Научная статья на тему 'Теоретические основы рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием в регионе'

Теоретические основы рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием в регионе»

А. Л. КУРАКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕГИОНЕ

На современном этапе развития экономики страны важное значение приобретает вопрос стимулирования экономического роста регионов Российской Федерации посредством использования внутреннего потенциала субъектов федерации, в частности потенциала системы профессионального образования - источника квалифицированных трудовых ресурсов. Однако меры, принимаемые разноуровневыми органами управления профессиональным образованием, недостаточны для превращения профессионального образования в один из стимулирующих факторов экономического и социального роста регионов Российской Федерации.

Рационализация разноуровневого управления профессиональным образованием является сложнейшей задачей, так как необходимо модернизировать сложившуюся за многие годы систему управления профессиональным образованием по вертикальному принципу и обеспечить переход к построению системы управления по горизонтальному принципу. В настоящее время уже прослеживается тенденция ослабления вертикальных и существенное усиление горизонтальных связей и структур управления, формирования региональных рынков труда, что подразумевает разграничение полномочий в сфере профессионального образования от федерального центра в пользу региональных органов управления профессиональным образованием. Однако в процессе регионализации профессионального образования и передачи части функций управления профессиональным образованием регионам остаются нерешенными многие вопросы: несоответствие структуры подготавливаемых специалистов нуждам региональных экономик; невысокое качество профессионального образования; усиление регионального аспекта управления профессиональным образованием; отсутствие системы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах и, как результат, несоответствие между спросом и предложением на рынке труда; стимулирование привлечения инвестиций в сферу профессионального образования с сохранением высокой доли государственного финансирования и т.д.

Рационализация управления профессиональным образованием региона должна учитывать правовую и экономическую основу регионального профессионального образования, административно-территориальные особенности управления регионом, финансовые возможности субъекта федерации, региональные особенности рынка труда и т.д.

Реформирование системы управления профессиональным образованием региона в настоящее время направлено на повышение автономности учреждений профессионального образования при одновременном росте ответственности учреждений профессионального образования за конечный результат деятельности. Повышение самостоятельности учреждений профессионального образования связано и с тем, что государственное управление образованием больше не должно основываться на жесткой регламентации образовательного процесса и вмешательстве органов управления образованием в организацию внутренней жизни профессионального образовательного учреждения.

Разграничение компетенций разноуровневых органов управления профессиональным образованием является важным элементом рационализации сис-

темы управления, которое должно основываться на переходе к рыночному регулированию, развитии общественных и иных форм управления профессиональным образованием, что, в свою очередь, даст возможность учреждениям профессионального образования повысить уровень качества образования, конкурентоспособности образовательных услуг в условиях развития рыночных отношений профессиональных участников и потребителей образовательных услуг. Таким образом, разграничение компетенций разноуровневых органов управления профессиональным образованием должно подразумевать повышение экономической самостоятельности, соблюдение устанавливаемых на законодательной основе компетенций органов управления профессиональным образованием, повышение ответственности всех субъектов управления образовательным процессом, органов муниципального и местного, регионального и федерального управления профессиональным образованием. Целесообразно также привлекать граждан к широкому участию в принятии и реализации правовых и управленческих решений в профессиональном образовании, причем данный процесс должен быть обеспечен соответствующей нормативно-правовой базой [5].

Регионализация образования в рамках рационализации управления профессиональным образованием подразумевает ответственность не только за обеспечение образовательными программами, материальными и финансовыми ресурсами, но и за дифференциацию образования и обучения в соответствии с национально-культурными, научными, демографическими, экономическими и социальными особенностями субъекта федерации. При этом регионализация профессионального образования должна предусматривать и определенную долю его муниципализации, т.е. участия в управлении профессиональным образованием органов управления муниципальным образованием в форме как организационного и правового, так и финансового содействия развитию учреждений профессионального образования.

Нормальное функционирование профессионального образования региона невозможно без повышения финансового обеспечения учреждений профессионального образования как за счет государства, так и за счет негосударственных источников. В настоящее время, в соответствии с Законом «Об образовании» финансирование системы образования составляет 10% от валового внутреннего продукта, но на деле данный норматив составляет всего лишь 5% от валового внутреннего продукта. Данный норматив характерен для промышленно развитых стран, где величина ВВП в абсолютном выражении значительно выше.

Поэтому в процессе рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием и передачи части полномочий субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить многоканальность финансирования, которая предусматривает привлечение в профессиональное образование дополнительных финансовых средств за счет предоставления потребителям платных дополнительных образовательных услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов граждан и организаций [4].

В условиях отсутствия должного механизма соблюдения установленных норм финансирования системы образования, что приводит к снижению качества и доступности профессионального образования, уровня профессиональной подготовки преподавателей, целесообразно создание механизма целевых федеральных трансфертов, региональных специализированных фондов для осуществления комплексных целевых программ в системе профессионального образования, сохранения доли расходов на образование в рамках региональных и муниципальных бюджетов.

Рационализация управления профессиональным образованием невозможна без оптимизации использования финансовых ресурсов, и она должна взаимоувязываться с формированием бюджетов регионального и муниципального уровней на принципах нормативной бюджетно-финансовой обеспеченности минимально возможной стоимости государственных (региональных) и муниципальных услуг в расчете на душу населения, финансирования текущих и единовременных затрат, идущих на оказание одной государственной или муниципальной услуги [3]. Управление финансовым обеспечением профессионального образования должно осуществляться на принципе учета количества учреждений профессионального образования, их типов и видов, численности учащихся и профессорско-преподавательского и иного персонала, объем расходов на образование не должен зависеть от объема доходов бюджета.

В процессе рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием важным моментом является содействие в адаптации учреждений профессионального образования региона к рыночным условиям, повышении их экономических интересов в установлении состояния равновесности спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда, что позволит им и разноуровневым органам управления профессиональным образованием достигнуть высоких социально-экономических результатов, рационализации элементов взаимодействия системы профессионального образования региона.

Применение соответствующими органами управления профессиональным образованием маркетинговых методов в процессе планирования спроса на подготавливаемых учреждениями профессионального образования специалистов также является важным моментом в процессе рационализации регионального управления профессиональным образованием [1]. Планирование учреждениями профессионального образования в условиях постоянно меняющегося рынка рациональной структуры подготовки специалистов труда с применением маркетинговых методов позволит разноуровневым органам управления профессиональным образованием в процессе управления привести спрос и предложение на рынке труда в равновесное состояние, прогнозировать выпуск специалистов в соответствии с будущими потребностями экономики региона.

Рационализация управления профессиональным образованием региона должна также предполагать эффективное использование учебно-методической и материальной базы, экономию бюджетных финансовых средств, повышение качества начального, среднего, высшего профессионального образования, соблюдение баланса рынков образовательных услуг и труда на основе интеграции видов профессионального образования на университетской основе, развития практики федерального, регионального и муниципального заказов на квалифицированные кадры определенной численности, профиля и уровня квалификации [6]. В связи с этим разноуровневым органам управления профессиональным образованием необходимо провести работу по разработке и внедрению образовательных стандартов профессионального образования, предъявляемых работодателями; совершенствованию структуры подготовки специалистов; мониторингу и прогнозированию потребностей рынка труда, включающих установление кадровой потребности по новым и перспективным специальностям; внедрению эффективного механизма лицензирования учреждений профессионального образования с их последующей аккредитацией и контролем за соблюдением требований, предъявляемых к ним [2].

Рационализации управления профессиональным образованием в регионе большое внимание уделено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Национальном проекте «Образование». Основные

положения Концепции направлены на распределение компетенции и полномочий, функций и ответственности всех субъектов управления профессиональным образованием. В управлении профессиональным образованием значительно расширились полномочия регионов. В связи с этим во многих регионах соответствующими органами управления профессиональным образованием ведется работа по повышению качества и доступности образования, а также эффективности использования бюджетных средств; пересмотру перечня специальностей с учетом региональных особенностей рынка образовательных услуг и труда, раци онализации сети учреждений профессионального образования и т.д.

Литература

1. Александров А.Ю. Формирование системы управления образовательным комплексом регионального классического университета: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Чебоксары, 2004. С.17.

2. Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004. С. 57-77.

3. Кураков А.Л. Прогнозирование и планирование развития профессионального образования в республиках - субъектах Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005. С. 43.

4. Кураков А.Л. Профессиональное образование: планирование и прогнозирование его развития. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 26.

5. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Чебоксары, 2006, С.16.

6. Сурайкина Л.А. Конкурсное размещение регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием // Интеграция образования. 2003. № 3. С. 46.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 80 научных работ, в том числе 6 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.