Научная статья на тему 'Теоретические основы совершенствования приоритетных направлений противодействия неосторожной преступности'

Теоретические основы совершенствования приоритетных направлений противодействия неосторожной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CRIME / CRIME COUNTERACTION / CRIME FIGHTING / CRIMINOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармышев Ярослав Владимирович

В статье раскрыты современные тенденции уголовно-правовой политики Российской Федерации в области противодействия неосторожной преступности. На основе анализа существующего состояния профилактики неосторожных преступлений рассматриваются основные направления противодействия преступности в различных сферах: экономической, социальной, духовно-нравственной. Отсутствие в юридической науке единых подходов к пониманию институтов отчасти проецируется и на процесс формирования институтов законодательства о противодействии неосторожной преступности. В данной работе противодействие неосторожной преступности определено как комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, который заключается в разработке и реализации системы целенаправленных мер по выявлению, предотвращению и пресечению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, путем их профилактики и предупреждения. Предложены пути совершенствования законодательного регулирования и правоприменительной практики в области противодействия неосторожной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF MAIN DIRECTIONS OF NEGLIGENT CRIME COUNTERACTION IMPROVEMENT

The article studies current trends in legal policy of the Russian Federation related to negligent crime. Basing on analysis of current situation with negligent crimes' prevention, the author studies main directions of crime counteraction in different spheres: economic, social, moral. Legal science does not have unified approaches to the institutes. This to some extent affects the process of legal institutions development related to negligent crime. The article defines negligent crime counteraction as action plan aimed at enforcement of interests of citizens, society and state. This plan involves development and realization of targeted steps aimed at detection, prevention and preclusion of crime reasons, conditions that lead to crimes. The author suggests ways of improvement of law regulations and law-enforcement activity related to negligent crime counteraction.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы совершенствования приоритетных направлений противодействия неосторожной преступности»

УДК 343.85 Я.В. Гармышев

ББК 67.518.6 кандидат юридических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРшЕНСТВОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье раскрыты современные тенденции уголовно-правовой политики Российской Федерации в области противодействия неосторожной преступности. На основе анализа существующего состояния профилактики неосторожных преступлений рассматриваются основные направления противодействия преступности в различных сферах: экономической, социальной, духовно-нравственной. Отсутствие в юридической науке единых подходов к пониманию институтов отчасти проецируется и на процесс формирования институтов законодательства о противодействии неосторожной преступности. В данной работе противодействие неосторожной преступности определено как комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, который заключается в разработке и реализации системы целенаправленных мер по выявлению, предотвращению и пресечению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, путем их профилактики и предупреждения. Предложены пути совершенствования законодательного регулирования и правоприменительной практики в области противодействия неосторожной преступности.

Ключевые слова: преступность; противодействие преступности; борьба с преступностью; криминологическая безопасность.

Ja.V. Garmyshev

Candidate of Legal Sciences, Associated Professor, Baikal National University of Economics and Law

THEORETICAL BAsIs OF MAIN DIRECTIONs OF NEGLIGENT CRIME

COUNTERACTION IMPROVEMENT

The article studies current trends in legal policy of the Russian Federation related to negligent crime. Basing on analysis of current situation with negligent crimes' prevention, the author studies main directions of crime counteraction in different spheres: economic, social, moral. Legal science does not have unified approaches to the institutes. This to some extent affects the process of legal institutions development related to negligent crime. The article defines negligent crime counteraction as action plan aimed at enforcement of interests of citizens, society and state. This plan involves development and realization of targeted steps aimed at detection, prevention and preclusion of crime reasons, conditions that lead to crimes. The author suggests ways of improvement of law regulations and law-enforcement activity related to negligent crime counteraction.

Key words: crime; crime counteraction; crime fighting; criminological security.

Опасность возникновения неосторожных преступлений по сравнению с умышленными преступными деяниями в условиях развития наукоемких производств, внедрения инновационных технологий значительно возросла. В абсолютных цифрах доля неосторожной преступности составляла в 2001 г - 68 720, в 2002 г. - 65 891, в 2003 г - 76 990, в 2004 г. -34 777, в 2005 г. - 35 115, в 2006 г. - 35 391, в 2007 г. - 33 237, в 2008 г. - 32 048, в 2009 г. -

36 481, в 2010 г - 35 487, в 2011 г. - 35 645 [11]. Однако суммарный материальный ущерб, причиняемый неосторожными преступлениями, уже сопоставим с последствиями умышленных преступлений, а по некоторым характеристикам и превосходит его. Количество неосторожных преступлений и их жертв в Российской Федерации превышает аналогичные показатели в странах Европейского союза и США. При этом основные параметры неосторожных пре-

ступлений являются неблагоприятными. Так, по уровню травматизма со смертельным исходом Россия (на тысячу работающих - 0,133) значительно опережает экономически развитые страны (ФРГ - 0,080; США - 0,054; Япония - 0,020; Великобритания - 0,016).

На сегодняшний день оптимизация государственно-правового строительства, в свою очередь, повлекла за собой необходимость дальнейшего преобразования национальной системы права, основными направлениями которого, исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступности и борьбы с нею, повышение эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности, разработка и использование специальных мер, ориентированных на снижение уровня криминализации общественных отношений [13]. Изменение курса национальной уголовно-правовой политики в условиях глобализации права отражается на новеллизации законодательства криминального профиля, реформировании судебной и пенитенциарной деятельности [1, с. 21].

Обсуждение стратегии борьбы с преступностью, в том числе и неосторожной, на XI Конгрессе ООН в 2005 г. показало, что спектр мер, применяемых в этих целях в различных странах, достаточно разнообразен. Обращают на себя внимание, в частности, три обстоятельства: а) все большее значение (по сравнению с уголовной репрессией в ее чистом виде) приобретает предупредительное направление; б) все шире распространяется мнение о том, что предупредительная деятельность не сможет быть успешной без проведения крупных социально-экономических и технических преобразований общегосударственного масштаба; в) все отчетливее прослеживается мысль о необходимости включения политики предупреждения преступности в национальные и международные стратегии в области развития [9, с. 25].

Рассматривая систему противодействия преступности, в первую очередь необходимо обратить внимание на такой метод предотвращения причин преступлений и условий, способствующих им, как профилактика. Профессор Ю.М. Антонян утверждает, что «это наиболее важный вид борьбы с преступностью, поскольку он подразумевает воздействие непосредственно на криминогенные факто-

ры, порождающие совершение преступлений. Вместе с тем это и наиболее гуманный способ борьбы с преступностью, поскольку в большинстве случаев не предусматривает уголовно-правового воздействия на лиц, способных встать на преступный путь. Это, так сказать, генеральное направление в борьбе с преступностью, и именно его государство и общество должны всемерно поддерживать и развивать» [2, с. 142]. По мнению В.И. Чернышева, преступность непосредственно связана с причинами и условиями, ей способствующими, ее порождающими и возникающими в различных сферах и на разных уровнях общественной жизни, - от общесоциальных причин и условий до конкретных ситуаций, складывающихся в определенных социальных группах и между отдельными людьми [15, с. 23].

Деятельность по предупреждению преступлений на общесоциальном уровне включает в себя реализацию мер, дающих профилактический эффект в организации экономической, социальной, духовно-нравственной сфер жизни общества. Для продуктивного функционирования всей системы предупреждения преступности важно уделить особое внимание каждому из указанных элементов в отдельности, а также и в их взаимосвязи, иначе страдает вся система противодействия в целом. Иными словами, здесь, как и во всех сложных общественных явлениях, необходим комплексный подход.

Социальная система противодействия преступности имеет иерархическое строение, которое отражает такую же структуру причин и условий совершения преступлений. Мероприятия, составляющие эту систему, осуществляются на разных уровнях, в различных сферах общественной жизни и разными органами, так как они имеют неодинаковую целевую направленность.

Необходимо отметить, что предупреждение неосторожных преступлений - это определенный аспект общей проблемы противодействия преступности. Однако предупреждение неосторожных преступлений имеет свои специфические черты, которые вызваны, в свою очередь, особенностями неосторожных преступлений и причин, их порождающих [5, с. 41].

Во-первых, при осуществлении мер противодействия неосторожным правонарушениям не используются некоторые формы и методы, характерные для предупреждения умышленных преступлений. При совершении неосторожных правонарушений нет таких форм преступной

деятельности, как приготовление, покушение, соучастие, поэтому невозможны такие методы предупреждения преступлений, как выявление лиц, готовящихся к совершению преступлений, пресечение начавшихся преступлений, выявление преступных группировок и т.д.

Во-вторых, в системе профилактических мер противодействия неосторожным преступлениям удельный вес имеют общесоциальные и технические мероприятия.

В-третьих, методы реализации предупредительных мер могут иметь сходство с методами защиты от случайного причинения вреда. В области использования техники, в сфере специальной профессиональной деятельности данные способы противодействия ориентированы на всех лиц, которые могут совершить или уже совершили преступление, в том числе с целью предупреждения случайного вреда [6, с. 67].

Таким образом, многообразие причин и условий, детерминирующих неосторожную преступность, и обширный спектр объектов криминологической профилактики предопределяют многоуровневый и разноплановый характер предупредительной деятельности.

Зарубежные исследователи пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в плане предупреждения неосторожных преступлений являются методы, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки и контроля движения, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.). В отечественной криминологии большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным.

С учетом различных точек зрения ведущих специалистов отечественной и зарубежной криминологии становится очевидным, что противодействие неосторожной преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающийся в разработке и реализации системы целенаправленных мер по выявлению, предотвращению и пресечению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, путем их профилактики и предупреждения [4, с. 7]. Общесоциальный уровень предупреждения неосторожной преступности включает в себя решение крупных экономических, социальных, политических,

идеологических, технических, правовоспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества, что связано в основном с реализацией планов социального и экономического развития страны. Именно на этих ступенях происходит устранение или нейтрализация криминогенных факторов, порождающих как неосторожные преступления в целом, так и конкретные их проявления.

К числу общесоциальных мероприятий, наиболее эффективно воздействующих на неосторожную преступность, следует отнести: а) более широкое применение новейших технологий; б) совершенствование системы образования и воспитания личности; в) совершенствование системы управления обществом. В предупреждении неосторожных преступлений не менее велика роль мероприятий, направленных на формирование личности, повышение сознательности и ответственности личности, ее зрелости и дисциплинированности.

Психологические исследования показывают, что для владельца источника повышенной опасности и некоторых других профессий важно не только высокое профессиональное мастерство, быстрота реакции, но и высокие морально-психологические качества. Именно поэтому среди общесоциальных мер большое значение имеют подбор кадров, характеризуемых профессионализмом, порядочностью, устойчивостью против давления группового эгоизма коллектива фирмы, разработка системы взаимно дополняемых правил охраны труда, безопасности на транспорте, охраны природной среды, противопожарной охраны.

В эпоху развития информационных технологий важным элементом противодействия преступности является информационная составляющая в духовной сфере общества. Сегодня следует начинать формирование правопослуш-ной позиции с детских лет. Анализ данных о детском травматизме свидетельствует о том, что этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Дети - наиболее уязвимые участники нарушения каких-либо правил безопасности. При этом у детей формирование знаний в целом и о таком явлении, как безопасность, в частности происходит, как правило, путем «социального заимствования»: поведение родителей для маленьких детей является образцом, в соответствии с которым они строят свое поведение.

Многолетний опыт показывает, что решить проблему неосторожной преступности без привлечения общественности невозмож-

но. При этом необходимо формировать у населения активную позицию неприятия право-нарушающего поведения осуществлять его духовно-нравственное воспитание в области соблюдения правил безопасности. В различных источниках констатируется, что духовно-нравственный аспект включает в себя средства воздействия на общественное и групповое сознание и поведение человека, которые усиливают антикриминогенную составляющую: нравственное воздействие, воспитание и формирование правового сознания, использование позитивных возможностей религии в деле пра-вопослушания и бережного отношения к социальным ценностям [7].

Информационное поле состоит из следующих компонентов:

- информация 1-го уровня - средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.д.);

- информация 2-го уровня - информация, получаемая в процессе обучения в школе, вузе, на курсах и т.д.;

- информация 3-го уровня - несистемные (случайные) источники информации.

Еще 30 лет назад ученые полагали, что правовое воспитание есть целенаправленное и систематическое влияние на сознание индивидов и общественных групп, формирующее у них устойчивые представления, убеждения и чувства в правовой сфере [10, с. 25]. Формирование правопослушной позиции и пропаганда соблюдения техники безопасности должны осуществляться не только в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, но и через средства массовой информации.

Современное информационное пространство, создаваемое преимущественно средствами массовой коммуникации, отнюдь не способствует формированию высоких нравственных и духовных ценностей, гражданской позиции. Под лозунгом свободы слова и запрета цензуры, провозглашенным Конституцией Российской Федерации и детализированным Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», остается как бы незамеченным еще один важнейший правовой запрет, установленный тем же самым законом, - запрет на злоупотребление свободой массовой информации для распространения культа вседозволенности. Назрела острая необходимость введения государственного и общественного контроля за деятельностью СМИ (телевидения в первую очередь), не про-

тиворечащего конституционной свободе слова. Государственные телеканалы должны показать недостаток эгоистически-потребительского и легкомысленно-безответственного отношения к правилам безопасности в профессиональной и бытовой деятельности и одновременно расширить круг программ, направленных на формирование созидательной идеологии восстановления нравственных устоев общества.

С учетом значимости общесоциального предупреждения неосторожных преступлений в правоприменительной деятельности противодействие осуществляется на уровне специально-криминологического и индивидуального предупреждения упомянутых преступлений. Специально-криминологическая профилактика неосторожных преступлений имеет целенаправленный характер и связана с осуществлением различных мероприятий среди «неустойчивых» лиц. Существенным дополнением к этим мерам является систематический анализ допущенных ошибок, их причин и последствий для предупреждения повторения преступлений; обеспечение реального устранения предприятием, фирмой вреда, нанесенного природе, другим предприятиям, отдельным людям. Большие суммы штрафа, выплачиваемые предприятиями и виновными должностными лицами очень быстро формируют убеждение, что неосторожные преступления совершать «невыгодно».

Специально-криминологическое предупреждение неосторожных преступлений, в свою очередь, должно быть дифференцировано: а) по видам неосторожных преступлений; б) по комплексам факторов, порождающих эти преступления (факторы, относящиеся к орудию или средству, ситуации и личности). Несомненно, что одним из направлений деятельности по предупреждению неосторожных преступлений является совершенствование существующего законодательства в области соблюдения техники безопасности и выработка новых нормативных документов, реализация которых будет способствовать стабилизации и улучшению существующего положения. Без детального правового регулирования данной сферы, которая связана с массовой эксплуатацией источников повышенной опасности, а также без четкой системы разрешений и запретов невозможно обеспечить должный уровень безопасности.

В России, в отличие от экономически более развитых стран, где доминируют инженерно-технические аспекты, ведущим способом решения проблем предупреждения неосто-

рожных преступлений является нормативно-правовая регламентация. Совершенствование законодательства и принятие новых кодифицированных нормативных актов помогут избежать ряда правоприменительных трудностей. Однако существующие проблемы нередко усугубляются запутанностью, а иногда и противоречивостью законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, наличием пробелов, в том числе и терминологических, в правовых актах, предусматривающих материальные нормы и процедуру привлечения к административной и уголовной ответственности, что говорит о необходимости принятия единой концепции правового регулирования.

Кроме этого, дополнительным необходимым компонентом предупреждения неосторожных преступлений являются различные технические мероприятия, связанные с увеличением надежности и безопасности техники, так как любое устройство и ситуация имеют большое значение в генезисе неосторожного преступления. Ориентация на создание дополнительных систем безопасности в самой конструкции технических средств более перспективна, нежели разработка правил их безопасности и создание контрольных структур, обеспечивающих соблюдение данных правил.

Предупреждение неосторожных преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) - это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение данных преступлений конкретным лицом, так как в основе неосторожного преступления всегда лежит ошибка человека, которая влечет за собой причинение вреда интересам общества, охраняемым уголовным законом [6, с. 42]. Таким образом, на индивидуальном уровне в правоприменительной деятельности противодействие неосторожности осуществляется уже непосредственно в отношении лиц, совершивших неосторожные преступления либо предрасположенных к их совершению.

Необходимой предпосылкой разработки эффективных средств такого предупреждения является изучение личности преступника, а также конкретной ситуации использования техники для выяснения их роли в механизме неосторожного преступления. Лишь всестороннее исследование этих компонентов, а через них и причин преступления позволяет наметить пути для их устранения. Анализ проблем противодействия неосторожным преступлениям, таким образом, логически вытекает из необходимости

исследования в первую очередь (и главным образом) личности преступника.

Как было сказано выше, в основе неосторожного преступления всегда лежит ошибка человека, влекущая за собой причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам общества. Источником такой ошибки является недостаточный учет особенностей взаимодействия личности с орудиями или средствами осуществляемого действия в определенной ситуации. Личность, с одной стороны, играет особую (доминирующую) роль в механизме неосторожного преступления, с другой - не всегда нуждается в исправлении, поскольку обладает, как правило, сравнительно неглубокой степенью социально-нравственной запущенности. А потому эффективность борьбы с подобного рода деяниями почти всецело зависит от их предупреждения.

Криминологическое изучение личности преступника в целях профилактики преступления, как известно, осуществляется главным образом путем выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем -исследования личности преступника, установления причин и механизмов, провоцирующих преступное поведение, профилактики преступлений. В приведенной триаде задача по изучению личности преступника является центральной в том смысле, что ее криминогенные особенности первичны, поскольку выступают источником, субъективной причиной преступных действий, поэтому именно они, а не действия или поведение должны быть объектом профилактических усилий [2, с. 25].

Особое место среди рассматриваемых видов предупредительных мер занимает уголовно-правовая борьба с неосторожными преступлениями, выражающаяся в воздействии специфическими средствами на сознание граждан в целях устранения так называемых личностных причин совершения преступных деяний (антисоциальные взгляды, привычки, побуждения, отрицательные нравственные качества и т.п.). Специфика системы уголовно-правового предупреждения предполагает их конкретное уголовно-правовое исследование. Однако это отнюдь не означает, что такие методы изучения не могут выходить за рамки науки уголовного права. Общепризнанно, что более эффективным является комплексный анализ проблем. Следует согласиться с соображениями Г.З. Анашкина, считавшего «оправданным про-

ведение исследований проблем превентивной роли уголовного права не изолированно, а в комплексе со многими иными факторами» [3, с. 49].

В последние годы соответствие личности владельца источника повышенной опасности требованиям профессии как социальная проблема актуализировалось. Для многих стало очевидным, что пренебрежение социально-психологическими и психофизиологическими особенностями работников увеличивает вероятность совершения аварий по причине отказа человеческого звена в системе управления техникой. В настоящее время не реализованы в действительности предложения ученых об обязательном психофизиологическом отборе кандидатов в операторы.

По данным В.М. Мишурина и А.Н. Романова, введение психофизиологического отбора позволит снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной непригодности на 30-50 %, увеличить надежность системы управления на 10-25 %, сократить аварийность на 40-70 %, уменьшить затраты по подготовке специалистов на 30-40 % [9]. Внедрение обязательного психофизиологического отбора позволит своевременно выявить и отстранить от обучения тех кандидатов, психофизиологические качества которых не соответствуют требованиям, предъявляемым современным процессом безопасности, что предотвратит гипотетически возможные как проступки, так и преступления.

В самом деле, проблему несоответствия личностных возможностей операторов требованиям экстремальной ситуации можно было бы если не полностью, то, по крайней мере, частично решить за счет хорошо налаженного профессионального отбора. Однако вопрос о необходимости такого отбора многих категорий работников с учетом их социально-психологических и психофизиологических качеств на практике до сих пор не решен.

С учетом вышеизложенного предупредительное воздействие по отношению к неосторожным преступлениям в нашей стране традиционно сводится к следующему: более широкому распространению комплексных программ по предупреждению неосторожных правонарушений, предусматривающих меры социально-экономического, социально-правового, организационно-технического характера; совершенствованию законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение техники безопасности; совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность использования источников повышенной опасности; модернизации орудий и средств с целью повышения их надежности и уменьшения возможного нанесения вреда при их применении; максимальной регламентации использования орудий и средств, совершенствованию правил безопасности пользования ими; профессиональной ориентации и профессиональному отбору работников с учетом их психофизиологических качеств в необходимых случаях; повышению ответственности работников за неисполнение своих обязанностей, в том числе и за несоблюдение правил безопасности.

Разумеется, реализация вышеуказанных мер, дающих профилактический эффект, требует всесторонней ресурсной поддержки со стороны государства - материально-технического, финансового, кадрового обеспечения и т.д. Рассчитывать на успех крупномасштабных мероприятий малыми силами и средствами весьма проблематично. Очевидно и то, что решить эти вопросы в одночасье не представляется возможным. Вместе с тем обобщение наметившихся в этой сфере тенденций свидетельствует, что процесс формирования целостной системы предупреждения неосторожных преступлений уже начался.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 21-28.

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М., 2000.

3. Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1980. - Вып. 33.

4. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России / Ю.А. Воронин, А.В. Майоров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 7-16.

5. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы / П.С. Дагель. - М., 1977.

6. Коробеев А.И. Транспортные преступления: Проблемы предупреждения / А.И. Коробеев // Сибирский криминологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 40-47.

7. Криминология. - СПб., 2005. - 436 с.

8. Курсаев А.В. Дифференциация уголовной ответственности за неосторожное сопричинение вреда : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Курсаев. - М., 2011. - 26 с.

9. Материалы XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 15-25 апр. 2005 г.). - Владивосток, 2005.

10. Мишурин В.М., Романов А.П. Надежность водителя и безопасность движения / В.М. Мишурин, А.П. Романов. - М., 1990.

11. Мурамете О.Ф. Правовое воспитание трудящихся в социалистическом обществе и роль советского закона в его осуществлении : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.Ф. Мурамете. - М., 1974.

12. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/show.

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

14. Терентьев К.Н. Неосторожные преступления на воздушном транспорте: (Проблемы предупреждения) : дис. ... канд. юрид. наук / К.Н. Терентьев. - Сыктывкар, 2003.

15. Чернышев В.И. Место профилактики преступности в системе социального управления [Электронный ресурс] / В.И. Чернышев // Юрист онлайн. - Режим доступа: http://www.shkolny.com/mesto-profilaktiki-prestupnosti-v-sisteme-sotsialnogo-upravleniya.

REFERENCES

1. Avdeev V. A. National criminal and legal policy in the sphere of counteraction of crime. [Nacional'naja ugolovno-pravovaja politika v sfere protivodejstvija prestupnosti]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2012, no. 4, pp. 21-28.

2. Antonjan Ju.M., Enikeev M.I., Jeminov V.E. Psychology of crime and punishment. [Antonjan Ju.M., Eni-keev M.I., Jeminov V.E. Psihologija prestuplenija i nakazanija]. Moscow, 2000.

3. Issues of crime counteraction. [Voprosy bor'by s prestupnost'ju.]. Moscow, 1980, No. 33.

4. Voronin Ju.A., Majorov A.V Theoretical basis of crime counteraction system establishment in Russia. [Voronin Ju.A., Majorov A.V. Teoreticheskie osnovy formirovanija sistemy protivodejstvija prestupnosti v Rossii]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal 'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2013, no. 1, pp. 7-16.

5. Dagel' P.S. Negligence: legal and criminological issues. [Dagel' P.S. Neostorozhnost': ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy]. Moscow, 1977.

6. Korobeev A.I. Transportation crime: Problems of the prevention. [Korobeev A.I. Transportnye prestuplenija: Problemy preduprezhdenija]. Sibirskij kriminologicheskij zhurnal - Siberian criminological journal, 2006, no. 1, pp. 40-47.

7. Criminology. [Kriminologija]. Saint-Petersburg, 2005, 436 p.

8. Kursaev A.V. Criminal responsibility for negligent damage. Author's abstract. [Kursaev A.V. Differenciacija ugolovnoj otvetstvennosti za neostorozhnoe soprichinenie vreda : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk]. Moscow, 2011, 26 p.

9. XI UN congress on crime prevention and criminal justice proceedings (Bangkok, 15-25 April 2005). [Materialy XI Kongressa OON po preduprezhdeniju prestupnosti i ugolovnomu pravosudiju (Bangkok, 15-25 apr. 2005 g.)]. Vladivostok, 2005.

10. Mishurin V.M., Romanov A.P. Driver's liability and traffic safety. [Mishurin V.M., Romanov A.P. Nadezhnost' voditelja i bezopasnost' dvizhenija]. Moscow, 1990.

11. Muramete O.F. Legal education of the labour in socialist society and the role of Soviet law in its realization. Author's abstract. [Muramete O.F. Pravovoe vospitanie trudjashhihsja v socialisticheskom obshhestve i rol' sovetskogo zakona v ego osushhestvlenii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk]. Moscow, 1974.

12. Ministry of internal affairs of the Russian Federation. Official page. [Oficial'nyj sajt MVD RF]. Available at: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show.

13. Russian Federation national security strategy till 2020. Approved by Russian Federation Presidential Decree No. 537 dated 12 May 2009. [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda : utv. Ukazom Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. № 537]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2009, no. 20, p. 2444.

14. Terent'ev K.N. Negligent crimes on aircrafts: (Prevention issues). Dissertation. [Terent'ev K.N. Neostorozhnye prestuplenija na vozdushnom transporte: (Problemy preduprezhdenija) : dis. ... kand. jurid. nauk]. Syktyvkar, 2003.

15. Chernyshev V.I. Crime prevention in social control. Jurist on-line. [Chernyshev V.I. Mesto profilaktiki prestupnosti v sisteme social'nogo upravlenija. Jurist onlajn]. Available at: http://www.shkolny.com/mesto-profilaktiki-prestupnosti-v-sisteme-sotsialnogo-upravleniya.

Сведения об авторе

Гармышев Ярослав Владимирович - доцент кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, Иркутск.

About the author

Garmyshev Jaroslav Vladimirovich - Associated Professor of Chair of Criminal Law and Criminology of Baikal National University of Economics and Law, Candidate of Legal Sciences, Irkutsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.