ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Смолякова Наталья Викторовна
аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета, РФ, г. Краснодар
E-mail: natalia. smolyakova@mail. ru
THEORETICAL BASICS OF BUSINESS PROCESS REENGINEERING IN
COMMERCIAL BANK
Natalia Smolyakova
postgraduate student of economic analysis, statistics and finance department, Kuban
State University, Russia, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется управление бизнес-процессами коммерческого банка с позиции их реинжиниринга. Автор проводит сравнительный анализ основных определений понятия «реинжиниринг бизнес-процессов», рассматривает последовательность этапов его проведения в коммерческом банке и формирует ключевые показатели эффективности реинжиниринговых процедур.
ABSTRACT
The paper investigates the business process management of commercial bank in terms of their reengineering. The author of this article conducts a comparative analysis of the main definitions of "business process reengineering", considers the sequence of stages of its realization in commercial bank and identifies the key performance indicators of reengineering procedures.
Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов; управление; ключевые показатели эффективности; коммерческий банк.
Keywords: business process reengineering; management; key performance indicators; commercial bank.
За последние годы в банковском секторе РФ произошли достаточно серьезные изменения, среди которых можно выделить следующие:
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com
1. По состоянию на 01.01.2014 темпы роста основных показателей банковского сектора заметно снизились;
2. В конце 2013 года также произошло снижение уровня рентабельности банковской деятельности;
3. Наметилось увеличение темпов роста просроченной задолженности во всех сегментах кредитования;
4. Усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России вызвало значительное увеличение числа банков, попавших под процедуру ликвидации;
5. Отмечается снижение показателя достаточности капитала в начале 2014 года, за счет преобладающего роста активов, взвешенных по уровню риска, над темпами роста собственных средств;
6. По итогам 2013 года наблюдается рост кредитного и рыночного рисков банковского сектора.
В связи с обозначенными тенденциями развития банковской сферы поиск новых способов и методов совершенствования бизнес-процессов и повышения качества предоставляемых услуг без дополнительных затрат становится главной целью коммерческих банков. Эффективным инструментом в достижении поставленной цели может стать применение в практике работы банка реинжиниринга бизнес-процессов.
Проблема управления бизнес-процессами организации с использованием методов реинжиниринга долгое время находилась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных ученых, у каждого из которых сложилось свое представление о сущности и содержании реинжиниринга бизнес-процессов. Этим и объясняется существование множества определений анализируемого понятия. Однако в нашем исследовании остановимся лишь на некоторых из них, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ трактовок понятия «реинжиниринг бизнес_процессов»_
Автор_ Определение реинжиниринга бизнес-процессов
М. Хамер, Дж. Чампи Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, услуги и темпы [8, с. 27].
Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов Использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей [4, с. 45].
Пол Х. Аллен Полная реорганизация бизнеса, которая требует осознания того, что новая технологическое развитие и конкурентная среда требуют принципиально иного способа ведения дел, а не просто достижения поставленных задач лучше и быстрее [1, с. 23].
Д.А. Назипов Одна из новых парадигм управления, которая заставляет переосмыслить сложившиеся концепции и практики менеджмента в кредитной организации [2, с. 4].
В.А. Силич, М.П. Силич Реконструкция существующих бизнес-процессов или перепроектирование промышленных компаний [6, с. 4].
Дж. Пеппард, Ф. Роуланд Философия совершенствования, основной задачей которой является достижение фундаментальных улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, что масксимизируется добавление ценности, а прочие показатели минимизируются [9, с. 17].
И.Н. Рыкова Моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижение затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг [5, с. 50]
Следует отметить, что часто в экономической литературе, посвященной проблеме управления бизнес-процессами организации, такие понятия как «реинжиниринг», «реорганизация» и «реструктуризация» используются в качестве синонимов, что не совсем верно: реинжиниринг значительно шире перечисленных понятий и характеризуется наибольшей стоимостью проекта, рискованностью, трудоемкостью и масштабностью.
В результате анализа рассмотренных выше определений реинжиниринга можно выделить следующие его основные особенности:
1. ориентация на значительное повышение эффективности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и основных показателей деятельности организации совпадает с целями и задачами стратегического управления;
2. создание и внедрение совершенно новой модели бизнес-процессов позволяет рассматривать реинжиниринг как инструмент инновационного менеджмента;
3. использование информационных технологий для упрощения радикальных преобразований;
4. направленность на перестройку, коренное изменение существующих бизнес-процессов означает, что основой реинжиниринга является процессный подход к управлению организации;
5. высокий уровень риска, трудоемкости и стоимости проведения реинжиниринговых процедур;
6. длительность проекта по реинжинирингу бизнес-процессов составляет от двух до пяти лет;
7. ориентация на повышение общей эффективности бизнес-процесса, а не совершенствование отдельных его частей.
Реинжиниринг бизнес-процессов предусматривает структурные изменения как отдельных бизнес-процессов, так и всей организации в целом. Данные преобразования могут осуществляться в рамках таких направлений как управление персоналом, технологическая и организационная система банка. Как уже было отмечено ранее, значительную роль в проведении реинжиниринговых процедур играют информационные технологии, позволяющие увеличить гибкость и скорость осуществления банковских операций путем их автоматизации.
Целью реинжиниринга бизнес-процессов является целостное и системное моделирование, а также реорганизация материальных, финансовых и
информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания [7, с. 5].
Немаловажным вопросом в изучении реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка выступает рассмотрение последовательности этапов его проведения, что представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Этапы проведения ^ реинжиниринга бизнес-процессов
Наименование Содержание этапа
1. Подготовка и координация проекта по реинжинирингу 1.1 Проведение комплексного обследования организации. 1.2 Идентификация бизнес-процессов. 1.3 Создание управляющего комитета. 1.4 Оценка объема и состава работ. 1.5 Формирование команды по проведению реинжиниринга. 1.6 Разработка системы показателей оценки бизнес-процессов.
2. Стратегическое планирование 2.1 Определение основных целей, постановка задач и приоритетных направлений реинжиниринговых процедур. 2.2 Распределение ответственности между членами проектной команды. 2.3 Организация документирования бизнес-процессов. 2.4 Составление общего плана работы.
3. Анализ и моделирование бизнес-процессов 3.1 Выбор методологии, инструментов и средств реинжиниринга. 3.2 Моделирование существующих бизнес-процессов и проведение их оценки. 3.3 Выработка рекомендаций по оптимизации фактических бизнес-процессов.
4. Перепроектирование 4.1 Создание новой модели бизнес-процессов. 4.2 Моделирование и анализ усовершенствованных бизнес-процессов. 4.3 Документирование новых процессов. 4.4 Выработка рекомендаций по внедрению новой модели.
5. Реализация проекта по реинжинирингу 5.1 Внедрение усовершенствованной модели бизнес-процессов.
5.2 Автоматизация бизнес-процессов с использованием ГГ. 5.3 Анализ результатов реализации проекта.
6. Контроль 6.1 Определение основных проблем, возникающих в результате внедрения. 6.2 Корректировка новой модели бизнес-процессов и устранение выявленных проблем. 6.3 Осуществление последующего контроля за бизнес-процессами. 6.4 Переход к непрерывному совершенствованию.
Ключевым элементом осуществления реинжиниринговых процедур выступает оценка эффективности усовершенствованных бизнес-процессов, которая проводится с использованием показателей КР1. На рисунке 1 приведены основные показатели КР1, применяемые в коммерческих банках.
Ключевые показатели эффективности (КР1)
Финансы
- рентабельность активов;
- рентабельность каптала,
- нормативы ликвидности,
- операционная доходность;
- показатель чистой процентной маржи,
- показатель качества ссуд
Клиенты
- доля новых клиентов;
- стоимость обслуживания клиентов;
- индекс
уд овлетв ор енно ста клиентов;
- доля рынка,
- средний объем продаж на одного клиента
Процессы
- доля
фор мализ ов анных процессов в банке;
- количество автоматизированных процессов;
- среднее время обслуживания одного клиента,
- средняя трудоемкость выполнения отдельных операций
Персонал
- текучесть персонала,
- прибыль на одного сотрудника,
- административные расходы на одного сотрудника,
- доля сотрудников с высшим образованием
- производительность персонала
Рисунок 1. Система показателей КР1 коммерческого банка
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сформулировать авторское определение изучаемой категории: реинжиниринг бизнес-процессов — это рисковые крупномасштабные преобразования системы
взаимосвязанных видов деятельности, основанные на принципах процессного подхода, результатом которых является значительное улучшение, как отдельных качественных показателей деятельности коммерческого банка, так и эффективности его функционирования в целом.
Список литературы:
1. Аллен Пол Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 272 с.
2. Назипов Д.А. От реинжиниринга бизнес-процессов к управлению знаниями в кредитной организации // Аудит и финансовый анализ, — № 2, — 2008, — С. 1—11.
3. Обзор банковского сектора Российской Федерации январь 2014 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1401.pdf (дата обращения 20.05.2014).
4. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
5. Рыкова И.Н. Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса // Финансы и кредит, — № 19 (133), — 2003, — С. 49—52.
6. Силич В.А., Силич М.П. Системные технологии проектирования бизнес-процессов: учеб. пособие. Томск: ТПУ, 2000. — 108 с.
7. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2004. — 116 с.
8. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 с.
9. Peppard Joe, Rowland Philip. The Essence of Business Process Re-engineering. England: Prentice Hall, Hemel Hempstead, 1995. — 256 р.