Научная статья на тему 'Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации'

Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА КАПИТАЛИЗАЦИИ / МЕТОДЫ РАСЧЕТА КАПИТАЛИЗАЦИИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ГУДВИЛ / ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырь Н. С., Полиди А. А.

В статье рассматриваются теоретические основы управления капитализацией и влияние процесса реструктуризации на повышение стоимости бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Данная модель может быть использована как на уровне национальной экономики, так и адаптирована к региональным условиям.

Адаптация модели предполагает увеличение экономической эффективности деятельности сетевого ритейла под воздействием изменения тактики и стратегии ведения организационной и сбытовой структуры организации по предъявляемому спросу потребителей и их предпочтений.

Так на сегодняшний день наиболее популярным форматом торговой сети для потребителей является магазин, расположенный на центральных улицах города или в крупных торговых центрах.

Повышение лояльности существующих и потенциальных потребителей достигается путем координации усилий по направлениям:

- расширение ассортимента и повышение качества реализуемых товарных групп,

- расширение спектра предоставляемых услуг,

- повышение качества обслуживания покупателей,

- эффективная стратегия ценообразования,

- использование комплекса методов стимулирования сбыта.

Таким образом, основным моментом в эффективности управления конкурентоспособностью сетевого ритейла можно назвать клиентоориентированный подход и покупательская лояльность. Ведь большинство владельцев и директоров розничных магазинов хорошо представляют себе, что означают эти термины. При этом они справедливо полагают, что для привлечения покупателя не требуется чего-то сверхъестественного.

Клиентоориентированный подход в сетевом ритейле - это рассмотрение любой проблемы и подход к организации работы магазина с позиции удобства для покупателя.

В основе ориентации на клиента лежит высказывание «Поставьте каждого покупателя первым в очереди». И только в сетевом ритейле это высказывание можно и нужно понимать буквально, так как оно отражается не только на удовлетворенности потребителей, но эффективным инструментом в управлении объектами сетевого ритейла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Депортамента потребительского рынка и услуг города Краснодара за 2006-2007 гг.

2. Россия: все регионы. Путеводитель по торговле и инвестициям: справочник. М.: Президент, 2005.

3. Российский статистический ежегодник. 2006. - М.: Госкомстат России, 2007.

4. Сайт компании А.Т. Kearney. Режим доступа: http://www.atkeamey.com.

Коды классификатора JEL: G 32, O 33

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

КОЗЫРЬ Н.С., ПОЛИДИ А.А.

Козырь Н.С. Кубанский государственный технологический университет, ассис. каф. Экономики и финансов, e-mail: n_k_@mail.ru;

Полиди А.А. Кубанский государственный технологический университет,

д.э.н., проф. каф. Экономики и финансов

В статье рассматриваются теоретические основы управления капитализацией и влияние процесса реструктуризации на повышение стоимости бизнеса.

Ключевые слова: капитализация; программа капитализации; методы расчета капитализации, реструктуризация, Гудвил, первичное размещение акций.

На современном этапе развития экономических отношений вопрос управления капитализацией актуален для всех отечественных предприятий. В условиях постоянной потребности пополнения или поддержании на необходимом уровне величины оборотных средств, хозяйствующие субъекты стремятся привлечь заемные средства на более выгодных для себя условиях. Естественно, что преимуществом в борьбе за привлечение заемного капитала будет обладать та компания, которая обладает в глазах потенциальных инвесторов большей инвестиционной привлекательностью, при определении которой важнейшим фактором является уровень капитализации.

Опыт развитых стран показывает, что одним из эффективных способов повышения капитализации является реструктуризация бизнеса. Одно лишь известие о планах структурной перестройки компании, одобренное инвесторами, может привести к росту котировок акций на десятки процентов [1].

В настоящее время, компании, которые занимают значительный удельный вес в отрасли, все больше обращаются к методам стратегической реструктуризации, направленным на повышение инвестиционной привлекательности бизнеса и рост его стоимости.

Исследование, проведенное рейтинговым агентством "Эксперт РА", показало первые примеры успешной стратегической реструктуризации в России в целях повышения капитализации хозяйствующего субъекта [1]:

- Российские компании проводят работу, направленную на упорядочивание активов в три этапа. На первом этапе происходит упорядочивание структуры активов малых непрофильных бизнесов, на втором - вспомогательных бизнесов с целью "выпрямления" издержек, на третьем осуществляется оптимизация структуры портфеля крупных непрофильных бизнесов.

- Помимо работы с непрофильными активами, дополнительными факторами увеличения капитализации компании на российском фондовом рынке могут стать экспансионная политика компаний на рынке (поглощения ею компаний своей отрасли), а также слияния с крупнейшими международными корпорациями.

Капитализация прибыли предприятия обычно имеет две цели [5]:

- Первая цель (расчетная). Оценка стоимости предприятия путем приведения к настоящему времени (к чистой настоящей стоимости) предполагаемой чистой прибыли предприятия в будущем.

- Вторая цель (бухгалтерская). Превращение нераспределенной прибыли в часть уставного капитала (и резервов) предприятия.

В качестве капитализируемой величины при проведении расчетов может выступать либо чистая прибыль после уплаты налогов, либо прибыль до уплаты налогов, либо величина денежного потока. Коэффициент капитализации (КК) равен отношению годовой прибыли предприятия к стоимости предприятия.

Коэффициент капитализации является параметром, преобразующий чистый доход в стоимость объекта. При этом учитывается как сама чистая прибыль, получаемая от эксплуатации оцениваемого объекта, так и возмещение основного капитала, затраченного на приобретение объекта. Коэффициент капитализации, учитывающий эти две составляющие, называется общим коэффициентом капитализации или ставкой капитализации чистого дохода. При этом чистый доход, используемый для капитализации, определяется за определенный период, как правило, за год. Таким образом, общий коэффициент капитализации, (или полная ставка капитализации) выражает зависимость между годовой величиной чистого дохода, получаемого в результате эксплуатации объекта, и его рыночной стоимостью. Критерии капитализации прежде всего, показывают соотношение источников финансирования организации между собой, сравнивая доли собственного капитала организации, заемных средств и обязательств.

В финансовом менеджменте существуют следующие коэффициенты расчета капитализации [4]:

- Коэффициент структуры капитала отражает соотношение собственного и заемного капитала.

- Финансовый рычаг - это ситуация, когда компания допускает, чтобы ее задолженность превышала сумму собственного капитала, то есть занимает извне больше, чем капитал, инвестированный учредителями. Поскольку заемные средства также приносят прибыль (и часть ее за вычетом вознаграждений за кредитные ресурсы, остается в распоряжении организации), то и доходность собственного капитала в таких организациях выше. Финансовый рычаг рассчитывается как сумма совокупных обязательств и собственного капитала, деленная на сумму собственного капитала.

- Соотношение долгосрочной задолженности и капитала рассчитывается как сумма долгосрочной задолженности, деленная на сумму обязательств и собственного капитала (т.е. на валюту баланса). Если величина соотношения превышает 50%, это свидетельствует о высоком уровне задолженности.

В теории оценки бизнеса существуют перечисленные в табл. 1. методы расчета капитализации компа-нии.На практике при подготовке оценки капитализации компании целесообразно использовать расчетную таблицу, показывающую капитализацию компании, обычно таблица капитализации включает следующие элементы: объем капитала, полученного из каждого источника; долгосрочные заимствования; обыкновенные акции; коэффициенты капитализации.

В современных условиях хозяйствования, которые характеризуются постоянными изменениями в рыночной среде, а также высоким уровнем конкуренции, в том числе и в сфере привлечения заемного капитала на более выгодных условиях для компании-эмитента, важным и перспективным является вопрос относительно организации работы по управлению капитализацией компании на среднесрочную перспективу.

Разработка программы изменения капитализации компании на среднесрочную перспективу должна носить комплексный характер и включать несколько направлений в области реструктуризации:

- разработка системы управления капитализацией. Определение принципов организации работы по управлению капитализацией;

- подготовка программы по изменению капитализации компании, ее содержание и значимость;

- разработка программы изменения капитализации: организационные механизмы и процессы;

- реализация программы изменения капитализации компании. Выделение и закрепление подразделений, участвующих в работе по изменению капитализации. Организация взаимодействия подразделений в ходе реализации программы изменения капитализации.

В последние годы тенденции в финансовом мире таковы, что все больший акцент делается в сторону нематериальных активов, по признанию и усилению их роли в развитии бизнеса и формирования финансовых показателей и результатов деятельности компании в целом.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Таблица 1.

Оценочные способы / методы оценки уровня капитализации Методы

Доходный подход 1. Метод скорректированных чистых активов Для применения требуется достаточно информации. Этот метод, как правило, является очень не точным в российских условиях ввиду больших искажений стоимостей активов и обязательств в бухучете 2. Метод дисконтированных денежных потоков Результатом применения является субъективная оценка, так как метод основан на предсказании на ближайшие 5-6 лет денежных потоков, которые зависят от многих факторов, например от цены на нефть, уровня инфляции, изменения законодательства и т.д. Сама методика расчета ставки дисконтирования определяется уровнем доходности, на который в будущем может рассчитывать инвестор при учете определенных рисков. Капитализация по расщепленной ставке (Split rate capitalization) Капитализация по расщепленной ставке - ка питализация, при которой для оценки прогно зируемых потоков денежных средств по одному и тому же объекту используются две различные процентные или дисконтные ставки.

Затратный (имущественный) подход Затратный метод (стоимостный подход оценки имущественного комплекса) При оценке действующего предприятия (бизнеса) предполагает рыночную оценку всех материальных объектов, скорректированную на стоимость долгов и обязательств. К сожалению, в силу огромной трудоемкости (в том числе требует значительного запаса по времени на проведение оценки) и часто относительно низких стоимостей предлагаемых контрактов этот метод при оценке действующего предприятия большинством оценочных компаний не применяется. Игнорирование затратного подхода приводит к искажению стоимости, так как он дает прямое представление о потенциале производственных мощностей оцениваемого предприятия и меньше других методов подвержен субъективизму. Прямолинейная капитализация (Straight line capitalization) Прямолинейная капитализация - метод расчета коэффициента капитализации для недвижимости путем прибавления к ставке процента нормы прямолинейного возврата капитала.

Сравнительный Метод компаний-аналогов Применим в случае, когда для этого существуют объективные условия в виде наличия достоверной оценки капитализации предприятия, условия хозяйствования и специфика деятельности которого не имеют существенных различий с рассматриваемой компанией. Как следствие, имеет достаточное ограничение по применению в силу специфичности условий реализации. Прямая общая капитализация (Direct overall capitalization) - метод капитализации дохода, основанный на делении чистого операционного дохода на коэффициент, полученный в результате анализа сопоставимых объектов и сравнения доходов от этих объектов с ценами их продажи. Определение цены: Доход за период / Коэффициент ABC, где коэффициент ABC = Доход сопоставимого объекта / Цена продажи

Как показывает практика, раскрытие информации сверх законодательных требований к финансовой отчетности, позволит компании повысить свой инвестиционный рейтинг и увеличить свою капитализацию примерно на 15-30% [2]. Это может быть обосновано ростом надежности, уверенности и предсказуемости относительно деятельности данной компании у потенциальных инвесторов. Это является примером эффективно работающего нематериального актива. Но в силу различных причин прозрачность и открытость результатов деятельности компании не всегда является однозначно простым и распространенным явлением.

Говоря о нематериальных активах нельзя не сказать о влиянии Гудвил (деловой репутации) на стоимость компании. Гудвил возникает, когда предприятие получает стабильно высокие прибыли, его доход на активы (на собственный капитал) выше среднеотраслевого показателя, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость чистых активов предприятия [3].

В настоящее время используются два похода к определению гудвила:

- Первый - рассчитывается разница между ценой приобретения компании и справедливой рыночной стоимостью активов приобретаемой компании.

- Другой вариант - рассчитывается разница между прибылью объединяемой компании и прибылью компании в подобном бизнесе. При втором подходе фактически определяется будущая стоимость всех добавочных доходов.

Существует несколько способов достижения наибольшей капитализации. Основные и наиболее интересные инструменты - это частное и публичное размещение акций.

При частном размещении владелец бизнеса сохраняет за собой контроль над ним. Фактически он продает часть своего пакета узкому кругу заинтересованных инвесторов. Частное размещение акций позволяет в достаточно короткий срок привлечь финансовые ресурсы для развития бизнеса. Контролирующие акционеры предприятия могут продать часть своего пакета акций по рыночной цене и привести заинтересованных партнеров в свой бизнес.

Публичное размещение акций (IPO) позволяет привлечь значительные объемы финансирования при максимальной цене продажи пакета акций. Его проведение позволяет создать рыночную капитализацию и публичную историю компании, проводящей размещение, в дальнейшем способствует снижению стоимости публичных заимствований, повышает узнаваемость компании в инвестиционном сообществе.

Акции компании, которые размещаются на биржевых площадках - это ликвидный актив. В случае необходимости продажи такого актива проблем с поиском покупателя не возникнет, и цена будет существенно выше той, которая была бы у компании без публичной истории.

Бизнес такого предприятия более защищен, чем у закрытой компании. Вероятность недружественного поглощения фирмы, акции которой обращаются на биржевых площадках, очень мала. Потенциальному рейдеру придется заплатить справедливую цену за скупаемые бумаги и быть готовым к искам миноритарных акционеров, среди которых могут быть и западные инвестиционные фонды.

Обобщая теорию в области реструктуризации предприятия в виде публичного размещения акций и влияния IPO на капитализацию, можно выделить следующие причины, по которым предприятия проводят публичную эмиссию акций:

- публичное размещение акций облегчает предприятию доступ к капиталу в будущем;

- повышает узнаваемость компании, что позволяет выигрывать борьбу за человеческий капитал, находить новых контрагентов, и, как следствие, расширять рынки сбыта;

- публичное размещение акций является источником долгосрочного финансирования;

- публичная эмиссия позволяет определить реальную рыночную стоимость компании и предоставляет возможность реализовать часть стоимости акционерной собственности;

- акции компании могут стать эффективным инструментом и валютой в сделках M&A (слияний и поглощений);

- акционеры компании, определяя размер эмиссии, могут сохранить независимость и контроль над компанией;

- публичные эмиссии не подразумевают ежегодных выплат дивидендов в обязательном порядке;

- дополнительным преимуществом, является значительное укрепление имиджа на финансовом рынке, в силу сложности инструмента и множества факторов, связанных с последующим выполнением обязательств по раскрытию информации, поддержанию листинга и пр., а также мотивации менеджмента на увеличение капитализации и роста прибыльности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние реструктуризации на рост стоимости компании // Электронный ресурс РА Эксперт. www. raexpert.ru.

2. Нематериальные активы в формировании капитализации компании. Волошин Д.А. // Экономический анализ. Теория и практика. 2008. №3.

3. Оценка бизнеса: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Самойленко О.Б. Практика анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам года // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 1.

5. Яскевич Е.Е. Определение коэффициентов капитализации для предприятий. www.cpcpa.ru.

Коды классификатора JEL: P16

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОКОРЕВ Н.И.

Кокорев Н.И. Технологический Институт ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет», г. Таганрог, аспирант кафедры Государственного и муниципального управления,

е-таП: nicko2002@mail.ru

В статье рассмотрен стратегический подход к управлению туристско-рекреационным комплексом на муниципальном уровне. Определена категория стратегического управления в контексте управления подсистемами муниципального образования. Обоснована роль программно-целевого подхода как инструмента стратегического управления туристско-рекреационным комплексом.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, стратегическое управление, развитие, муниципальное образование, программно-целевой подход

Стратегическое управление подсистемами муниципальных образований как проблема научного исследования в целом является новой для экономической науки. В основном понятие «стратегическое управление» рассматривается как стратегическое управление коммерческой организацией, в то время как необходимо вести речь о стратегическом управлении системами более высокого уровня - народным хозяйством страны, региональной экономикой и в данном случае муниципальной экономикой.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.