ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
THE THEORETICAL BACKGROUND OF HIV-INFECTION PREVENTIVE MEASURES SYSTEM AMONG YOUNG PEOPLE
С.В. Терницкая
Профилактика, социально-педагогичй подход, распространение ВИЧ-инфекции, эпидемия; концепции профилактики, формирование качеств личности, личностные и средовые ресурсы. В статье представлен обзор литературы и авторская систематизация фундаментальных теоретических концепций профилактики негативных явлений среди молодежи. Дано обоснование необходимости развития социально-педагогического подхода к профилактической работе со всеми целевыми группами в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Отмечено отсутствие унифицированных методических социально-педагогических подходов в профилактике. Указаны причины, сдерживающие развитие профилактической работы - отсутствие долгосрочной государственной концепции профилактики и соответствующих национальных программ, неготовность специалистов, неподготовленность социума. Заключительный раздел статьи посвящен обсуждению социально-педагогического подхода к профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
S.V. Ternitskaya
Preventive measures, socio-pedagogical approach, HIV-infection spreading, epidemy, prevention concept, formation of personal qualities, personal and environmental resources.
The article provides a review of literature and the author's systematization of the fundamental theoretical concepts for the prevention of negative phenomena among young people. The article also substantiates the need in developing a socio-pedagogical approach to the prophylactic work with all target groups in the field of HIV-infection spreading prevention. Besides, the article notes the lack of unified methodical socio-pedagogical approaches to the prevention and specifies the reasons restraining the development of the prophylactic work, such as the absence of a long-term state disease prevention concept and the relevant national programs, professional unreadiness, society unpreparedness. The summary of the article discusses the socio-pedagogical approach to the prevention of HIV-infection spreading.
Сегодня в Российской Федерации наметилась стойкая тенденция к увеличению количества проявлений негативного поведения среди молодежи. Эта среда подвержена изменениям под действием неблагоприятных социокультурных условий. Особенно остро стоит вопрос репродуктивного здоровья, неплани-рованной беременности, употребления психоактивных веществ, ВИЧ-инфицирования. Потеря здоровья молодыми людьми ставит под угрозу национальную безопасность, само существование государства, что особенно ощутимо в условиях глобального экономического кризиса.
Для улучшения ситуации в России принимаются десятки важных документов в этой сфере. Среди наиболее актуальных: Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства
и детства»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в решении проблем ВИЧ-инфекции и др.
На семидесятой сессии ООН 7 июля 2016 года была принята Политическая декларация по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030 году [Политическая декларация по ВИЧ и СПИДу..., 2016]. В документе заявлено, что страны-участники обязуются активизировать уси-
лия с учетом возрастных особенностей и культурного контекста по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и профилактики распространения ВИЧ с тем, чтобы молодежь могла развивать чувство собственного достоинства и навыки обоснованного принятия решений, общения в полном партнерском сотрудничестве, в том числе и с работниками сферы образования с тем, чтобы молодежь могла защитить себя от ВИЧ-инфекции.
После десятилетий усилий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции мировое сообщество признало, что только усилиями грамотной и активной профилактики можно сдержать и даже полностью остановить эпидемию.
Научно-теоретические изыскания в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции проводятся во всем мире. Однако сегодня не существует однозначного подхода к работе в молодежной среде. Но многие специалисты постепенно приходят к выводу о том, что молодежь (и инфицированная ее часть, и здоровая) должна стать основной целевой группой профилактической работы [Клюев, Шатов, Савин, 2011, с. 132].
Принимая во внимание опыт организации профилактики, эксперты ВОЗ [Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ / СПИДом, 2001] выделяют три наиболее перспективных направления в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи: просвещение и информирование в сфере ВИЧ / СПИДа; обучение молодежи ответственному поведению; формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.
В соответствии с этими направлениями к фундаментальным теоретическим концепциям профилактики можно отнести комплекс теоретических разработок, в основе которых лежат: теория социального научения и продвижения к здоровью А. Бандуры; социально-когнитивная теория; теория когнитивного решения проблем; теория мотивации; теория социального влияния и теория социальной инокуляции; теория жизненных навыков Дж. Ботвина; теория проблемного поведения Р. Джессора; теория альтернативной деятельности Дохнера; концепция здорового жизненного стиля ВОЗ; теория ступенча-
того изменения поведения; трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазару-са; теория устойчивости; концепция социальной поддержки и др.
Анализ научной литературы, посвященной изучению теоретических основ профилактики распространения ВИЧ-инфекции дал возможность увидеть три фундаментальных направления созданных теорий: когнитивные, мотива-ционные и поведенческие. Предложенное разделение является относительным, так как невозможно учесть все аспекты теорий. В основу предложенного объединения положены ведущие факторы [Терницкая, 2009, с. 20].
Когнитивные подходы профилактики в первую очередь направлены на усиление личностного потенциала, веру в собственную эффективность, убежденность в значимости приобретаемых знаний о факторах риска.
Мотивационные теории в большей мере направлены на формирование мотивации человека к изменениям, связанным с собственным здоровьем. Без мотивации невозможно изменить поведение на более безопасное.
Поведенческие теории ставят своим приоритетом возможность изменения поведения, условия приобретения навыков безопасного поведения, навыков решения проблем, личностные и средовые факторы. В меньшей мере в данных теориях уделено внимание влиянию среды на формирование менее опасного поведения, а также на построение социума, способствующего здоровому образу жизни.
Основные направления приведенных теоретических концепций представлены в табл.
Исторический анализ проблемы профилактики распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации [Смольская, 2012, с. 47], а также анализ особенностей целевых групп показывают, что в настоящее время профилактические программы должны строиться с учетом влияния на все компоненты:
- знания о наркотиках, вреде их употребления, путях передачи ВИЧ;
- развитие мотивации на укрепление здоровья;
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h о я
EÎ W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с n w с
«
S X
H U
W M
Основные направления теоретических концепций профилактики
Основные направления Характерные представители направлений
Когнитивные теории - Социально-когнитивная теория; -теория когнитивного решения проблем; -теория устойчивости (гибкости)
Мотивационные теории - Мотивационная теория; -теория ступенчатого изменения поведения
Поведенческие теории -Теория социального влияния; -теории жизненных навыков; -теории проблемного поведения; - концепция здорового жизненного стиля; -трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга; -теория продвижения к здоровью; -теория альтернативной деятельности
-формирование жизненных навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотик;
- несовместимая с употреблением психоактивных веществ деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби);
- формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля.
В связи с профилактикой наркотических зависимостей данный подход описала Н. Сирота. Интегративный подход [Сирота, 2004] представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, использующихся при реализации любого из подходов.
Именно такой подход следует использовать в современных программах профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Без определенного уровня знаний и измененного отношения к данному негативному явлению невозможно приобретение и применение новых навыков, способствующих более безопасному поведению. Ярким примером интегративного подхода являются теории альтернативной деятельности, теория когнитивного решения проблем, теория социального влияния и социальной инокуляции, теория жизненных навыков.
Анализ теоретических основ профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи свидетельствует об их эффективности в методиках просвещения и информированности об угрозе распространения ВИЧ-инфекции. Всесторонняя и точная информация о путях заражения
ВИЧ и мерах его предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения, а также обучение молодежи ответственному поведению, изменению рискованного поведения, повышение социальной и межличностной компетентности способны дать результат при последовательной и целенаправленной деятельности такого рода. Эта работа позволит развивать молодежи чувство собственного достоинства и навыки обоснованного принятия решений с тем, чтобы они могли защищать себя от ВИЧ-инфекции. Однако формирование условий, поддерживающих профилактическую работу (среда, вовлечение в работу гражданского общества, расширение возможности доступа молодежи к консультативной помощи, медицинскому обслуживанию), остается недостаточно изученной и продвинутой в практику проблемой.
Необходима дальнейшая разработка новых концептуальных основ профилактики ВИЧ-инфекции. Решение вряд ли возможно без понимания того, что необходимо одновременно развивать как личностные, так и средовые ресурсы, используя весь арсенал методов социальной педагогики с привлечением субъектов профилактической деятельности общества. Важнейшим фактором успешности такой профилактики должны стать трансформация сообщества, связанная с изменением отношения к проблемам соблюдения прав человека, в законодательстве и политике, общественных норм, а также недопущение стигматизации ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
Исследуемая проблема является сложной как в теоретическом, так и в практическом плане. Теоретическая сложность обусловлена отсутствием в социальной педагогике на сегодняшний день единых взглядов на понимание термина «социальная профилактика». Наиболее полно раскрывает все особенности профилактики распространения эпидемии в современных условиях социально-педагогический подход, акцентирующий внимание на формировании определенных качеств личности, необходимых для удовлетворения потребностей безопасным образом. Процесс профилактики рассматривается не как комплекс мероприятий, а как научно обоснованное направление социально-педагогической работы. Таким образом, социально-педагогическая профилактика распространения ВИЧ-инфекции - это современное, научно обоснованное направление социально-педагогической работы, направленное на предупреждение расширения эпидемии ВИЧ-инфекции; локализацию причин ее распространения в социальной среде; минимизацию негативных последствий; формирование качеств личности, необходимых для удовлетворения потребностей безопасным образом.
Библиографический список
1. Бандура А. Теория социального научения. София, 2000. 320 с.
2. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ / СПИДом: спец. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ / СПИДу, 25-27 июня 2001 года. Изд-во ООН, 2001. 50 с.
3. Клюев A.B., Шатов М.А., Савин А.П. Формирование культуры безопасности в условиях современных рисков // Вестник КГПУ. 2011. № 3 (17), т. 1. С. 132-135.
4. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН) [Электронный ресурс] / Всемирная Организация здравоохранения.
URL: http://www.unicef.org/french/lifeskills/ files/SFH-RUS.doc
5. Политическая декларация по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030. URL: http://www.hlm2016aids.unaids. о rg/wp-content/up load s/2016/0 6/2016-political-declaration-HIV-AIDS_ru.pdf
6. Профилактика ВИЧ / СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: учеб. по-соб. /Л М. Шипицына, К.Г. Гуревич, Л.С. Шпи-леня и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
7. Прохоренков В.И. и др. Формы работы по профилактике ВИЧ / ИППП в группах поведенческого риска: трехлетний опыт / В.И. Прохоренков, Ю.Н. Павлов, Т.Н. Гузей, Е.А. Татьянина // Клиническая дерматология и венерология. 2004. № 2. С. 14-18.
8. Сирота H.A. Современные подходы к профилактике зависимости от наркотических средств и психотропных веществ (медико-психологические аспекты) [Электронный ресурс]. URL: http://www.narcom.ru/parents/ parents/22. html
9. Сирота H.A., Ялтонский В.M. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Радуга, 2004. 192 с.
10. Смольская Т.Т. Профилактика ВИЧ-инфекции и ее роль в контексте будущего эпидемии в Российской Федерации // Экология человека. 2012. № 2. С. 47-54.
11. Терницкая C.B. Социально-педагогические условия взаимодействия государственных и общественных организаций в профилактике ВИЧ / СПИДа среди учащейся молодежи: дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2009.
12. Glossary Health Promotion / Conrad G., Schmidt W. (Ed.). Bonn, 1990. 65 p.
13. Jessor R. //J. Of Adolescent health. 1991. V. 12. P. 597-605.
<C
t
с m
о
ь
X
Щ
w m H
о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
[S
W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
Ь
1-4
<c n w с
«
S X
H U
W M