♦---------------------------------------------
Таким образом, в настоящее время разработка КСМ на предприятии является актуальной научно-практической задачей, решение которой представляется возможным на основании предложенной автором методики создания КСМ, предусматривающей последовательное выполнение рассмотренных выше 12 этапов. На первоначальном этапе внедрения проекта на предприятии создается интегрированный процесс «Разработка, внедрение и анализ КСМ», впоследствии, по мере достижения системой менеджмента зрелости, трансформирующийся в «Анализ и развитие КСМ».
Предложенный автором механизм формирования КСМ позволяет определить перечень действий на каж-
--------------------------------------------♦
дом этапе, оценить необходимые ресурсы, выявить потенциалы для улучшения.
1. Бражник М.В. Сравнительный анализ и практика применения методических подходов в рамках системы оценки квалификации и деловых качеств управленцев // Управление персоналом. 2007. № 9.
2. Гугелев А.В. Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.
3. Опыт создания и внедрения интегрированных систем менеджмента. URL: http://www.smktula.ru/system.html.
4. Разработка этапов внедрения системы качества на промышленных предприятиях. URL: http ://www. smartcat.ru/5/5 5_9_5. shtml.
Марина Олеговна Санникова,
кандидат экономических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
Виктор Александрович Ярославский,
кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель сектора мелиорации, Поволжский НИИ экономики и организации АПК
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ РИСКОВ МЕЛИОРАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В статье обосновывается необходимость совершенствования механизма оценки эффективности и рисков мелиоративных инвестиционных проектов. Оценивать риски целесообразно в связи с применяемыми в конкретном случае показателями и критериями эффективности. Учитывая выделяемые виды эффективности мелиоративных инвестиционных проектов, необходимо различать и отдельно оценивать: риски проекта в целом (в том числе социально-экономические, экологические и финансовые риски - по анализируемым последствиям реализации проекта); риски участия в проекте (по составу участников проекта). Исходя из анализа устоявшихся подходов, авторы предлагают формализованный алгоритм оценки рисков мелиоративных инвестиционных проектов, интегрированный в систему оценки их эффективности. Изложенные теоретические предпосылки построения системы оценки рисков могут стать отправной точкой в работе по созданию соответствующих методик в составе общей оценки эффективности мелиоративных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: мелиоративный инвестиционный проект, эффективность инвестиционных проектов, оценка рисков.
M.O. Sannikova, V.A. Yaroslavskiy
THEORETICAL BASIS FOR RISK ASSESSMENT OF LAND RECLAMATION INVESTMENT PROJECTS
The paper shows the necessity to improve the mechanism of risk assessment of land reclamation investment projects. Risk should be assessed in connection with applied in each specific case indicators and performance criteria. Taking into the account various types of efficiency of land reclamation investment projects it is necessary to distinguish and separately assess the risks of the project as a whole (including socio-economic, environmental and financial risks), the risk of participation in the project (the project participants). Based on the analysis of the existing approaches the authors suggest a formal risk assessment algorithm of land reclamation investment projects which is integrated with the performance efficiency assessment system. The theoretical ground for developing such system of risk assessment can be a starting point in creating appropriate techniques for overall assessment of land reclamation investment projects.
Keywords: land reclamation investment project, investment projects efficiency, risk assessment.
В настоящее время восстановление и развитие ме- го за последние годы, является насущной задачей. В лиоративного комплекса, существенно деградировавше- частности, засушливые территории Поволжья остро
УДК 330.322:626.87 |ЙІ [email protected]
нуждаются в орошении для стабилизации по годам и увеличения производства продукции растениеводства. Однако начавшееся с 1990 г. реформирование экономики страны и ее АПК препятствовало устойчивому развитию отрасли мелиорации, наблюдалось снижение объема инвестиций в развитие мелиоративных систем. За годы реформ в орошаемом земледелии Поволжья произошел спад: из сельскохозяйственного оборота выбыло и было переведено в немелиоративные земли порядка 0,6 млн га орошаемых земель, значительно ухудшилось техническое состояние мелиоративных систем, практически прекратилось проектирование работ по строительству и реконструкции орошаемых участков. Понятно, что для преодоления столь глубокого кризиса мелиоративного комплекса необходимы значительные инвестиции как со стороны непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, так и со стороны бюджетов всех уровней в силу масштабности и значимости задачи, в том числе и для развития сельских территорий.
Активизировать инвестиционные процессы в мелиоративном комплексе могло бы принятие федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России», однако сегодня ее концепция, разработанная в 2010 г. Россельхозакадемией, так и остается проектом.
Наряду с организационными моментами до конца не проработанными остаются теоретические вопросы экономического механизма инвестирования, одной из составных частей которого является обеспечение эффективности проекта и снижение его рисков. Априорная оценка этих двух параметров - необходимая часть работы при проектировании мелиоративного объекта. Причем важно также получать уточняющие оценки в ходе осуществления работ по проекту и апостериорные после ввода его в эксплуатацию.
Теоретические исследования, связанные с эффективностью инвестиционных проектов, достаточно обширны, методики оценки хорошо проработаны и широко используются на практике [2; 3; 4]. Несколько иная ситуация наблюдается в области оценки рисков, особенно связанных с инвестициями в аграрный сектор, где специфика отрасли выходит на первый план.
Сегодня наблюдается острый недостаток не только методических разработок по эффективной оценке рисков инвестиционных проектов, но и отсутствие теоретических основ , позволяющих заложить прочный фундамент этих методик. Исходя из актуальности проблемы, авторами в настоящей работе делается попытка восполнения указанного пробела.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель» можно выделить несколько видов эффективности мелиоративных инвестиционных проектов (МИП) (рис. 1).
При оценке эффективности проекта в целом реализуется сценарий наличия единственного участника и единственного источника финансирования - собственных средств. Оценка эффективности проекта в целом необходима для формирования основных параметров проекта, оценки его реализуемости и привлекательности для потенциальных участников, включая государство, региональные и местные органы.
Эффективность мелиоративного инвестиционного проекта в целом подразделяется:
- на общественную (социально-экономическую) эффективность проекта в целом;
- коммерческую эффективность проекта в целом.
Состав показателей общественной эффективности
включает в себя индикаторы социально-экономических и экологических последствий реализации проекта, в том числе внешние для аграрного сектора и внеэкономические.
Показатели коммерческой эффективности проекта в целом отражают финансовые последствия его осуществления для гипотетического единственного участника, финансирующего проект.
Эффективность участия в проекте оценивается с точки зрения соответствия коммерческим интересам потенциальных участников. При этом эффективность проекта подразумевает выгодность (по индивидуальным параметрам) и его реализуемость (возможность выполнения обязательств по финансированию) для каждого участника.
В зависимости от вида участия выделяют:
- эффективность участия в проекте сельхозпредприятий и сторонних инвесторов;
- бюджетную эффективность (с точки зрения оправданности расходов доходами по проекту бюджетов всех уровней).
В соответствии с определением содержания эффективности участия в проекте суть ее составляет коммерческая эффективность. Таким образом, можно говорить об этом виде эффективности как о коммерческой эффективности участия в проекте с присущей ей оценкой финансовых последствий для каждого участника.
Примерный алгоритм порядка оценки эффективности проекта и использования результатов такой оценки представлен на рис. 2. На первом этапе оценивается эффективность проекта в целом, в том числе общественная значимость, общественная и коммерческая эффективность. Неудовлетворительная общественная значимость и эффективность влекут однозначное отклонение проекта. В случае большой общественной значимости и низкой коммерческой эффективности проект может быть реализован с привлечением дополнительных источников финансирования. На втором этапе после формирования
состава участников проекта рассматривается степень реализуемости проекта с учетом финансовых возможностей всех сторон и оцениваются индивидуальные выгоды участников от реализации проекта.
Риски инвестиционного проекта анализируются с точки зрения целевых показателей, в качестве которых выступают показатели его эффективности. Отсюда оценка рисков является неотъемлемой частью экономической оценки эффективности объекта анализа, поскольку предоставляет заинтересованным пользователям информацию о надежности прогнозируемых результатов реализации проекта и характеризует его с точки зрения достижимости поставленных целей.
Поэтому оценивать риски целесообразно в связи с применяемыми в конкретном случае показателями и критериями эффективности. Соответственно, учитывая выделяемые виды эффективности мелиоративных инвестиционных проектов, необходимо различать и отдельно оценивать:
- риски проекта в целом (в том числе социальноэкономические, экологические и финансовые риски - по анализируемым последствиям реализации проекта);
- риски участия в проекте (по составу участников проекта).
Во всех перечисленных случаях порядок оценки рисков и связь ее результатов с оценкой эффективности проекта может быть представлен в виде алгоритма действий (рис. 3).
1. Качественная оценка рисков проекта. На этом этапе необходимо выявить источники и причины рисков, установить потенциальные зоны рисков, идентифицировать возможные риски [1]. Основой этой работы является классификация и систематизация рисков проекта. Таким образом, качественная оценка рисков - определение всей совокупности факторов рисков ^ ( = 1, 2, ..., /), присущих проекту, причем г; е И, где Г - конкретный фактор риска, квалифицированный как присущий данному проекту; И -множество всех возможных факторов рисков.
Результаты качественной оценки служат базой для проведения количественной оценки рисков.
2. Количественная оценка и определение допустимых границ рисков проекта. Определение количественных характеристик рисков является центральной задачей оценки рисков проекта, успешное выполнение которой, однако, зависит от предыдущего этапа -их качественного описания. В условиях многообразия суще-
ствующих методов, методик и приемов перед субъектом анализа ставится задача выделения из множества принятых характеристик рисков А подмножества характеристик Н (Н с А), пригодных для частного случая оценки. В этом случае элементами множества Н является характеристики рисков Нк (к = 1, 2, ..., т), отобранные с учетом конкретных условий проекта и рациональных предпочтений аналитика.
Основываясь на допущении того, что риски оцениваются в связи и в отношении целевых показателей эффективности проекта (множество Є с элементами д:(І = 1, 2, ..., п), представляющими собой показатели эффективности проекта), можно утверждать, что количественная оценка рисков проекта должна заключаться в определении произведения множеств Н и Є и нахождении множества Н * Є, элементами которого являются упорядоченные пары (Ьк, д). В этой связи необходимо отметить, что для целей оценки рисков элементы множества Є (дІ є Є) можно представить в виде функций от факторов риска: д: = ґ (г.).
Определение допустимых границ рисков проекта связано с проблемой отношения к риску субъекта ана-
лиза. Отношение к риску связывают с несколькими факторами: личностными характеристиками, иерархией целей, наличием и величиной ресурсного потенциала участника проекта. Соответственно, один и тот же проект с точки зрения его рисковости может оказаться приемлемым или неприемлемым для разных субъектов. В связи с этим необходимо установление индивидуальных границ рисков - НШп и Н1т1ах- с учетом перечисленных факторов. В большинстве случаев ограничиваются поиском максимального уровня допустимого риска Нктах.
3. Определение допустимости рисков проекта. На основе данных предыдущего этапа проверяется выполнение неравенства Нк < Нктах. При его соблюдении осуществляется переход к восьмому этапу, в противном случае возникает необходимость в применении инструментов снижения рисков, выявление и отбор которых производится на четвертом этапе. Также альтернативным действием может быть отказ от реализации инвестиционного проекта.
4. Выявление и отбор мероприятий по снижению рисков проекта. Если на предыдущем этапе обнаружено, что риск недопустим, производится выявление всех
возможных мероприятий по его снижению. Отбор самых действенных и эффективных мероприятий на этом этапе рекомендуется проводить с помощью неформальных интуитивных методов, основанных на профессиональном суждении лица, принимающего решение, и экспертных процедурах. Если в результате поиска путей доведения уровня рисков до приемлемого обнаружен, в соответствии с предварительными неформальными оценками, эффективный способ, то он принимается; в противном случае реализация проекта считается нежелательной.
5. Уточненная количественная оценка и определение допустимости рисков проекта. Исследования на этом этапе строятся по той же схеме, что и первоначальная количественная оценка рисков, с учетом их прогнозируемого снижения, достигаемого в результате включения в состав работ по проекту мероприятий по снижению рисков. Таким образом, определяется множество И' X в с парами элементов (Лк', д). Затем проверяется условие Нк < Ькпах, и в соответствии с алгоритмом осуществляется либо переход к следующему этапу при соблюдении неравенства, либо возврат к четвертому этапу и возобновление поиска мероприятий по снижению рисков (также возможным является отказ от реализации проекта без дополнительных изысканий).
6. Оценка величины расходов на мероприятия по снижению ри-
♦-------------------------------------------------
сков проекта. Для определения целесообразности применения процедур минимизации рисков рассчитывается их прогнозная стоимость. Также на этом этапе необходимо принимать во внимание, что помимо влияния на расходы в сторону увеличения отдельные мероприятия могут приводить к снижению доходов (например, при выборе менее доходных, но более надежных каналов продаж продукции, произведенной в процессе реализации мелиоративного инвестиционного проекта).
7. Включение расходов на мероприятия по снижению рисков в состав расходов по проекту и расчет уточненных показателей эффективности по установленной методике. Оценочные значения величины расходов на снижение рисков включаются в финансовые потоки проекта, на основании чего рассчитываются уточненные показатели эффективности проекта и осуществляется их оценка. В дальнейшем необходимо пересмотреть перечень остаточных рисков мелиоративного инвестиционного проекта, их величины, сравнить с допустимыми границами риска и принять решение о целесообразности проекта (т.е. выполнить работы, начиная с первого этапа, с учетом нового рискового профиля).
8. Формирование информации по итоговой величине рисков (заключительный этап). Информация по
--------------------------------------------------♦
итоговой величине рисков является частью общего информационного обеспечения, необходимого для принятия решения о возможности реализации мелиоративного инвестиционного проекта и дальнейшего управления инвестиционной деятельностью в случае участия в проекте.
Считаем, что изложенные теоретические предпосылки построения системы оценки рисков могут стать отправной точкой в работе по созданию соответствующих методик в составе общей оценки эффективности мелиоративных инвестиционных проектов.
1. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 1999.
2. Дубинин Е. Анализ рисков инвестиционного проекта // Финансовый директор. 2003. № 11. 1^1.: Ь|Пр:/Лм\«\«.Г<1гиагсЫуе_ а|1/5625.Мт1 (дата обращения: 10.09.12).
3. Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций. М., 2008.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21 июня 1999 г. № ВК 477).
Вадим Анатольевич Терёхин,
аспирант кафедры менеджмента,
СГСЭУ
Андрей Равильевич Сайфудинов,
аспирант кафедры менеджмента,
СГСЭУ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СМК ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Цель статьи - дать прикладное представление об идентификации процессов СМК предприятия - участника промышленно-строительного кластера. Основой процессного подхода и одним из первых и главных этапов в разработке (доработке, гармонизации) СМК в организации, который определяет базу для дальнейшего распределения ответственности в СМК организаций промышленно-строительного кластера (ПСК), является идентификация процессов и процедур. Процедуры и положения, описанные в настоящей статье, применяются в дальнейшем в типовых документах систем менеджмента качества организаций ПСК. Предложенный подход к построению системы менеджмента качества для предприятия ПСК основан на принципах TQM, отвечает требованиям технического регулирования в РФ и учитывает специфику предприятия - участника промышленно-строительного кластера, специализированного как в строительной отрасли, так и в промышленности строительных материалов.
Ключевые слова: промышленно-строительный кластер, система менеджмента качества, процессный подход.
V.A. Terekhin, A.R. Saifudinov
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PROCESSES IN INDUSTRIAL AND CONSTRUCTION CLUSTER
The paper aims to give an idea of the QMS processes identification at enterprise of the industrial and construction cluster. The basis of the process approach and one of the first and major steps in the development (improvement, harmonization) of QMS in the organization which defines the basis for further distribution of responsibilities in the organization's QMS is the identification of processes and procedures. Procedures and provisions described in the paper will later be used as a model for quality management systems of organizations of the industrial and construction sector. The proposed approach
УДК 658.5:69