Научная статья на тему 'Теоретические основы рыночного поведения государственного предприятия почтовой связи'

Теоретические основы рыночного поведения государственного предприятия почтовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы рыночного поведения государственного предприятия почтовой связи»

Федеральному Собранию Российской Федерации Н Российская газета. 2002. 19 апр.

11. См.: Воронин Ю. Профицитный бюджет: благо или видимость благополучия II Парламентская газета 2002. 25 сент. С. 3.

12. См.: Паклин Н. Перевоспитание миллиардеров // Российская газета. 2002. 19 сент.

13. См.: Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115.

14. См.: Экономика и жизнь. 2002 № 40. С. 32

15. См: Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 43.

14 февраля 2003 г.

Пятигорский государственный лингвистический университет

© 2003 г.' В.И. Еестратов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Разработка стратегии рыночного поведения государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи по Ростовской области (ГУ УФПС РО) и анализ возможностей для предпринимательских инициатив предполагают рассмотрение правового и экономического аспектов. Правовой аспект позволит оценить законность их деятельности, т.е. определиться с предоставляемыми законом предприятиям правами для осуществления предпринимательских инициатив и с ограничениями этих прав.

При выборе сферы предпринимательской деятельности первичным должен быть экономический анализ, который покажет финансовые возможности предприятия для диверсификации и наиболее прибыльные сферы вложения капитала. Экономическая оценка альтернатив позволит отобрать те из них, реализовать которые возможно и выгодно. А затем отобранные альтернативы рассматриваются с юридической точки зрения следующим образом: имеет ли предприятие право осуществлять предпринимательскую деятельность; каковы основные направления государственной политики в сфере предпринимательства; в какой форме имеет смысл осуществлять предпринимательскую деятельность; кем могут быть выделены средства на ее осуществление; как изменится налогообложение предприятия, как будут распределяться полученная прибыль и защищаться интересы предприятия при осуществлении предпринимательской деятельности.

ГУ УФПС РО - казенное предприятие, функционирующее на праве оперативного управления. Как и другие хозяйствующие субъекты, оно может вести предпринимательскую деятельность без предоставления каких-либо привилегий. Организационно-правовой статус обязывает ГУ УФПС согласовывать свои действия с собственником в вопросах распоряжения имуществом и расходования целевых средств, так как предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его пользовании, т.е. инициатива диверсификации может быть реально ограничена по усмотрению собственника -государства.

В качестве предпринимательской может быть выбран практически любой вид деятельности, отвечающий санитарно-гигиеническим, экологическим и дру-

гим нормам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, а также не наносящий ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государству. Должны быть соблюдены все требования законодательства (например, в некоторых случаях требуется лицензирование деятельности).

Для ГУ УФПС целесообразной представляется предпринимательская деятельность, направленная на расширение сегмента рынка почтовой связи, к положительным сторонам которой относятся конкурентные преимущества в виде материальных и нематериальных активов; гарантированная поддержка со стороны собственника; достаточная информированность для проведения маркетингового исследования с целью выявления новых видов услуг, отвечающих требованиям современного потребителя.

Государством, потребителями и партнерами предъявляется совокупность требований к региональной системе почтовой связи, включая предоставление услуг по тарифам, доступным всем слоям населения; физическую доступность почтовой продукции, обеспечиваемую размещением пунктов связи и режимом работы предприятий; обеспечение определенного уровня качества продукции (скорости, сохранности, конфиденциальности); стандартизацию производимой продукции; эффективность производства; четкость взаимодействия с партнерами; ограничение монополии и стимулирование конкуренции.

Потребителями продукции ГУ УФПС РО являются бизнес и домохозяйства, т.е. все слои населения и практически все хозяйствующие субъекты, что обусловливает необходимость социальной доступности к потреблению продукции отрасли. Данный фактор определяет особенности ценообразования в отрасли: нужду в продукции, реализуемой по цене ниже себестоимости (предоставление почтовых услуг в сельской или отдаленной местности), и установление цен, значительно превышающих себестоимость, на рентабельную продукцию, что может быть чревато потерей сегмента рынка данной продукции в условиях конкуренции.

Гибкость ценовой политики федеральной почтовой связи ограничена установлением государством тарифов на такие виды традиционной продукции, как письменную

корреспонденцию, переводы денежных средств. Поэтому сфера самостоятельного установления цен путем регулирования тарифов организациями почтовой связи охватывает все прочие виды продукции, которые можно подразделить на традиционную (транспортировка посылок, доставка печатных изданий); модифицированную (с более высокой скоростью пересылки, с дополнительными сервисными возможностями в обслуживании, формах оплаты, контроле за прохождением и доставкой); нетрадиционную (не свойственную отрасли, но выпускаемую с целью эффективного использования производственно-технологического потенциала и получения прибыли).

Для производителя - монополиста почтовой связи

- по некоторым видам продукции (транспортировка документов, посылок) правилом является установление цены большей, чем общественно оптимальная, составляющей ее предельные затраты. ’Однопродуктовый монополист при ценообразовании исходит из того же подхода, что и фирма в конкурентной отрасли: равенства предельной выручки и предельных затрат. Тем самым устанавливается монопольная цена, максимизирующая прибыль. Обнаружено, что отношение между величиной прибыли (цена минус предельные затраты) и ценой обратно пропорционально эластичности спроса: (Р - МС)/Р = 1/е ,.на каждом данном отрезке кривой спроса. Это отношение известно как монопольная наценка, или индекс Лернера.

Монополист всегда будет стремиться действовать в диапазоне цены, где эластичность спроса превышает 1, так как при низкой эластичности спроса на продукцию валовой доход уменьшается с увеличением цены (а значит, сопровождается сокращением выпуска). Эта зависимость наглядно проявилась в резком сокращении спроса на продукцию отрасли почтовой связи в период бурного роста цен в 1992 - 1994 гг. В условиях установившейся рыночной экономики цены в отрасли могут быть монопольными (на некоторые виды продукции), однако монопольная наценка приводит к потере общественного благосостояния, поэтому отрасль подлежит государственному регулированию.

Отрасли или предприятия, принадлежащие к естественным монополиям, являются проводниками мавроэкономической и социальной политики государства. Их функционирование осуществляется в рамках публичного права, т.е. предприятия выполняют интегральные, обеспечительные цели по реализации экономической власти государства. Регулирование ценообразования в естественных монополиях осуществляется, как правило, установлением цены на уровне либо средних издержек (в устойчивой рыночной экономике), либо доступном для потребления всеми слоями населения (в экономике России).

Государственное регулирование цен в отрасли предотвращает установление монопольно высоких цен и обеспечивает социальную доступность продукции почтовой связи для российских потребителей. В условиях административно-командной системы продукция отрасли была унифицирована по своим основным характеристикам: качеству, месторасположению и времени работы производственных подразделений, доступности и информированности потребителей о свойствах продукции. В

трансформированной экономике наличие альтернативных производственных структур привело к возросшей дифференциации продукта. I

Разнообразие качественных характеристик продукции почтовой связи определяет ее вертикальную (ассортиментную) дифференциацию, которая в отрасли незначительна. Горизонтальная же (пространственная) присутствует постоянно. Некоторые покупатели предпочтут приобрести необходимый товар в ближайшем месте, и им безразлично, что там расположено: отделение почтовой связи или альтернативная структура. Верными продукции почтовой связи останутся покупатели, либо не знающие о существовании субститутов, либо не доверяющие их качеству. Как известно, при одинаковых ценах на дифференцированную продукцию перекрестная эластичность спроса не бесконечна, так как дифференциация снижает конкуренцию, особенно на региональных рынках, что позволяет устанавливать цены выше предельных затрат.

Конкурирующие фирмы следуют принципу дифференциации, согласно которому они не стремятся занимать одинаковые места в пространстве продуктов, поскольку в этом случае конкуренция высока. Дифференциация же делает фирмы отличимыми друг от друга, позволяет занять свою нишу на рынке, где и пользоваться определенной властью. Для отрасли почтовой связи вертикальная дифференциация затруднительна, так как производство принципиально новой продукции потребовало бы значительных постоянных затрат на исследования и разработки, капитал, персонал и т.п. Даже если эти затраты были бы произведены, спрос на новую продукцию никогда бы не стал достаточным для получения прибыли. В то же время использование уже имеющихся в отрасли технологий позволяет модифицировать выпускаемую продукцию и заполнять товарное пространство. Возникает «эффект эффективности», способствующий сдвигу рыночной структуры в сторону монополии со множеством торговых марок.

Для предприятия почтовой связи, производственной спецификой которого является повторяемость, регулярность приобретения слабодифференцированной «испытываемой» продукции (так называется продукция, качественные характеристики, которой становятся известны после потребления), при планировании стратегии введения новой продукции необходимо учитывать информационное содержание цен. Потребители покупают его товары часто и узнают о качестве быстро. Цены (даже при абстрагировании от социальной значимости продукции связи) разумно устанавливать на низком уровне, это будет способствовать повторным покупкам, возникновению информированных потребителей, и лишь на этом этапе возможно обоснованное повышение цен. Устойчивый выпуск продукции высокого качества сформирует репутацию производителя, что за счет расширения объема продаж обеспечит увеличение прибыли. Специфика продукции УФПС по РО отменяет зависимость качества и долговечности продукции, при которой механизм репутации менее эффективен, так как высококачественный продукт порождает меньше продаж.

Таким образом, при вертикальной дифференциации качественных характеристик продукции отрасли необходимо учитывать валовой излишек населения, потребляющего в данный момент продукцию высокого качества, — функцию, возрастающую в зависимости от количества этого продукта. Чтобы предельные затраты на производство высококачественной продукции не возрастали слишком быстро, вместе с качеством целесообразно инвестировать исследования и разработки, или постоянные издержки, а не на переменные — труд и сырье.

Ценовая политика в условиях олигополии, в которых на ряде сегментов рынка функционирует предприятие почтовой связи, проводится с учетом конкуренции. Поскольку количество фирм в отрасли не играет существенной роли для анализа ценового поведения, предположим, чта в отрасли имеется две-

Ростовский государственный экономический университет

фирмы, производящие недифференцируемые товары, являющиеся полными субститутами. Цены на свою продукцию они не согласовывают, а антиципируют успешно. Если фирмы назначают одинаковую цену, потребители распределяются между фирмами, как правило, в зависимости от масштабов их производств при прочих равных условиях. При разнице в ценах, согласно теории потребительского поведения, основанной на оценке полезности блага, потребители предпочтут того производителя, цена у которого ниже. Таким образом, увеличение цен выше предельных затрат на те виды продукции, у которых имеются заменители, относится к неконкурентным действиям.

Изложенные теоретические положения необходимо учитывать при разработке эффективной рыночной стратегии государственного учреждения УФПС по РО . и выборе^феры предпринимательской деятельности.

7 февраля 2003 г.

© 2003 г. B.C. Золотарев, Н.И. Невская, Т.Г. Комарова

ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ

Проблемы регионального социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как.равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Это обусловлено тем, что одна из наиболее негативных тенденций последнего десятилетия - усилившаяся дифференциация уровней социально-экономического развития регионов - объясняется рядом факторов. Прежде всего исторически сложившимися различиями в экономическом развитии регионов России и особенностями федерального устройства российского государства, которое далеко несовершенно.

Не все элементы правового положения субъектов РФ одинаковы: республики считаются государствами; области, края и города федерального значения - государственноподобными образованиями (Конституция РФ. Разд. I, гл. 1, ст. 5), а 32 субъекта образованы по этническому признаку. К тому же в ряде случаев отдельные субъекты территориально налагаются друг на друга. Например, в Тюменской области находятся два автономных округа: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Субъектами федерации объявлены и эти округа, и сама Тюменская область.

Подобное положение имеет место и в других регионах РФ, что не всегда способствует их устойчивому социально-экономическому развитию.

Среди причин сложившихся тенденций дифференциации социально-экономического развития можно выделить:

- разную адаптацию к рынку регионов с различными структурой экономики и менталитетом населения и власти, показателями конкурентоспособности;

- неравенство субъектов РФ в экономических отношениях с центром;

- ослабление регулирующей роли государства и др.

Все это требовало разработки новой стратегии социально-экономического развития страны, предусматривающей активизацию региональной политики федерального центра, совершенствование правовых, институциональных, экономических механизмов регулирования федеральных отношений. Для достижения стратегических целей территориального развития России необходима активная государственная федеральная региональная политика.

В основе государственной политики в социальной сфере лежит ряд важнейших программных документов: «Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)», «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.)» и др.

В них выдвигаются следующие задачи:

- усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства;

- снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации;

- обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

- создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

- развитие экономических основ местного самоуправления.

В качестве особых задач намечается снижение дифференциации в уровнях развития регионов (в 1,5-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.