимание уделяло организации процесса инновационной деятельности, вопросам управления персоналом, процессу взаимодействия с потребителем, нежели технологического фактору.
Рассматриваемое направление вызвало отрицание среди приверженцев предшествующих теорий инновационной деятельности в сфере услуг, которые отстаивали позицию [5], что в теории инновационной деятельности в сфере услуг должны быть элементы теории, описывающей инновационную деятельность промышленных предприятий.
По мнению автора статьи, во-первых, современ-наясферауслугсущественнымобразомзавязананаис-пользование новых технико-технологических средств и следовательно говорить о ее малой наукоемкости следует достаточно осторожно. Во-вторых, сфера услуг имеет предметом своей деятельности специфический продукт, который не производится в промышленности, и, следовательно, он не может описываться аналогичными теоретическими положениями.
Большинство ученых (Д. Вомак, Д. Джонс, М. Хобдей), исследующих инновационную деятельность в сфере услуг на современном этапе, являются приверженцами метода синтеза. Метод синтеза выводит на первый план возрастающую сложность и многомерный характер современной сферы услуг и промышленного производства, в том числе возрастающее пакетированиепродуктовданных сфер[6]. Все это содействовало развитию понимания того, что сфера услуг и сфера промышленного производства являются взаимосвязанными видами деятельности.
Следует, однако, отметить, что развитие данного подхода к изучению инноваций в сфере услуг лишь частично может быть мотивировано существенными размерами сектора услуг и явной необходимостью развития теоретических подходов, описывающих инновационную деятельность в данном секторе. Более
существенным фактором, способствовавшим развитию данного направления, можно считать целесо образность исследования инновационной деятельности не только в контексте появления новых технологий. В этой связи, на современном этапе исследований существенное внимание уделяется организационным инновациям, социальным аспектам инновационной деятельности, разработке интегрированных решений, объединяющих промышленность и сферу услуг, и ряде других методов и механизмов, способных развивать инновационную деятельность в сфере услуг. Такой сдвиг в исследованиях требует объединения многих теорий и методов за пределами традиционных теорий инновационной деятельности, включая такие теории организации, социальных сетей, маркетинг, теорию стратегического управления и коммуникаций. Таким образом, метод синтеза уделяет основное внимание именно организационным инновациям и тому, как современная практика ведения бизнеса в товарных сегментах хозяйства может быть использована в сфере услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Barras R. Towards a Theory of Innovation in Services // Research Policy. 1986. Vol. 15(4). P. 161-173.
2. Miozzo M., Soete L. Internationalization of Services: A Тechnological Perspective // Technological Forecasting and Social Change. 2001. Vol. 67(2/3). P. 159-185.
3. EvangelistaR.SectoralPatternsofTechnologicalChange in Services» // Economics of Innovation and New Technology. 2000. Vol. 9(3). P. 183-222.
4. Sundbo J., Gallouj F. Innovation as a Loosely Coupled System in Services / MetcalfeJ. S., Miles I. D. (eds). Innovation Systems in the ServiceEconomy: Measurement andCaseStudyAnalysis.Boston,DordrechtandLondon: Kluwer Academic Publishers, Boston, Dordrecht and London,
5. Drejer I. Identifying Innovation in Surveys of Services: A Schumpeterian Perspective // Research Policy. 2004. Vol. 33(3). P. 551-562.
6. Womack J. P., D. T. Jones. Lean Thinking. London: Simon & Schuster, 1996.