Научная статья на тему 'Теоретические основы управления инновациями в условиях кризиса'

Теоретические основы управления инновациями в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Н.А.

Статья посвящена исследованию теоретических аспектов управления инновациями предприятия. Показано, что для обеспечения высокого конкурентного статуса предприятию необходимо выработать стратегию, направленную на достижение его глобальных целей, связанных с инновационными процессами в области производства продукции, технологических процессов, повышением конкурентоспособности продукции. Проведенное исследование показывает, что успех развития инновационных процессов в деятельности предприятия напрямую зависит от верно выбранной стратегии его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управления инновациями в условиях кризиса»

он покупает реализацию собственных представлений о своих потребностях и ценностях. Именно ценности определяют конкретные проявления абстрактных человеческих потребностей: в еде и питье, в общении и развитии, в инновациях и традициях. Именно ценности являются основной точкой соприкосновения бренда с потребителем, поэтому бренд вообще воплощение виртуальных, неосязаемых личностных ценностей в конкретном товаре под конкретной торговой маркой [2].

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бренд — это тот вклад фирмы, который будет приносить хорошую прибыль, но бренд, приносящий прибыль, должен пройти длинный и сложный путь. На этом пути могут быть неудачи, но, если компания правильно будет позиционировать свой бренд, иметь четкую идею создания бренда, вкладывать в него время и средства, тогда возможен отличный результат. В первое время нужно поддерживать бренд всеми силами и средствами, а когда он уже будет на слуху и займет позицию на рынке, тогда уже сам бренд будет приносить прибыль фирме. Поддержка заключается в маркетинговых коммуникациях и в каких-либо других мероприятиях. Это нужно для того, чтобы идея бренда не забывалась и была не измена. Список используемой литературы:

1. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. Маркетинг для профессионалов. Издательский дом «Питер», 2004. 236с.

2. Муромкина И.И. Использование методов маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров Н. Новгород: НКИ.-2009. 168с.

3. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов.- Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008.

© Дорошенко Ю.А., Филипчук Е.А., 2016

УДК 330

Н.А. Евдокимова

К.э.н., доцент

ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Саратов, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

Статья посвящена исследованию теоретических аспектов управления инновациями предприятия. Показано, что для обеспечения высокого конкурентного статуса предприятию необходимо выработать стратегию, направленную на достижение его глобальных целей, связанных с инновационными процессами в области производства продукции, технологических процессов, повышением конкурентоспособности продукции. Проведенное исследование показывает, что успех развития инновационных процессов в деятельности предприятия напрямую зависит от верно выбранной стратегии его развития.

Ключевые слова Инновации, конкурентоспособность, стратегический подход.

Развитие промышленного производства можно обеспечить двумя путями. Первый (экстенсивный) предусматривает количественное наращивание объемов производства за счет обладания какими-то дефицитными или дешевыми ресурсами, за счет извлечения природно-сырьевой ренты. Второй - через внедрение различных новшеств раньше других. В основе этого (интенсивного) пути лежит создание временной монополии предпринимателя, первым предложившего на рынок востребованный товар. Оба направления развития не являются взаимоисключающими и свойственны любой экономике в той или иной степени.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

В российской практике хозяйствования закрепился первый из описанных типов развития. Однако, в деле достижения необходимого уровня развития следование только экстенсивному пути - это тупик, так как задействование инновационных механизмов развития - это объективная необходимость, требование современного порядка хозяйствования. Осуществить этот переход крайне сложно: существуют как объективные причины, свойственные экономике любой страны, так и субъективные, характерные для экономики России.

Пока не будут использованы все факторы экстенсивного производства, переход к интенсивному пути не состоится. В российском промышленном производстве существует огромное количество незадействованных факторов экстенсивного характера (низкое качество продукции, её высокая энерго- и трудоемкость, использование отживших форм управления персоналом).

Причины торможения внедрения инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов страны те же, что тормозят нормальную предпринимательскую деятельность: формализм, административные барьеры, коррупция, безответственность, отсутствие развитой инфраструктуры, экономическая безграмотность, пренебрежение к накопленному опыту, слабая информационная система, отсутствие дальновидных предпринимательских стратегий, не проработанная нормативно-правовая база, неразвитые рынки, отсутствие здоровой конкуренции [3, с. 79].

Для обеспечения высокого конкурентного статуса предприятию необходимо выработать стратегию, направленную на достижение его глобальных целей, связанных с инновационными процессами в области производства продукции, технологических процессов, повышением конкурентоспособности продукции, улучшением финансовой стабильности, выработкой полезной социальной направленности, экологической безопасности производства.

В настоящее время, конкурентоспособность предприятия, в первую очередь, зависит от склонности его «бизнеса» к инновациям и модернизации, посредством которых у последнего возникают преимущества в конкурентной борьбе с другими предприятиями [1,с.37]. Необходима постоянная и целенаправленная работа над созданием положительного имиджа предприятия и производимых им товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности», что обусловлено различными исходными позициями экономистов, а также тем, что в качестве производителя рассматривается либо отдельное предприятие, либо отрасль или вся экономика в целом. В общем смысле слова, конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [2, с.178].

При ведении конкурентной борьбы применяют, как правило, один из трех стратегических подходов:

- стремление к самым низким в отрасли издержкам производства (стратегия роли руководства в области издержек производства);

- нацеленность на узкую часть, а не на весь рынок (стратегия фокуса или ниши);

- выбор такого пути развития, при котором усиливается дифференциация производимой продукции относительно продукции, производимой конкурентами (стратегия дифференциации).

По нашему мнению, данные стратегические подходы приемлемы для «выживания» в конкурентной борьбе лишь для предприятий, охватывающих небольшой сегмент внутреннего рынка. Что касается крупных компаний, функционирующих как на внутреннем рынке, так и имеющих высокий удельный вес на внешнем рынке, данная группа стратегических подходов к ведению конкурентной борьбы, а главное к победе в ней, должна быть более объемной. Необходимо основной упор сделать на внедрение инноваций в специфику деятельности компании.

Таким образом, успех развития инновационных процессов в деятельности предприятия, обусловленных способностью трансформировать новые знания в новые процессы и продукты, и как следствие, его высокая конкурентоспособность, будут напрямую зависеть от верно выбранной стратегии его развития.

Список использованной литературы

1. Золотарева Е.В. Понятие и классификации денежных средств для целей бухгалтерского учета / Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 1-3. С. 35-40

2. Евдокимова Н.А. Проблемы прогнозирования денежных потоков предприятия для целей реализации инвестиционных проектов / Наука и общество. 2012. № 5. С. 177-180.

3. Евдокимова Н.А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием /Наука и общество. 2015. № 2 (21). С. 78-81.

© Евдокимова Н.А., 2016

УДК 336.645.1

А.В. Журавлева

аспирант кафедры «Бухгалтерский управленческий учет» Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКИ В СФЕРЕ

АГРАРНОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В данной статье представлена краткая информация о реализуемом при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере инновационном проекте -«Информационно-функциональной инвестиционной интернет-площадке».

Ключевые слова

Инвестиции, аграрный бизнес, анализ, прогнозирование, интернет-портал

В современных кризисных условиях сельское хозяйство является как одной из наиболее уязвимых, так и одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Перед сельскохозяйственными организациями стоит важная задача по импортозамещению. Одним из важнейших резервов, который должен быть использован для решения поставленной задачи является повышение инновационно-инвестиционной активности в сфере аграрного бизнеса[2]. Для использования указанного резерва необходимо обеспечить эффективные коммуникации между соискателями инвестиций и инвесторами. Именно цели обеспечения эффективного взаимодействия между субъектами инвестиционных отношений служит реализуемый нами при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере инновационный проект - «Информационно-функциональная инвестиционная интернет-площадка». Это интернет-портал с возможностями автоматизированного анализа и оценки инвестиционной привлекательности бизнес-проектов в сфере сельскохозяйственного производства

Научная новизна проекта заключается в комплексном решении научной проблемы совершенствования анализа инвестиционной привлекательности бизнес-проектов с целью учета особенностей производства при реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства[1].

«Информационно-функциональная инвестиционная интернет-площадка» представляет собой концептуально-действенную информационно-аналитическую систему, способствующую оптимальному адаптивно-селективному отбору проектов в сфере сельскохозяйственного производства.

Такая система должна соответствовать ряду имманентных требований:

1) Учет специфики сельскохозяйственного производства;

2) Учет интересов пользователей результативной информации: инвесторов, соискателей инвестиций, собственников и управленческий персонал предприятий, научного сообщества;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.