ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСОФРМИРУЮЩЕЙСЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Б.Д. Алиев1, докторант
Д.С. Джаилов2, д-р экон. наук, профессор
кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова
2Институт государства и права Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-1-19-22
Аннотация. Систематизированы модели и проведена классификация современных пенсионных систем в условиях трансформирующейся глобализации. Обоснованы преимущества и основные компоненты смешанных пенсионной системы для развивающихся стран. Представлены основные подходы по формированию трехуровневой пенсионной системы в Кыргызстане. Обоснованы предложения по совершенствованию и сбалансированному развитию компонентов пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионные системы, модели, классификация, компоненты, реформирование, сбалансированное развитие.
Трансформирующаяся глобализация, регионализация и изменения мирохозяйственной системы, демографические и миграционные риски также обуславливают необходимость дальнейшего реформирования и формирования адекватных глобальным вызовам пенсионных систем. Формирование современных пенсионных систем в развитых странах ха-рактеризируется постепенным переносом центра тяжести в пенсионном обеспечении граждан с государственного на индивидуальный уровень [5]. Пенсионная политика направлена на сбалансированное перераспределение доходов граждан в периоды их трудовой активности и старости в рамках государственной обязательной, так и добровольной (накопительной) пенсионной системы, проведения пенсионных реформ для повышения благосостояния пенсионеров [1].
В этих условиях важным является дальнейшее реформирование пенсионной системы, направленное на повышение пенсионных доходов, улучшение пенсионного обеспечения и социальной защиты пенсионеров. Формирование и развитие пенсионных систем неразрывно связана и обусловлено моделями экономического развития. В развитых странах мира классификация пенсионных систем проводится с точки зрения институциональных различий англо-саксонской (либеральной- Великобритания, США) и континентальной (консервативной-Германия, Франция и
др.) моделями экономического развития [6]. Выбор пенсионной системы зависит от соотношения между рыночным и государственным регулированием пенсионной системы.
В этой связи исследователи обращают внимание на развитие смешанных моделей пенсионных систем, которая сочетает применяемые в развитых странах мира распределительно-солидарные компоненты континентальной и накопительные компоненты англосаксонской пенсионных систем: распределительная модель с установленными выплатами (DB, или defined benefit); накопительная модель с установленными взносами (DC, или defined contribution) и условно-накопительная модель (NDC, Notional Defined Contribution) [3]. Смешанная пенсионная система характерна для большинства развитых стран и стран с транзитной экономикой, направленной на обеспечение социальной защиты населения по старости на основе рационального сочетания рыночных принципов, конкуренции, государственного регулирования и поддержки пенсионных систем [11].
Одним из важных компонентов социально-экономического развития в развивающихся странах, коим и относится Кыргызстан, является пенсионная система. Формирование и развитие пенсионной системы в условиях суверенного развития страны преследуют важную цель -обеспечение социальной защиты населения по старости и другим причинам. В
целом пенсионная система в Кыргызстане претерпевает изменения, характерные для стран с транзитной экономикой.
Формирование смешанной системы пенсионного обеспечения в Кыргызстане прошла длительный и сложный этап, связанный с провозглашением суверенитета страны и проведением масштабных либеральных экономических реформ в стране. Несмотря на в целом положительную оценку экономических реформ в республике, связанной с приватизацией государственных предприятий во всех сферах экономики, переходом на рыночные принципы, заложивших основу для глубоких последующих реформ в стране, начальные этапы ее проведения сопровождались обострением социальных проблем [4].
Прежде всего из-за массовой приватизации ранее функционирующих хозяйствующих структур, увеличилось число незанятых, выросли масштабы безработицы, усилилась внешняя миграция населения, произошло падение жизненного уровня населения страны. Эти проблемы негативно отразились на развитии пенсионной системы, привели к хроническому дефициту пенсионного фонда, низким пенсионным выплатам и росту социальной уязвимости населения страны. Такое положение во многом было обусловлено сохранением ранее существовавшей распределительно-солидарной системы пенсионного обеспечения [2].
Вместе с тем, высокие темпы демографического развития, особенности структуры национальной экономики и занятости населения, высокая доля неформальной занятости, влияют на уровень пенсионного обеспечения и обусловливают особенности развития и реформирования пенсионной системы Кыргызстана. Сбалансированное соотношение рыночных и государственных механизмов регулирования также выражается в различных соотношениях базовой, страховой и накопительной компонентах пенсионных систем Кыргызстана. На основе этого в Кыргызстане сформирована трехуровневая пенсионная система: государственная обязательная солидарная пенсионная система (базовая часть пенсии, первая и вторая страховые части пенсий); обязательный накопительный компонент (для работающих в организованном секторе; добровольная индивидуальная накопи-
тельная система (добровольного индивидуального финансирования) [8.]
Перспективы реформирования пенсионной системы, повышения ее устойчивости в странах с транзитной экономикой в экономических исследования в основном рассматривается в контексте совершенствования соотношения между государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной) частями пенсионной системы. При этом наряду со сбалансированным развитием указанных компонентов пенсионной системы [10], отдельными исследователями предлагаются отказаться от распределительной части в пользу преимущественного развития накопительной части пенсионной системы [9].
На наш взгляд, такая постановка вопроса является преждевременной для развития пенсионной системы в Кыргызстане. Особенности демографического, социально-экономического развития Кыргызстана обусловливают то обстоятельство, что в ближайшей и среднесрочной перспективе не представляется возможным осуществить полный переход от распределительной к накопительной системам пенсионного обеспечения. Об этом наглядно свидетельствует безуспешный опыт Республики Казахстан, которая первым в СНГ ввела второй и третий уровни пенсионной системы. В последствии, в 2012 г. Правительство Республики Казахстан на базе национализации Государственного накопительного пенсионного фонда создан АО «Единый накопительный пенсионный фонд» и в настоящее время развивается трехуровневая пенсионная система [7].
Сохранение трехуровневой смешанной пенсионной системы в Кыргызстане обусловливается тем, что в ближайшее время невозможно сократить занятость в неформальном секторе экономики, будет сохранятся преимущественная занятость в сельском хозяйстве. В этой связи речь должна идти о дальнейшем совершенствовании и сбалансированном развитии всех трех указанным нами компонентов пенсионной системы, предусматривающей поэтапное увеличение базовой части пенсий, что приведет к сокращению разрыва между размерами пенсий и среднемесячной заработной платы, максимальный охват системой обязательного страхования всего трудоспособного населения страны, по-
вышение инвестиционной привлекательности вольного пенсионного страхования граждан накопительной системы и введения дополни- страны. тельных стимулов для расширения добро-
Библиографический список
1. Дятлов С.А, Фейгин Г.Ф, Лебедева Л.Ф. Трансформация пенсионных систем стран Евразийского экономического союза // Экономика региона. - 2017. - № 13. - С. 1151-1163. -DOI 10.17059/2017-4-14.
2. Жапарова, Д, Канатова, A. Основные проблемы пенсионного Основные проблемы пенсионного обеспечения в Кыргызстане и пути их решения // Реформа. - 2022. - №2(94). - С. 76-84.
3. Заболотский, Е. Д. Вопросы реформирования и интеграции пенсионных систем в Евразийском экономическом союзе /Вестник Московского университета. Сер.Экономика. - 2019. - № 5. - С. 40-64. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msuecon.elpub.ru/jour/article/view/560/232.
4. Kamchybekov T.K., Atyshov K.A., Bakas uulu B. Problems of economic sectors of the Kyrgyz Republic // Journal of Environmental Treatment Techniques. - 2019. - №7 (4). - С. 613-622.
5. Кузнецова Н.П., Писаренко Ж.В. Роль накопительной компоненты в пенсионных реформах в странах Европы и в России // Проблемы современной экономики. - 2016. - №1 (57).
6. МГИМО. Трансформация пенсионных систем в условиях восточноевропейской модели социального государства: компаративный анализ / Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала Научный дайджест. - 2022. - № 11 (16). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2022/11/30/1714475045/Human_Capital.
7. Нургазина, A.M., Аманбеков, Г.М. Особенности становления и развития пенсионного обеспечения в мире // KazNu Bulletin. Economy series. - 2016. - №6 (118). - С. 147-151. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/1751/0.
8. Нурмукамбетова Ж., Молдакунов У. Пенсионная защита и механизм ее обеспечения в Кыргызской Республике // Научные стремления. - 2020. - № 27. - С. 25-27. -DOI: https://doi.org/10.31882/2311-4711.
9. Исаев, В.И. (Пенсионное обеспечение: анализ в рамках экономики общественного сектора // Вестник РУДН, серия Экономика. - 2015. - № 1. - С. 19-27.
10. Соловьев, А.К.Трансформация принципов формирования страховых пенсионных прав в условиях повышения пенсионного возраста // Экономика и управление. - 2019. - № 9 (167). -С. 67-79. - DOI: 10.35854/1998-1627-2019-9-67-79.
11. Швандар К.В., Анисимова А.А. Подходы к реформированию пенсионных систем в мире и рекомендации для России // Финансовый журнал. - 2021. - №13 (1). - С. 125-135. -DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-125-135.
THEORETICAL BASIS FOR REFORMING THE PENSION SYSTEM IN THE CONDITIONS
OF TRANSFORMING GLOBALIZATION
B.D. Aliyev1, Doctoral Student
D.S. Dzhailov2, Doctor of Economics Sciences, Professor 1Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekov
2Institute of State and Law of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The models are systematized and the classification of modern pension systems in the context of transforming globalization is carried out. The advantages and main components of a mixed pension system for developing countries are substantiated. The main approaches to the formation of a three-tier pension system in Kyrgyzstan are presented. Proposals for the improvement and balanced development of the components of the pension system are substantiated.
Keywords: pension systems, models, classification, components, reform, balanced development.