Научная статья на тему 'Теоретические основы противодействия терроризму в Российской Федерации'

Теоретические основы противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1620
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кангезов Марат Русланович

Сложившаяся в стране и мире напряженная обстановка, обусловленная действиями террористических организаций, свидетельствует о необходимости проведения действенной политики противодействия данному негативному явлению. В этой связи видится необходимым исследование понятия и признаков, терроризма в современном мире, что позволит лучше понять данное явление и рассмотреть основные направления противодействию терроризму. Настоящая статья направлена на рассмотрение теоретических основ противодействия терроризму, поскольку именно в теории закладываются основы указанной деятельности, получающие дальнейшую реализацию на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of counteraction to terrorism in the Russian Federation

The current situation in the country and world tensions, caused by the actions of terrorist organizations, evidence of the need for effective policies to counter this negative phenomenon. In this regard, it seems necessary to study the concept and features of terrorism in the modern world, to better understand this phenomenon and to consider the main directions of countering terrorism. This article is directed to the theoretical foundations of counter-terrorism, because it is in theory, the foundations said activity receiving further implementation in practice.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы противодействия терроризму в Российской Федерации»

2.13. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кангезов Марат Русланович, канд. юрид. наук. Должность: помощник начальника по правовой работе. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД России. E-mail: kangezovm@mail.ru

Аннотация: Сложившаяся в стране и мире напряженная обстановка, обусловленная действиями террористических организаций, свидетельствует о необходимости проведения действенной политики противодействия данному негативному явлению.

В этой связи видится необходимым исследование понятия и признаков, терроризма в современном мире, что позволит лучше понять данное явление и рассмотреть основные направления противодействию терроризму.

Настоящая статья направлена на рассмотрение теоретических основ противодействия терроризму, поскольку именно в теории закладываются основы указанной деятельности, получающие дальнейшую реализацию на практике.

Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, признаки терроризма.

THEORETICAL BASES OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION Kangezov Marat Ruslanovich, PhD at law. Position: Head assistant on legal work. Place of employment: North-Caucasian Institute of Advanced Studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia branch. E-mail: kangezovm@mail.ru

Annotation: The current situation in the country and world tensions, caused by the actions of terrorist organizations, evidence of the need for effective policies to counter this negative phenomenon.

In this regard, it seems necessary to study the concept and features of terrorism in the modern world, to better understand this phenomenon and to consider the main directions of countering terrorism.

This article is directed to the theoretical foundations of counter-terrorism, because it is in theory, the foundations said activity receiving further implementation in practice. Keywords: terrorism, counter-terrorism, the signs of terrorism.

Терроризм - симптом тяжелой болезни общества, одна из глобальных проблем человечества. В Российской Федерации проблема терроризма проявилась в 90-х годах XX в. и продолжает оставаться в числе наиболее значимых. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества, что негативным образом отражается на уровне и престиже государства на мировой арене.

Акты терроризма и сопряженные с ними преступления на территории нашего государства мало чем отличаются от подобных деяний, совершаемых за рубежом. Поэтому российский терроризм не следует рассматривать обособленно от международного из-за их тесной связи в механизме преступления, а именно членство террористов в международных террористических организациях, что связано с подготовкой преступлений и их финансированием.

В этой связи видится необходимым исследование понятия и признаков, терроризма в современном мире,

что позволит лучше понять данное явление и рассмотреть основные направления противодействию терроризму.

Законодательное определение терроризма содержится в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [2]: «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Как видим, законодатель включает в указанное понятие не только общественно опасные деяния или угрозы их совершения, но и саму идейную основу такой преступной деятельности.

Но, несмотря на то, что терроризмом является уже сама идеология насилия, уголовная ответственность предусмотрена только за совершение определенных действий, предусмотренных ст. 205 Уголовного кодекса РФ [1]: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации определяет терроризм как «угрозу национальной безопасности страны, отмечает среди его современных тенденций расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной; попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств» [3].

Пленум Верховного Суда РФ, рассмотрев правоприменительную практику, в своем Постановлении от 09 февраля 2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» [4], указал судьям на необходимость обращать внимание при вынесении решения о виновности обвиняемого в совершении теракта на особенности квалификации преступлений как террористических актов, а также на соответствие действий основным признакам террористической деятельности.

Терроризм обладает следующими характерными чертами:

- высокая общественная опасность террористической деятельности;

- публичность осуществления террористической деятельности;

- преднамеренное создание обстановки страха, подавленности и напряженности как средства воздействия на лиц, принимающих решения и вынуждения их к действиям в интересах террористов;

- жертвы террористического акта являются средством для воздействия на общественное мнение и властные структуры;

- готовность террористов в процессе совершения террористического акта к самопожертвованию;

- неоднозначность оценки террористической деятельности с позиций разных социальных групп.

6'2016

Пробелы в российском законодательстве

Проблема противодействия терроризму, безопасности человеческой жизни и здоровья признается актуальной как на национальном, так и на межгосударственном и транснациональном уровнях. Принятие мер по уменьшению случаев террористических проявлений выступает приоритетной задачей для каждой страны, осознающей пагубные последствия таких случаев как для народа, так и для социально-экономической, политической и международной составляющей.

Противодействие терроризму как наиболее опасному проявлению экстремизма действительно является одним из современных направлений уголовной политики России. Противодействие терроризму является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственная политика нацелена на борьбу с этим злом в различных его проявлениях, предотвращение и разрешение тех конфликтов, которые могут спровоцировать террористическую деятельность.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» «противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма».

Следует отметить, что сегодня в стране ведется активная борьба с проблемой терроризма. Государственные органы активизируют свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранение потенциальных предпосылки их формирования. Однако, как отмечают А.В. Макаров и М.В. Чумаченко, «необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов» [6, с. 53].

На законодательном уровне закреплены правовые и организационные основы противодействия терроризму. Под правовыми основами противодействия терроризму следует понимать созданную в Российской Федерации систему международных и национальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики терроризма, борьбы с ним и минимизации его последствий, а также основы применения Вооруженных Сил при противодействии террористическим актам. В свою очередь, организационные основы противодействия терроризму - это совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, по борьбе с терроризмом, минимизации последствий террористического характера [7, с. 61].

Однако предложенные меры не всегда оказываются достаточно эффективными для предотвращения тер-

рористического акта. Поэтому государственная система противодействия терроризму, помимо мер по борьбе с ним, должна включать в себя также создание системы государственных гарантий, в том числе и социальных, для потерпевших от терактов.

На основе анализа международного и национального законодательства МА. Савина выделяет следующие социальные гарантии для потерпевших от терактов:

- своевременное оказание бесплатной медицинской, психологической и иной помощи;

- последующая медицинская, социальная и психологическая реабилитация;

- восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;

- предоставление государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения вследствие террористического акта;

- возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта;

- содействие в трудоустройстве;

- правовая помощь;

- минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы [8].

Ранее было отмечено, что дефиниция «терроризма» по-разному трактуется законодателем. В целях повышения эффективности противодействия террористической деятельности представляется необходимым устранить имеющиеся противоречия в подходах к определению термина терроризма в действующем антитеррористическом законодательстве, к определению иных терминов, связанных с указанным явлением, а также более четко отразить основные признаки терроризма.

Целесообразно также применение комплекса таких мер противодействия как:

1) правовые меры - регулирование отношений безопасности, охрана конституции, наказание преступников, восстановление нарушенных прав граждан и интересов государства;

2) репрессивные меры - применение армейских подразделений и специализированных подразделений для подавления активного вооруженного сопротивления террористов;

3) защитные меры - защита объектов потенциальных устремлений террористов: аэропортов, критически важных объектов, мест повышенного скопления людей, дипломатических представительств, социальных учреждения (школы, больницы и др.), органов власти (администрация, милиция, суд, прокуратура и т.д.), информации в компьютерных системах;

4) информационно-аналитические меры - разведывательные мероприятия, анализ и прогноз динамики терроризма, разработка способов решения конфликтных ситуаций, контрпропаганда;

5) политико-экономические меры - сокращение социальной базы терроризма, блокирование всех видов пособничества, использование переговорного урегулирования конфликтов, развитие отношений доверия и кооперации этнорелигиозных групп [5, с. 30-31].

Рассмотренные меры, безусловно, не являются исчерпывающими, но при добросовестном их применении могут оказать существенное влияние на профилактику распространения террористических проявлений в мире и с стране. Проблемы терроризма в целом заслуживают всестороннего научно-практического изучения, а также выработки эффективных мер и спосо-

бов профилактики данных проявлений для обеспечения нормального функционирования общества и государства.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 01.05.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2016. № 18. Ст. 2515.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 58

3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. 20 октября.

4. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09 февраля 2012 г. № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 4.

5. Ганаева Е.Э. Общегосударственное противодействие терроризму: стратегический аспект // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права.

2014. № 8.

6. Макаров А.В., Чумаченко М.В. Терроризм и экстремизм: современное понимание и актуальные проблемы // Юридический мир. 2016. № 2.

7. Основы противодействия терроризму: учебное пособие / под ред. Я.Д. Вишнякова. М., 2006.

8. Савина М.А. Проблемы судебной защиты социальных прав пострадавших от террористического акта в Российской Федерации. В кн.: Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.,

2015.

Рецензия

На статью «Теоретические основы противодействия терроризму в Российской Федерации» Кангезова М. Р. помощник начальника Северо -Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского института МВД России по правовой работе, к.ю.н.

Акты терроризма и сопряженные с ними преступления на территории нашего государства мало чем отличаются от подобных деяний, совершаемых за рубежом. Поэтому российский терроризм не следует рассматривать обособленно от международного из-за их тесной связи в механизме преступления, а именно членство террористов в международных террористических организациях, что связано с подготовкой преступлений и их финансированием.

В этой связи видится необходимым исследование понятия и признаков, терроризма в современном мире, что позволит лучше понять данное явление и рассмотреть основные направления противодействию терроризму.

Противодействие терроризму как наиболее опасному проявлению экстремизма действительно является одним из современных направлений уголовной политики России. Противодействие терроризму является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственная политика нацелена на борьбу с этим злом в различных его проявлениях, предотвращение и разрешение тех конфликтов, которые могут спровоцировать террористическую деятельность.

Автором справедливо указано, что на законодательном уровне закреплены правовые и организационные основы противодействия терроризму. Под правовыми основами противодействия терроризму следует понимать созданную в Российской Федерации систему международных и национальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики терроризма, борьбы с ним и минимизации его последствий, а также основы применения Вооруженных Сил при противодействии террористическим актам. В свою очередь, организационные основы противодействия терроризму - это совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, по борьбе с терроризмом, минимизации последствий террористического характера.

Статья соответствует требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, лейтенант полиции Геляхова Л.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.