Научная статья на тему 'Теоретические основы совершенствования функционирования автотранспортных систем'

Теоретические основы совершенствования функционирования автотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРУКТУРА / АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / VEHICLES / MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISES / STRUCTURE / MOTOR TRANSPORTATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любимов Игорь Ильич, Султанов Наиль Закиевич

В статье приводятся математическое и методическое обоснование повышения эффективности функционирования сложных автотранспортных систем, на основе рационального использования имеющихся ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of improvement of motor transportation systems functioning

In the article mathematical and methodical justification of increasing of efficiency of difficult motor transportation systems functioning on the basis of rational use of the available resources are given.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы совершенствования функционирования автотранспортных систем»

УДК656.13.07

Любимов И.И., Султанов Н.З.

Оренбургский государственный университет E-mail: lyubimovii@gmail.com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

В статье приводятся математическое и методическое обоснование повышения эффективности функционирования сложных автотранспортных систем, на основе рационального использования имеющихся ресурсов.

Ключевые слова: транспортные средства, автотранспортные предприятия, структура, автотранспортная система.

Автотранспортные системы представляют собой структуру и количество автотранспортных средств (ТС) отдельно взятого автотранспортного предприятия (АТП).

АТП различных форм собственности представляют собой сложную социально-экономическую и производственно-техническую систему, характеризующуюся следующими свойствами:

- большая размерность;

- сложностью выполняемых функций;

- иерархичность структуры;

- цельность;

- динамика;

- сложностью взаимодействия и взаимовлияния подсистем и элементов;

- признаки воздействия внешней среды;

- неопределенность информации о состоянии элементов в связи с непредсказуемыми воздействиями внешней среды во времени;

- наличие целей и ресурсов.

Назовем такие системы транспортными специализированными системами (ТСС), состоящими из подсистем:

- транспортные средства (ТС);

- транспортная работа (ТР);

- обслуживающий комплекс (ОК).

Принцип декомпозиции применим к исследованию систем, обладающих свойствами, благодаря которым разложение их оказывается удобным и целесообразным. ТССпредставляет неограниченные возможности для разложения на отдельные подсистемы, координации - обмена информацией между этапами разных уровней (итеративное анкетирование) и периодического уточнения априорной информации (скользящее планирование).

При пространственной декомпозиции, автотранспортные предприятия разбиваются на вышеприведённые подсистемы. Здесь координация достигается путём итеративного обмена информацией с учетом информационного обеспечения, требуемой точности и достоверности решения, вычислительными возможностей.

Математически комплексная задача функционирования ТСС формулируется следующим образом (формула 1).

(1)

nm к jjj

i=1 j =1 k=1

ПЭРук (t)+ КЭР,.. П (t)

KНИОКРj a

+

• a(t)+ к осв j • a(t)+ к тс j • a(t)+ КтР j • a(t)

Nj^jk ()П (tKP j(t)

кnp j )+ Kтс j • a(t)+ K6аз j a(t)

+

+

П j (t Ton jk (t)

^ mm

при ограничениях

j N(t) < j |n^ j (t)- СП^ (t ) + j ПБ(t) j = 1, m; t = 1 T

m

j П j (t j (t )> Q*(t)i = 1 n;t = 1T;

Технические науки

Транспорт

X

IПБ у, (г)х

7=1 ^ 7=1

[[Б то, (()+ ПБ тр , (()+ ПБ т , (()],

о 7 \ / тр 7 \ / т

; = 1, т; í = 1, Т;

в 7 (Г ) =

1, если г - т <

Т

-1

^ нр год 7 ^

0, если г - т >

Т

-1

нр год 7

Обозначим:

ПЭР - прямые эксплуатационные расходы;

КЭР - косвенные эксплуатационные расходы;

П - производительность парка;

К - капитальные вложения на научно-

ниокр ^

исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

Т- срок эксплуатации автомобилей;

К - капитальные вложения на освоение

осв

новой техники;

Ктс - затраты на приобретение транспортных средств;

Ктр - затраты на выполнение транспортной работы;

N - размерность парка (количество автомобилей);

N - размерность парка приведённая к одному типу ТС

Тнр - время в наряде;

Топ - операционное время работы транспортных средств в году;

Кпр - затраты на проектирование инфраструктуры;

Кстр - затраты на строительство инфраструктуры;

К6аз - затраты на аренду ресурсов;

ПБЕ - программа закупок;

ПБто -программа закупок на техническое обслуживание;

ПБтр -программа закупок на выполнение транспортной работы;

ПБр -программа закупок на ремонт

СП£ - количество списанных транспортных средств;

( - объём перевозок;

У (г)-сПу«7 - остаток парка ТС (за счёт списанных ТС в ¿-ом году);

W. - срок службы (технический ресурс);

а(Ь) - коэффициент дисконтирования по времени;

а(Ь) = 1/(1+ЕНУ, ЕН - норматив приведения;

О- коэффициент обновления парка;

Ь - текущее время работы;

т- рассматриваемый период эксплуатации.

Решение задачи оптимизации означает поиск и достижение оптимальногосоотношения параметров ТСС или обеспечение свойств и вида некоторых бизнес-функций системы, которые влияют на качество и результат функционирования ТСС. Оптимальность - обозначает наличие в системе наилучшего сочетания приемлемых свойств в соответствии с принятым критерием эффективности.

В нашей постановке - это структура и размерность парка транспортных средств (ТС) и структура управления автопредприятием. Обоснование и выбор критерия заключается в том, что внезависимости от состава и структуры критерия смысл оптимальности должен состоять в обеспечении максимальной прибыли.

При этом должны быть определены и иметь смысл следующие характеристики или условия задач оптимизации:

- критерии оптимизации в виде показателей качества, объединенных в общий критериальный показатель экономической эффективности;

- алгоритмы и расчетные схемы (методи-ки)для оценки общего критериального показателя и проверки оптимальности;

- определение общего критериального показателя экономической эффективности при изменении аргументов, влияющих на изменение значения показателя эффективности (расчетные модели).

Устаревший парк ТС, изменение требований к характеристикам эксплуатируемой техники, отсутствие оборотных средств - таково состояние автомобильного транспорта на сегодняшний день. В этих условиях возрастает цена возможных ошибок при оценке эффективности применения транс портных средств. Одним из эффективных средств повышения качества оценки является использование методов системного анализа и исследования операций. Структурные и концептуальные модели автопредприятия как ТСС приводились в ранее опубликованных работах [1], [2] разбиением на модели структуры и размерности подсистемы. При-

Любимов И.И., Султанов Н.З._

ведена постановка задачи получения оптимального парка. Для связи технико-экономического критерия с главными характеризующими параметрами подсистем на базе созданные моделей необходимы методики технико-экономической оценки. Применительно к автотранспортным системамможно сформулировать следующие положения:

- технико-экономическая оценка должна рассматриваться в неразрывной связи с выполняемыми ими задачами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценку эффективности отдельного типа ТС следует вести, исходя из всей совокупности транспортных задач.

Оптимизация парка ТС - поиск и достижение оптимального соотношения параметров системы или обеспечение свойств и вида некоторых функций системы, которые влияют на качество и результат функционирования системы.

Целевая надежность - степень выполнение транспортной системой своего назначения.

Оценка эффективности применения ТС математически определяется только числами, сопоставление которых и позволяет выбрать предпочтительный вариант использования ТС. Поэтому вводим критерий, по которому оценивается эффективность. Таким критерием является функция, которая имеет определенное значение для данного типа ТС и заданная на числовой оси с размерностью принятой оценки эффективности.

Теоретические основы совершенствования...

Для описания и анализа (идентификации) бизнес-процессов АТП разработаны математические модели процессов функционирования автотранспортного предприятия, выявлены основные бизнес-процессы, оптимизация которых -суть совершенствования системы управления АТП. Доказано, что задачами перехода на технологии оптимизации бизнес-процессов АТП являются:

- оптимизация парка ТС;

- оптимизация организационных структур.

Таким образом, определена необходимость

создания инструмента для идентификации вышеперечисленных бизнес-процессов - построение структурной модели АПТ как специализированной системы.

В рамках данной работы реализован комплексный подход, объединяющий как целевые и организационные, так и экономические системы оценок. Разработанная методология оптимизации свойств и вида бизнес-функций, удовлетворяет оптимальному количеству и структуре парка автотранспортных средств.

Обозначен объект исследования АТП как сложная транспортная специализированная система, т. е. совокупность множеств, взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Доказано, что число подсистем при оптимальной степени детализации равно трём: подсистема ТС; подсистема ТР; подсистема ОК.

20.08.2014

Список литературы:

1. Любимов, И.И. Методика формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприяти-я:автореф. дис... канд. техн. наук: 05.22.10 / И.И. Любимов. - Оренбург, 2007. - 17 с.

2. Любимов, И.И. Модель автотранспортной сети региона (на примере Оренбургской области) / И.И. Любимов, Н.З. Султанов, И.Т. Ковриков // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - №10 (129). -С. 32-37.

Сведения об авторах:

Любимов Игорь Ильич, доцент кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, 149, ауд. 10202, тел. (3532) 912222, e-mail: lyubimovii@gmail.com

Султанов Наиль Закиевич, заведующий кафедрой систем автоматизации производства Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы , 13, ауд. 20413, тел. (3532) 372512, e-mail: sultanov@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.