4. Приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975694/ (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.
5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/74801486/ (дата обращения: 13.04.2021). Текст: электронный.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 13.04.2021). Текст: электронный.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1 "2 Холматова Д.А. , Рахматова О.К.
1Холматова Дилором Абдусамиевна - преподаватель
русского языка;
2
Рахматова Одина Кадыржановна - преподаватель русского языка, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье поднимается вопрос создания методических материалов, сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению методических разработок и пособий, предназначенных для всех тех, кто пытается осмыслить и описать, представив в тексте, свой или чужой педагогический опыт, кто ставит себе задачи повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и жизненного опыта, выявления в ней находок и поиска способов передачи данного опыта интересующимся коллегам.
Ключевые слова: учебное пособие, методическое пособие, содержание, структура, тематика, оглавление, предисловие, введение, основная часть, заключение.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции [9]. В настоящее время практически у каждого педагога накоплен огромный опыт работы, которым хочется поделиться. Но, как правило, показать его на практических занятиях невозможно, поскольку желающих может оказаться гораздо больше, чем предполагается. Приняв же во внимание то, что коммуникативные качества речи нужны для ее воздействия на слушателей и читателей, предметом и культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в ее коммуникативном воздействии [8]. Весомым аргументом к созданию качественно разработанного учебно-
методического комплекса, является возможность оценивания работ в заочном режиме (посредством Internet, заочные конкурсы (оценочные этапы) и т.д.). Мы попытаемся ответить на вопрос, как представить педагогическую находку так, чтобы она была понята другим педагогам и принята экспертами (специалистами) оценивающими ее. Одним из видов вузовских изданий является учебное издание. Учебные издания в зависимости от целевого назначения
подразделяются на различные виды. К примеру, учебно-теоретическое издание содержит систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины. В настоящее время обучение языку проходит через систему глобальных изменений во всей системе образования: цели изучения языка, потребности студентов и условия обучения претерпели существенные изменения [1]. Современный специалист отвечает новым требованиям в области образования и должен компетенции, что обусловлено инновационными процессами, вызывающими в различных сферах современного общества и, прежде всего, в науке и технике. Эти процессы требуют от высшего образования поиска новых путей модернизации и развития [4]. Лексика народа связана с историческими странами, с событиями, происходящими на всех этапах экономического, экономического и культурного развития государства [2]. Рационально отобранный лексический материал, творческий подход к выбору методов и приёмов работы, их последовательность и системность, определение соответствующей дозировки при изучении грамматики и лексики, а также оправдывающее себя варьирование видов заданий и упражнений - всё это, несомненно, оказывается на качестве работы, повышает у студентов интерес к предмету [6]. Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое пособие, методическое указание или рабочую тетрадь. В зависимости от вида литературы выбирается и способ выполнения. Если Вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего: Внимательно изучите рабочую учебную программу. Структура пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся [3]. При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они
содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Одним из разновидностей учебно-теоретических изданий является учебное пособие.
Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее, материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику, которое может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Автором пособия может быть как отдельный специалист, так и коллектив авторов; научным редактором - специалист, имеющий ученую степень; рецензентами (внутренними и внешними) могут быть специалисты, работающие и (или) имеющие ученую степень в этой области (по тематике учебного пособия). Объем учебного пособия определяется количеством часов, отводимых на изучение дисциплины, с учетом специфики курса, его места и значения в подготовке специалиста. В аннотации сообщается: в чем актуальность работы, что нового вносит автор (личный вклад автора) в разработку проблемы, кому адресовано пособие. Правила построения учебного пособия могут варьироваться, но существуют обязательные элементы: оглавление, предисловие, введение, основная часть, заключение. Обязательным компонентом учебного пособия должен стать
дидактический материал (вспомогательные таблицы, алгоритмы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, тематика докладов, рефератов и сообщений, курсовых и дипломных работ, система упражнений и задач, исчерпывающие списки обязательной и дополнительной литературы и проч.). Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста пособия, в котором рассмотрен тот или иной программный материал. Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает студенту не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.
Методическое пособие - комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Методическое пособие -комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования студентов и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования студентов. Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. Типовая структура методического пособия включает: введение, теоретическую, практическую и дидактическую часть, в
которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал. Обязательной частью методического пособия является список литературы, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ. Цель данных рекомендаций, разъяснения и уточнения жанровой и видовой специфики учебно-методических изданий, их содержания и структуры. Информация должна помочь преподавателям, работающим над созданием учебно-методической литературы, ориентироваться во всем многообразии видов учебно-методических изданий, определить приемлемый для себя вариант. Итак, любая методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: структура должна быть максимально понятна читателю; оформление работы должно быть выдержано в едином стиле; тема работы должна соответствовать содержанию; материал должен излагаться последовательно. Таким образом, по структуре методическая разработка выглядит так: Титульный лист; Оборотная сторона титульного листа; Лист содержания; Введение; Главы; пункты; подпункты; Заключение; Словарь; Список литературы; Список электронных ресурсов; Приложение.
В заключении хочется сказать, что поскольку создание нового текста вне зависимости от его вида и конечного результата - это, прежде всего, творческий процесс, то дать советы для решения абсолютно всех вопросов невозможно. В данной статье мы постарались поделиться опытом процесса подготовки, написания и оформления методических разработок.
Список литературы
1. Холматова Дилором Абдусамиевна. Теоретические аспекты изучения этнографии как научной дисциплины // Бюллетень науки и практики, 2020. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberlenmka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-etnografii-kak-nauchnoy-distsiplmy/ (дата обращения: 10.11.2021).
2. Холматова Дилором Абдусамиевна, Рахматова Одина Кадыржановна, Косимова Дилбархон Рузибаевна. Этнографическая терминология и ее лингвистический анализ (на материалах русского и узбекского языков) // Вестник науки и образования, 2019. №19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberlenmka.ru/article/n/etmgraficheskaya-terminologiya-i-ee-lingvisticheskiy-analiz-na-materialah-russkogo-i-uzbekskogo-yazykov/ (дата обращения: 10.11.2021).
3. Холматова Дилором Абдусамиевна, Алишеров Шохрухбек. Сфера функционирования строительных терминов // Современные инновации, 2021. № 1 (39). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-funktsionirovaniya-stroitelnyh-terminov/ (дата обращения: 10.11.2021).
4. Рахматова Одина Кадыржановна, Косимова Дилбархон Рузибаевна. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы Науки, 2019. № 12 -2 (145). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberlenmka.ru/article/n/aktualnye-problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-tehnicheskih-vuzah/ (дата обращения: 10.11.2021).
5. Rakhmatova O. Peculiarities of Deixis and Anaphora in Speech Discourse / O. Rakhmatova // Bulletin of Science and Practice, 2021. Vol. 7. №10. P. 420-424. - DOI 10.33619/24142948/71/46.
6. Умарова Дилмура Закировна. Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ra/article/n/tehnologiya-blochno-modulmgo-obucheniya-kak-perspektiva-povyshemya-kachestva-obucheniya/ (дата обращения: 11.11.2021).
7. Kholmatova D. PECULIARITIES OF KINSHIP TERMINOLOGY IN TURKIC LANGUAGES // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн., 2021. 9(87). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12273/ (дата обращения: 13.11.2021).
8. Умарова Дилмура Закировна. Взаимодействие культуры языка с культурой речи // Достижения науки и образования, 2018. № 8 (30). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-kultury-yazyka-s-kulturoy-rechi/ (дата обращения: 11.11.2021).
9. Умарова Дилмура Закировна. Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения // Вопросы науки и образования, 2018. № 8 (20). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chasto-ispolzuemye-metody-i-tehnologii-interaktivnogo-obucheniya/ (дата обращения: 11.11.2021).
10. Холматова Д.А. Функционирование би- и полилингвизма в языках этносов Республики Узбекистан / Д.А. Холматова // Русский язык как средство расширения международных компетенций : Сборник материалов Международной видеоконференции, Оренбург, 27 ноября 2020 года. Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью издательско-полиграфический комплекс "Университет", 2021. С. 51-56.