Научная статья на тему 'Теоретические основы разработки инновационных проектно-управленческих решений: Градостроительный аспект'

Теоретические основы разработки инновационных проектно-управленческих решений: Градостроительный аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / ТИПОЛОГИЯ НОВЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР / МЕТОД ОБОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ ГОРОДСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / MODELS OF THE TERRITORY URBAN DEVELOPMENT / TYPOLOGY OF NEW URBAN SPATIAL STRUCTURES / METHOD OF SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CITY PLANNING PROJECT MANAGEMENT SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юшкова Наталия Геннадиевна

Приведены результаты исследования проблемы реализации политики инновационного развития регионов в градостроительном аспекте, заключающиеся в моделировании процессов функционирования «точек роста». Апробация сформулированных теоретических положений авторской методики разработки инновационных проектно-управленческих решений, закрепляемых в документах планирования развития региона, в условиях конкретного региона Волгоградской области подтвердила ее эффективность и возможность использования в градостроительной деятельности на территории различных субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROJECT MANAGEMENT SOLUTIONS: CITY PLANNING PERSPECTIVE

Here are some results of the research of the policy implementation problem of the of the regions' innovative development in the city planning perspective, which consists in modeling the processes of growth points functioning. Approbation of the formulated theoretical positions of the author's method of the development of innovative project management solutions fixed in the regional development planning documents in conditions of the specific region Volgograd Region has proved its effectiveness and the possibility of using city planning on the territory of the various subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы разработки инновационных проектно-управленческих решений: Градостроительный аспект»

УДК 711.4: 332.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© 2012 г. Н.Г. Юшкова

Волгоградский государственный Volgograd State University of Architecture

архитектурно-строительный университет and Civil Engineering

Приведены результаты исследования проблемы реализации политики инновационного развития регионов в градостроительном аспекте, заключающиеся в моделировании процессов функционирования «точек роста». Апробация сформулированных теоретических положений авторской методики разработки инновационных проектно-управленческих решений, закрепляемых в документах планирования развития региона, в условиях конкретного региона - Волгоградской области - подтвердила ее эффективность и возможность использования в градостроительной деятельности на территории различных субъектов РФ.

Ключевые слова: модели городского развития территории; типология новых городских пространственных структур; метод обоснования и развитие инновационных решений для управления проектом городского планирования.

Here are some results of the research of the policy implementation problem of the of the regions' innovative development in the city planning perspective, which consists in modeling the processes of "growth points " functioning. Approbation of the formulated theoretical positions of the author's method of the development of innovative project management solutions fixed in the regional development planning documents in conditions of the specific region - Volgograd Region - has proved its effectiveness and the possibility of using city planning on the territory of the various subjects of the Russian Federation.

Keywords: models of the territory urban development; typology of new urban spatial structures; method of substantiation and development of innovative city planning project management solutions.

Отличительной чертой современного градостроительства как государственной управленческой деятельности на современном этапе стала его полная зависимость от государственного института планирования социального и экономического развития. Положения документов социально-экономического развития должны находить отражение в градостроительной документации путем точной территориальной привязки социально-экономических процессов, их выявления и последующего планирования (закрепления) в пространственных границах определенных территорий (градостроительных систем). Законодательно закрепленные в рамках Градостроительного кодекса РФ 2004 г. [1] положения определяют нормативно-правовой (а не проектный, как это было ранее) статус документов территориального планирования, что создает максимум предпосылок к корректному отражению в них строго определенных управленческих решений. Необходимость адекватности целей и задач указанных типов документов, разрабатываемых, по инерции, изолированно друг от друга требует единства используемых методологических подходов.

С середины первого десятилетия XXI в. возникают современные, соответствующие действующему программно-целевому подходу в государственной политике территориальные и отраслевые социальные и экономические установки и документы [2 - 4], главным из которых является Концепции долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Концепция «2020») [5]. Среди ее ключевых положений выделяется переход к государственной инновационной политике поляризованного развития регионов, основа которой - точки роста, что кардинально отличает ее от действовавшей ранее политики выравнивания. Таким образом основной курс Президента и Правительства РФ - реализация в российских регионах проектов опережающего развития посредством стимулирования появления и увеличения количества точек роста, а также их функционального наполнения.

В процессе детализации этого политического курса и уточнения существующих законодательных актов [6] проводится классификация и ранжирование регионов по интенсивности процессов социально-экономического развития. Трансляция этих положений в градостроительную деятельность ожидает своего часа и становится важнейшей государственной задачей.

Современный период развития градостроительства характеризуется повышенным значением государства в возможностях регулирования развития региона. Оценка государственной управляющей и регулирующей роли градостроительства показывает, что в ее основе первенствует социально-экономический подход в проектно-управленческой структуризации объекта градостроительной деятельности и условиях его функционирования. Сочетание функций управления и

традиционных архитектурно-планировочных задач в градостроительной деятельности, а также учет уникальных социально-экономических, исторических, природно-ландшафтных особенностей региона указывает на становление нового технологического начала в организации градостроительной деятельности.

Понимание термина «регион» в современных условиях в градостроительстве связано с его эволюцией как многоуровневой и многоаспектной развивающейся градостроительной системы, характеризующей новый инновационный этап развития градостроительной деятельности, соответствующий смене теоретической концепции размещения производительных сил и расселения населения на концепцию управления градостроительными процессами, связанными с появлением поляризованного развития (точками роста).

Неравномерность территориального развития -объективный процесс, свойственный многим странам мира. Однако характер этого процесса проявляется по-разному и определяется в большей степени региональной спецификой. Пространственная неравномерность развития регионов довольно часто - их естественное состояние, тогда как в других случаях регионы, в частности так называемые проблемные и дотационные, по совокупности показателей глубоко депрессивные, что вызывает «вынужденную» социально-экономическую дифференциацию, порождает конфликты между различными группами населения и негативно сказывается на экономической и внутриполитической ситуации в стране [7].

Для обеспечения устойчивого пространственного развития территории региона в мировой практике используются различные модели управления: выравнивания территориальных различий в уровнях социально-экономического развития регионов и поляризованного (сфокусированного) развития («теория полюсов роста»).

Политика выравнивания уровня развития регионов направлена приведение к определенным показателям их функционирования, отражающим минимально приемлемый уровень экономического развития. Для ликвидации диспропорций хозяйственного пространства страны на поддержку отдельных регионов в целях ускоренного развития средства федерального бюджета перераспределяются в их пользу на определенный период времени, как правило, за счет других регионов.

Теория и понятие «полюса роста» были впервые предложены практически одновременно экономистами и регионологами Ф. Перру и Ж. Будевилем [8]. Согласно этой концепции, процессы социально-экономического развития, (и, соответственно, пространственного), направлены на образование «полюсов роста». Они концентрируются на определенных, фиксированных территориях, характеризующихся наибольшей интенсивностью развития, вызываемого предпринимательской активностью, реализацией инновационных инициатив за счет активного привлечения инвестиционных ресурсов. Суть теории «полюсов роста» заключается в том, что их пульсация - не по-

всеместная и не равномерная, а очаговая, выборочная, направленная - приводит к «поляризованному» развитию региональной экономики. А это означает, что при всем потенциальном многообразии «точек», имеются различия в специфике влияния на основные факторы производства - капитал, рабочую силу, территории, не являющиеся «полюсами», что служит обоснованием для проведения государственной политики перераспределения ресурсов развития территорий (регионов).

Активность социально-экономических процессов в различных странах мира последних 40 лет, достигнутая за счет межрегиональных отличий, доминирования отдельных базовых регионов, является прямым следствием практической реализации концепции поляризованного развития.

Современный социально-экономический прогресс преобразующего начала (аспекта) градостроительной деятельности, выступающего в качестве носителя требований государства (президента и правительства) о направлениях социально-экономического и градостроительного развития территорий регионов, а в качестве способов преобразования - регулирующие проектно-управленческие решения, состав и содержание градостроительной документации (территориального планирования, планировки территории). Инте-гративная сущность социально-экономической и градостроительной документации (прежде всего, территориального планирования), позволяющая гарантированно добиться требуемого государством результата, может быть выявлена с помощью обзора и анализа опыта реализации документов развития территории в передовых странах мира. В них проектно-управ-ляющие модели развития территории адекватно отражают реальные социально-экономические взаимосвязи и тенденции развития территории посредством формирования градостроительных образований и объектов, реализующих инновационные процессы.

Для решении последней задачи было осуществлено комплексное исследование аналогов современных точек роста «новой экономики» и процесса их эволюции в отечественной и зарубежной урбанистике на примере стран Азии, Америки, Европы, начиная со второй половины ХХ в. и по настоящее время. Оно позволило выделить четыре характерных этапа развития точек роста территории, различающиеся не только временными параметрами, но и градостроительными особенностями освоения и организации территории: «новые города» в Америке и Европе (Франция, Великобритания, Швеция, Финляндия) середины ХХ в.; «новые города» в СССР второй половины ХХ в.; инновационно-технологические зоны в Азии (Япония, Индия, Южная Корея), в Америке, Европе (Франция, Великобритания, Германия, Италия) конца ХХ в.; «новые города» в Китайской Народной Республике конца ХХ - начала ХХ1 в. Исследование показало, что закономерности пространственной локализации точек роста в отдельных регионах основаны на выявлении отдельных их типов, таких, например, как зоны инновационного развития. Это - технополисы Западной Европы, тяготеющие к крупным агломерациям (Па-

риж, Лион во Франции, Лондон, Эдинбург в Великобритании, Берлин, Гамбург, Мюнхен в Германии, Рим, Милан, Турин в Италии) или к небольшим университетским городкам (Кембридж в Великобритании, Хайдельберг в Германии, технополисы Америки (Силиконовая долина в Калифорнии), технологические парки, расположенные на территории мегаполисов США (Сансан, Даллас-Форт Уэрт в Техасе).

Исследование эволюционного процесса планирования, формирования и последующего развития «точек роста» региональной экономики показало, что он осуществляется преимущественно в форме новых городов различной типологической принадлежности и зон опережающего развития, определяемых совокупностью социально-экономических и градостроительных факторов.

Дальнейшее исследование касалось комплексного изучения и оценки новейших градостроительных тенденций последних лет, отражающих инновационный вектор развития российских регионов. Он проявляется в инициации и практической реализации проектов точек роста разных типов - новых градостроительных образований (НГО). Систематизация современного опыта, его детальный анализ позволил установить характеристики НГО, являющиеся основой для построения их градостроительной типологии. Изучение опыта разработки и практической реализации проектов НГО как в нашей стране, так и за рубежом, и последующее проведение их сравнительного анализа позволило раскрыть причины неоднородности , многообразия и закономерностей пространственной локализации «точек роста» территории. В результате автором исследования были выявлены и сформулированы теоретические положения градостроительного формирования современных типов НГО. Доказано, в частности, что основу множественности и одновременно типологического ранжирования НГО составляет единство принципов их формирования внутри отдельных типов: дифференциация процессов жизнедеятельности, развитие на основе различных видов ресурсов для инновационных площадок; автономность и перифе-рийность локализации процессов жизнедеятельности для особых экономических зон, зависимость от ресурсов развития; равнозначность и взаимозависимость процессов от освоенного ресурса для новых поселений; принципы многофункциональности процессов жизнедеятельности и их зависимости от существующих градостроительных образований для новых районов; вариативность процессов жизнедеятельности на возобновлении исчерпываемых градостроительных ресурсов для инвестиционно-активных площадок [9].

Отечественная практика разработки и реализации проектов НГО, несмотря на их активное стимулирование со стороны государственной власти в лице правительств и администраций субъектов Российской Федерации, все еще соответствует инерционным тенденциям конца XX в. Реальное развитие территорий в регионах по инновационному сценарию лишь в малой степени соответствует общим стратегическим задачам и требованиям, осуществляется фрагментарно и спон-

танно: территории, имеющие предпосылки к инновационному развитию, не получают его, и наоборот, зоны развития возникают без оценки потенциальных ресурсных возможностей региона, используя в большей степени так наззываемый «административный ресурс».

Проекты НГО на инновационных началах в настоящее время существуют лишь в 35 субъектах РФ: проекты особых экономических зон разработаны для 23 субъектов РФ, проекты новых поселений - для 13 субъектов РФ, инновационных площадок - для 8, новых районов - для 11 и проекты инвестиционно-активных площадок реализуются в 3 субъектах РФ. Распределение типов НГО в пределах одного субъекта федерации также неоднородно. Так, например, в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае получают развитие практически все типы НГО; в Липецкой области и Республике Татарстан преимущественное развитие получает один тип, а в Алтайском и Приморском краях, а также Калининградской области развитие НГО единично. Анализ территориальной локализации размещения НГО, функционально-пространственных особенностей формирования выявил закономерности, свойственные всем уровням функционирования региона и имеющие одинаковую силу влияния на развитие территории.

Обобщение выявленных закономерностей формирования НГО позволило автору сформулировать вывод о наличии принципа уровневости при отражении инновационных процессов в региональной градостроительной системе, закладывающем теоретическую базу моделей градостроительного развития территории. Он распространяется одновременно на макро-, мезо- и микрорегиональный уровни развития территории. При этом обращается внимание на мезо-региональный уровень (уровень субъекта федерации), синтезирующий характерные признаки инновационного потенциала территории, предопределяющие градостроительные основы формирования инновационных объектов развития региона. Применительно ко всем трем уровням структурно-пространственной организации региональной системы установлено выраженное влияние не только основных (стержневых) принципов, но и дополнительных (горизонтальных) принципов, а также изменение интенсивности влияния в зависимости от уровня региональной системы (начиная от макрорегионального уровня и заканчивая микрорегиональным), от вида преобладающего ресурса, от характера территориальной локализации НГО, от способов взаимосвязи и взаимовлияния процессов жизнедеятельности в рамках каждого из типов.

Выявить общие для всех территорий регионов России закономерности инновационного градостроительного развития в настоящее время не представляется возможным. Однако уже очевидно просматриваются региональные особенности, связанные с градостроительной, социально-экономической, природно-ландшафтной уникальностью и спецификой каждого субъекта РФ. Эти особенности позволяют утверждать, что в градостроительных системах регионов на основе

сложившегося планировочного каркаса расселения, наряду с социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, должна активно формироваться и развиваться инновационно-технологическая инфраструктура региона (ИТИР) [9]. Ключевая роль и главное организующее начало в этом процессе заключается в действиях органов публичной власти, которые, согласно современному российскому законодательству, обязаны планировать и организовывать такую работу.

В современных условиях практической реализации политики инновационного развития региона образуется многослойная инновационно-технологическая инфраструктура региона. Она формируется на основе инновационного потенциала территории, аккумулирующего имеющиеся и потенциальные виды ресурсов, обеспечивающие ее устойчивое (инновационное) развитие, и на обоснованном выборе определенных новых градостроительных образований из предлагаемого типологического набора.

Благодаря дифференциации региона на уровни (макро-, мезо- и микро-региональные уровни) и выявлению в объекте структурно-функциональных процессов (труд, быт, отдых), предопределяющих типологию объектов инновационного развития регионов, создаются объективные условия для разработки механизмов управления этими процессами как на уровне региональной системы, так и на уровне объекта (точки роста), дающие возможность реализовать данные модели в градостроительной практике наибольшей результативностью. Таким образом, существует взаимосвязь между особенностями конкретного субъекта федерации и точками роста, которая проявляется в выборе типа и подтипа нового градостроительного образования, в его территориальной локализации, пространственных параметрах, а также в организации процессов функционирования. Соответственно, адаптация теоретических моделей к условиям конкретного региона осуществлялась посредством изучения и учета реально имеющихся предпосылок его перспективного развития.

Комплексное изучение и анализ состояния потенциала пространственного развития конкретной региональной системы, а также выявление условий и факторов ее развития осуществляется на первом этапе обоснования ИТИР [10]. Потенциал развития субъектов Российской Федерации изначально не одинаков, и складывается из различных видов ресурсов, задейст-вующих специфические особенности планируемой территории: природно-ландшафтный потенциал -возможности и свойства природного ландшафта, используемые в качестве среды обитания и для обеспечения социально-экономических потребностей общества; транспортный потенциал - систему основных существующих и перспективных транспортных осей, крупных транспортных узлов и комплексов; производственный потенциал - потенциал производства, отвечающего современным требованиям рыночной (инновационной) экономики, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов; инвестиционный потенциал - финансово-экономические и пространственные возможности

сбалансированного развития региона, дающие высокий уровень экономического дохода. При оценке потенциала пространственного развития конкретного региона рассматриваются одновременно все его компоненты в совокупности.

В градостроительной деятельности, согласно Федеральному законодательству, и, в частности, действующему Градостроительному кодексу, комплексная оценка территории не является обязательным этапом подготовки документов территориального планирования: реальная практика стремиться к оптимизации процесса их разработки и соответствующего упрощения процедур. Тем более, когда перед разработчиками не ставятся задачи пространственной фиксации объектов инновационного развития. Но, в случае, когда инновационное развитие региона является обязательным условием его поступательного развития, то использование данных операций в предлагаемом алгоритме становится одним из наиболее ответственных этапов разработки проектно-управленческих решений.

Представление ИТИР в авторской версии имеет принципиальное значение для разработки инновационных градостроительных проектно-управленческих решений: в современном российском градостроительстве, особенно в части разработки документации территориального планирования, противоречивость прочтений этого понятия, либо его полное отсутствие не позволяет корректно выражать инновационную сущность развития территории и соответственно управлять этим процессом. ИТИР, образуя нижележащий по отношению к структуре уровень из отдельных элементов (объектов, капитальных сооружений, а также их связей), является отражением наиболее активных социально-экономических процессов на территории, и ее назначение, таким образом, заключается в обновляемом, поступательном функционировании системы, а не в дополнении или сопровождении основных видов хозяйственной деятельности.

В результате выполнения процедур первого этапа обоснования ИТИР на основании факторного анализа сформированной градостроительной системы на предмет наличия, степени освоенности и взаимодействия ресурсов, а также перспектив их дальнейшего развития выявляются потенциал развития региона, стимулы и ограничения его инновационного развития и определяются территории, наиболее полно отвечающие принципам формировании новых градостроительных образований.

Процедуры второго этапа обоснования ИТИР направлены на пространственную адаптацию теоретических моделей НГО к условиям конкретного региона и создания региональных планировочных моделей развития территории. Последние образуются в результате преломления теоретических моделей через призму потенциала пространственного развития региона (региональной системы), при этом степень трансформации теоретических моделей находится в прямой зависимости от особенностей конкретного субъекта Российской Федерации, специфики действия в его границах совокупности социально-экономических и градо-

строительных факторов. Региональные планировочные модели развития территории отражает приоритетную роль отдельных типов НГО, их функционального наполнения и пространственной локализации в пределах региона. Полученные материалы формируют методологический «каркас» сводной схемы-модели пространственного планирования развития субъекта РФ. Вместе с тем в выполнении данных процедур присутствует и другой научный результат.

ИТИР представляет собой интегральную схему социально-экономического пространства региона, суммирующую отдельные схемы планирования развития, - специфические слои, объединяющие «точки роста». Типологическое разнообразие «точек роста» определяется многофункциональностью процессов инновационного развития, специфичностью связевых конструкций и ролью основного ядра пространственной региональной системы.

Как следствие формирования региональных планировочных моделей ИТИР, именно она становится методологической основой градостроительных разработок нижележащих уровней, позволяющей обосновывать характеристики объектов инновационного развития территории. Взаимосвязь между особенностями конкретного субъекта федерации и НГО проявляется в выборе его типа и подтипа нового градостроительного образования, в его территориальной локализации, пространственных параметрах, а также в специфике пространственной организации процессов функционирования территории.

Сформулированные выше теоретические положения составляют основу предлагаемого автором метода обоснования и разработки инновационных градостроительных проектно-управленческих решений, закрепляемых в документах развития региона. Он заключается в технологической увязке следующих проектно-аналитических операций:

- выполнении факторного анализа территории региона на предмет выявления инновационного потенциала;

- разработке теоретических моделей инновационного развития региона и объектов инновационного развития региона;

- моделировании процессов инновационного развития в инновационно-технологической инфраструктуре региона на уровнях макро-, мезо- и микрорегиона как совокупности новых градостроительных образований различной типологии;

- составлении схем планирования на инновационных принципах в составе документов развития региона;

- конструирование механизмов управления на всех уровнях региональной системы и на уровне объекта

Поступила в редакцию

(точки роста) с учетом реальных предпосылок реализации объектов инновационного развития территории;

- разработке проектной концепции объектов инновационного развития.

Апробация метода разработки инновационных градостроительных проектно-управленческих решений в условиях конкретного региона (Волгоградской области) осуществлялось в рамках хоздоговорных работ, выполняемых в ВолгГАСУ по контрактам для территорий муниципальных образований, в градостроительной документации разных видов (документах территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории), а также в концептуальных предложениях особой экономической зоны в Новоаннинском районе, нового поселения в Городищенском районе, инновационной площадки в Среднеахтубинском районе, нового района в Дубов-ском районе и инвестиционно-активной площадки в городе Волгограде.

Литература

1. Градостроительный кодекс РФ 2004 г.: ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Министерство регионального развития Российской Федерации. М., 2005.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. М., 2010.

4. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. М., 2009 - 2010.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г.

7. Плахова Л.В. Формирование системы управления инвестиционной деятельностью в регионе : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008.

8. Ярашева А.В. Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов Южного федерального округа) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008.

9. Формирование градостроительных образований в контексте инновационного развития российских регионов / Н.Г. Юшкова [и др.] // Интернет-Вестник ВолгГАСУ. Политематическая серия. Вып. 3 (17) 2011. ISSN 1994-0351. Режим доступа: http:// www.vestnik.vgasu.ru

10. Юшкова Н.Г., Долотова Ю.А., Терехова И.П. Формирование технологий решения стратегических задач пространственного развития градостроительных систем // Интернет-Вестник ВолгГАСУ. Политематическая серия. Вып. 2 (9) 2009. ISSN 1994-0351. http:// www.vestnik.vgasu.ru

23 ноября 2011 г.

Юшкова Наталия Геннадиевна - канд. архитектуры, доцент, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Тел. 8(8442)384-709. E-mail: dontsovushkova@mail.ru

Yushkova Natalya Gennadievich - Candidate of architecture Sciences, assistant professor, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Ph. 8(8442)384-709. E-mail: dontsovushkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.